В качестве выводов можно констатировать следующее.




1. Российское государство в изучаемый исторический пери­од проявляло большую заинтересованность к проблемам отечественного учительства по сравнению с обществен­ностью. Оно рассматривало учительство как решающее средство налаживания европейски поставленной каче­ственно системы образования. Например, министр про­свещения Н. П. Боголепов писал еще в 1894 году о том, что главное значение для образования России играют не споры о путях развития системы образования, а наличие достаточного количества качественно подготовленных педагогов.

2. Ставка в педагогической подготовке учителей была сде­лана государством на разные способы, но, преимуще­ственно, на специальные педагогические учебные заведе­ния, как лучшие по качеству.

3. Традиционным противоречием государственной образо­вательной политики страны стало понимание важности учителя для совершенствования школы при отсутствии до­статочных средств, которые могли бы стимулировать ра­боту учителей.

Как было уже заявлено выше, общественно-педагогичес­кое движение России изучаемого периода уделяло значитель­но меньше внимания проблеме учительства в деятельности своих структурных звеньев. Проанализированные количе­ственно публикации педагогической журналистики второй половины XIX века, состав и направленность деятельности общественно-педагогических организаций, земские ходатай­ства по народному образованию показывают, что не более 10 % общественно-педагогической работы в ее тематике было посвящено этим проблемам. Несколько большие показатели (до 24 %) дает анализ общественно-педагогической мысли в работах ее классиков. Так, например, земские ходатайства к государству по проблемам учительства занимают лишь шестое место из десяти в соответственном рейтинге. При этом, с чалом XX века происходил рост профессионального и общественного самосознания учительства, что выражалось в резко возросшем числе организаций самих учителей, создаваемых для обеспечения их работы, обмена опытом и социальной защиты. Эти организации отражали высокую степень политизирован­ности российского учительства, что определялось его социальным расслоением, противоречием в материальной обеспе­ченности, льготах, карьерном продвижении педагогов народ­ной школы и гимназии. Так, при учебной нагрузке не более 10 уроков в неделю, педагог средней школы получал от 200 до 500 рублей в год и выше, в то время как народный учитель за веде­ние всех уроков - от 30 до 100 рублей. Таким образом, имело место социальное расслоение учительства, а среднее образова­ние носило элитарный по отношению к начальному характер.

Выводы по отношению общественности к проблемам учительства как профессиональной страты таковы:

1. Общественно-педагогическое движение придавало мень­шее по сравнению с государством значение учителю как средству совершенствования системы образования.

2. Эта тенденция определялась активным изысканием обще­ственностью иных способов развития отечественной шко­лы, - за счет изменения типологии учебных заведений, передачи школьного дела общественности, введения все­
общего начального обязательного образования, поиска инновационных форм учебного процесса.

3. Общественно-педагогическое движение считало, что в об­разовательной ситуации России того времени осуществлять педагогические функции способен любой образованный че­ловек, специальная его педагогическая подготовка не име­ет большого значения. При этом, общественность активно
критиковала государство за нерешенность учительских проблем и частично пыталась эти проблемы решить само­стоятельно (земские учительские школы и семинарии).

Педагогическая мысль России анализировала те качественные характеристики педагога, которые должны были придать школе новый творческий и гуманистический импульс. Пирогов, Ушинский, Л. Толстой, Каптерев, Вахтеров, Вентцель, Блонский, Шацкий и другие известные педагоги по-своему под­ходили к этим вопросам. Интересен взгляд на профессиональные качества учителя, выдвигаемый российскими религиозными философами начала XX века. Например, В. В. Розанов счи­тал необходимыми качествами настоящего педагога интуитивное понимание души ребенка, а не обладание науч­ным знанием по предмету преподавания. При этом он считал, что в школе успешнее работает учитель, обладающий «средни­ми» способностями по предмету, так как он, и отличие от та­лантливого в науке педагога, обладает необходимым терпени­ем, чтобы неоднократно разъяснять учащимся преподаваемый материал. Иную точку зрения высказывал С. И. Гессен, считав­ший, что подлинный педагог должен быть истинным ученым (в предмете преподавания), находящимся постоянно па уровне современного ему научного знания. Только такой учитель в состоянии пробудить у учащихся интерес к предмету и стать примером подлинного исследователя. Развивая эту мысль, Гессен высказывался также за обязательное наличие у педагога своей общественно-политической позиции, которая, правда, не должна быть им навязываема воспитанникам. Таким образом, на протяжении второй половины XIX - начала XX веков в России сложилась определенная традиция взглядов на роль и свойства учителя в идеальной их интерпретации.

Каковы же ее основные свойства? Общие результаты этой теоретической работы, по сути и при учете всех различий кон­цепций, однородны.

· Все классики выступали за примат развития детской лич­ности над информационным обучением.

· Диалоговость такой педагогики обуславливалась схожи­ми условиями - созданием доверительности, любовью к детям, изучением их психологических особенностей, яркостью личностных свойств учителя. То есть изменению должен был подвергаться в первую очередь стиль педагогического обще­ния, парадигматика работы педагога:

· Все эти педагогические системы не получили широкой практической реализации. Наоборот, авторитаризм отече­ственной школы был усугублен в период ее массового станов­ления в советское время.

Современные исследования социального статуса и ценнос­тных ориентации, значимых проблем сегодняшнего российс­кого учителя показывают такие характерные черты лиц, за­нимающихся школьным делом. Сочетание инфантильного от­ношения к своей деятельности, ее результатам соседствует одновременно для части учителей с постановкой перед собой и школой глобальных, завышенных задач. Низкий социальный статус учительской профессии сочетается с восприятием ее ча­стью учительства как некоего подвига (вне зависимости от пе­дагогического качества своей работы). Неудовлетворенность своей профессией, восприятие ее как гарантированного на дли­тельное время прожиточного минимума (количественное пре­восходство женщин в школе) дает своеобразную реакцию: ра­бота воспринимается как способ ухода от реальностей «боль­шого мира» через подвижническое отношение к детям. Уклон в информативное преподавание предмета, ориентирован­ность учительства на прочные знания влечет за собой жела­ние снять с себя непосильное бремя ответственности за вос­питательную сторону дела или увлечение очередной «педа­гогической модой» как универсальным способом облегчения и повышения статуса учительского труда. Беспокоят такие негативные тенденции в учительстве последнего десятилетия, как отсутствие или ослабление роли единого в своих действи­ях (а не просто товарищеского) педагогического коллекти­ва; снижение способности учителей к самостоятельной ра­боте по повышению своего общекультурного уровня, что влечет и снижение способности к самостоятельной профес­сиональной рефлексии.

В целом, подтверждается вывод, сформулированный еще В. П. Бехтеревым в начале века: авторитаризм педагогичес­кой деятельности прямо связан с общей неуверенностью учи­теля в своих способностях реализовать педагогические цели, а также с его низким социальным статусом. Авторитарной реакцией на этот негатив со стороны учителей становится педагогическое самоутверждение любой ценой: за счет повыше­ния дисциплины, требовательности по предмету и т. п. Какие же выводы из сходства исторических реалий прошлых и со­временной эпох можно сделать? Есть ли пути решения про­блемы педагогического авторитаризма в отечественной школе, в какой плоскости комплекса условий (внешних и внутрен­них по отношению к системе образования) они находятся?

Вывод 1

В российской историко-педагогической традиции учитель выступал (в особенности для государства) в качестве средства решения глобальных задач системы образования в изменяю­щейся образовательной ситуации.

Выход 1

Для реальной, а не декларативной гуманизации отечествен­ной школы необходим и реальный, а не декларативный отказ в разработке и реализации государственной образовательной политики от такого отношения к учителю, его роли в школь­ном деле. Это подразумевает постоянное воспроизводство (и разрешение) противоречия между гуманизацией образования, с одной стороны, и макросоциальными задачами массовой школы, а, значит, восприятием учителя как средства, инстру­мента, с другой. Это вопрос приоритетов в образовании: что важнее - реализация личности через школу или решение гло­бальных государственных и национальных задач, при котором оперирование идет с массовыми, унифицированными ка­тегориями. Или необходимо четкое разграничение массовой школы (без гуманизации) и гуманизируемой «особой», отдель­ной школой.

Вывод 2

Исторически в России роли учителя прилагалось гораздо больше значения, чем на Запале, в силу целого ряда перечислен­ных выше причин. При этом, данное превосходство роли учите­ля наблюдается исторически более в государственной, нежели в общественной отечественной педагогической традиции.

Выход 2

В современных ценностных ориентациях учителей также наблюдается преувеличенность значимости своей работы. При таком положении трудно говорить о возможности смены пара­дигматики педагогической деятельности, стиля отношений учи­теля к учащихся. Но она необходима для улучшения работы современной российской школы. Восприятие этой смены субъектами современного историко-педагогического процесса таково, что расценивает гуманизацию и креативность образо­вания как «начатые с нуля». Не учитывается прочность автори­тарной педагогической традиции в России. Смена парадигмы учительской работы, переход к креативной педагогической цивилизации возможны, по мнению автора, не на уровне госу­дарственного или рыночного регулирования (государственная или частная школа). Необходим третий путь, нереализованный в России полностью, но имевшийся. Это общественная школа, способная более или менее гармонично сочетать в своей дея­тельности реализацию общенациональных и личностных (для учащихся и учителей) педагогических задач.

Вывод 3

Российская педагогическая история на своем протяжении постоянно воспроизводила и противоречие между высокими задачами, которые ставились перед учителем субъектами отечественного историко-педагогического процесса (государством, обществом, родителями, педагогической теорией) и достаточ­но низким материально-техническим и социально-статусным обеспечением подавляющего большинства учительства. Характерно, что школой (например, дореволюционной гимназией), либо со школой общественной принадлежности (например, земской или крестьянской школой грамоты).

Таким образом, государственная монополия на образование и школьное строительство предусматривала этот разрыв между декларированием роли учителя и реальным его обеспечением.

Выход 3

Государство должно либо гарантировать, материальное обеспечение учительской профессии, подтвердив недекларированность утверждений о приоритете образования, либо пре­кратить, монополизировать школьное дело, предоставив в нем равные с собой права не только частной, ограниченной (в масштабах всей отечественной системы образования) ини­циативе, но ини­циативе общественной. Общественность, при поддержке государства, должна обеспечить «морально-идеологическое» поднятие статуса профессии учителя и гла­зах социума.

Кто бы ни был работодателем педагога, - государство, об­щественная структура пли частное лицо, - значимость рабо­ты учителя гораздо шире, нежели просто добросовестное и не­формальное выполнение своих профессиональных обязанно­стей, Попытки исправить «недостаточность» современных педагогов только материальными стимулами не представля­ются адекватными: учитель не может хорошо работать, не осознавая общественную значимость, ценность своего труда. В последнем случае он превратится в равнодушного к детям наемника, готового действовать по любому «педагогическому заказу» работодателя. Поэтому должны измениться не только отношение государства и общества к педагогической дея­тельности, но и ориентиры профессионально-педагогической подготовки будущих учителей: от акцента только на внутренней проблематике профессии (психолого-педагогический блок) и подготовке к преподаванию предмета - на приоритетное, достаточно емкое и глубокое изучение и практическое освое­ние обществоведческого, социокультурного знания современ­ного общества, тенденций его развития, способов педагоги­ческого воздействия на его формирование. Только так пред­ставляется возможным достижение сознательного отношения педагога к своей деятельности; в противном случае, эта дея­тельность и реалии современности, существуя отдельно, всту­пают в неизбежное противоречие.

Вывод 4

В российской педагогической традиции существовало и вос­производилось также и противоречие между казенным (стро­ившим свою деятельность на отработке опытно-эмпиричес­ким путем методической базы преподавания своего предмета и гипертрофированном чувстве личного долга, понимаемого как исполнение должностных обязанностей) и общественным (работавшим на базе освоения и использования современно­го ему научного знания и чувстве общественной значимости своего труда) типами педагога. Построение педагогической деятельности на приоритетно-одностороннем использовании методики предполагает высокую степень организованности детей, что влечет, в особенности, при незнании других при­емов достижения организованности, особое внимание к воп­росам дисциплины, которой и «достигают», используя авто­ритарный стиль отношений с учащимися. Несамостоятельно выработанное, недостаточно осознанное и догматически по­нимаемое чувство профессионального долга лишь усугубляет вред авторитарного подхода, заставляя учителя реализовывать свои профессиональные цели любой ценой.

Наоборот, общественный педагог действует, исходя из понимания особенностей детской природы, базируясь на науч­ном знании, следовательно, профессионально рефлексивно. Ему более свойственно понимание относительности своего знания о детях, гибкость суждений о них и своей профессио­нальной деятельности. Общественный характер же ее не даст ему остановиться перед профессиональными трудностями. Именно такой тип педагога способен осуществлять реальную гуманизацию и демократизацию образования, которые без формирования нового типа учителя неосуществимы.

Выход 4

Влечет ли изменение такого вспомогательного качества, как социально-политическая принадлежность системы образова­ния качественные изменения в характере учителя? Нельзя ли просто качественно изменить профессионально-педагогиче­скую подготовку будущих учителей, ориентировав ее на гума­низацию? Представляется, что это невозможно. Вопросы при­надлежности школы государству и обществу для России но­сят системно-генетический характер, такой же характер имеет и отечественный педагогический авторитаризм. Не устранив одно, невозможно устранить другое. Можно, гипотетически предположив, подготовить новое поколение «гуманных» учи­телей. Их работа, несомненно улучшит положение в школе. Но в ней они столкнутся с ценностными ориентациями стар­шего поколения педагогов, с системой школьного админист­рирования, с равнодушием к школе родителей и общества. Не­сомненно, что значительная часть этих новых учителей нач­нут воспроизводить старые авторитарные педагогические ориентации. Возникнет ситуация замкнутого круга. Только пе­редача части государственных полномочий в образовании об­щественным институтам способна дать целый ряд положитель­ных последствий, среди которых и неминуемое ослабление пе­дагогического авторитаризма.

2. ЖЕНЩИНА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: