Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Метод. пособие - М. 2006г., 64 стр.





От автора

В данном пособии представлен практический стихотворный ма­териал, сочиненный автором, преподавателем специальной дошколь­ной психологии Рязанского педагогического колледжа, специально для логопедов и воспитателей логопедических групп. Выбор стихов достаточно велик, чтобы позволить отбирать необходимый в соответ­ствии с речевым диагнозом и этапом коррекционной работы. В ос­нове содержания стихов — любимые занятия дошкольников, знако­мые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отражен­ный в стихах, дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе.

Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расска­жи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.

Г.А. Волкова в учебном пособии «Логоритмическая ритмика» [2] выделяет следующие средства этой методики:

— ходьба и маршировка в различных направлениях;

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— пение;

— упражнения в игре на детских музыкальных инструментах;

— самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевы­ми нарушениями;

— игровая деятельность;

— упражнения на развитие творческой инициативы;

— заключительные упражнения.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения пред­ставляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопеди­ческих групп, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использо­вать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
разнообразную коррекционную направленность: для нор­мализации темпа и ритма заикающихся; для развития слова­ря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с ди­зартрией и т.д.;

определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстри­ровать движение;

сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

при подборе стихотворений необходимо учитывать воз­раст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и од­новременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произно­сит текст, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффек­тивность запоминания, способствует развитию произвольного вни­мания, крупной и мелкой моторики, координации движений, вооб­ражения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с ре­чевым дефектом или личностными комплексами.

Движения, предложенные автором, не стоит воспринимать как догму. Их можно обогащать и видоизменять.

Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошколь­ного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содер­жания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.

В стихах содержится много глагольных форм, что очень полез­но для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.

В пособии не ставится цель вооружить логопедов и воспитате­лей теоретическими знаниями, так как по этим вопросам литера­туры достаточно. Однако использовать представленный практи­ческий материал можно, только обладая знаниями теоретических аспектов проведения логопедической ритмики.
^ РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ
Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет: — Мяу-мяу, мяу-мяу. Он не напился молока: — Мало-мало, мало-мало. Покормит мама молочком: — Мур-мур-мур, мур-мур-мур. Свернется маленьким клубком: — Ур-ур-ур, ур-ур-ур. Потом с клубочком поиграет: — Цап-цап-цап, цап-цап-цап. И нитку быстро размотает: — Ап-ап-ап, ап-ап-ап. ^ Дети ритмично соединяют од­ноименные пальцы обеих рук. Скрещивают пальцы рук, рит­мично опускают и поднимают пальцы. Ритмично поглаживают ладо­нью одной руки тыльную сто­рону другой. ^ Ритмично потирают кулачок о кулачок. Ритмично сжимают и разжи­мают пальцы рук. Делают ритмичные круговые движения указательных паль­цев вокруг друг друга.


Машина

Би-би-би — Гудит машина. Тук-тук-тук — Мотор стучит. — Едем, едем, едем, едем, Он так громко говорит. Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу — Они шуршат. Быстро крутятся колеса. Та-та-та — Вперед спешат. ^ Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой. Ритмично хлопают руками. Ритмично потопывают ногами. Потирают ладони. Делают ритмичную «вертуш­ку» руками.

 

Часы

Ходят часики — тик-так И вот так, и вот так. Громко бьют часы кругом: — Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Гирю оттянули вниз. Скрип-скрип-скрип, Скрип-скрип-скрип. Вот так часовой сюрприз! Гиря вверх опять ползет, Чтобы завести завод. Чтобы стрелки в путь пошли, Молоточки есть внутри. Тук-тук-тук — они стучат. — Тук-тук-тук, — все говорят. Завертелось колесо, Вот другое в ход пошло. Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра. Закрутилось до утра. ^ Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторо­ну (руки—стрелки). Ритмично хлопают руками. Ритмично похлопывают по телу сверху вниз. Ритмично похлопывают по телу снизу вверх. Ритмично постукивают кулач­ком о кулачок. ^ Ритмично «заводят мотор» руками.

 

Ветер

Ветерок листвой шумит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу. В трубах громко он гудит: У-у-у, у-у-у. Поднимает пыль столбом. Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Дует он везде, кругом. Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Может вызвать бурю он. Страх-страх, страх-страх! Не удержится и слон. Ax-ax, ax-ax. ^ Дети ритмично потирают ла­донь о ладонь. Ритмично хлопают над голо­вой. Ритмично топают ногами. Ритмично переступая, повора­чиваются вокруг себя. Поднимают руки в стороны и делают вращательные движе­ния. Ритмично покачивают головой.

 

Дождик

Майский вдруг закапал дождь. Кап-кап-кап-кап. И по лужам ты идешь. Так-так-так-так. Ветер шелестит листвой. Ш-ш-ш-ш. Спрятал кудри под травой. Тш-тш-тш-тш. Дождь сильнее застучал. Тук-тук-тук-тук. Скоро дождик ливнем стал. Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. ^ Дети ритмично щелкают паль­цами рук.. Ритмично притопывают. Ритмично потирают ладонь о ладонь. Ритмично потирают ладонями о колени. Ритмично стучат указатель­ным пальцем одной руки о ла­донь другой. ^ Ритмично хлопают в ладоши.

 

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам. Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках. Кап-кап-кап — Мне зонтик нужен. Оп-оп-оп — Вода по спинке. Буль-буль-буль — Упала шапка. Ой-ой-ой, крутом вода. Да-да-да, себя так жалко. Одевайтесь в дождь всегда! ^ Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. Ритмично притопывают ногами. Поднимают руки вверх и рит­мично щелкают пальцами с од­новременным движением рук сверху вниз. Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям. ^ Выполняют ритмичную пру­жинку. Ритмично кружатся. Ритмично кивают головой.

 

Веселые человечки

Человечки в доме жили, Меж собой они дружили. Звали их совсем чудно — Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо. Удивлялись человечки: — Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо! Им собака шла навстречу И дышала глубоко. Засмеялись человечки: — Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи? Разобиделась собака И ушами затрясла. Человечки же хохочут: — Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха! ^ Дети ритмично хлопают. Ритмично пожимают плечами. Выполняют ритмичную пру­жинку. Ритмично потряхивают голо­вой. Ритмично притопывают ногами.

 

Пришла Весна

Улыбаются все люди — Весна, весна, весна! Она везде, она повсюду Красна, красна, красна. По лугу, лесу и полянке Идет, идет, идет. На солнышке скорей погреться Зовет, зовет, зовет. И в ручейке лесном задорно Звенит, звенит, звенит. По камушкам в реке широкой Журчит, журчит, журчит. Разносит запахи повсюду Цветов, цветов, цветов. И все живое сразу слышит Весенний зов! ^ Дети поднимают руки над го­ловой и ритмично хлопают. Делают ритмичные повороты туловища. Ритмично шагают на месте. Взмахивают обеими руками к себе. Ритмично щелкают пальцами рук. Потирают ладони. Делают из пальцев «бутон», ритмично сжимают и разжи­мают пальцы.

 

^ Насекомые над лугом

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела: — Я лечу издалека. — Зу-зу-зу, — комар пищит. — Уф-уф-уф, — как паровоз Шмель пыхтит, пыльцу повез. Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Я любого разбужу». ^ Дети поднимают руки в сто­роны и ритмично ими машут, как крылышками. Ритмично «выбрасывают» ука­зательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами. ^ Ритмично хлопают в ладоши.

 

Птичка песенку поет

Птичка песенку поет: — Тинь, тинь, тинь. Скоро солнышко взойдет. Тинь-тинь-тинь. Комары проснутся скоро. Тинь-тинь-тинь. Вот тогда наемся вволю. Тинь-тинь-тинь. Деткам мошек принесу. Тинь-тинь-тинь. В клювик наберу росу. Тинь-тинь-тинь. Поучу птенцов летать. Тинь-тинь-тинь. Крылья смело расправлять. Тинь-тинь-тинь. ^ Дети ритмично постукивают подушечками пальцев одной руки о пальцы другой. Ритмично хлопают в ладошки. Ритмично похлопывают по пле­чам скрещенными руками. Ритмично пощелкивают паль­цами. Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены, ритмич­но помахивают «крыльями». Ритмично открывают и закры­вают «клюв»: собранные в ще­поть четыре пальца руки смы­кают с большим пальцем. Ритмично приседают, руки в стороны. ^ Делают ритмичные плавные движения руками.

 

Заботливое солнышко

Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик. И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи. Летом нежно согревает Щечки, щечки, щечки. А весной на носик ставит Точки-точки-точки. Золотят веснушки деток. Очень нравится им это! ^ Дети ритмично скрещивают руки над головой. Плавно покачивают руки вверху. Ритмично потирают щеки. Ритмично постукивают пальцем по носу.

 

Надоедливые мухи

Чай душистый пьем, пыхтим: — Уф-уф-уф, уф-уф-уф. Отгоняем веткой мух. Мух-мух-мух, мух-мух-мух. А они в варенье сели, Ели-ели, ели-ели. Так нам мухи надоели! Мы варенье быстро съели. ^ Дети ритмично потирают ла­донь о ладонь горизонтально. Ритмично помахивают рукой. Ритмично постукивают паль­цем о ладонь.

 

^ Мышка и кошка

— Пи-пи-пи, — Пищала мышка. — Кошка на охоту вышла! Мне так страшно, трепещу. Щу-щу-щу, щу-щу-щу. Норку я свою ищу. Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу. Кошка притворилась доброй. — Мур-мур-мур, — она поет. — Нет-нет-нет, — пищит мышонок. К кошке в лапы не пойдет. ^ Ритмично щелкают пальцами рук. Ритмично постукивают по пле­чам скрещенными на груди ру­ками. Ритмично притопывают нога­ми. Ритмично поглаживают одной рукой другую. Ритмично покачивают головой.

 

Веселый ручеек

Ручеек в лесу бежал И зайчонка повстречал. Тра-та-та-та, тра-та-та-та — Лапками по пню стучал. Ручеек зайчонку вторит: — Дзынь-дзынь-дзынь, дзынь-дзынь-дзынь. Колокольчик их услышал: — Динь-динь-динь, динь-динь-динь. Белочка спустилась с ветки И орешками — хрум-хрум. Тук-тук-тук — с березы дятел. Ах, какой поднялся шум! ^ Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака. Ритмично покачивают головой. Ритмично щелкают пальцами. Постукивают кулачком о кула­чок.

 

Непослушная неваляшка

Кукла неваляшка встала, не лежит. Сильно раскачалась, весело звенит. Дили-дили-дили-дон — Раздается всюду звон. Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач. Слышен Лены громкий плач. Неваляшка все не спит, Не ложится, не сидит. Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом — Закрутилась вдруг волчком. Лена плакать перестала И сама качаться стала. ^ Дети ритмично покачиваются из стороны в сторону. Ритмично покачивают «куклу» на руках. Делают ритмичные наклоны туловища вперед. Ритмично хлопают в ладоши.

 

Облака

— Жур-жур-жур, —журчит река: — Я теку издалека. Мимо-мимо-мимо-мимо Проплывают облака. «Вы куда?» — кричит река. Облака: «Туда, туда, туда». «Может, снова приплывете?» А они: «Когда? Когда? Гонит ветер нас лихой. Только снится нам покой». ^ Дети наклоняются вперед, плавно покачивая руками.. Ритмично покачивают руками над головой. Ритмично покачивают ногой впередназад. Ритмично пожимают плечами.

 

Колокольчик

— Дон-дон-дон, — Колокольчик звенит. — Ля-ля-ля, — Что-то он говорит. — Динь-динь-динь,— Наклоняет головку. — Бом-бом-бом, — Растрепал всю прическу. — Дзынь-дзынь-дзынь, — Солнцу он улыбнулся. — Дили-дон, — Наконец-то проснулся. ^ Дети ритмично покачивают головой из стороны в сторону. Выполняют ритмичную пру­жинку. Ритмично покачивают головой вперед. Ритмично проводят ладонями по волосам. Поднимают руки вверх и рит­мично хлопают в ладоши.. Ритмично стучат пальцами одной руки о пальцы другой.

 

Маленькие ножки

Топ-топ-топ — Медленно топают ножки. Топ-топ-топ-топ — Чуть быстрее идут по дорожке. Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ — Очень быстро идут. Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ- топ-топ-топ. А теперь они бегут. Ох-ох-ох – Устали ножки Быстро бегать по дорожке. ^ Дети ритмично потопывают ногами. Ритмично хлопают руками. Ритмично хлопают ладонями по бедрам. Указательным и средним паль­цами одной руки «бегут» по ладони второй. ^ Выполняют ритмичную пру­жинку.

 

Друзья помогли

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. Ножку тонкую он поломал. Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай. Травкой быстро ее обмотал, В муравейник скорей побежал. Ну а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох! Стало сразу так страшно, темно. Ах-ах-ах, ах-ах-ах! Хорошо, что друзья помогли, Муравьишку домой принесли. Мо-лод-цы! ^ Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой. Ритмично сгибают и разгиба­ют ноги. Бегут на месте. Делают ритмичную пружинку. Ритмично закрывают глаза ла­донями. Ритмично хлопают в ладоши.

 

Весенняя березка

Березка в белом сарафане Весною водит хоровод. Звенит сережками так нежно И птичек в гости все зовет. Раскроет свои руки-ветки, Опустит ветки-пальцы вниз, Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис. ^ Дети идут дробными, ритмич­ными шагами и одновременно делают повороты в стороны. Делают ритмичные взмахи ру­ками к себе. Разводят руки в стороны. Сводят руки к центру вниз. Ритмично покачивают руками вверху.

 

Тополиные пушинки

Тополиные пушинки Легкие, как пух. Разлетаются повсюду, Словно туча мух. Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Мухи белые на крыше, В парке на траве, На дорогах, тротуарах, В окнах на стекле. Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Лезут в нос они и в глазки, Хочется чихнуть. И бегут они, как в сказке, Выбирая путь. Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Только дождик им преграда. И дождю они не рады. ^ Дети ритмично скрещивают руки наверху. Ритмично щелкают пальцами рук. Ритмично загибают на каждую фразу пальцы левой руки, начи­ная с мизинца. ^ Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально. Ритмично шевелят всеми паль­цами рук. Делают ритмичные легкие прыжки.

 

Яблоневый цвет

Невесомы, прекрасны, легки Облетают с цветков лепестки. И под яблоней нежный ковер. На траве нарисован узор. Нежный цвет разметали дожди, Завязались на ветках плоды. Будут солнца и дождика ждать, Чтобы спелыми, вкусными стать. ^ Дети ритмично, с акцентом накаждое слово, выполняют плав­ные движения руками сверху вниз. Делают ритмичные круговые движения в воздухе указатель­ными пальцами. Ритмично соединяют пальцы обеих рук, придав кистям ок­руглую форму.

 

^ Веселые инструменты

— Бом-бом-бом, — Барабан стучит. — Ти-ли-линь, — Скрипка с ним говорит. — Ту-ру-ру,— Загудели все трубы. — Соль-фа-соль, Дуть мы больше не будем. — Динь-динь-динь, - Колокольчик пропел. — Спеть я песню свою не успел! Тут взмахнул дирижер, и в оркестре Инструменты запели все вместе. ^ Дети делают ритмичные дви­жения крепко сжатыми кулач­ками. Ритмично «водят смычком». Складывают пальцы в «мягкий» кулачок и ритмично подносят его ко рту и от него. То же другой рукой. Поднимают руки вверх и плав­но покачивают ими. Ритмично «дирижируют».

 

Веселые ноты

До-ре-ми-фа-соль-ля-си. Ты у музыки спроси: — Почему всего семь нот, Вальс звучит или фокстрот? До-до-до звучит так низко. Си-си-си пищит, как мышка. Ля-ля-ля, как колокольчик. Ми — на «мы» похожа очень. Соль — со-ле-ная на вкус. Ре-ре, словно длинный ус. Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа Мягко стелет, как софа. ^ Дети ритмично как бы выст­раивают «лестницу» рукой сни­зу вверх. Ритмично «спускаются с лест­ницы» рукой сверху вниз. Ритмично потопывают ногами. Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук. Ритмично покачивают головой. Ритмично постукивают ладо­нью по груди. Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук. Поднимают руки вперед и рит­мично покачивают вверх — вниз. ^ Попеременно хлопают в ладо­ши впереди и сзади себя.

 

Старый дом

В старом доме ночью темной Как-то страшно одному. У-у, у-у — Дует ветер. В трубах весело ему. Шур-шур-шур — мышонок юркий Пробирается к зерну. В темноте ему не страшно. Как под шорох я усну? А за печкой, как нарочно, Песенку запел сверчок. Скрипочку свою настроил: — Чок-чок, чок-чок, чок-чок-чок. Шорохи устал я слушать И бояться не хочу! Лучше я закрою глазки, Сладкий сон к себе пущу. ^ Дети складывают пальцы од­ной ладошки «трубочкой» и прижимают к губам, ладошку другой руки ритмично подво­дят к «трубочке» и отводят. Ритмично потирают ладони. ^ Одной рукой имитируют игру на скрипкеритмичное «дви­жение смычка». Скрещивают руки на груди и ритмично трут ладонями пред­плечья. Ритмично покачивают указа­тельным пальцем. Ритмично прикрывают ладоня­ми глаза. ^ Делают плавные движения ру­ками к себе.

 

Мышки-шалунишки

В комнате часы висели И стучали: бом-бом-бом. Мышки каждый раз пугались, Слушая ужасный звон. Потянули гири вниз: — Так-так-так, так-так-так. Быстро стрелки завелись: — Тик-тик-так, тик-тик-так. Стрелки мышек испугали, В норку мышки убежали. ^ Дети ритмично хлопают в ла­дошки. Поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз. Ритмично отклоняют в сторо­ну указательные пальцы.

 

На качелях

Кач-кач-кач — летят качели. Так захватывает дух! Все сильнее бьется сердце: Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук. Вверх и вниз и снова к солнцу. Словно птица ты летишь. — Выше, выше, выше, выше! — Вновь товарищам кричишь. ^ Дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону. Ритмично постукивают кулач­ками друг о друга. Ритмично поднимают перед собой руки вверх.

 

Сладкий сон

Сон пробрался в глазки к Маше. Сон-сон-сон, сон-сон-сон. Склеил все реснички клеем Он-он-он, он-он-он. В рот пробрался он украдкой Ох-ох-ох, ох-ох-ох. И зевнула Маша сладко, Сделала глубокий вдох. На кроватке покачалась — Кач-кач-кач, кач-кач-кач. В сон глубокий опустилась. Спи, лапулечка, не плачь. ^ Дети ритмично поглаживают пальцами лоб над бровями. Ритмично поглаживают щеки. Ритмично покачивают головой. Ритмично покачиваются.

 

Смелые гуси

Шли на речку важно гуси, Говорили: «Га-га-га. Кто захочет нас обидеть, Не забудет никогда. Ш-ш-ш, — шипим мы грозно, Больно щиплемся. Беги! Крыльями захлопать можем. Мимо нас ты не ходи!» ^ Дети тесно смыкают четыре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим паль­цем («клюв»). Ритмично вытягивают шею. Ритмично прищипывают паль­цами одной руки каждый палец другой. Ритмично похлопывают рука­ми по бокам. Ритмично потопывают.

 

Поросята-трусишки

Мама-свинка волновалась: — Хрю-хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю. Где же детки-поросята? Ну-ка в луже посмотрю. Вдруг услышала детишек: — И-и-и-и, и-и-и. К маме детки прибежали — Вместе в луже все ныряли. Дети ритмично кивают головой. Ритмично похлопывают по но­гам. Ритмично шагают на месте.


^ УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»


Ученые мартышки

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки.

Потрясти их, полистать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело


И очки они надели.


К носу книжку поднесли,

Вдруг подальше отвели.

Ничего в очках не видно.


И мартышкам так обидно!

^ Мы — шоферы


Едем, едем на машине,


Нажимаем на педаль.


Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль


Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы — хоть куда!

^ Вкусный арбуз


Мы большой арбуз купили

И домой скорей пошли.

Там его мы долго мыли,

Обтирали, как могли,

Разрезали вдоль полосок,

А потом и поперек.

По рукам и подбородку

Сладкий сок арбузный тек.
^ Смелый капитан


Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,


Качка тихая пока.


Волны сильными вдруг стали,


И от качки все упали.


За канат держусь я крепко,


Вдруг сорвало ветром кепку.


Я ловить рукою стал,


Чуть с мосточка не упал.

^ Не хотим мы больше спать


Мы проснулись рано утром,


Потянулись бодро, шумно.

Чтобы сон ушел, зевнули,

Головой слегка тряхнули.

Разбудил нас бег на месте.

К ванне побежали вместе.


Умывались и плескались,

Зубы вычистить пытались.

Причесались аккуратно,

Приоделись все опрятно.

Не хотим мы больше спать.

Будем весело играть!


^ Мои умелые руки
Мои руки — это волны

Ветер гонит их вперед.


Мои руки — крылья чаек.

Небо их к себе зовет.


Мои руки — рыбки в море.

Плавают туда-сюда.


Мои руки — это крабы.

Разбежались кто куда.


Спустимся на дно морское.

Там кораллы разрослись,


Водоросли все сплелись.

Очень все на дне красиво!

Вот проплыл конек игривый.

(Дети делают подскоки.)
Как змея, ползет мурена,

И акула отдыхает.

Снится море ей, наверно.
Радость


Я и ты — все это мы.

И вокруг ты посмотри:

Солнце светит, дождь идет,

В роще соловей поет,

Козлик скачет на лугу,

Скачет в радугу-дугу.

Лестница


Вверх по лестнице идем

И от всех не отстаем.

На площадке отдохнули

И к перилам мы прильнули.

Так залезли высоко!

Вниз смотреть нам нелегко.

За перила ухватились,

Смело с лестницы спустились.

Я все умею


 


Кудри гребнем расчешу,

Косу туго заплету

И со звездочкой заколку

Я на челку приколю.

Гольфы подтяну струной.

(Наклоняются, изображают

подтягивание гольфов.)

Ну-ка, полюбуйтесь мной!


^ В лес за грибами


За грибами в лес пошли,

Много там грибов нашли.

Встретили косого зайку,

Убежал от нас зазнайка.

Мишка ел в кустах малину

И отдал нам половину.

Дятел тукал — тук да тук.

Раздавался громкий стук.

Сосулька


Вниз головой висит сосулька.

От солнца насморк у нее.

То от тепла она заплачет,

То платьице ушьет свое.

Придет мороз, и закалеет,

Немного за ночь подрастет,

Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет, упадет.

^ Станем мы деревьями


Станем мы деревьями

Сильными, большими.


Ноги — это корни.

Их расставим шире.


Чтоб держали дерево,

Падать не давали,


Из глубин далеких

Воду добывали.


Тело наше — ствол могучий.


Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Наши руки — это ветви.


Крону вместе образуют.

Вместе им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

Пальцы — веточками будут.

Листья закрывают их.

Как придет за летом осень,

Разлетятся листья вмиг.

^ Проказник ветер
Проказник ветер прилетел,

Густой листвой зашелестел.

Подул немного посильней

И ветки закачал скорей.


Совсем плутишка разошелся

И по стволам уже прошелся.


Тут закачался целый лес.

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы.


Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным снова стал.

^ Заботливое солнце


Утром солнышко восходит высоко,

Вечером заходит глубоко.

Днем гуляет по небу оно,

Согревает всех, лучи раскинув широко.

Гладит ласково листочки и цветы,

Людям золотит и щеки, и носы.


День прошел, и с неба на покой

Солнца шар садится за горой.

^ Рыбка плавала в пруду


Рыбка плавала в пруду,

Хвостиком виляла.

Корм глотала на ходу,

Ротик открывала.


Лягушонок мимо плыл,

Щеки раздувая.


Ножкой дрыгал влево, вправо,

Устали не зная.


Уж шуршал по камышам.


Камыши шумели.


И над всеми в небесах


Птицы звонко пели.

^ Веселый оркестр


Дружно наш оркестр играет,

Все о музыке он знает.

Нежно скрипочка поет,

За собой она зовет.


Трубы громко затрубили,


И тарелки в такт забили.


Следом дудочка дудит,

(Имитируют игру на дудочке.)


И струна гитар звенит.


Барабан вступил, как гром,


Всех перекрывает он.

^ Снежная баба


Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было ее.


Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали


И плотно этот ком прижали.


Второй поменьше был размером,
На первый он уселся смело.

(^ Дети приседают.)

А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.
Лицо украсили морковкой

(На уровне носа пальцами

вытягивают форму морковки.)



И угольками вместо глаз.


Прорисовали ротик ловко.

Смотрели в профиль и анфас.

На голову ведро надели,

Украсили его пером,
Метлу воткнули для порядка.

(Имитируют подметание.)

Трудились дружно всем двором.

^ Веселый цирк


Веселый цирк у нас в гостях.

Жонглер бросает шарики.

И клоун зрителей смешит,

Смешит больших и маленьких.

Вот на канате акробат

Раскинул руки в стороны.


Силач старается поднять

Стальные гири новые.


Наездники на лошадях

По кругу мчатся весело.

А мы мороженое едим

И хлопаем под песенку.

^ Мамины помощники


Решили маме мы помочь

И воду в таз налили.

Насыпали вниз порошка,
Белье все замочили.

Стирали долго мы его,


О доску даже терли.

Не разорвали ничего.


А полоскали сколько!

Туда-сюда, туда-сюда,

Вода в тазу вскипела.

Но только, братцы, вот беда,

На пол упала пена.

Давай ее мы собирать

(^ Дети приседают, «собирают пену».)
И отжимать в ведерко.


Чтобы как мама наша стать,

Трудиться надо сколько!
Обжора


Один пузатый здоровяк


Съел десять булок натощак.

Запил он булки молоком,


Съел курицу одним куском.

Затем барашка он поджарил


И в брюхо целиком направил.


Раздулся здоровяк, как шар.

Он столько съел всего — кошмар!

^ Хочу быть птичкой


Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Раз, два, три, четыре, пять.

Буду их считать опять.


Рот открыл, смотрю я в небо.


Влево, вправо.

Я там не был.

Птичкой захотел я стать


И руками стал махать.

Крылья вверх и крылья вниз,


Только слышен ветра свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.


Паучок-ткач


Сетку паучок плетет,

Словно ткач проворный.

Нитку липкую по кругу

Намотал задорно.


А потом ее пустил,

Чтоб круги связались,


И в красивой паутине

(Дети скрещивают пальцы рук.)


Мухи все остались.

Вывел нитку, натянул

И засел в засаде.
Только мухи не летят.

Паучку досадно!

(С досадой взмахивают рукой.)
Дождевые червячки


Дождевые червячки вылезли наружу.

После теплого дождя

(Щелкают пальцами обеих рук сверху вниз.)
Им погреться нужно.

Лежебоки-червячки

Нежатся на солнце.

То сжимаются они,

Делаются толще.

То становятся они

Длинными, как палка.

Наступать на червячков

Всем ребятам жалко.

Облака


Облака, как паруса.

Мчит их ветер, гонит.
Если много облаков,

Будет точно дождик.

(Дети ритмично пощелкивают

пальцами сверху вниз.)
Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,


Будет солнышко с утра,

Защебечут птицы.


А столкнутся лоб об лоб,

В тучу превратятся.

И тогда грохочет гром —

Это тучи злятся.

Лужи-зеркала


Ночью дождик сильно лил

И всю землю намочил.


Утром солнце встало рано,

Посмотрело сверху вниз:
— Что с землею за ночь стало?

Вот удача, вот сюрприз!


Сто зеркал внизу лежали

И под солнышком сияли.


Отражались в них деревья

И прекрасные цветы,


Фонари, дома, заборы —

Всем хотелось красоты.
Солнцу лужи-зеркала

Очень приглянулись.


И от всей души оно

Жарко улыбнулось.

(Дети как бы трогают пальцем

горячее и отдергивают руку.)

От такой улыбки лужи

Сразу изменились.

И, к обеду обмелев,

Вовсе испарились.
^ Юные спортсмены


Любим спортом заниматься.

Будем очень мы стараться.

Мяч бросать и принимать,


Метко вдаль его кидать.

Ловко прыгать на скакалке,

Ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать,

(Дети приседают и встают.)

Руки быстро поднимать.

(Поднимают руки вверх.)


Наклоняться вправо, влево.

Все мы делаем умело!

^ Интересно все вокруг


Ползет по пальцам муравей,

Залез в мою ладошку.

— Ты щекотать меня не смей,

Поползай лишь немножко!

Вот бабочка — павлиний глаз

Спит, крылышки сложила.

Но вдруг вспорхнула

И с цветка слетела суетливо.
Кружится бабочка легко,

Как пух, как легкий ветер.

(Дети делают волнообразные

движения руками вверху.)
Цветы раскрыли лепестки.

(Делают из пальцев «цветок».)

Ждут с бабочками встречи.

Футболисты-проказники


Играли дети во дворе

Мяч по полю гоняли.

И, размахнувшись сильно, вдруг

В окно мячом попали.

Кричит старушка из окна,


Грозит корявым пальцем,

Считает всех детей она.
А дети, словно зайцы,

От страха дружно затряслись

(Дети изображают страх.)
И вмиг все убежали.

Попрятались все кто куда.

Бабулю они знали!
^ Утренние заморозки


Тепло весеннее пришло,

Все ожило и расцвело.

Но только утром рано

Морозить что-то стало.

Покрыта инеем трава,

Седою она стала.

Внутри, как прежде, зелена,


Но от зимы устала.

Вот солнце жаркое взошло,


И травке стало вновь тепло.
На пляже


Лето знойное в разгаре,

Все на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: