Использование видеоресурсов на уроках физики




Применение учебных видеофильмов прочно вошло в практику работы учителей. Педагогическая ценность видеофильмов состоит в том, что они позволяют повысить интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную мыслительную деятельность учеников и способствуют сознательному усвоению знаний, созданию творческой атмосферы на уроке, повышению его эмоционального фона. Исследования Эдгара Дейла, британского электрофизиолога, исследователя нервной системы человека, лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине показали, что люди запоминают 20% того, что услышали, 30% того, что увидели, и 50% того, что услышали и увидели. И чем больше видеопособий в распоряжении учителя, тем больше у него возможностей для эффективного управления познавательным процессом. Дидактические функции учебного видеоматериала чрезвычайно многообразны. Их можно рассматривать как:

· источник новых знаний;

· средство обобщения и систематизации знаний;

· средство иллюстрации учебного материала;

· вспомогательное средство для контроля знаний:

· средство для последующей самостоятельной работы, такой как чтение текста учебника и сравнение его с содержанием фильма, составление сжатого или развёрнутого плана, воспроизведение дикторского текста при повторном показе с отключенным звуком, отбор материала для сообщения, письменной работы, проведения демонстрационных опытов;

Среди многих методов, которыми пользуется учителя физики, особое значение имеет эксперимент, который является неотъемлемой органической частью курса физики средней школы. Демонстрационные опыты зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор учащихся. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся.

Однако многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы и учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете.

Практика использования видеодемонстраций показывает, что они могут быть хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Ими можно дополнить натурные демонстрации. Это дает целый ряд преимуществ:

- Во-первых, мелкие детали установок и небольшие размеры некоторых значимых явлений, которые плохо различимы с рабочих мест учеников, можно при необходимости показать на весь экран.

- Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т.е. растянуть быстротекущий процесс (вспышка огнива, падение тел), или значительно сократить растянутые во времени процессы (диффузия в жидкостях).

- В-третьих, в случае сложной электрической схемы установки удобно сначала показать и разъяснить принципиальную схему, а затем соотнести её с монтажной схемой.

- В-четвёртых, можно продемонстрировать природные явления, недоступные непосредственному наблюдению на уроке: разряд молнии, приливы и отливы, падение тел и т.д.

Видеодемонстрация является не заменой живого эксперимента, а новой составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента.

Как бы ни был интересен видеоролик с точки зрения яркости, эффектности, выразительности демонстрируемого явления, он будет не более чем развлекательным, если не войдет органически в контекст изложения учебного материала. Дублирование опытов одного содержания с использованием разных демонстраций позволяет учащимся глубже проникнуть в сущность изучаемого явления. Однако следует учесть, что восприятие нового происходит не мгновенно, оно требует известного промежутка времени для осмысления. И если сразу демонстрируется несколько экспериментов, то одно и то же явление, показанное в разных опытах, может быть воспринято учениками как различные по существу. Поэтому множественность опытов может оказаться не только бесполезной, но даже вредной для понимания показываемого явления. Иногда возникает необходимость повторной демонстрации опыта. Например, в том случае, когда рассматривается сложное физическое явление, или оно быстро протекает и при однократном показе не все ученики успевают заметить главное. Повторение демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления. Использование видеомагнитофона позволяет легко осуществить повтор только что просмотренных кадров.

Прежде чем применить тот или иной видеофильм, учитель должен уяснить его соответствие поставленной на уроке обучающей цели, насколько он соответствует дидактическим требованиям. При предварительном просмотре фильма надо решить, будет ли использоваться фильм полностью или фрагментарно.

Перед демонстрацией следует точно и ясно сформулировать цель просмотра, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обращая внимание на главные моменты, которые особенно важно усвоить учащимся. Чтобы сделать просмотр фильма осмысленным и целенаправленным, заставить учащихся внимательно следить за развёртывающимся на экране действием, можно предложить учащимся вопросы или задания по просмотренному фильму.

Для практики чрезвычайно важно иметь представление об оптимальной частоте применения видеофрагментов в учебном процессе. При систематическом, но не слишком частом использовании этих средств, 3-4 раза в неделю, у учащихся вырабатывается специфическое умение работы с этими пособиями, их не отвлекают сопутствующие факторы, такие как внешний вид аппаратуры, с помощью которого воспроизводиться фильм, желание поближе ознакомиться с ней и т.п.

Видеосюжеты можно применять на различных этапах урока, используя различные методы преподавания:

§ Видеодемонстрация может служить иллюстрацией к объяснениям учителя в процессе изучения нового материала. В этом случае видеозапись помогает успешнее сравнивать, находить общее и различное между объектами изучения, облегчает анализ изучаемого явления. В итоге такое применение видеофрагмента способствует лучшему пониманию и осознанию учащимися закономерностей природы, подводит их к выявлению и формулировке выводов, понятий, законов. Наглядно-иллюстративный метод рекомендуется при изучении достаточно сложного материала.

§ Активно-эвристический метод применяют тогда, когда новый материал не вызывает особых трудностей при усвоении учениками. В таком случае не учитель, а фильм может быть носителем новой учебной информации. Ученикам предлагают самостоятельно найти в фильме ответы на вопросы, предварительно поставленные учителем перед просмотром.

§ Видеофрагмент может быть использован для постановки проблемы, раскрытия цели и задач урока, привлечения интереса учащихся к изучаемому вопросу. В этом случае видеосюжет должен являть изучаемый материал в самом привлекательном виде, показывать жизненную необходимость получения новых знаний. Как правило – это видеофрагменты, отражающие в занимательной форме историю возникновения проблемы в науке и пути её разрешения. Просмотрев видеофрагмент, учащиеся приобретают определённый запас образных представлений. На их подготовленное восприятие успешнее ложится живое слово учителя. Таким образом, применение видеофрагмента во вводной части урока сокращает время на усвоение материала темы, а за счёт этого учитель может углубить, расширить и лучше закрепить знания учащихся.

§ Эффективен и способ использования видеофрагментов на этапе повторении и обобщения изученной темы, на этапе закрепления знаний. Можно предложить учащимся дать объяснение фрагмента, сформулировать вывод, составить план или пересказ увиденного, предложить свой вариант видеозаписи, озвучить увиденное, если фрагмент демонстрируется с отключенным звуком, и т.д.

Применение видеофильмов в учебном процессе при оптимальном сочетании с традиционными средствами наглядности, такими как демонстрационный эксперимент, лабораторная работа, рассмотрение моделей, таблиц и схем, делают урок более динамичным, способствуют его оптимизации.

Видео целесообразно применять для показа процессов в окружающей среде в движении и развитии; для показа практического решения проблем; для наблюдения явлений, недоступны для непосредственного восприятия; для расширения границ демонстрационного эксперимента;

Видеофильм можно использовать на различных этапах урока: как вводный фрагмент к новой теме; как иллюстративный - для иллюстрации на уроке нового учебного материала; как эвристический, который несет новую информацию; как заключительный - при обобщении темы урока;

В связи с тем, что видеофильм является гибким способом обучения, его можно демонстрировать, употребляя различные приемы: полностью, частями, отдельными фрагментами.

Соответственно, школьная программа на сегодняшний день обязана включать в себя разнообразное видео по физике, которое позволит в увлекательной форме преподнести визуальные прообразы тех или иных теоретических законов. В случае наличия в школе оборудованных компьютерных классов и Интернета, можно демонстрировать в режиме онлайн видеоуроки, включающие изложение материала, решение задач, проведение опытов по физике. Существующие на сегодняшний день мастерски разработанные видеопрезентации позволяют обогатить уроки физики выразительными картинами природных явлений и масштабных лабораторных опытов, которые эффектно отражают изучаемую в настоящий момент тематику. При этом такие обучающие ролики могут быть включены в стандартные конспекты уроков как часть плановых занятий.

 

Как показывает практика, визуализация любого теоретического знания формирует прочные ассоциативные связи, которые, благодаря вызванному интересу, закрепляются в подсознании. Такой способ связать то или иное явление с конкретным физическим законом использовали ещё древние греки, предпочитающие всё пощупать своими руками. Но если раньше для наглядности использовались достаточно неуклюжие модели, то сегодня в распоряжении педагогов имеется мощный арсенал научной видеопродукции, которая может стать результативным инструментом стимулирования интереса к предмету и закрепления полученных знаний.

Список литературы

1. Сахарчук Д. Д. Методические основы использования видеофильмов на уроках физики. (УО «МГПУ им И. П. Шемякина)

2. Малафеев Р.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при демонстрации опытов/Р.И. Малафеев//Физика в школе.-2003.-№7.

3. Разумный Д.В., Степанов С.В. Принципы создания видеозаписей демонстрационных опытов по физике/Д.В.Разумный, С.В. Степанов //Преподавание физики в высшей школе.-2003.-№26.

4. Современный урок физики в средней школе. / Под ред. Разумовского В.Г. - М.: Просвещение, 1983.

5. Хорошавин С.А. Видеофильм в преподавании физики/С.А. Хорошавин //Физика в школе.-2003.-№6.

6. https://interneturok.ru/article/uroki-fiziki-2

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: