"Быть ничем" Страх Старший Невроз
Смерти дошкольный страха
"Быть не тем" Страх Младший Неврастения
Несоответствия школьный
"Быть не собой" Страх Подростковый Обсессивный
Изменения невроз
Общим для перечисленных страхов в табл. 3 является страх отсутствия признания (групповой поддержки) или страх "быть не таким, как все". Основой для данного центрального в формировании личности страха при неврозах будет потребность в самоактуализации и системе значимых межличностных отношений или проблема "быть собой среди других".
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие родителей, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения, но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми. Преобладающим типом воспитания при неврозах будут гиперопека и ограничивающий контроль (Симеон Т. В., 1958; Зачепицкий Р. А., Яковлева Е. К., 1960; Сухарева Г. Е., Юсевич Л. С, 1965; Лакосина Н. Д., 1970; Шкловский В. М., Ильдеркина В. С. 1972). Обоим родителям свойственны завышенные, не соответствующие реальным возможностям детей требования, наряду с их непоследовательностью и противоречивостью (Захаров А. И., 1972). Аналогичные данные получены в исследованиях Н. В. Конончук (1976), В. Н. Арбузовой, И. В. Доброгаевой, Г. В. Таныгина (1977). У детей, заболевающих неврозами, неудовлетворенными часто оказываются потребности в индивидуально-адекватной заботе и любви, самораскрытии, выявлении своего "я", эмоциональном и двигательном самовыражении (Захаров А. И., 1972). Сквозной линией в отношении к детям будет их неприятие как отсутствие положительных чувств и любви со стороны одного или обоих родителей (Гарбузов В. И., 1977; Кириченко Е. И., 1986).
|
Существует риск повышения нервности у единственных детей ввиду ее непроизвольной передачи со стороны взрослых в семье (Черни А., 1928). Небезразличным для воспитания было и снижение рождаемости в 60-70-е годы (Антонов А. И., 1980). Выделяется понятие "невроз материнства", когда материнская забота затемняет рассудок; в страхе мать не имеет покоя ни днем, ни ночью. Она не решается искупать ребенка, боится простудить или недокормить, считает своего совершенно здорового ребенка больным и без конца обращается к врачам (Moll L., 1920). Конфликты родителей по поводу воспитания, психологический отказ матери от ребенка, неровное поведение родителей высоко коррелируют с нарушениями поведения детей (Cameron J. R., 1978). Если ребенок чувствует любовь и поддержку, его развитие происходит в атмосфере безопасности и уверенности в себе. Если родители, имеющие собственные невротические потребности, колеблясь между полным одобрением, идеализацией ребенка и неодобрением, чрезмерными требованиями и ожиданиями, создают в семье климат тревоги, то правильное развитие ребенка становится невозможным (Horney К., 1937). Патогенная роль "маятникообразного" воспитания, когда запреты сменяются разрешениями и наоборот, в происхождении неврозов у детей выделена также К. Leonhard (1965).
При изложении предыдущего материала мы уже затрагивали ряд проблем воспитания. Систематизируем их в 5 групп факторов, отражающих специфику воспитания детей, заболевающих неврозами.
Первая группа факторов. Наличие большого количества неразрешимых проблем воспитания или неспособность родителей справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Отметим трудности взаимоотношений с мальчиком 5 лет с неврозом страха в изложении матери, инженера по специальности. Ее слова отмечены кавычками, за ними следует наш анализ: а) "Когда прошу или заставляю что-либо сделать, например вымыть свои сапоги, идти чистить зубы, то надо повторять это по нескольку раз". У сына флегматический темперамент в отличие от холерического темперамента матери, и, кроме того, он устал от бесчисленных требований матери; б) "В ответ на мой приказ (выделено нами): "Прекрати или сделай сейчас же!", выдвигает свое требование: "Скажи - пожалуйста!", что, конечно, выводит меня из себя". Мать не принимает во внимание чувство собственного достоинства у сына, который уже в 5 лет не хочет быть бездушной игрушкой или роботом в обращении с ним матери; в) "Если поранил руку или получил занозу, то сразу ударяется в слезы и боится даже мне показать рану". Мальчики не плачут, в представлении матери, да и вместо сочувствия она будет ругать и читать мораль; г) "В ответ на предупреждение о предстоящем наказании он не успокаивается или прекращает плакать, а, наоборот, угрожает, замахивается и ведет себя так плохо, что почти сразу следует наказание. Такие ситуации повторяются несколько раз за день". В ответ на непереносимые для него, но привычные для матери угрозы сын пытается защитить себя, но не может. Даже предвидя в дальнейшем физическую агрессию матери в виде избиения, он не может молчать, безропотно сносить оскорбления, как и быть слепым и бездушным исполнителем деспотической воли матери; д) "Моим ответам на свои вопросы не доверяет, а больше верит сверстникам или вообще посторонним людям. Это иногда очень раздражает меня". Дискредитировав свой образ в представлении сына, мать требует искренности, одновременно чрезмерно опекая и предохраняя от контактов со сверстниками, в которых мальчик испытывает подчеркнутую возрастную потребность; е) "Не умеет играть, приходится все в игре говорить за него. Поэтому надоедает с ним играть". Мать слишком нетерпелива и требовательна, мальчик боится сказать что-либо не так, поскольку это не подвижные, эмоционально насыщенные игры, а игры-нравоучения; ж) "Не хочет читать" (ему 5 лет); з) "Если что-либо у него не получается, сразу же раздражается и требует помощи с плачем". Иначе, как плачем, сын не может получить поддержку и помощь матери, "достучаться" до нее. К тому же мать страстно хотела девочку и не приемлет самостоятельности и ранимости мальчика; и) "Не оттащить от телевизора или магнитофона", поскольку это восполняет недостающие эмоции; к) "Не хочет помогать сам". Фактически он еще не может.
|
|
Проблемы воспитания, диагностируемые по вопросу "трудно найти оптимальный подход к ребенку", наиболее выражены при неврозе страха и обсессивном неврозе, наименее - при неврастении.
Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей. Со стороны направленности личности это прежде всего отражение гиперсоциальности: излишней принципиальности, требовательности и нетерпимости, завышенного уровня притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям, недоучетом особенностей их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений.
Со стороны характера это - эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и претенциозно пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая, обязывая и требуя от него то, в чем сами оказались личностно - несостоятельными. Но как раз поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность и последовательность. В то же время родители аффективно болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.
Как уже отмечалось, эмоционально чувствительные, душевно тонкие, добрые и ласковые дети заболевают неврозом прежде всего постольку, поскольку есть психопатические черты в отношении к ним родителей в виде неприятия, агрессивности (раздражения, негативизма и физических наказаний) и чрезмерной, всепоглощающей принципиальности (жесткости, негибкости, условности и формализма). Сами родители догадываются, подсознательно ощущают неестественность своего отношения к детям, но тем не менее не могут конструктивно изменить себя без внешней помощи и руководства, выполняющего роль стабилизатора и корректора их собственной личностной противоречивости и конфликтности. Сам факт, что большинство родителей, испытывая чувство вины и беспокойства, способно на перестройку своих взаимоотношений, указывает на преобладание у них невротической, а не психопатической структуры личности.