Стратегические приоритеты образования




Тема 6. Проблемы современного образования и способы их решения.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Образование и будущее. Стратегические приоритеты образования. Ценностно-целевые приоритеты образования. Проблема целеполагания. Культура и ментальность. Единство знания и веры.

2.Темпоральная проблематизация системы образования (А. Тоффлер). Школа будущего должна формировать: умение учиться, умение общаться, умение выбирать.

3.Проблема сверхвыбора, т.е. чрезмерно богатого выбора. Критическое мышление. Проектная культура учащихся и «проектный учитель». Трансляция личности учителя. Ценностное самоопределение. Культурно-ценностное самоопределение учителя.

 

Практическое задание: рефлексивное осмысление выбранных проблем исследования.

Образование и будущее. Стратегические приоритеты образования. Ценностно-целевые приоритеты образования. Проблема целеполагания. Культура и ментальность. Единство знания и веры.

Сегодня в мире существует много проблем, но нужно начинать их решать именно с воспитания и образования, но мало кто точно знает все основные проблемы современного образования и пути их решения, так как часто люди заняты не тем чем нужно. Если не решить данную проблему, то нет смысла начинать решать другие проблемы, так как все они вернуться обратно. Ум человека, его мысли и чувства – это самое важное и часто на это влияет наша система образования.

Самая главная ошибка и проблема современного образования, это оценивание каждого ученика по отдельности и по одинаковым критериям. Мы не роботы, мы люди, у кого-то развита лучше память, логическое мышление, а у кого-то творческое. Нельзя одного человека называть отличником, а другого умственно отсталым ребенком. Даже учитесь сегодня, не может быть точно уверенным в правильном ответе, так как знания устарели и нужны новые ответы на вопросы.

Чтобы проблемы современного образования исчезли, нужно сделать общее оценивание всего класса. Тогда каждый ученик не будет эгоистически работать на свою собственную оценку, а начнет помогать соседу по парте и всему классу улучшить поведения и знания в том или ином предмете. Когда будет одна оценка для всего класса, дети начнут учиться работать в группе и вместе обучаться новым знаниям и ответам. Вот так нужно решать наши проблемы современного образования, а иначе ничего в нашем мире не измениться в лучшую сторону, используя устаревшие методы, способы и знания, которые некуда применить.

 

Образование и будущее

Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объёмы познания и длительность жизни взаимосвязаны.

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах, колледжах и др. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование будущего

Образование – сложный и многогранный процесс. С каждым годом образование трансформируется. Страны вырабатывают политики в сфере образования, формируют основополагающие цели, задают вектор развития образования на национальном уровне, а международные организации неустанно публикуют многочисленные отчеты о современных образовательных трендах, проводят статистические исследования, выявляют лидеров образовательной арены. Что не говори, а образование – само по себе мировой тренд.

Наш век – это столетие коллабораций, международного сотрудничества, что несомненно накладывает отпечаток на образование. Международный бизнес, постоянный обмен опытом между странами вызывают необходимость в гибкости и мобильности трудовых ресурсов, их постоянной готовности адаптироваться к новому, отказываться от ранее изученного, осваивать новое. Само формирование политики в сфере образования приводит к мониторингу лучших мировых практик с их последующей адаптацией на национальном уровне.

Если ранее образование в основном ассоциировалось лишь со школьной партой и доской, то сегодня это непрерывный процесс познания в течение всей жизни. Старение населения приводит к необходимости увеличения рабочего стажа, что в свою очередь влечет за собой необходимость постоянного обучения. Корпоративное обучение, самообразование – это уже реальность, которая будет видоизменяться, масштабироваться и постепенно входить во все сферы деятельности человека, играя важнейшую роль в разрешении задач, которые перед нами ставит 21 век.

Если ранее образование в основном ассоциировалось лишь со школьной партой и доской, то сегодня это непрерывный процесс познания в течение всей жизни. Старение населения приводит к необходимости увеличения рабочего стажа, что в свою очередь влечет за собой необходимость постоянного обучения. Корпоративное обучение, самообразование – это уже реальность, которая будет видоизменяться, масштабироваться и постепенно входить во все сферы деятельности человека, играя важнейшую роль в разрешении задач, которые перед нами ставит 21 век.

Мир меняется. Каким общество будет в 2030 году? Какие компетенции необходимо иметь поколению Альфа? Как подготовить его к профессиям будущего, к профессиям, которые сегодня даже сложно представить? Образовательная система уже сегодня должна формировать платформу для поиска себя в обществе будущего. Внимание всего мирового сообщества сфокусировано на формировании у обучающихся навыков и компетенций 21 века: аналитическое мышление, сотрудничество, межотраслевая коммуникация, межкультурная компетентность, неординарное мышление и др. Происходит переход к более глубокому изучению, сфокусированному не на наборе фактов, а на формировании практических навыков, способности решать реальные жизненные задачи.

Стратегические приоритеты образования

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.

Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

Образование как социальное явление — это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных — технических, кибернетических, экономических и т. п. Система образования — это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она — открытая система, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.

Проблема целеполагания.

Проблема целеполагания в обучении относится к наиболее сложным и важным проблемам в педагогике. Обычно, само понятие цель деятельности трактуется как идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главным мотивационным компонентом для субъекта, который действует. Цель является системообразующим, определяющим элементом педагогической деятельности, т. к. определяет принципы, содержание, методы и формы обучения и воспитания. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания нельзя выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Целеполаганиев педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Целеполагание — это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:

1.обоснование и выдвижение целей;

2.определение путей их достижения;

3.проектирование ожидаемого результата.

Если генеральные или общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в т.ч. для конкретного урока, конструируются и корректируются учителем с привлечением учеников.

Глобальной целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах выдающихся мыслителей прошлого. Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Планирование можно рассматривать как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на достоверных знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединения цели со средствами. Соотношение между целеполаганием и планированием имеет диалектический характер. Целеполагание предшествует планированию, оно задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целеполагание с учетом объективных условий.

 

Культура и ментальность

Еще в начале XX столетия стало очевидно, что для реализации полноты человеческой сущности необходимо разнообразие форм ее выражения. Размышления о судьбах культуры О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Юнга, Н. Бердяева, Й. Хейзинги сводятся к осознанию кризиса, суть которого можно обозначить как победу рационального над иррациональным, искусственного над естественным. Уже в определении культуры содержится элемент, который можно сравнить с миной замедленного действия.

Н. Бердяев выделил три стадии в развитии культуры, наиболее ярко показывающие суть процесса саморазрушения: природно-органическую, культурную и технически-машинную. По мере смены стадий элемент искусственного в культуре достигает наивысшего выражения. Это время, когда приоткрывается новая действительность – сверхфизическая, не духовная, не психическая, а именно сверхфизическая. Внесенное Н. Бердяевым различие между организмом и организацией имеет сегодня актуальнейшее значение и для судеб культуры. Современный человек воспринимает действительность уже не как продукт эволюции, а как продукт активности самого человека, не как процесс органический, а как процесс организационный. Более того, технический актуализм в своем отношении к времени разрушил вечность: каждое мгновение – лишь устремленность к последующему, оно в себе самом пусто. Наиболее красноречивыми иллюстрациями этих предчувствий Н. Бердяева являются представления философов пост-модернизма Ж. Делеза, Ф. Гватари, К. Барта: множественность, вариативность противопоставляются классическому детерминизму. И это противопоставление вполне соотносимо с противопоставлением сделанности, искусственности естественному, органическому и вполне соотносимо с изначальной дилеммой, присутствующей в культуре: естественного и искусственного. В постмодерне это соотношение выражено не только как преобладание искусственной среды над естественной в ареале обитания человека, не только как смещение акцентов с исторического на конструктивное в жизни социума, но и как философское осмысление соотношения бытия и небытия, создание нигитологии. В данном контексте проблема полноты выражения сущности человека – это проблема сохранения его различных культурных качествований: этнической, национальной идентичности, ментального своеобразия.

При очевидном, уже произошедшем смещении в системе ценностей, осмысленном на философском уровне, вопрос о соотношении иррационального и рационального не может быть окончательно разрешен в подобном ключе. Мешает этому эмоционально неудовлетворительное состояние самого человека, при такой расстановке акцентов лишенного очень существенной сферы в себе – душевности, с которой на протяжении многих веков он ассоциировал человечность.

Обращение к проблеме человека в науке XIX–XX столетий в рамках философской, исторической антропологии, культурологии происходит через выявление ментальных характеристик. Интересно, что сами понятия “ментальность” и “менталитет”, введенные в научный оборот представителями школы Анналов, до сих пор не являются достаточно четко осмысленными философскими категориями.

Единство знания и веры

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия — познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в одном из влиятельных направлений современной философии — неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдывании истин теологии. При этом она должна ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться в конечном счете «светом веры».

Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая откровению веры. Так, Ж. Маритен, доказывая необходимость гармонии разума и веры, считал плодотворным главенство теологии и метафизики над конкретными областями теоретического разума, ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы.

В размышлениях философов разных направлений и ученых конца XX в. можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая, и неумение работать обеими не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность — все это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни, напротив, «ум — это только рабочая сила у сердца».

В современной, постнеклассической науке все чаще высказываются идеи о необходимости учета многообразного духовного опыта человечества - в том числе и религиозного, Предпринимаются попытки со стороны некоторых зарубежных и отечественных ученых широкого целостного мировоззренческого осмысления действительности связав «строгие науки» с философией, психологией, религиоведением и мистикой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: