ИЗО 6 класс 24.02
Тема «Образные возможности освещения в портрете.»
Сегодня на уроке Вы познакомитесь с выразительными возможностями освещения при создании художественного образа, а также будете учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Вы сможете различать такие виды освещения, как освещение «по свету», «против света», и «свет сбоку».
Цель:
· получить знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;
Задачи:
· научатся видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения;
· различать освещение «по свету», «против света», и «свет сбоку»;
· учиться понимать освещение в произведениях искусства, его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;
· учиться видеть цветовой образ произведения портретов великих мастеров.
На уроке мы узнаем:
· о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;
· о художественном видении цвета, и эмоциональном воздействии цвета;
мы научимся:
· видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения;
· различать освещение «по свету», «против света», и «свет сбоку»;
мы сможем:
· понимать освещение в произведениях искусства, его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя.
Первое что вам надо сделать это —
Выберите правильный ответ.
Рассмотрите эти два портрета: А. Е. Архипов «Девушка с кувшином» и В. Э. Борисов-Мусатов «Дама в голубом». Каждый из них передаёт нам определённое настроение.
Как Вы думаете, с помощью чего художник добивается передачи настроения зрителю?
|
А. Е. Архипов «Девушка с кувшином»
В. Э. Борисов-Мусатов «Дама в голубом»
· с помощью цвета
· с помощью пропорций
· с помощью одного только фона
Необходимо запомнить
Боковое освещение (освещение «свет сбоку») — освещение, наиболее раскрывающее человека. Боковой свет выявляет форму, её объём, а также глубину пространства. Образ модели при боковом освещении предстаёт перед зрителем наиболее полно.
Освещение «по свету» — освещение, когда источник света находится перед моделью и светит ей в лицо. При освещении «по свету» форма головы становится более плоской, на светлом абрисе лица выделяются только глаза и губы. Такое освещение создаёт в большинстве случаев спокойный, светлый образ. При этом уменьшается глубина пространства.
Освещение «против света» — освещение, когда источник света находится сзади модели. При таком освещении видно только силуэт модели, а лицо её будет погружено в тень. Портрет приобретает некую таинственность, потому что все черты и формы при этом смягчаются.
Рембрандт «Христос в Эммаусе»
Жорж де Латур «Святой Иосиф-плотник»
В. А. Серов «Девочка с персиками»
Контрасты — это излюбленный многими мастерами прием, позволяющий автору донести идею своего произведения до зрителя.
Некоторые художники, в число которых входили непревзойденные мастера Леонардо да Винчи и Рембрандт, усиливали драматизм изображенных ими сцен за счет подчеркнуто контрастного распределения света и тени — приема, известного в живописи как «чиароскуро».
|
Прием «чиароскуро» может быть использован в любой композиции. Как правило, художник прибегает к нему ради создания драматического эффекта, всегда возникающего при резком контрасте света и тени. Термин «чиароскуро» состоит из двух латинских слов: chiara («свет, яркость») и obscura («тень, тьма»).
Первым мастером «чиароскуро» был великий Леонардо (1452-1519). Его «Мона Лиза» отличается тонким идеальным балансом светотени. Лицо и руки на этом портрете ярко выделяются на фоне темного платья и тающих в дымке деталей заднего плана.
Рассмотри на фотографиях, как изменяется образ человека при разном освещении. Боковой свет выявляет форму, ее объем и глубину пространства - образ модели при этом предстает перед нами наиболее полно. Если свет находится перед моделью и светит ей прямо в лиио, то форму головы уплощается — мы видим светлый абрис лица, на котором выделяются только глаза и губы. Такое освещение создает обычно светлый и спокойный образ, при этом глубина пространства уменьшается.
Когда источник света находится сзади модели, мы видим ее силуэт, а лицо погружается в тень. Все черты и формы его при этом смягчаются и приобретают таинственность. Если же мы осветим лицо резким светом снизу, то оно исказится. и впечатление будет тревожным.
Вот так с помощью освещения меняется восприятие и происходят превращения образа человека. Источник света может быть искусственным и естественным, то есть солнечным. Живописное решение характера освещения важнейшее средство выразительности при создании художественного образа.