Организация работы с детьми в семье




Общая моторика.

Дети с дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук

Дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

Особенности артикуляционного аппарата.

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну.

Звукопроизношение при дизартрии.

При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих, шипящих и соноров, т. е. все звуки речи страдают. Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение.

Просодика.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос, появляется иногда назальный оттенок. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна. Голос детей во время речи тихий.

Общее речевое развитие.

Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при различении предлогов, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь. Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.).

Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторений слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.).

Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков.

Словарь детей отстает от возрастной нормы.

Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.

 

Организация работы с детьми в семье

Успех логопедической работы с детьми - дизартриками в детском саду во многом зависит от того, насколько окружающие ребенка люди

способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

Л.С. Выготский говорил, «то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно» (1932). Взрослый, которому ребенок доверяет, ориентируется и подражает - это его родители, близкие ему люди. Родители начинают общаться с младенцем, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении. Основные рекомендации родителям, имеющим ребенка раннего возраста: как можно больше разговаривать с ним, читать малышу книги, рассказывать потешки, описывать все, что делают; не допускать сюсюканья при общении; говорить четко и выразительно.

Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода и зависит от многих факторов – времени обнаружения дефекта, выбора хорошего специалиста, настойчивости и терпения родителей.

Несмотря на речевые дефекты дети понимают, что отличаются от

других и начинают комплексовать, часто используют жесты вместо слов или просто предпочитают молчать, а родители не уделяют этому внимания. Результат - такое поведение входит в привычку, вызывая дефицит словарного запаса и нарушение связности речи.

Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком.

Но работу в домашних условиях можно проводить только после

консультации с неврологом и логопедом.

Задачи, которые стоят перед родителями в работе со своим ребенком:

1. Выработка мотивации.

2. Контроль за выполнением заданий и речью детей.

3. Заинтересованное участие в коррекционной работе, проводимой

логопедом, и ее результатах.

Родители детей с дизартрией должны учитывать, что речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.

Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях

можно выполнять поочередно такие несложные упражнения

артикуляционной гимнастики:

1. Гимнастика для щек и губ:

- надуть губы и щеки;

- надуть щеки поочередно;

- втянуть щеки (между зубов);

- сымитировать сосательные движения;

- вибрация губами.

2. Гимнастика для нижней челюсти:

- открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;

- прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.

3. Гимнастика для языка:

- облизывание губ;

- упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.

4. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.

Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной

связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость. У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно

одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Например:

- Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.

- Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).

- Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым.

- Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).

- Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.

- Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.

- Передвигать косточки на счетах.

- Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.

- Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.

- Лепить из пластилина.

- Собирать мозаику.

- Заниматься конструированием.

Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:

- На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно

разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

- Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно

приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить

упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).

- Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.). Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.

- По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).

- Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

- «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами.

Дети с дизартрией могут испытывать трудности в еде и

самообслуживании. Им нужно помогать в меру, иначе может пострадать развитие их самостоятельности (с помощью бинта изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой; закрепить посуду на подносе).

При обучению питью сначала используют резиновую трубку для

втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку ртом, затем нужно слегка потянуть ее к себе, чтобы она удерживалась одними губами.

Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надевать на голову ребенка (под челюсти) эластичный резиновый жгутик. С помощью этого жгутика во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, что способствует выработке правильного звукопроизношения. Чтобы помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр., полезны следующие упражнения: захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы.

Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц; застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом на одежде самого ребенка.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны

предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра.

Упражнения:

- раскрашивание картинок;

- точное обведение контуров предметов;

- рисование простых предметов по проставленным точкам;

- соединение данных точек линиями разного направления;

- штриховка.

Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных

упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа

выполнения упражнения, повышение точности движений.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: