Л. ван Бетховен «6 лёгких вариаций на швейцарскую песню»




Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре значительное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому и учащийся, работая над ними, приобретает максимально разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация отличается лаконизмом изложения. Вместе с тем при соединении различных вариаций в единое целое учащийся сталкивается с требованиями любой крупной формы: масштабностью мышления, единой линией развития, охватом целого.

«6 лёгких вариаций на швейцарскую тему» представляют собой сочинение классического типа вариаций для 5 класса. Это произведение разнообразное по образам, фактуре, ритмическим рисункам, техническим задачам, включающим крупную и мелкую технику, разнообразную динамику, полиритмические элементы, украшения.

I. На э тапе знакомства прежде всего нужно рассказать ученику о композиторе. Л. В Бетховен – немецкий композитор, пианист, педагог, последний представитель «венской классической школы». Фортепианное творчество Бетховена разнообразно по жанрам: сонаты, концерты, вариационные циклы, рондо. Самым значимым жанром была соната. Нужно поговорить также о форме вариаций. Обратить внимание на то, что это классические вариации. Они как правило отличаются единством темпа, темы, тональности (исключение – вариация в одноименном миноре). Данные вариации в этом плане не исключение.

Разбор вариационного цикла целесообразнее провести на уроке, чтобы предупредить возможные ошибки в интонировании, артикуляции и технологии. II. Второй этап работы предполагает дальнейшее воплощение требований, намеченных на этапе знакомства и разбора, а также переход к более детальной работе. Музыкальный образ темы спокойный, светлый, лирический. Тональность F-dur сближает тему с образами природы, характер звучания четвертями в октаву говорит о спокойном шаге, во время которого путешествующие, оглядывая окрестные просторы, напевают бодрую, жизнерадостную песню. В теме желательно поработать над стройностью звучания октав, добиваясь единого тембра, слышания верхнего или нижнего голоса (по выбору). Желательно обсудить артикуляцию во втором такте, («клинья») должны передавать особое, более активное взятие звука.

Вар. №1 – тот же темп спокойного шага, так же прослушать тембр звучащих октав. Только распевность в партии правой руки имеет более выразительный характер: широкие интервалы, скрытое двухголосие. Необходимо обратить внимание на качество legato и добиваться предельно интонируемого исполнения. Важно и тембральное разнообразие (виолончель и скрипка) и точное выполнение пауз. Необходимо обратить внимание на качество прикосновения к клавише 1-го пальца. Он должен играть не за счёт падения веса руки, а за счёт своего собственного «хватательного движения (т. №1,4,7,8 и т.д.), в т. №3 и №11следует обратить внимание на подкладывание 1-го пальца.

Вар. №2 по жанру – военный марш, поэтому пунктир нужно точно высчитать и выслушать. Линия пунктиров должна быть совершенно независима и интонироваться по своим потребностям. Например: кульминация в левой руке находится на первую долю в третьем такте, а в правой руке во втором такте - на первую долю; или: в т.№6 кульминации в правой и левой руках совпадают, но левая рука доводит фразу на legato до четвёртой доли включительно и снимает, а правая дослушивает аккорд и завершает фразу снятием руки, т.к. на четвёртую долю начинается новый аккордовый эпизод. Здесь верхний голос должен быть ярче, движения рук одинаковы, погружение в клавиатуру полное.

Вар. №3 – изменение тональности (фа-минор) диктует новый образ. Здесь следует добиваться максимального legato (способы работы – как в вар. № 1). Необходимо обратить внимание на двойные ноты в правой руке, Верхний голос является мелодическим и надо добиться более ясного его исполнения.

Вар. № 4 –носит помпезный торжественный характер. При исполнении октав следует помнить, что верхний голос должен звучать ярче. Учить можно следующим образом: отдельно каждый голос соответствующей аппликатурой. В левой руке триольное сопровождение должно звучать с кистевой опорой на бас. Для лучшего мелодического осмысления аккомпанемента можно триоли собрать в гармонический комплекс.

Вар. №5 имеет характер пасторали, поэтому авторская ремарка «sempre dolce»(«всё время мягко») определяет и характер и темп движения.. Необходимо обсудить с учащимся границы фраз, так как лиги имеют инструменовочный характер, и учащийся по неопытности может заучить неверный вариант. В вар. №5 достаточно развита партия левой руки, поэтому её индивидуализации необходимо уделить большое внимание: тембры, качество legato, разнообразная артикуляция, широкие интервалы. При соединении двух голосов у учащегося могут возникнуть трудности в интонировании т. 7, где встречается противоположный штрих: правая рука идёт на сильную долю вниз, так как это кульминация мотива, а левая рука завершает фразу. Этот момент нужно обязательно отработать. В младших классах ДШИ значительной трудностью являются линии из параллельных интервалов на legato. Такой элемент встречается в тактах 10 и 11. Чтобы этот фрагмент звучал естественно и удобно, нужно проучить отдельно верхний и отдельно нижний голос, работать над качеством legato и выравниванием активности каждого пальца, работать над соединением интервалов парами. Необходимо почувствовать, преобладание веса руки в верхнем голосе.

Вар. №6 –заключительная вариация цикла, построенная на всевозможных контрастах: фактурных, динамических, ритмических. регистровых. артикуляционных и т.д. Для того чтобы быстро переключаться с одной трудности на другую, с одного элемента на другой, учащийся должен очень хорошо владеть каждой из них. Необходимо отработать октавы, добиться яркости в мелодической линии, проследить за свободой жеста в левой руке и полнотой баса. Вступления мелодических линий шестнадцатыми во 2-м и 5-м тактах должны прозвучать активно. Линии legato проучивать по общим закономерностям (см. вар. №1).

В коде присутствуют разнообразные штрихи и проходящие полифонические элементы темы. Необходимо отметить необычное для вариаций окончание на p.

III. Этап работы над музыкальным произведением в целом. После детальной проработки каждой вариации и освоения основных трудностей следует поработать над их объединением в единое целое. Сразу встает вопрос о темпе: в классических вариациях он не должен меняться. Темп должен быть выбран такой, чтобы удобно получались все мелкие ноты, в частности в вар. №6. Необходимо также найти единый композиционный центр. Это могут быть либо вар.№4, либо вар.№6 как наиболее динамически яркие. Пауз между вариациями быть не должно, как и фермат и замедлений в конце каждой вариации. В некоторых вариациях возможно использование педали. Например, на октавах в вар. №4 и №6. местами в вар. №3, на длинных нотах в теме. Работая над вариационным циклом в целом, необходимо все время возвращаться к работе над каждой вариацией отдельно, шлифуя и ее и отдельные элементы. Это единственный способ, позволяющий успешно довести произведение любого жанра и формы до концертного выступления.

В целом вариации Бетховена на швейцарскую песню являются сочинением, которое может стать хорошей школой для выработки навыков классического пианизма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: