Нюансы компоновки: чего следует избегать?
Компоновка — это размещение элементов композиции в формате. Другими словами — распределение предметов в листе. Она зависит от композиционной схемы, творческой задумки художника. Но есть такие комбинации или сочетания, которые вызывают неприятные ощущения при зрительном восприятии рисунка. Подборка этих нежелательных композиционных решений, чтобы начинающие художники могли наглядно увидеть, чего следует избегать. Рассмотрим четыре таких вариантов компоновки в станковой композиции.
Один предмет ровно под другим
Представьте, что Вы рисуете натюрморт с натуры. Предметы в нём расставлены ритмично и интересно. Однако, Вам досталось такое место, откуда открывается не самый лучший вид. Например крынка и плашка расположились ровно друг под другом. Этот ракурс вполне реален, но некрасив. Что же делать? В таких исключительных случаях можно не следовать натуре на сто процентов, а чуть сместить один предмет относительно другого. Когда предметы выстраиваются в ряд, композиция лишается ритма. Поэтому такую компоновку лучше избегать.
Когда контуры предметов касаются друг друга
Ещё один пример неприятной для глаза компоновки — это когда контуры предметов касаются друг друга. Намного лучше, если один предмет чуть закроет другой. Или же можно нарисовать их на некотором расстоянии друг от друга.
Расположение главного объекта композиции строго в центре листа
Следующий пример — это когда композиция симметричная и в ней присутствует только один объект, расположенный по центру. Дело в том, что существует понятие геометрического центра и оптического. В первом случае центр находится на пересечении диагоналей листа. Во втором — чуть выше. Это объясняется тем, что визуально, геометрический центр кажется ниже и его хочется чуть приподнять. Поэтому, если мы что-то рисуем в центре листа, этот предмет следует изображать чуть выше буквального центра. То есть, мы как бы создаём некий пьедестал под предмет. Это иллюзия, которая делает композицию цельной и уравновешенной.
|
Когда элемент рисунка касается края листа
В композиции есть как главные элементы, так и второстепенные. У каждого из них своя роль и соответствующее расположение. В зависимости от творческого замысла, какие-то из них художник может увести за края листа (холста). То есть часть предмета уходит за край, а другая его часть остаётся в поле видимости. Такой приём вполне допустим. Но когда предмет расположен на краю рисунка таким образом, что его край совпадает с краем листа, то это выглядит некрасиво, создавая ощущение тесноты, смещения композиции, её неуравновешенности (как будто предмет прилип к краям). К тому же, в классике художники оставляют по краям листа пустое пространство для того, чтобы взгляд зрителя «входил» в картину, будто в тоннель. Поэтому лучше, либо оставлять расстояние от изображаемых объектов до края листа, либо частично уводить их за пределы рисунка (если это оправдано с точки зрения творческого замысла).