Программа рассчитана на 96 часов в течение 2,5 месяцев (июнь, июль, август), состоящая из трех блоков, на каждый из которых рассчитано по 32 часа.




Группы формируются по заявлению родителей.

Группы подготовки к школе работают три раза в неделю, по три занятия.

Формы занятий – занятия-игры, конкурсы, путешествия, практические занятия и т. д.

Содержание программы курсов «Грамота» и «Чтение»

 

Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Планируемые результаты

Ребенок научится:

— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,

просьба;

— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро - медленно, весело — грустно и т. д.;

— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

- смотреть на собеседника,

- не перебивать говорящего,

- использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;

— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

— правильно произносить все звуки;

— отчетливо и ясно произносить слова;

— выделять из слов звуки;

— находить слова с определенным звуком;

— определять место звука в слове;

— соблюдать орфоэпические нормы произношения;

— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

— соблюдать элементарные гигиенические правила;

— ориентироваться на странице тетради.

 

 

Содержание программы курса «Математика»

 

- Курс предусматривает дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;

- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;

- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;

- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности;

- раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,

- научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.

Конкретное предметное содержание отобрано таким образом, что­бы подготовить детей к овладению простейшими умственными операци­ями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объек­тах. Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладаю­щих или не обладающих заданным свойством. Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).

Формирование математических представлений производится на основе широкого использования дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, напри­мер, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.

Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дош­кольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике ве­личин - длина, масса, время.

Линия логического развития детей начинается уже на самых первых заня­тиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации (например, разложить предметы или фигуры по цвету, по размерам, по фор­ме). На доступных примерах разъясняется смысл таких «логических» слов, как «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь» и т.д.

Большое значение дляматематического развития ребенка имеет линия гео­метрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми гео­метрическими фигурами, их названиями и изображениями.

Планируемые результаты

Ребенок научится:

выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;

показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными пред­метами;

сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;

определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну;

называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;

сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;

пересчитывать элементы данного конечного множества;

читать любое число от 1 до 10;

называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Учиться планировать учебную деятельность;

Высказывать свою версию;

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

 

Календарно-тематическое планирование к курсу «Грамота»

Номер занятия Тема Количество часов Примечание
1. Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки.    
2. Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом».    
3. Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал».    
4. Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.    
5. Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь»    
6. Страна «Алфавит». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.    
7. Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные.Игра «Составь слово»    
8. К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку».    
9. Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко»    
10. В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части»    
11. Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок    
12. Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово»    
13. В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха»    
14. Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.    
15. Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко»    
16. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. Праздник звуков.    

Календарно-тематическое планирование к курсу «Чтение»

№ занятия Тема Кол-во часов Примечание
  Тестирование (выявление уровня подготовки детей). В мире звуков и букв (беседа, игра).    
  Гласные звуки и буквы. Графическая речь. Печатание букв.    
  Согласные звуки и буквы. Особые обязанности звуков. Печатание букв.    
  Звук [А], звуки и буквы. Работа с магнитной азбукой    
  Звук [О]. Работа с текстами для проверки чтения.    
  Звук [Э]. Составление рассказа по картинкам.    
  Звук [И] Корректурная буквенная проба.    
  Звук [Ы], различие [И]–[Ы]. Игра «Волшебный мешочек»    
  Звук [У], понятие «гласные звуки»    
  Звук [М] – [М,],понятие «согласные звуки». Составление рассказа по картинкам.    
  Звуки [Н], [H,] Составление рассказа – описания по предметным картинкам.    
  Звуки [П], [П,]. Чтение слогов.    
  Звуки [Т], [Т,]. Работа с текстами для проверки чтения.    
  Звуки [К], [К,] Составление рассказа по картинкам.    
  Звуки [Х], [Х,] р а з л и ч е н и е [К]–[Х], [К,]–[Х,]    
  Звуки [Ф], [Ф,]. Корректурная буквенная проба.    
  Звуки [Й,], [Й,О], [Й,У]. Работа с магнитной азбукой и цветными палочками Кюизенера.    
  Звуки [Й,А],[Й,Э], различение йотированных гласных. Корректурная буквенная проба.    
  Звуки [Л], [Л,], р а з л и ч е н и е [Л,]– [Й,]    
  Звуки [В], [В,] различение [В]–[Ф], [В,]–[Ф,]. Чтение по Букварю в индивидуальном порядке.    
  Звуки [Ч,]. Работа с магнитной азбукой и цветными палочками Кюизенера.    
  Звуки [Щ,], различение [Ч,]–[Щ,] Составление рассказа по картинкам.    
  Звуки [Б], [Б,],р а з л и ч е н и е[Б]–[П], [Б,]–[П,]. Корректурная буквенная проба.    
  Звуки [Д], [Д,], различение Д]–[Т], [Б,]– [П,]. Чтение по Букварю в индивидуальном порядке.    
  Звуки [C], [С,]. Работа с текстами для проверки чтения.    
  Звуки [Ц], различение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч]. Составление рассказа по картинкам.    
  Звуки [Г], [Г,] р а з л и ч е н и е[Г]–[К], [Г,]–[К,]. Корректурная буквенная проба.    
  Звуки [З], [З,] р а з л и ч е н и е[З]–[С], [З,]–[С,]    
  Звуки [Ш], различение [Ш]–[С], [Ш]–[Щ,]. Чтение по Букварю в индивидуальном порядке.    
  Звуки [Ж], различение [Ж]–[З], [Ж]–[Ш]. Работа с магнитной азбукой и цветными палочками Кюизенера.    
  Звуки [Р], [Р,]р а з л и ч е н и е[Р]–[Л], [Р,]–[Л,]. Работа с текстами для проверки чтения.    
  Слоги. Слияния. Звуковой анализ слов. Штриховка. Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов.    
  Чудеса в стране слов. Слова противоположные по смыслу. Работа с текстами для проверки чтения. Слова близкие по смыслу.    

Календарно-тематическое планирование к курсу «Математика»

Номер занятия Тема Кол-во часов Примечание
1. Тестирование для выявления уровня подготовленности к школе. Простейшие числовые представления. Различение предметов по цвету, форме, расположению. Игра «Танграм».    
2. Уточнение у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Ориентировка в пространстве.    
3. Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка». Знакомство со сложной фигурой.    
4. Счет в пределах 10 и обратно Предыдущее и последующее число. Пространственные представления Игра «Заведем ракету», «Оглянись».    
5. Сравнение групп предметов, их составление. Понятия: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. Игра «Танграм»    
6. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Объединение предметов в множества по определённым свойствам. Игра «Зигзаг».    
7. Веселый счет. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету» Игры «Угадай-ка», «Магазин». Развитие внимания.    
8. Упорядочивание предметов по признакам. Состав чисел. Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку».    
  Упражнение в дополнении числа до любого заданного.Состав числа. Игра «Поезд».    
  Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. Игры: «Цепочка», «Составь пример»    
11. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон»    
12. Составление примеров. Запись их в тетрадь. Игры: «Догони», «День и ночь», «Почтальон»    
13. Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево», «Угадай-ка»      
14. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Игры «Какой фигуры не достаёт?», «Почта», «Квадратики и ромбики».      
15. Конструирование с помощью геометрических фигур. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка».    
16. Время. Части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году Игра «Часики»    

 

Приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: