ПРИЛОЖЕНИЕ
К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПИСЬМУ
Программа
III Тура Всероссийской студенческой олимпиады по Регионоведению
Апреля 2013 г.
21 апреля:
Заезд и размещение участников
Знакомство с городом
Апреля – I день олимпиады
Регистрация участников
Торжественное открытие олимпиады
Работа по конкурсным заданиям
Культурная программа
Апреля – II день олимпиады
Работа по конкурсным заданиям
Подведение итогов олимпиады
Награждение победителей
Отъезд
Аннотации к конкурсам олимпиады
Тема: «Внутренняя и внешняя политика Российской Федерации: региональное измерение»
Письменная работа: «Международные (внешние) связи субъектов РФ: концептуально-правовые основы и динамика развития».
Конкурс проходит в форме письменной аналитической работы путем исследования содержания и эволюции международных (внешних) связей субъектов РФ. Участник должен рассмотреть концептуально-правовые основы и динамику развития международной деятельности российских регионов. Необходимо представить собственное видение проблемы с опорой на официальные документы и существующие концепции.
Схема написания творческой работы: введение (постановка проблемы, степень разработанности проблемы, определение важнейших понятий и теоретико-концептуальных подходов); аналитическая записка (исследование нормативных основ и регулятивных механизмов в сфере международной деятельности субъектов РФ, форм и направлений международного участия регионов, факторов их активности в развитии внешних связей; определение специфики приграничного и трансрегионального сотрудничества (на примере конкретных регионов)); резюме (выявление параметров развития внешних связей субъектов РФ в общероссийском и региональном контексте, сравнение отечественных и зарубежных практик).
Критерии оценки конкурса: глубина и всесторонность анализа (подчеркиваются проблемные моменты, указываются главные – сущностные – моменты, анализ осуществляется по абсолютному большинству предложенных параметров); знание теоретико-концептуальных подходов; ссылки на официальные документы РФ и зарубежных государств; выявление внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов развития проблемы; анализ основных форм международной деятельности субъектов РФ; выделение важнейших направлений развития внешних связей регионов; характеристика регулятивных механизмов в сфере международной деятельности субъектов РФ; оценка соотношения интересов Федерации и субъектов; качество сравнения отечественных и зарубежных практик; оригинальность и творческий подход к анализу проблемы.
2. Конкурс: «Комплексный портрет стран и регионов». Ведущим воспроизводятся характеристики зарубежных стран и российских регионов. Задача участников состоит в определении их названий по возможно меньшему числу подсказок.
Письменная работа: «Федеративное устройство России: специфика конституционно- правового регулирования и опыт политического проектирования».
Конкурс проходит в виде написания аналитической работы по предложенной схеме. Участник должен проанализировать концептуально-правовые основы федеративного устройства современной России, основные политические проекты его реформирования. Учитывается знание нормативной базы и теоретических подходов к проблеме, умение проводить формально-юридический и компаративный анализ.
Схема анализа: 1. Федерация и федерализм как форма и принцип территориальной организации государства: теоретико-концептуальные подходы. 2. Конституционно-правовые основы федеративного устройства России. 3. Состав субъектов РФ, порядок его изменения. 4. Этапы и основные направления реформы федеративных отношений (официальный дискурс). 5. Политические проекты динамики территориального устройства России. 6. Специфика современного федерализма: отечественный и зарубежный опыт. 7. Оценка перспектив развития федеративного устройства России.
4. Эрудит-лото: Данный конкурс представляет собой компьютерное тестирование, в котором на каждый заданный вопрос предлагается по четыре варианта ответов, из которых нужно выбрать верный.
5. Конкурс «Викторина». Конкурс состоит из двух этапов. На первом этапе, который проходит в виде викторины, участники письменно отвечают на вопросы социально-политической тематики. 9 участников, показавших лучшие результаты, допускаются к участию во втором этапе. Второй этап конкурса проводится в жанре «Своя игра».
Все вопросы подготовлены по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению подготовки «Регионоведение».