ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности ОК 2 – 5 ОК 9 ОК 11 ПК 1.1 – 1.3 ПК 2.1 – 2.6 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.5




1.Основные положения Конституции Российской Федерации;

Пункт 1. ст.5 Конституции РФ

"Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов-равноправных субъектов Российской Федерации."
Пункт 2 ст. 11 Конституции РФ
"Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти."
Пункт 2 ст. 66 Конституции РФ
"Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации."
Пункт 3 ст. 67 Конституции РФ
"Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия."
Пункт 1 ст. 72 Конституции РФ
"В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации."

Ст. 73 Конституции РФ
"Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти."
Пункт 2 ст. 76 Конституции РФ
"По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации."
Пункт 5 ст. 76 Конституции РФ
"Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон."
Пункт 1 ст. 77 Конституции РФ
"Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом."
Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ
"В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации."

Пункт 2 ст. 78 Конституции РФ
"Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам."
Пункт 3 ст. 78 Конституции РФ
"Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий."

2.Права человека и гражданина. 3. Свободы человека и гражданина.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Права и свободы человека мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом.

Права и свободы человека в России классифицируются по трем главным основаниям:

• личные;

• политические;

• социальные, экономические и культурные.

Личные права определяют статус личности в РФ, то есть человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и живущего в обществе.

Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества.

Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе и создают условия его нормальной жизнедеятельности.

1) Основными называются права и свободы, которые закреплены в конституции. Данные права не могут быть изменены или отменены, кроме случая принятия новой конституции. Запрещено издавать нормативные акты, умаляющие данные права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст конституции не означает отсутствия данных прав и свобод.

В Российской Федерации за человеком признаются все возможные права и свободы, то есть все то, что не запрещено законом

К основным правам и свободам в России относятся личные права:

• на жизнь;

• на достоинство;

• на свободу и личную неприкосновенность;

• на свободное определение национальности и языка;

• на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

• выезда из РФ и возвращения в РФ;

• свободы совести и вероисповедания;

• на неприкосновенность частной жизни;

• на неприкосновенность жилища;

• на тайну (и свободу) переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

• свободы информации;

• свободы мысли и слова.

Основные политические права в РФ составляют:

• право на объединение;

• право на публичное выражение своего мнения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации);

• право участвовать в управлении делами государства;

• право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

• право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Спецификой политических прав является то, что некоторые из них (право участвовать в управлении делами государства, избирательное право) могут принадлежать только гражданам Российской Федерации. Избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает с 18 лет.

рудовые права включают в себя:

• право на минимальный размер оплаты труда;

• право на защиту от безработицы;

• право на безопасные и гигиеничные условия труда;

• право на индивидуальные и коллективные споры;

• право на забастовку;

• право на отдых.

4.Механизмы реализации прав;5. Механизмы реализации свобод;

Основными формами реализации прав являются:

1. Использование правовых норм, то есть добровольные активные действия граждан по реальному приобретению благ, содержащихся в закрепленных этими нормами правах. Оно может осуществляться по собственной инициативе (свобода слова, вероисповедания), с помощью других субъектов (консультантов, адвокатов), а также в процессуально-процедурном порядке (получение паспортов, виз, политического убежища, водительских прав).

2. Исполнении – отправлении индивидом своих юридических обязанностей, заключающееся в совершении предусмотренных законом действий.

3. Соблюдение – пассивное поведение гражданина, обязанного не нарушать своими действиями установленных законом правовых запретов.

4. Применение – действия властных структур, обязанность которых защищать интересы граждан путем использования норм, закрепляющих их права.

Реализация прав и свобод сопряжена с использованием управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм. Из наиболее употребляемыми являются правомочивающие нормы, которые предоставляют обладателю прав возможность свободного выбора времени, путей и средств их реализации. (Пример: используя свое конституционное право на труд, гражданин сам выбирает профессии и место работы).

Обязывающие нормы предписывают лицу точно и в полном объеме выполнять свои обязанности (Пример: отбывать воинскую повинность, сохранять окружающую среду).

Запрещающие нормы предписывают гражданину запрет тех действий, которые не угодны государству и не отвечают интересам его граждан.

Принципами реализации являются простота использования прав, обеспеченность социально-экономическими, политическими и правовыми гарантиями, экономия времени и средств, эффективность процесса реализации.

В Российской Федерации защита прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Все властно-исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако, несмотря на существующие недостатки, защита этих прав и свобод целиком ложится на правоохранительные органы, среди которых ведущее положение занимают органы внутренних дел и, в частности, милиция.

Другими словами, Законом предусмотрено и техническая сторона реализации гражданином своих прав и свобод:

- Обращение за квалифицированной юридической помощью;

- Возможность, а для несовершеннолетних необходимость известить о произведенном задержании своих родственников, администрацию по месту учебы и работы;

- Оказание необходимой доврачебной помощи во всех случаях, а при необходимости и вызов специализированной помощи;

- Обеспечение безопасности самого задержанного, а при необходимости – его близких, жизни, здоровью или имуществу которых может угрожать опасность.

Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод граждан обязан разъяснить на каком основании были применены эти меры воздействия, а так же возникшие в связи с этим права и обязанности гражданина (Пример: в установленном законом порядке право обжаловать действия и решения сотрудников милиции), которая базируется на общей норме ст. 24 Конституции РФ, (о возможности ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы человека).

Однако, в качестве правовой гарантии в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина необходимо рассматривать и юридическую ответственность, которая состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершения правонарушения, за исполнение или ненадлежащие исполнение юридических обязанностей.

5.Понятие правового регулирования в области образования;

1.2. Образовательное нормотворчество как стадия правового регулирования отношений в сфере образования и образовательные правоотношения

Понятие и основные характеристики правового регулирования системы образования.Понятие «правовое регулирование» в учебной теоретико-правовой литературе трактуется традиционно какцеленаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов[11].

Данное понятие отличается от близких к нему по содержанию понятий «правовое воздействие» и «правовое обеспечение». Если в понятии «правовое воздействие» отражается вся совокупность воздействий (психологическое, идеологическое, нравственное, нормативное, управленческое, организационное и др.) права на сознание и волю участников общественных отношений, то понятие «правовое обеспечение» характеризует собой создание и поддержание в необходимых пределах организационно-функциональных характеристик систем управления с помощью упорядочивающего воздействия всего арсенала юридических средств (правовых норм, нормативно-правовых актов, правоотношений, юридических фактов и т.д.). Очевидно, что правовое регулирование есть один из важнейших элементов и правового воздействия, и правового обеспечения различных систем управления, к которым и относится, в частности, система образования.

Кроме того, понятие правового регулирования отражает, что особенно существенно,государственно-властныйхарактер регулирования общественных отношений посредством издания уполномоченными государственными и негосударственными органами и должностными лицами юридических нормативных или индивидуальных велений. Это обстоятельство обусловлено тем, что в контекстепозитивногоправопонимания, а именно такое правопонимание является в настоящее время основным при раскрытии практических аспектов сущности и действия права в реальной жизни, эти веления выступаютправовыминезависимо от того, идет ли речь о нормативных актах (законах, подзаконных актах), или об актах, имеющих индивидуальный характер (принимаемых на основе нормативных актов правоприменительных актов – судебных решений, решений органов предварительного следствия или органов дознания, решений должностных лиц). Тем самым правовое регулирование есть особого родакомплексная юридическая деятельность по выработке и реализации именно таких правовых актов – нормативных и индивидуальных.Поскольку в иерархии правовых актов ведущее место (по крайней мере, в системах, относящихся к романо-германской правовой семье, т.е. тем самым и в России) занимают нормативно-правовые акты, то при употреблении понятия «правовое регулирование» в первую очередь обычно имеют в виду именно выработку нормативных правовых актов. В последующем изложении именно так и будет трактоваться термин и понятие «правовое регулирование».

Правовое регулирование как специфическая сложноорганизованная юридическая деятельность обладает рядом характеристик, к основным из которых в теоретико-правовой литературе обычно относят: а) предмет, б) метод, в) виды, г) способы, д) типы, е) стадии процесса и ж) механизм правового регулирования.

Исходя из целей настоящего исследования, все эти характеристики в данном случае нет необходимости рассматривать. Обратимся лишь к предмету, методу и механизму правового регулирования применительно к системе образования, поскольку именно они являются существенными в контексте решаемых здесь задач.

6.Основы правового регулирования в области образования;

Основная часть образовательно-правовой нормы отражает собой особенности тех элементов образовательного пространства (системы образования), которые объективно нуждаются в правовом урегулировании нормами различных отраслей права (субъекты образовательных отношений, элементы образовательной деятельности (образовательного процесса), управление образовательной системой, статус образовательного учреждения и т.д.). Именно эти особенности осуществляют «привязку» отраслевых юридических норм к сфере образования, придают им своеобразную «образовательно-смысловую» окраску. В основной части образовательно-правовой нормы всегда, так или иначе, отражаются те общие и главные цели и задачи, для достижения и решения которых вообще осуществляется правовое регулирование образовательных отношений, а также наиболее существенные особенности (принципы, условия) этого регулирования. В этом плане основная часть есть статическая, постоянная часть образовательно-правовой нормы. Примером тому могут служить 43 Конституции Российской Федерации, статьи главыI«Общие положения» Закона РФ «Об образовании» и т.д.

Основным специфическим критерием выступаютэлементы системы образования,в соответствии с которыми следует выделить нормы, регулирующие:

а) образовательную политику государства;

б) правовой статус субъектов образовательных правоотношений;

в) компетенцию субъектов образовательного правотворчества;

г) управленческие отношения между субъектами образовательной деятельности;

д) правовую ответственность субъектов образовательных правоотношений и ряд других.

Другим критерием является принадлежность нормы к тому или иномукомплексному институтуобразовательного права. В соответствии с ним выделятся нормы, регулирующие:

а) социальную защиту обучающихся (воспитанников),

б) социальную защиту работников образования;

в) финансовые, налоговые и иные отношения в сфере образования и т.д.

Более частными критериями выступают: а) уровень образования, б) тип и вид образовательного учреждения, в) категории обучающихся и работников образования, г) особенности образовательного правотворчества, д) порядок рассмотрения споров в сфере образования и др.

7.Основные законодательные акты, регулирующие правоотношения в области образования;8.Нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования;

Нормативно-правовая база ДОУ - это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, разработанных в соответствии:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция о правах ребенка

3. СанПин 2.4.1.3049-13

4. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных

образовательных учреждений» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

6. Устав ДОУ.

7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014)

8. «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015г. №1527.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)

11. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

Локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ, который содержит нормы права, т. е. обязательные для исполнения требования (правила, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

В учреждении локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствам правового обеспечения деятельности МДОУ. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность МДОУ осуществляется в пределах ее компетенции, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с компетенцией учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:

• правовое обеспечение конституированные учреждения в качестве общеобразовательного (лицензирование, аттестация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);

• правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

• правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

• правовое обеспечение материально-технического снабжения;

• правовое обеспечение безопасных условий нахождения воспитанников в общеобразовательном учреждении;

• правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

• правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения

Локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления:

Устав общеобразовательного учреждения;

Положение об общем родительском собрании;

Положение о совете родителей;

Положение о Педагогическом совете;

Положение о собрании трудового коллектива.

9.Социально-правовой статус воспитателя

Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус

педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в

обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной

деятельности.

Педагогическим работникам предоставляются права и свободы,

меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого

профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных

задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и

свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и

компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые

установлены законодательством Российской Федерации и законодательством

субъектов Российской Федерации.

10.Порядок заключения трудового договора

2.1. Работники реализуют свое право на труд путем заключения трудового договора о

работе в МДОАУ «Детский сад № 48 «Гномик» г. Орска.

2.2. Трудовой договор между работником и учреждением заключается в письменной

форме (на основании ст. 56 - 84 ТК РФ).

2.3. При приеме на работу оформить личную карточку, для этого работнику необходимо

предоставить:

— паспорт;

—трудовую книжку (для лиц, поступающих на работу впервые, справку с места

жительства);

—документ об образовании, повышении квалификации;

— копию аттестационного листа или приказа, удостоверения;

—страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

—идентификационный номер налогоплательщика;

— медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы в ДОУ;

—медицинскую книжку установленного образца.

Работник, поступающий на работу в ДОУ обязан предоставить справку о наличии

(отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, (поправки в Трудовой кодекс

Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 23.12.2010г. №387-Ф3, вступившие в силу с 07.01.2011г.)

2.4. При приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на

работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет

право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовки либо их надлежаще заверенных копий, а при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда — справку о характере и условиях труда по основному месту работы, (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ)

2.5. Работники-совместители, у которых имеется разряд по ЕТС, установленный в

зависимости от стажа работы, представляют выписку из трудовой книжки, заверенную администрацией по месту основной работы.

2.6. Прием на работу осуществляется в следующем порядке:

— оформляется заявление кандидата на должность на имя руководителя

ДОУ;

— заключается и подписывается трудовой договор (на определенный срок, на

неопределенный срок, на время выполнения определенной работы);

— издается приказ по ДОУ на основании заключенного трудового договора, содержание которого должно соответствовать условиям данного договора;

— приказ о приеме на работу объявляется работнику под роспись в 3- дневный срок со дня фактического начала работы;

— в 3-дневный срок оформляется личное дело на нового работника, для этого необходимо предоставить следующие документы:

- ксерокопия паспорта;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- ксерокопия диплома;

- фотография 3*4;

- трудовой договор;

- автобиография.

- по требованию работника руководитель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию приказа (в редакции ФЗ от 30.06.2006г. №90-ФЗ);

— заполняется личная карточка работника УФ № Т-2, утвержденная постановлением Госкомитета РФ по статистике от 06.04.2001.№ 26 (автобиография, копия документов об образовании, квалификации, профессиональной подготовке, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний, выписки из приказа о назначении, переводе и назначении, повышении).

2.7. При приеме работника на работу или переводе его на другую работу руководитель ДОУ обязан:

- разъяснить его права и обязанности;

- познакомить с должностной инструкцией, содержанием и характером его работы,

- условиями оплаты труда;

—познакомить под роспись с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка (до подписания трудового соглашения), Коллективным договором, локальными актами (правилами противопожарной безопасности, инструкцией по охране жизни и здоровья детей, инструкцией но охране труда);

- познакомить с Положениями о службах, органах самоуправления и соуправления;

Программой развития и Образовательной программой (для педагогов).

2.20. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный

Трудвой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией ДОУ лишь в случаях, предусмотренных статьями 81 и 83 ТК РФ.

2.21. Увольнение в связи с сокращением штатов или численности работников, либо

По несоответствию занимаемой должности допускается при условии, если невозможно перевести увольняемого работника (с его согласия) на другую работу и при получении предварительного согласия Совета педагогов, Управляющего совета.

11. Основания для прекращения трудового договора

Помимо оснований, прекращения трудового договора предусмотренных ст. 77 ТК РФ и иными федеральными законами, дополнительными основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником, согласно ст. 336 ТК РФ являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения и применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, в качестве оснований увольнения связаны с необходимостью проведения дисциплинарного расследования. Статья 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» предусматривает основание для проведения расследования и обязательность ознакомления работника с поданной на него жалобой.

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 Трудового Кодекса. Руководствуясь частью тринадцатой статьи 332 Кодекса, по представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет. Аналогичное решение - о продлении срока пребывания в должности до достижения 70 лет - может по представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения принять ректор в отношении проректора, руководителя филиала (института);

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работникаили истечение срока избрания по конкурсу (неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу в качестве дополнительного основания прекращения трудового договорапредставлено в ТК впервые, поскольку ранее действовавшая модель трудового договора с научно- педагогическим работником высшего учебного заведения предусматривала исключительно срочный трудовой договор сроком до 5 лет.

Прекращение трудового договора по ст. 336 ТК не требует обязательного участия выборного профсоюзного органа.

Трудовой договор с работниками образовательных учреждений, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий, может быть расторгнут в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации. Процедура прекращения трудового договора в связи с недостаточной квалификацией работника определяется ученым советом вуза (п. 14 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников вузов, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114).

Статья 56 Закона РФ «Об образовании» содержала еще одно дополнительное основание для увольнения педагогического работника - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В ст. 336 ТК указанное дополнительное основание отсутствует, поскольку подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК предусматривает, что данное основание распространяется на всех работников, а не только на педагогический состав.

12.Правила оплаты труда педагогических работников

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как это определено Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (далее – ТКХ, согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства труда РФ от 22.11.95 N 65.

Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:

- показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания, в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов;

- продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работниковобразовательных учреждений, установленных Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191;

- объемов учебной (педагогической) работы;

- размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с размерами ставок (окладов) соответствующих специалистов в городской местности, а работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и других – по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;

- порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации;

- выплаты установленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней и недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;

- особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;

- дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;

- дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в т. ч. связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);

- выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;

- процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

- других условий оплаты труда, в том числе установленных в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

- правил и сроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных выше показателей, в том числе после 1 января 2005г.

Размеры доплат работникам и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и другое, определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Изменение размеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:

- при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности – со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня предс<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: