Группы формируются по заявлению родителей.
Группы подготовки к школе работают три раза в неделю, по три занятия.
Формы занятий – занятия-игры, конкурсы, путешествия, практические занятия и т. д.
Содержание программы курсов «Грамота» и «Чтение»
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты
Ребенок научится:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,
просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро - медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
- смотреть на собеседника,
- не перебивать говорящего,
- использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Содержание программы курса «Математика»
- Курс предусматривает дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности;
- раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
- научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.
Конкретное предметное содержание отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах. Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством. Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
Формирование математических представлений производится на основе широкого использования дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, например, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.
Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дошкольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике величин - длина, масса, время.
Линия логического развития детей начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации (например, разложить предметы или фигуры по цвету, по размерам, по форме). На доступных примерах разъясняется смысл таких «логических» слов, как «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь» и т.д.
Большое значение дляматематического развития ребенка имеет линия геометрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми геометрическими фигурами, их названиями и изображениями.
Планируемые результаты
Ребенок научится:
выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну;
называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
пересчитывать элементы данного конечного множества;
читать любое число от 1 до 10;
называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Учиться планировать учебную деятельность;
Высказывать свою версию;
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Календарно-тематическое планирование к курсу «Грамота»
Номер занятия | Тема | Количество часов | Примечание |
1. | Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. | ||
2. | Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». | ||
3. | Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал». | ||
4. | Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка. | ||
5. | Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь» | ||
6. | Страна «Алфавит». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы. | ||
7. | Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные.Игра «Составь слово» | ||
8. | К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку». | ||
9. | Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко» | ||
10. | В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части» | ||
11. | Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок | ||
12. | Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово» | ||
13. | В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха» | ||
14. | Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок. | ||
15. | Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко» | ||
16. | Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. Праздник звуков. |
Календарно-тематическое планирование к курсу «Чтение»
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
Тестирование (выявление уровня подготовки детей). В мире звуков и букв (беседа, игра). | |||
Гласные звуки и буквы. Графическая речь. Печатание букв. | |||
Согласные звуки и буквы. Особые обязанности звуков. Печатание букв. | |||
Звук [А], звуки и буквы. Работа с магнитной азбукой | |||
Звук [О]. Работа с текстами для проверки чтения. | |||
Звук [Э]. Составление рассказа по картинкам. | |||
Звук [И] Корректурная буквенная проба. | |||
Звук [Ы], различие [И]–[Ы]. Игра «Волшебный мешочек» | |||
Звук [У], понятие «гласные звуки» | |||
Звук [М] – [М,],понятие «согласные звуки». Составление рассказа по картинкам. | |||
Звуки [Н], [H,] Составление рассказа – описания по предметным картинкам. | |||
Звуки [П], [П,]. Чтение слогов. | |||
Звуки [Т], [Т,]. Работа с текстами для проверки чтения. | |||
Звуки [К], [К,] Составление рассказа по картинкам. | |||
Звуки [Х], [Х,] р а з л и ч е н и е [К]–[Х], [К,]–[Х,] | |||
Звуки [Ф], [Ф,]. Корректурная буквенная проба. | |||
Звуки [Й,], [Й,О], [Й,У]. Работа с магнитной азбукой и цветными палочками Кюизенера. | |||
Звуки [Й,А],[Й,Э], различение йотированных гласных. Корректурная буквенная проба. | |||
Звуки [Л], [Л,], р а з л и ч е н и е [Л,]– [Й,] | |||
Звуки [В], [В,] различение [В]–[Ф], [В,]–[Ф,]. Чтение по Букварю в индивидуальном порядке. | |||
Звуки [Ч,]. Работа с магнитной азбукой и цветными палочками Кюизенера. | |||
Звуки [Щ,], различение [Ч,]–[Щ,] Составление рассказа по картинкам. | |||
Звуки [Б], [Б,],р а з л и ч е н и е[Б]–[П], [Б,]–[П,]. Корректурная буквенная проба. | |||
Звуки [Д], [Д,], различение Д]–[Т], [Б,]– [П,]. Чтение по Букварю в индивидуальном порядке. | |||
Звуки [C], [С,]. Работа с текстами для проверки чтения. | |||
Звуки [Ц], различение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч]. Составление рассказа по картинкам. | |||
Звуки [Г], [Г,] р а з л и ч е н и е[Г]–[К], [Г,]–[К,]. Корректурная буквенная проба. | |||
Звуки [З], [З,] р а з л и ч е н и е[З]–[С], [З,]–[С,] | |||
Звуки [Ш], различение [Ш]–[С], [Ш]–[Щ,]. Чтение по Букварю в индивидуальном порядке. | |||
Звуки [Ж], различение [Ж]–[З], [Ж]–[Ш]. Работа с магнитной азбукой и цветными палочками Кюизенера. | |||
Звуки [Р], [Р,]р а з л и ч е н и е[Р]–[Л], [Р,]–[Л,]. Работа с текстами для проверки чтения. | |||
Слоги. Слияния. Звуковой анализ слов. Штриховка. Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов. | |||
Чудеса в стране слов. Слова противоположные по смыслу. Работа с текстами для проверки чтения. Слова близкие по смыслу. |
Календарно-тематическое планирование к курсу «Математика»
Номер занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1. | Тестирование для выявления уровня подготовленности к школе. Простейшие числовые представления. Различение предметов по цвету, форме, расположению. Игра «Танграм». | ||
2. | Уточнение у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Ориентировка в пространстве. | ||
3. | Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка». Знакомство со сложной фигурой. | ||
4. | Счет в пределах 10 и обратно Предыдущее и последующее число. Пространственные представления Игра «Заведем ракету», «Оглянись». | ||
5. | Сравнение групп предметов, их составление. Понятия: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. Игра «Танграм» | ||
6. | Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Объединение предметов в множества по определённым свойствам. Игра «Зигзаг». | ||
7. | Веселый счет. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету» Игры «Угадай-ка», «Магазин». Развитие внимания. | ||
8. | Упорядочивание предметов по признакам. Состав чисел. Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку». | ||
Упражнение в дополнении числа до любого заданного.Состав числа. Игра «Поезд». | |||
Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. Игры: «Цепочка», «Составь пример» | |||
11. | Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон» | ||
12. | Составление примеров. Запись их в тетрадь. Игры: «Догони», «День и ночь», «Почтальон» | ||
13. | Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево», «Угадай-ка» | ||
14. | Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Игры «Какой фигуры не достаёт?», «Почта», «Квадратики и ромбики». | ||
15. | Конструирование с помощью геометрических фигур. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка». | ||
16. | Время. Части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году Игра «Часики» |
Приложение 1.