Перечень практических умений




ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению

И социальному развитию»

ФФМО (лечебное дело)

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №20

 

 

Тема: « Сердечно-сосудистая система. Артерии эластического типа (аорта, легочная артерия). Сердце: строение, функции. Проводящая система сердца. Возрастные особенности ».

 

 

Утверждена на кафедральном заседании № протокола ………….. «___» _____________2007 г.   Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава   д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….   Составитель: ст. преп. Э.Д. Кривенко

 

Красноярск

1. Тема занятия: «Сердечно-сосудистая система. Артерии эластического типа (аорта, легочная артерия). Сердце: строение, функции. Проводящая система сердца. Возрастные особенности».

2. Форма организации учебного процесса: Практическое занятие.

3. Значение темы:

Сердечно – сосудистый комплекс органов включает сердце, артерии, вены, сосуды микроциркуляторного русла, лимфатические сосуды. Деятельность сердечно – сосудистого комплекса направлена на поддержание метаболизма и постоянства внутренней среды организма – из крови к тканям и клеткам поступают питательные вещества, регулирующие их развитие и функции; в кровь и лимфу удаляются шлаки и продукты их специальной деятельности. При нарушении структуры и функции разных отделов сердечно- сосудистой системы возникают тяжелые заболевания: порки сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, атеросклероз. Все это

Делает необходимым подробное изучение сердечно- сосудистой системы для будущего врача любого профиля.

4. Цели обучения:

Общая цель

Ознакомить студентов с развитием сердца и кровеносных сосудов. Изучить строение крупных кровеносных сосудов и сердца. Изучить особенности строения сосудов эластического типа, связав их с гемодинамическими условиями. Изучить строение сердца и особенности миокарда как поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани. Познакомить студентов с репаративными возможностями сердца и крупных кровеносных сосудов.

4.2 Учебные цели:

Студент должен знать гистологические препараты и тканевой состав артерий эластического типа, сердца, общий принцип взаимозависимости строения стенки сосуда и гемодинамических условий.

Студент должен уметь определять на тотальном препарате артериолы, капилляры, венулы.

Студент должен иметь представление об органоспецифичности кровеносных сосудов и их возрастных изменениях.

4.3 Психолого-педагогическая цель:

Занятие построено так, чтобы каждый студент усвоил материал согласно его успеваемости, воспитанности и развитости. На занятии сочетается фронтальный опрос, групповое обсуждение материала и индивидуальная работа с препаратами, материал излагается на основе уже изученного материала и связи его с изучаемой темой, с выделением главного и существенного в данной теме. Благоприятные условия на кафедре создают предпосылки для обучения студентов, для усвоения материала, для нормального морально-психологического климата и эстетического воспитания.

5. Место проведения занятия – учебная комната

6. Оснащение занятия: таблицы, схемы, микроскопы, гистологические препараты: 64, 65, компьютерная версия атласов.


7. Структура содержания темы (хронокарта):

 

Продолжительность занятия 135 минут

№ п/п Описание этапа Время, мин. Цель этапа Оснащенность Ответственный
  Организационный этап   1. Отметить отсутствующих; 2. Значение темы. 1. Учебная комната Преподаватель, дежурный группы
  Определение исходного уровня знаний   1. Устный опрос по результатам самоподготовки студентов (с оценкой журнал). 2. Объяснение преподавателем особенностей препаратов. 1. Таблицы 2. Схемы 3. Микроскопы 4. Препараты 5. Компьютер 6. Методические разработки Преподаватель
  Самостоятельная работа студентов   1.Микрокопирование гистологических препаратов и зарисовка их в альбом. 2. Изучение контрольно- диагностических препаратов. 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Таблицы 4. Атлас 5. Компьютер 6. Альбом и цветные карандаши 7. Карта ООД (приложение № 4) Преподаватель, дежурный группы
  Определение конечного уровня знаний   1. Ответы на контрольные вопросы 2. Решение контрольных задач 3. Тестовый контроль 1. Вопросы для самоподготовки (приложение № 1) 2. Тестовые задания (приложение № 2) 3. Ситуационные задачи (приложение № 3) Преподаватель
  Подведение итогов   1. Обобщение темы 2. Коррекция и подписание рисунков 3. Выставление оценок в журнал   Преподаватель
  Домашнее задание   Тема: «Органы кроветворения и иммунологической защиты» 1. Лекции профессора, доцента 2. Учебник 3.Методическая разработка для самоподготовки Преподаватель

 

 

Аннотация

При изложении материала этого занятия необходимо повторить вопросы предыдущего занятия, охарактеризовать сердечно-сосудистую систему в целом, назвать ее составляющие части и дать общую характеристику строения сосудов. Обратить внимание на функциональные и структурные особенности сосудов в отдельных частях сосудистой системы. Отметить зависимость строения стенки сосудов от гемодинамических условий.

Повторить со студентами классификацию сосудов и остановиться на сосудах эластического типа (аорта, легочная артерия). Необходимо отметить, что в эти сосуды кровь вливается под высоким давлением (120 - 130 мм рт.ст.) и с большой скоростью (0,5 - 1,3 м/с). В эти сосуды кровь поступает либо непосредственно из сердца, либо вблизи от него из дуги аорты. Эти сосуды выполняют в основном транспортную функцию. Высокое давление и большая скорость протекающей крови определяют строение стенки сосудов эластического типа.

Подробно разобрать строение стенки аорты:

Внутренняя оболочка аорты включает: эндотелий с базальной мембраной, подэндотелиальный слой и сплетение эластических волокон. Эндотелий аорты человека состоит из клеток, различных по форме и размерам. Размеры ядер неодинаковы, чаще в клетке одно ядро, но могут быть и многоядерными. В клетках слабо развиты ЭПС и рибосомы. Митохондрии многочисленные, различные по форме и величине.

Подэндотелиальный слой состоит из тонкофибриллярной соединительной ткани с большим количеством малодифференцированных клеток звездчатой формы.

Средняя оболочка аорты состоит из большого количества (40 - 50) эластических окончатых мембран, связанных между собой эластическими волокнами и образующих единый эластический каркас вместе с другими оболочками. Между мембранами залегают гладкие мышечные клетки, имеющие косое по отношению к мембранам направление и небольшое количество фибробластов. Такое строение средней оболочки создает высокую эластичность аорты и смягчает толчки крови, выбрасываемой в сосуд во время систолы.

Наружная оболочка построена из рыхлой волокнистой соединительной ткани с большим количеством толстых эластических и коллагеновых волокон, имеющих продольное направление.

В средней и наружной оболочках аорты, как и во всех крупных сосудах, проходят питающие сосуды (ваза - вазорум) и нервные стволики.

Сердце развивается из висцерального листка спланхнотома (мезодерма) - миоэпикардиальной пластинки. Сердце состоит из трех оболочек: эндокард, миокард, эпикард.

Эндокард - выстилает изнутри камеры сердца, папилярные мышцы, сухожильные нити и клапаны сердца, толщина эндокарда неодинакова в различных участках. Эндокард выстлан эндотелием, состоящим из полигональных клеток, лежащих на толстой базальной мембране. Подэндотелиальный слой образован соединительной тканью с большим количеством малодифференцированных клеток, далее располагается мышечно-эластический слой, в котором переплетаются эластические волокна и гладкие миоциты. Наружный соединительнотканный слой граничит с миокардом. Питание эндокарда осуществляется диффузно за счет крови, находящейся в камерах сердца. Кровеносные сосуды имеются лишь в наружном соединительнотканном слое эндокарда.

Миокард - состоит из поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани. Особенностью этой ткани является то, что сердечные волокна представляют собой не симпласты, а соединенные конец в конец клетки -кардиомиоциты. Различают типичные (сократительные, рабочие) волокна миокарда, состоящие из рабочих кардиомиоцитов и атипичные волокна, состоящие из проводящих кардиомиоцитов.

Необходимо отметить отличия поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани от поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани. Границы сердечных миоцитов, которые соединяются конец в конец, образуют вставочные диски. В них различают участки, служащие для прикрепления, и места, где возбуждение передается с миоцита на миоцит - щелевое соединение (нексус).

Другими особенностями сердечных мышечных волокон является наличие боковых анастомозов и центральное расположение ядер в кардиомиоцитах. Миофибриллы огибают ядра, оставляя свободной центральную часть (осевую) цитоплазмы, где находятся митохондрии и комплекс Гольджи. Митохондрии также располагаются цепочками между миофибриллами. Эндоплазматическая сеть не образует терминальных цистерн, как в скелетной мышечной ткани, вместо этого формируются терминальные расширения канальцев эндоплазматической сети, которая предлежит к мембране Т-трубочек, представляющих собой впячивание плазмолеммы кардиомиоцитов.

Атипические кардиомиоциты образуют проводящую систему сердца, которая состоит из узлов и соединяющих их атипических мышечных волокон. Волокна Пуркиня проходят от вершины сердца к его основанию под эндокардом и заканчиваются в миокарде.

Миоциты проводящей системы не способны к сокращению из-за малого количества миофибрилл, митохондрий, Т-трубочек и Л-канальцев. Они отличаются от типичных кардиомиоцитов тем, что:

1. Гораздо крупнее

2. По форме овальные, а не цилиндрические

3. Не имеют поперечно-полосатой исчерченности

4. Нет вставочных дисков

5. Более светлые при окраске гематоксилин+эозин

6. Мало соединительной ткани вокруг них

По степени выраженности перечисленных свойств различают три вида атипических кардиомиоцитов:

Р-клетки - водители ритма. Промежуточные клетки - неоднородная группа клеток, передают возбуждение от Р-клеток к клеткам Пуркиня. Клетки Пуркиня - клетки с небольшим количеством миофибрилл и полным отсутствием

Т-системы, с большим количеством цитоплазмы (по сравнению с типическими кардиомиоцитами). Таким образом, компоненты проводящей системы сердца, будучи по природе кардиомиоцитами, выполняют такую же функцию, как нервные клетки (способны возбуждаться и передавать возбуждение).

Наличие в сердце собственной проводящей системы очень важно, поскольку она обеспечивает ритмичную смену систолических сокращений и диастол камер сердца (предсердий и желудочков) и работу клапанного аппарата.

Необходимо отметить, что сердечная мышечная ткань состоит из высокоспециализированных клеток, утративших способность к делению, и поэтому она не регенерирует, и любое повреждение приведет к образованию соединительно-тканного рубца.

Эпикард представляет собой серозную оболочку и состоит из мезотелия (однослойный плоский эпителий серозных оболочек) и субэпикардиальной основы (рыхлая соединительная ткань). Дифференцировка гистологических элементов сердца в постэмбриональном периоде заканчивается к 16-20 годам. С 30-40 лет в миокарде начинается некоторое нарастание соединительной ткани, при этом в стенке сердца и особенно в эпикарде появляются жировые клетки.

 

9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)

10. Тестовые задания по теме (приложение №2)

11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)

Рекомендации по УИРС

Темы рефератов:

«Эмбриогенез и возрастная морфология сердечно-сосудистой системы». «Особенности кровоснабжения кожи».

«Особенности микроскопического строения сосудов лимфатической системы».

Реставрация и приготовление препаратов, таблиц, схем.

Перечень практических умений

Студент должен уметь:

1. Микроскопировать гистологические препараты.

2. Дифференцировать микропрепараты тканей позвоночных.

3. Дифференцировать микропрепараты систем органов.

4. Зарисовать гистологические препараты.

Стандарты ответов 1-4

Препарат №64 Аорта человека. (Окраска: орсеин).

Препарат №65 Эндокард и миокард продольный разрез (сердце быка). (Окраска: Г.+Э).

В умении диагностировать и анализировать препараты проявляется способность студента использовать теоретические знания на практике. При работе с препаратами в качестве ориентированной основы целесообразно использовать их описание, приведенное в картах заданий и ориентировочных основ действия в теме каждого занятия. Следует помнить, что при диагностике препаратов достоверным признаком является микроструктура самого объекта и далеко не всегда его форма и размеры.

На кафедре имеются микроскопы биологической серии "Биолам" -студенческие типа Р-12.

Эти микроскопы имеют увеличение (56-1350 раз), апертура конденсора КОН-3-1,2.

Диапазон фокусировки микроскопа мм не менее: механизмом грубой фокусировки 40, механизм точной фокусировки 2. Предметный столик:

Пределы перемещения при центровке мм от 0 до 8. Пределы поворота от 0 до 360.

Основные приборы, которыми пользуются студенты на занятии - световой микроскоп. В нем различают оптическую и механическую части.

1. Микроскопия гистологического препарата начинают с установки правильного освещения, вогнутой поверхностью зеркала.

2. Препарат помещают на предметный столик, покровным стеклом вверх.

3. Изучают препарат при малом увеличении, при этом расстояние между фронтальной линзой объектива малого увеличения и покровным стеклом должно быть около 1 см. Установку резкости проводят с помощью микровинта. Перемещая препарат на предметном столике, рассматривают его детали по всей площади, устанавливают в центре ноля зрения участок препарата, который следует изучить при большом увеличении. Для этого с помощью револьверного устройства ставят объектив с более сильным увеличением. (х40). Установку резкости проводят с помощью микровинта.

4. Для изучения очень мелких гистологических структур используется иммерсионный объектив (90). При этом на покровное стекло наносят каплю иммерсионного масла (кедровое масло), после чего осторожно опускают тубус до прикосновения фронтальной линзы объектива к маслу. Используя микровинт достигают четкого изображения. После окончания работы кедровое масло удаляют с объектива и покровного стекла марлей. Для изучения гистологических препаратов применяют световые микроскопы различных марок, когда в качестве источника освещения используют естественный или искусственный свет. При световой микроскопии гистологических препаратов необходимо выполнять следующее:

1. Объектив малого увеличения (х8) микроскопа довести до щелчка и с помощью зеркала, глядя в окуляр (х7 или х10), навести свет.

2. Взять гистологический препарат и положить его на столик микроскопа так, чтобы покровное стекло на препарате было обращено в сторону объектива.

3. Глядя в окуляр, работать макровинтом микроскопа до появления изображения гистологического препарата.

4. С помощью микровинта настраиваем резкость. Уже на малом увеличении необходимо понять, какая ткань или какой орган в препарате.

5. Тот участок гистологического препарата, который надо тщательно изучить, переводим на большое увеличение (объектив х20 или х40). Настраивая резкость микровинтом разобрать структуры гистологического препарата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: