Лабораторная работа № 33
Среда визуального программирования Delphi. Изучение интегрированной среды разработчика
Цель работы: изучить среду визуального программирования Delphi. Дать понятие визуального конструирования формы и написания программного кода для реализации линейного алгоритма
Базовые понятия
Компьютерная программа – это набор элементарных команд процессора, представленных в файле в виде последовательности байтов (машинный код). Каждая команда может быть закодирована одним или несколькими байтами. Программы в таком виде можно составлять вручную, но подобная работа человеку просто не под силу из-за неудобства управления процессором напрямую с помощью простых команд. Поэтому программа пишется на одном из языков программирования, как обычный текст. Этот текст называется исходным текстом (или исходным кодом) программы.
Команды языка программирования понятны и наглядны. Например, следующий условный текст представляет собой небольшую программу сложения двух чисел:
Взять значения, введенные пользователем в поля А1 и А2;
Вычислить сумму этих значений;
Поместить результат в поле А3
Полужирным шрифтом выделены названия команд. Основные, наиболее часто используемые команды языка программирования называются операторами и обычно записываются с помощью специально предназначенных для этого символов или ключевых слов. Например, занесение результата вычисления выражения в некоторую ячейку памяти компьютера обычно производится помощью оператора присваивания соответствующего значения.
Действия, выполняемые над имеющимися в программе значениями, называются операциями. Они отображаются в тексте с помощью специальных символов. Комбинации данных и операций над ними называются выражениями.
|
Исходный текст программы готовится в среде Delphi 7 с помощью встроенного редактора исходных текстов. Этот редактор специализирован. Он отличается гибкими возможностями цветового выделения различных элементов текста программы (ключевые слова, названия, операций, чисел строк) и предоставляет возможность быстрого ввода часто встречающихся конструкций.
Левая панель редактора представляет собой Проводник, позволяющий быстро перемещаться между частями исходного текста и по структуре создаваемой программы.
Важнейшая характеристика разрабатываемой программы – удобство ее пользовательского интерфейса, наличие и доступность необходимых элементов управления. В системе Delphi 7 имеется специальный проектировщик форм, с помощью которого окна будущей программы подготавливаются в виде форм. Проектировщик позволяет подобрать оптимальные размеры окон, разместить и настроить всевозможные элементы управления и меню, добавить готовые изображения, указать заголовки, подсказки, надписи и так далее.
Потребность в ручном программировании возникает, только когда обойтись готовыми компонентами не удается.
Рассмотрим некоторые распространенные объекты.
Edit (панель Standard)
На форме размещаются объекты, соответствующие компонентам с палитры компонентов. Что бы создать на форме текстовое поле, надо:
· Выбрать панель Standard (Стандартная);
· Щелкнуть по кнопке Edit (текстовое поле);
· Щелкнуть на том месте формы, где требуется поместить текстовое поле.
|
В этом месте появится новый элемент управления. Черные маркеры по контору объекта указывают, что он выделен. Эти маркеры предназначены для изменения размеров объекта с помощью мыши. По умолчанию в Delphi 7 принято, что название нового объекта совпадает с его заголовком. Это название дается средой Delphi по следующему принципу. Берется название компонента, и к нему добавляется порядковый номер, начиная с единицы. Если теперь на форму поместить еще одно текстовое поле, то его название будет Edit2. если теперь взглянуть на исходный текст класса TMyForm, то окажется, что в разделе Private появилось новое поле:
Edit1: TEdit;
Оно было добавлено средой Delphi 7 в описание класса TMeForm автоматически.
У компонента TEdit (текстовое поле) свойства Caption (Заголовок) нет. Вместо него активно используется свойство Text (Текст), относящееся в инспекторе объектов к категории Localizable (настраиваемые). Это свойство содержит введенные пользователем данные в текстовом виде (тип String). Первоначально это свойство содержит строку, совпадающую с именем элемента управления (Edit1, Edit2). Текущее содержимое свойства Text (текст) каждого текстового поля формы лучше удалить и ввести вместо этого строки «0».
TButton (панель Standard)
Аналогичным способом на форме размещается кнопка (компонент TButton). Надпись на кнопке – это ее заголовок, свойство Caption (Заголовок). В нем можно указать подпись «Сложить». Если вы введете так: &Сложить, то на форме первая буква подписи на кнопке окажется подчеркнутой.