Соотношение истории педагогики и истории детства 7 глава




Значительно (на 100% плюс особая плата за выполнение дополнительных педагогических обязанностей) возросла зарплата преподавателей. В параграфе 122 Положения как бы мимоходом сообщалось, что поступление в университет возможно лишь для выпускников классической гимназии, а из реальной можно поступать лишь в специальные вузы. Этот факт, по-видимому, не случайный, имел значительные последствия.

Гимназии в 60-е годы декларировали первенство об учения над воспитанием. Количество разных типов гимназией распределилось следующим образов: ¼ - классические, ¼ - реальные, ½ - гимназии промежуточного типа. Обнаружилась качественная и количественная бедность отечественных учебников, побудило МНП организовать конкурсы по их созданию.

В годы, когда министром был Д. А. Толстой (1866-1880) превосходство классицизма было окончательно утверждено. МНП отклонило ходатайства об уравнении в правах классических и реальных гимназий, что вызвало, в свою очередь, многочисленные просьбы о переводе реальных гимназий в разряд классических. Была введена единая программа для средних учебных заведений (ранее она выбиралась педагогическим советом), хотя часы по каждому предмету по классам внутри программы разрешалось варьировать.

В отличие от А. В. Головина министерство Д. А. Толстого сделало ставку на воспитывающее обучение. С 1869 года были введены приготовительные классы гимназий, появилась должность классных наставников (фактически, современных классных руководителей). Заработная плата преподавателей теперь зависила от их опыта.

Вопрос о том, что только классические гимназии должны оставаться главным типом среднего учебного заведения, а реальные должны превратится во вспомогательный тип училищ, решался в Государственном Совете. Предлагались два новых проекта уставов – классической гимназии и реального училища. Потребовалось личное вмешательство Александра II, поддержавшего МНП, и 19 июня того же года новый устав классических гимназий как основного типа средней школы был утвержден.

Главными итогами образовательного контрреформирования в средней школе стало следующее:

1. Появились главный и вспомогательный типы средней школы – классические гимназии и реальные училища.

2. Появилась неравноценность в учебных предметах гимназического курса (примат древних языков, математики над остальными предметами).

3. Повысилась степень централизации управления средней школой и роль учебной администрации.

4. Средняя школа приобрела более воспитывающий, нежели обучающий характер, причем, воспитание было ограничено его официальным пониманием.

Внутришкольная жизнь подвергалась регламентации: единый учебный план 1877 года, правила проведения экзаменов, правила поведения гимназистов и т. п. Все это вело к созданию общественной оппозиции классицизму даже среди его бывших сторонников, к дискредитации самой идеи классического образования в обществе.

В 1880-1882 годах наметилась тенденции к смягчению ситуации. Общественность, родители просили уменьшить излишне трудный учебный курс, смягчить грамматическую направленность преподавания древних языков. МНП вынужденно было констатировать малую результативность классического образования. Теперь грамматика древних языков стала преподаваться только в старших классах, несколько облегчены были экзаменационные требования.

Частичные уступки МНП вызывали более активные попытки общественности уничтожить классическое направление вообще или, по крайней мере, его ограничить. Но этого не произошло, были сделаны лишь отдельные уступки общественному мнению.

Правительство сосредоточилось и на проблеме социального состава учащихся гимназий. Ставка делалась на сохранение сословности. Повысилась плата, резко было ограничено число приготовительных и параллельных классов, прогимназий. Апогеев государственного регулирования социального состава учащихся гимназий стал циркуляр МНП от 18 июня 1887 года, получивший у публики наименование «циркуляра о кухаркиных детях». Смысл его сводился к обоснованию вреда выведения представителей отдельных сословий из привычной социальной среды с помощью образования.

В 1857 году попечитель Петербургского учебного округа Г. А. Щербатов представил императору проект «Положения о женских учебных заведениях МНП». Проект предусматривал их открытость, платность, наличие попечительского совета, обязательные и необязательные предметы 6-летнего учебного курса. Одобренный проект был утвержден царем. Открывались трех- и шестилетние училища для девочек.

Другим вариантом развития женского образования стали Мариинские гимназии, созданные в 1858 году. Их характеризовало более высокое финансирование и лучшее обеспечение учебного процесса по сравнению с министерскими гимназиями для девочек.

Были отменены ограничения деятельности частных учебных заведений. В 1857 году в столице было 39 частных пансионов и 117 школ, в Москве соответственно - 14 и 21. Стране необходимо было большее число учителей, по достаточных средств на подготовку государство не имело. К тому же велся спор о преимуществах подготовки учительства в специальных педагогических учебных заведениях или дополнения среднею или высшего образования некоторыми педагогическими зна­ниями и навыками, получаемыми на курсах.

Компромиссом стало решение о том, что для учительства начальной школы требуются специальные учебные заведе­ния, а для учительства средней школы достаточно универси­тетов. В 1858 году при университетах были открыты педаго­гические курсы.

Положение 1858 года было продлено до 1866 года. При Д. А. Толстом появилось Положение 1870 года о женских гим­назиях и прогимназиях МНП с семилетним курсом. В 1874 году в Москве была единственная в стране женская гимназия, ко­торая преподавала, в виде эксперимента, по учебным планам мужской классической гимназии.

В 1870-1875 годы была восстановлена система профессио­нального педагогического образования в виде учительских се­минарий. Будучи всесословными, трехгодичными, они осво­бождали своих учащихся от рекрутчины и выплачивали им стипендию в размере 5 рублей в месяц. В 1875 году была со­здана аналогичная система учительских институтов как сред­них педагогических учебных заведений для городской началь­ной школы. Прием в них велся с 16 лет, обучение было рас­считано на 3 года, после окончания института выпускник обязывался отработать учителем не менее 6 лет.

 

Подведем итоги.

В начальном образовании происходило:

1) сближение типов начальной народной школы;

2) решение проблем финансирования;

3) решение проблем общественного участия в работе начальной школы;

4) решение проблемы подготовленных учителей. Правительство считало необходимым привлечь туда выходцев из народа, создавая учительские семинарии и институты;

5) ведомственная борьба вокруг начальной школы и ее характера (религиозные или светские, прикладные или общеобразовательные).

Для среднего образования главными были вопросы:

1) соотношение в средней школе классического и реального элементов содержания курса;

2) противоречия между сословными ограничениями в доступе к среднему образованию как элитарному и необходимости большего числа специалистов-профессионалов (интеллигенции), готовившихся на базе средней школы для страны;

3) соотношения обучающей и воспитывающей направленности деятельности средней школы.

Но главным итогом данного периода стало широкое участие общественности, общественно-педагогическое движение в деле образования. Общественная инициатива в создании земских, женских, педагогических учебных заведений, в образовательной благотворительности, в создании отечественной педагогической журналистики и многочисленных педагогических организаций, в появлении феномена педагогического лидерства, когда кумирами общества становились лица, не всегда имевшие хорошие отношения с властью. Все это было реакцией на недостаточную деятельность государства в образовании.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ахиезер А. С., Панарин А. С., Ильин В. В. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России. М., 1999.

Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Пг, 1915.

Липник В. Н. Школьные реформы в России. – СПб., 2000.

Милюков П. Н. Очерки истории русской культуры. Образование. СПб, 1994. Т.2, ч.2.

Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII- начало XX веков / Под редакцией М. Ф. Шабаевой, А. И. Пискунова, Э. Д. Днепрова. М., 1972, 1982, 1990.

Политология. Энциклопедический словарь / Под ред. Аверьянова Ю. И. М., 1993.

Попкевиц Т. Политическая социология образовательных реформ. Пер. с анг. М., 1998.

Тебиев Б. К. Общественно-педагогическое движение в России конца XIX - начала XX веков. М., 1994.

Шевелев А. Н. Школа. Государственная. Общество. Очерки социально-политической истории образования России в 60-80-е годы XIX века. СПб, 2001.

 


Петровская реформа

(1698-1724)

Реформа. Политические условия ее, субъекты и объекты реформы Император, его окружение. Война, комплекс других реформ, абсолютизм Петра, предпосылки образованности в 17 веке.
Общественная поддержка Обществу нужны практическая грамота и не нужно образование как государственная служба (программа шире общественных потребностей).
Цели (идейные, нравственные, социальной регуляции, педагогические), содержание, формы проведения реформы Цель – получить профессионалов широкого профиля. Содержание:
  1. Создание профессиональной школы на общеобразовательной базе реального направления.
  2. Попытка создать систему массового элементарного образования.
  3. Создание видимости наличия в стране европейской высшей и средней школы, связанной наукой.
Учительство Подготовка за границей или в России. Нет педагогической профессионализации. Попытка возложить образование на духовенство. Появление гувернерства. Любой профессионал в своем деле – педагог (как средневековый мастер-ремесленник).
Система управления и обеспечения системы образования Единого органа нет. Царские указы для военного, морского, духовного, горного ведомства.
Общие принципы данной реформы 1. Европеизация образования (учителя, предметы, учебники). 2. Обязанность образования (домашнего или публичного). 3. Отсутствие стабильных программ (выпуск по запросам ведомств недоучившихся). 4. Нет государственного финансирования фундамента системы образования. 5. Насильственный демократизм в образовании. 6. Сходство петровской и древнерусской школ в смысле их прикладного, а не общеобразовательного характера (от спасения души – к профессии и служению государству).

 

ЕКАТЕРИНИНСКАЯ РЕФОРМА

(1764-1790)

Реформа. Политические условия ее, субъекты и объекты реформы Императрица, исполнители (Бецкой, Янкович), появление проектов (Уложенная комиссия), споров о пользе и вреде массового образования, об обязанности и добровольности его (1768). Эпоха просвещения, заимствования из Пруссии и Австрии, Франции и Англии.
Общественная поддержка Все хотят служить (служба – привилегия), для этого – грамота, квалификация, светскость, а не науки. Вывод: опять государственное содержание превышает общественные потребности. Но появление общественного обсуждения, интереса к вопросам образования как к важным.  
Цели (идейные, нравственные, социальной регуляции, педагогические), содержание, формы проведения реформы Цель – просветить, цивилизовать, сделать нравственным и законопослушным общество посредством образования. 1763 – Бецкой (Воспитательные дома, Смольный, реформа кадетских, первое коммерческое училище). 1782 – Янкович (Главные, малые, приходские = 5+2+1, единство учебников, уроков, отчетности по журналам).
Учительство 1786 – учительская семинария (обеспечить потребности системы училищ – выполнено).
Система управления и обеспечения системы образования Создана система (попечители, директора народных училищ, их смотрели + главная Училищная комиссия).
Общие принципы данной реформы Бецкой: закрытость, сословность, новая порода людей (социальная регуляция), половое разделение, возрастное деление, селекция способностей. Янкович: бессословность, массовость, совместное обучение, унификация форм и методов обучения, примат воспитания над обучением. Причины неудачи: нет государственного финансирования и достаточной общественной поддержки. Нет связи между университетами с академическими гимназиями, кадетскими корпусами и училищами Янковича, нет преемственности системы.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ РЕФОРМА

(1802-1822)

Реформа. Политические условия ее, субъекты и объекты реформы Император, Негласный комитет, реформаторы (Сперанский, Голицын), екатерининские «орлы» (Завадовский, Разумовский, Муравьев, Янкович, Клингер).
Общественная поддержка Дворяне не хотят всесословного образования, купечество и мещанство не хотят классического образования, низы не могут позволить своим детям долгой учебы.
Цели (идейные, нравственные, социальной регуляции, педагогические), содержание, формы проведения реформы Цель – общественная польза, нравственность, просвещение, свободы. В 1819 – православие как гарант нравственности против революции. Содержание: Приходское + уездное+ гимназия (1+2+4=7). Бюрократическая карьера зависит от образования (1809), - дворянство вынужденно идти учится в школы. Поэтому появились благородные пансионы и лицеи. Контрреформа 1819 года (чистка от энциклопедизма и духа просвещения, начало осмысления народности в образовании).
Учительство Главный педагогический институт, потом перенос подготовки педагогов в университеты, которые не справляются (нет заинтересованности, мало кто идет в учителя, вторичность методики по сравнению с наукой).
Система управления и обеспечения системы образования Министерство просвещения (1802) впервые в Европе. Попечители округов, университетское и гимназическое начальство (училищный комитет и директор народных училищ в каждой губернии, смотритель в уезде).
Общие принципы данной реформы Начало: светскость, бессословность, государственная (по финансированию), преемственная, но автономная на каждой ступени. Энциклопедизм и общеобразовательный характер. Недостатки: Нет обеспечения пособиями и учителями, нет общественной поддержки, перегруженность и поверхностный характер обучения. Вывод: Все три реформы растянуты во времени, поэтому не завершены.

НИКОЛАЕВСКАЯ РЕФОРМА

(1828-1853)

Реформа. Политические условия ее, субъекты и объекты реформы Император, Шишков, Уваров. Регламентация государством, поддержка дворянства, новая государственная идеология, пробуждение национального самообразования, культуры.
Общественная поддержка Стремление податных сословий попасть в чиновничество через образование гимназии. Препятствия этому со стороны правительства.
Цели (идейные, нравственные, социальной регуляции, педагогические), содержание, формы проведения реформы Цели: патриотизм, религиозность, верноподданичество, нравственность, профессионализм. Содержание:
  1. Сословность тех же типов училищ (от приходского до гимназии), фактически тупики для не дворян.
  2. Сокращение программы, отказ от энциклопедизма, строгость соблюдения обязательных государственных программ, учебников.
  3. 1849-1852 – реформа гимназического образования в борьбе классицизма и реализма. Классические (в университетских городах) и реальные гимназии или уклоны с 4 гимназического класса – с 1852.
  4. С 1845 – Главный Совет женских учебных заведений (светскость, идеал – домохозяйка, нравственность, практический характер обучения, меньшего, чем у мужчин).
Учительство Комитет устройства учебных заведений (1826). Власть попечительного округа от университета (1835). Идеология триады в образование (1833).
Система управления и обеспечения системы образования Препоны для получения звания домашнего учителя, учителя частных школ, для иностранцев.
Общие принципы данной реформы Принципы: унификация, жесткий государственный контроль, вторжение политической идеологии, сословность, реальный общеобразовательный характер, профессионализм, национальный характер образования (от заимствований). Недостатки: Количество школ не удовлетворяет растущим потребностям страны (особенно в начальном образовании). Регламентация душит инициативу.

РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II

(1864-1894)

Реформа. Политические условия ее, субъекты и объекты реформы Император, Головин, Толстой, Делянов, Катков, Победоносцев. Реформы, отмена крепостного права, индустриализация, урбанизация, революционное движение, стремление не отстать от Европы (заимствования).
Общественная поддержка Общественное обсуждение проектов реформы 1864, общественная критика существующего образования, общественное сопротивление контрреформаторству. Формирование общественно-педагогического движения.
Цели (идейные, нравственные, социальной регуляции, педагогические), содержание, формы проведения реформы 1864: прогимназия всесословная. Система: приходское (1) + уездное (3) + прогимназия (4) + гимназия (3) классическая, полуклассическая или реальная (25/50/25). С 1858-1870 – развитие женских открытых школ. С 1872 – частное образование развивается по государственным образцам. Свобода творчества – учебных планов, программ, выбора учебников, решениям педагогических советов. Но перегруз программ и переполнение классов. 1866-71 и далее: классические гимназии и реальные училища, коммерческие училища, церковно-приходская теснит земскую. Эпоха проектов (1894-1917):
  1. За единство средней школы (комиссии Боголепова-Ванновского о фуркации в единой гимназии реального и классического образования).
  2. Либерализация 1905 (родительские комитеты, права педсоветов, земств) и контрреформа Кассо (1908) – убрали послабления революции и увеличили плату.
  3. Проект Игнатьева 1915: обсуждение, единство средней (3+4) с фуркацией по 4 направлением (гуманитарное и естественное с новыми и древними языками, математикой и естествознанием). Согласование начальной и средней школ. Русское в центр. Профессиональная школа 4 типов.
  4. Проекты Всемирного правительства: единство типов, необязательность Закона Божия, уменьшение доли иностранных языков.
Учительство Учительские семинарии и институты. Университеты для средней школы. Недостаточное число учителей, разрыв между средней школой и народным учителем.
Система управления и обеспечения системы образования Губернские и уездные училищные советы, губернские директоры и инспекторы народных училищ. Земское и думское участие в образовании. Споры вокруг всеобщего обязательного начального образования.
Общие принципы данной реформы Всесословность, гуманизм против профессионализации, свободы-права, трудолюбие (долг) и нравственность (революционное как безнравственное). 1871: сословность (кухаркины дети, отмена приготовительных классов), классицизм для образовательных или религиозность для народа как гранаты социальной стабильности. Выводы:
  1. Усложнение системы образования;
  2. Административный стиль проведения реформы в целом;
  3. Официальная идеология как единственная.

 

 


Часть

 

– 5 –

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (СИСТЕМ) ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

 

 

.

Образовательные системы и типы учебных заведений.

.

Кадетские корпуса.

.

Развитие гимназического и лицейского образования.

.

Российские земства и их деятельность в народном образовании во второй половине XIX века.


 

• Общие подходы к определению образовательных систем и их типов в истории педагогики.

• Кадетские корпуса.

• Развитие гимназического и лицейско­го образования. Гимназии. Лицеи.

• Земская деятельность в образовании
и земская школа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: