История заселения острова Пасхи




 

Это один из самых изолированных островов в мире. Но 1200 лет назад двойные каноэ, заполненные моряками из далёкой страны, высадились на его берегах. На протяжении веков изоляции, которые последовали, здесь образовалось своеобразное общество. Рапа-Нуи впервые из европейцев обнаружил голландский капитан. Это произошло на острове Пасхи в воскресенье в 1722 году. Может быть на песчаном пляже, где высадился Хоту - предок всех островитян. Хотя это известно не точно, но существует предположение, что жители Пасхи приплыли из Полинезии или какой-либо другой части мира. Этнографы в настоящее время уверены в том, что народ Рапа-Нуи приплыл с полинезийских островов. Они совершили героические рейсы в больших двойных каноэ. В самом деле, даже в остатках устной истории, которые по-прежнему ходят на острове - сказано, что человек по имени Хоту был первым человеком, населяющих остров.

Но будь Хоту предком или нет, археологи знают, что первые жители острова приплыли от 400 до 800 г.г. н.э. Археолог Джоан Возняк из университета штата Орегон сказал:- "У нас есть археологические свидетельства того, что люди были там с 800 г. н.э. А Билл Айрес (тоже археолог из университета штата Орегон) нашёл древесный уголь, который был в 500 г. до нашей эры. Так что они, вероятно, существуют, по крайней мере, не менее 1500 лет ". Как и другие полинезийцы, первые посетившие Рапа-Нуи привезли с собой всё, что необходимо для жизни на новом острове. Возняк указывает на то, что даже животных они привезли с собой: в данном случае, это означает, в основном кур. "Другие полинезийцы привезли собак и свиней, но мы никогда не обнаружим доказательств этого"- замечает она. Какие существуют доказательства того, что статуи могут сделать с человеком своими чарами?

 

Названия острова

Официальное испанское название острова - Исла де Паскуа. На других языках это звучит так: на французском языке - Иду де Пэгауес, на немецком Гестеринсел и так далее. Известно также полинезийское название Рапа-Нуи, относящиеся ко времени 1860-х г.г. Некоторые ранние европейские исследователи называли его как Те Пито о Те Хенуи (пуп мира) или Ваиху, оба из которых - местные названия.

У острова Пасхи существует несколько названий.

1. Хититеаираги или Хити-аи-ранги;

2. Текаоухангоару;

3. Мата-Китераге - в переводе "глаза, смотрящие в небо";

4. Те-Пито-те-хенуа (пуп земли);

5. Рапа-Нуи - в переводе "Великий Рапа" - данное название в основном использовалось китобоями;

6. Остров Сан-Карлос. Так назвал его Гонсалес Дон Фелипе в честь короля Испании;

7. Теапи - так называл остров Джеймс Кук;

8. Ваиху или Ваихоу - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);

9. Остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 5 апреля 1722 года.

Сейчас местные называют остров - Рапа-Нуи (Rapa Nui), весь остальной мир - Остров Пасхи. Интересно, что такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, которые называли его так, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, находящийся в 650 км к югу от Таити. Среди лингвистов название "Рапа-Нуи" вызвало множество споров на счёт правильности написания этого слова.

 

География острова Пасхи

Остров Пасхи — уникальное место в юго-восточной части Тихого океана, один из самых удалённых от материка обитаемых островов в мире. Находится в 3703 км от берега ближайшего материка на востоке (Южной Америки) и удалён от ближайшего обитаемого острова Питкэрн на западе на 1819 км. Координаты острова: 27°07 ю.ш. 109°21 з.д. Площадь острова — 163,6 кв. км, протяженность с запада на восток 24 км, с севера на юг — 12 км. Самая ближняя к острову обитаемая земля — архипелаг Сала-и-Гомес, если не брать во внимание несколько маленьких островков недалеко от острова Пасхи. Остров имеет форму прямоугольного треугольника, юго-восточный берег острова является гипотенузой. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. Остров Пасхи находится примерно на полпути между Чили и островом Таити.

Треугольный остров сформирован, главным образом, из вулканической лавы. Вдоль берега расположены кораллы небольших размеров. Но отсутствие кораллового рифа позволил морю сокращать утесы вокруг большей части острова. Берег изрезан множественными выходами лавы и вулканическими пещерами. Единственные песчаные берега находятся на северо-восточном побережье. Береговая линия является неровной, песчаными берегами и низкой холмистой местностью, вулканического происхождения. Единственное поселение на западном побережье Ханга-роа, с примыкающим к нему аэропортом Матавери. Есть планы относительно нового города на южном побережье. Помимо нескольких скалистых островков, окружаемых морем, там нет никаких других земель для проживания за сотни и сотни километров. Но что делает остров Пасхи - или Рапа-Нуи, как его называют местные жители, иным, в отличие от других остров в южной части Тихого океана? Кругом тропические пальмы и белые песчаные пляжи, Рапа-Нуи имеет травяные луга с малым количеством деревьев на них. Его берега изрезаны десятками скалистых пещер. Здесь мало рек и ручьев. Единственное холмистое место - остатки трёх вулканов, по одному на каждом углу острова треугольной формы. Но помимо негостеприимности его ландшафта, существует еще один аспект этого острова. Что отличает его от каких-либо других мест на Земле? Это статуи, относящиеся к периоду мегалита человека, которые стоят в глубине острова.

 

Климат острова Пасхи

Благодаря субтропическому поясу и географическому расположению в океане на острове Пасхи теплый и спокойный климат. Средняя годовая температура — 21,8 °C, самый холодный месяц — август (19,2 °C), самый теплый — январь (24,6 °C). Остров является очень ветреным местом. Ветра - основной климатический фактор, на острове редко бывают безветренные дни. Они дуют в основном с востока и юго-востока с сентября по май и с севера и северо-запада в остальное время года. Случаются и сильные бури, что создает значительные проблемы для судоходства, ведь на острове нет хороших гаваней. Хотя бури значительно затрудняют рост деревьев, ветер не может быть единственной помехой для растительности. Она может состоять только из кустарников, но все-таки борется за существование, даже когда ветер приносит соленую воду с моря, а это всегда вредит растениям. Как бы то ни было, на острове Пасхи есть зоны, особенно внутри кратера Рано Кау, которые полностью защищены от ветра. По сути, Рано Кау представляет собой что-то вроде естественной теплицы. На его склонах растут виноград, инжир и бугенвиллия, которая буйно цветет с тех пор, как ее привез отец Себастьян Энглерт. В общем, остров Пасхи обладает достаточным потенциалом, чтобы стать плодородным местом. Его площади могут быть заняты сельскохозяйственными угодьями или лесом.

 

Флора острова Пасхи

 

Флора острова Пасхи бедна. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены. Сейчас насчитывается не более 30 разновидностей растений. Несмотря на то, что из Европы, Америки и с других островов Полинезии туда были завезены различные растения, на значительной части территории острова единственной растительностью остается трава. Встречаются отдельные экземпляры дерева махуте, рощицы эвкалипта, достигшие большой высоты за 5 лет. Махуте — это местное название тутового дерева. В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из коконов шелкопряда изготавливалась белая одежда, называемая махуте, которую носили женщины (подобие полинезийской тапы). После появления первых европейцев на острове — китобоев и миссионеров — значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось. Сейчас на плодородной почве острова Пасхи выращивают злаковые культуры, сахарный тростник, табак, таро, ямс, различные овощи, бананы. Цитрусовые хорошо произрастают на северных склонах некоторых гор и холмов.

Среди песчаных участков расположены поля сладкого картофеля - батата, кумира. Одно из вымерших растений, произроставших на острове Пасхи — Sophora toromiro, местное название которого торомиро (toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными петроглифами. Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX—XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

Фауна острова Пасхи

Фауна острова Пасхи всегда была бедна из-за его чрезвычайной изолированности. Здесь нет позвоночных животных, имеются только два вида маленьких ящериц. До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам. Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц. Единственная сухопутная хищная птица острова Пасхи - небольшой сокол, питающийся насекомыми.

 

Население острова Пасхи

 

Предполагается, что во время культурного расцвета на острове Пасхи в XVI—XVII веках, население Рапа-Нуи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилось до 2—3 тысяч человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, году аннексии острова Чили, на острове проживало 178 человек.В начале XX века значительная часть населения Рапа-Нуи (преимущественно молодых рапануйцев) переселилась на материковую часть Чили. Только в 1950-х годах, когда повысился уровень жизни, произошли некоторые улучшения в демографической ситуации острова. К 1960 году на Рапа-Нуи уже проживало более 1 тысячи человек. По переписи 2002 года на острове проживало 3791 человек (к примеру, в 1988 году — 1938 человек). При этом 200—300 рапануйцев жили на материковой части Чили, Таити и в США. Рост произошёл в значительной степени благодаря переселению части чилийцев с материковой части на остров Пасхи. Изменилось соотношение коренного и приезжего населения. Если в 1982 году число рапануйцев на острове составляло 70 %, то в 2002 году — только 60 %. Остальные 39 % были чилийцами, 1 % — другие народы.Плотность населения на острове составляет 23 чел./км² (к сравнению, в Германии — 230, в России — 8,4).В середине XIX века на Рапа-Нуи существовали 6 постоянных поселений: Анакена, Тонгарики, Ваиху, Винапу, Матавери и Ханга-Роа. В настоящее время практически всё население проживает в Ханга-Роа, административном центре острова Пасхи. Матавери и Моероа на юго-западе часто рассматриваются как одно поселение.Официальный язык на острове — испанский, а также рапануйский. Жители преимущественно католики.

Статуи на острове Пасхи

а) моаи:

Говоря о острове, мы вспоминаем об огромных каменных фигурах, вырезанных из монолита и стоящих на берегу. Их называют Моаи - (смотрящий глаз). Моаи - статуи, вырезанные из сжатой вулканической золы на Рапа Нуи (Остров Пасхи). Каждая статуя монолитна, то есть, вырезана из одного камня. Примерно пятая часть статуй, которая была перемещена к церемониальным участкам и затем установлена, имела красные каменные цилиндры пукау, помещенные на их головы. Эти "topknots" верхние шапки, поскольку их так часто называют, были вырезаны в единственном карьере, известном как Пуна По.

Почему статуи?

В общей сложности 887 монолитных статуй - моаи, как их называют - были расположены вокруг острова. Размеры статуй варьируются от одного метра до свыше 10 метров в высоту. Вопреки распространённому мнению, такие каменные статуи не являются уникальными для острова Пасхи. Джо Энн Ван Тилбурга, одна из археологов в Лос-Анджелесе и одна из ведущих мировых экспертов по вопросам острова Пасхи, считает, что каменные статуи на Рапа-Нуи, не отличаются от других статуй на Маркизских островах в южной части Тихого океана. "В самом деле, меньшие версии статуй на острове Пасхи также находятся на Таити и Гавайях"- говорит она. "Моаи острова Пасхи не являются уникальными с точки зрения того, как они были использованы"- говорит она. "Но их форма является уникальной. И это - то, что выросло из индивидуальных и эстетических обычаев острова Пасхи". Что касается их целей, то Ван Тилбурга говорит:- "Они были построены по трём причинам - идеологического, политического и экономического характера".

Моаи стоят на склоне Рано Рараку.

"С идеологической точки зрения, всё указывает на то, что существует обожествление в основном глав родов или по линии наследования"- поясняет она. "Помните, что у нас нет каких-либо прямых этнографических данных, в связи с этим. Это заключение целого ряда отдельных линий доказательств. С политической точки зрения, они использовали статуи в рамках консолидации своих претензий к исконным землям. И с экономической точки зрения, это было частью стратегии для перераспределения продовольствия". Об этом последнем моменте она говорит, что в полинезийской культуре каждая семья имеет равные права на части острова и ландшафта, для производства продуктов питания. Продукты питания должны быть перераспределены между всеми, так как менее успешные роды не имеют доступа к продовольствию. По сути, статуи стоят для того, чтобы вожди могли бы показать то, как в Полинезии мана управляют политической и духовной властью. Патриция Варгас с этим согласна. Она является директором института исследований на острове Пасхи при Университете Чили в Сантьяго, и провела 12 лет, проживая на острове. " Моаи сами по себе, как дом для мана их предков"- поясняет она. "Это представление помогает понять как моаи, очень тесно связаны с предками и богами". Она говорит, что в Рапа-Нуи первоначально резные статуи были просто скульптурами. Но их убежденность в том, что когда статуя сделана и открыла глаза, то дух этого предка вошёл в статую через глаза и превратил статую в живого человека. Моаи с шапками на голове стоят на платформе (аху), глядя внутрь острова. Причина внутренних убеждений моаи сталкивается с внешними проявлениями. Как говорит Варгас:- "Статуя была на вершине платформы для внутреннего наблюдения, чтобы знать, как живут люди. Итак: статуя или несколько статуй на платформе, будут улучшать жизнь общества. В то же время они будут делать это для определенной группы, племени или рода. Таким образом, это символ поклонения". На вопрос о том, каким образом моаи получили их окончательное место отдыха, ответ не столь очевиден. Приблизительно 95 % из 887 моаи, известных до настоящего времени, были вырезаны из сжатой вулканической золы в Рано-Рараку. Из них 394 моаи все еще остаются видимыми сегодня. Недавняя картография GP в интерьере, конечно, добавит дополнительных моаи к этому счету. Карьеры в Рано-Рараку, кажется, оставлены резко. Многие незаконченные статуи все еще стоят на месте, где их начали делать. Однако образец работы очень сложен и все ещё изучается. Фактически все законченные моаи, которые были перемещены от Рано-Рараку и установлены вертикально на церемониальных платформах, были впоследствии свалены потомками островитян в период после того, как строительство прекратилось. Хотя обычно фигуры идентифицируют только как "головы",но моаи - фактически голова и часть обрезанного туловища. Наиболее общепринятая теория - та, что статуи были вырезаны полинезийскими колонизаторами острова. Это произошло примерно в 1000-1100 г.г.до нашей эры. В дополнение к представлению предков покойного, как только моаи были вертикально поставлены на церемониальных участках, так возможно, они были расценены как воплощение мощных живущих руководителей. Они были также важными символами положения и происхождения в обществе. Моаи были вырезаны высокопрофессиональным классом резчиков. Они были сопоставимы в статусе высокопоставленным членам других полинезийских ремесленных гильдий. Статуи, должно быть, были чрезвычайно дороги ремесленникам. Не только потому, что фактическое вырезание каждой статуи требует усилий и ресурсов, но и потому, что готовое изделие тогда буксировалось к его заключительному местоположению для установки. Точно не известно, как моаи были перемещены, но процесс, почти наверняка, требовал человеческой энергии, верёвок, деревянных саней или бревен. Другая теория - это то, что моаи, возможно, передвигали методом раскачивания вперёд. К середине 1800-тых, все моаи вне Рано Рараку и многие в пределах самого карьера были повалены. Сегодня, приблизительно 50 моаи были повторно установлены на их церемониальных участках. Древние легенды острова говорят о руководителе клана по имени Хоту Матуа, который оставил свою родину в поисках нового. Место, которое он выбрал, теперь известно нам как остров Пасхи. Когда он умер, остров был разделён между его шестью сыновьями, а позже - по наследству среди их потомков. Островитяне, возможно, полагали, что их статуи захватили бы "мана" (сверхъестественные силы) руководителей.

Они, возможно, полагали, что если мана будет концентрироваться на острове, то положительная энергия будет всегда: дождь будет идти, и зерновые культуры будут расти. Эта легенда, как фрагмент того, что всё было достаточно сложно и многогранно. К тому же время меняет легенды. Рон Фишер в его работе об острове Пасхи - "Размышляющий Страж Камня", упоминает, что на острове жило два клана людей, - так называемые "Длинные Уши" и "Короткие Уши". "Короткие Уши" были порабощены "Длинными Ушами". Те вынудили "Короткие Уши" вырезать моаи. После многих поколений порабощения "Короткие Уши" восстали. Они убили всех своих поработителей. Этим и объясняется резкий конец вырезания статуй. Все моаи были повалены в племенных войнах приблизительно 250 лет назад. Многие были недавно восстановлены: первые в 1950-ых г.г. Они стоят на скалистой лаве, как свидетельство истории о тех, кто создавал их. Моаи были прототипами их предков. Предки островитян верили в сделанное божество. Моаи были впервые выкопаны Туром Хейердалом в 1950-ых и тогда же, были сфотографированы.

 

б) АХУ:

Аху Акиви является священным местом. Аху Акиви святилище и является астрономическая обсерватория, построенная приблизительно в 1500 г. нашей эры. Она была предметом первого серьезного восстановления, предпринятого на острове Пасхи археологами Уильямом Маллой и Гонсало Фигероа, с превосходными результатами. Как в случае многих религиозных тенденций на острове Пасхи, скульптуры были расположены с астрономической точностью. Это - семь взглядов статуй к точке, где солнце стоит во время равноденствия. Аху Акиви - необычный участок в нескольких отношениях. Постамент аху поддерживает 7 статуй похожих по высоте и стилю. Участок странный в том, что расположен далеко внутри страны, а статуи были установлены так, чтобы стоять лицом к океану. Это единственный участок, где это было сделано. Подобно другим участкам острова Пасхи, найденные статуи были сбиты с аху и уложены лицом в землю. В 1960 г. команда археолога Уильяма Маллой провела несколько месяцев, поднимая статуи в их первоначальное положение. В течение раскопок и восстановления этого участка было раскрыто много захоронений позади аху. Ямы содержали фрагменты костей, раковины, орудия для ловли рыбы, хлопья обсидиана. Использовались ли участки для кремаций и похорон регулярно учёные не уверены. На других участках были найдены захоронения в пределах структуры аху. Но эти захоронения, как полагают, произошли после того, как статуи были повалены. Из фольклора, считают, что его семь моаи представляют семь молодых исследователей, которых по легенде послал полинезийский вождь Хоту Мату, вероятно из Маркизских островов, найти новую родину для него и его людей. Они - среди немногих моаи, которые стоят на берегу моря. Эти семь каменных гигантов могут вполне символизировать тех семь исследователей, но никто не знает наверняка. Также никто не знает о том, что любой из моаи действительно представляет и почему только несколько из них оказались на берегу моря. Общепринятая теория - это то, что эти величественные каменные статуи были построены, чтобы чтить полинезийских богов и обожествлённых предков, типа вождей и других фигур, важных в истории острова. Большинство из них было установлено в 14-15 веках, хотя некоторые стояли уже в10-м веке. Островитяне верили, что функция моаи - быть защитником деревне. Они, возможно, также были символами положения в обществе для деревень или кланов.

В Аху Акиви каждая из семи статуй размером приблизительно в 16 футов высотой. Весят они приблизительно 18 тонн. Самые высокие моаи на острове превышают 30 футов. Моаи в диапазоне 12 - 20 футов обычны. Аху острова Пасхи изменяются по длине: самый длинный - 300 футов. В то же время те, которые держат один моаи - только несколько футов длиной. Каждый аху имеет основательный каменный фундамент, который наклоняется вверху к высокой террасе, на которой моаи установлены. Некоторые террасы расположены на 15 футов над уровнем моря. Все они довольно широкие. Основания моаи имеют 10 футов длины и 8 - 9 футов ширины. Вулканическая скала острова, из которой они были вырезаны, более мягкая и легче, чем большинство других скал, но даже наименьший моаи весит несколько тонн. Некоторые из моаи, когда их оценивали, весили около 80 - 90 тонн. Многие из моаи, а там их сотни, установлены в нескольких милях от карьера, в котором они были вырезаны. Как могли так мало людей перемещать их даже несколько футов, уже не говоря о нескольких милях, не сломав их? И как только они перемещали их, как они их устанавливали? Даже сегодня, используя мощные подъёмные краны, это была бы не такая простая задача.

 

в) теории о перемещении:

Многие люди Рапа-Нуи верят, что статуи были воздвигнуты "мана магия" - волшебной силой. А потом перемещены ими. Великие вожди прошлой эпохи, просто использовали "мана магию", чтобы моаи перемещались на отдаленные места и стояли там. Maнa - слово и понятие, которое Вы можете часто слышать в преданиях Южных Морей. Люди Рапа-Нуи верили, что моаи тоже одержимы мана, Моаи гипнотизировали их белыми коралловыми глазами, вложенными в глазницы. Моаи использовали мана, чтобы защищать людей острова. Сегодня ни одно из моаи не имеет истинных коралловых глаз - и, таким образом, их мана не имеет никакой силы. Вмешательство Инопланетян - наибольшим приверженцем этой теории является писатель Эрих фон Даникен.

Он говорит о том, что небольшая группа "интеллектуальных существ" садилась на остров и научила туземцев делать статуи, наподобие робота. Его основной смысл заключается в том, что камень, из которого изготавливались статуи, не обнаружен на острове в процессе изготовления. Это связано с теорией, что остров Пасхи был частью потерянной цивилизации летательных машин. Другая теория утверждает, что мужчины спускали моаи вдоль по слоям ямса и батата. Общепринятое убеждение - то, что они были перемещены на сани или большие бревна. А затем рычагами воздвигались с использованием кучи камней и длинного бревна. Тур Хейердал, чьи книги Кон-Тики и Аку-Аку вызвали большой интерес к острову Пасхи. Он проведенным опытом показал, что прямая каменная статуя могла бы быть перемещена посредством веревки, которая наклонялась и вращалась вдоль статуи. Но эксперимент был проведен на плоской поверхности и только на короткое расстояние. Из этой теории Хейердала, что острова Южного Тихого океана были освоены с востока на запад из Южной Америки, а не с запада на восток и из Азии Юго-востока, не считается верным. Несколько моаи с острова Пасхи были вырезаны на Рано Раруки из вулканического конуса, в кратере которого образовалось озеро. Это - таинственная точка. Разбросанные полностью по Рано Раруки - 394 моаи на разном этапе строительства. Некоторые упавшие, некоторые имеют только головки, хотя они - действительно полные фигуры, которые почти спрятаны под почвой столетиями. По неизвестной причине работы на Рано Рараку были остановлены. Инструменты разбросаны среди множества проектов и строительство моаи резко прекратилось.

 

Ронго-ронго

 

Есть только 21 из известных существующих дощечек, разбросанных в разных музеях и частных коллекциях. Крошечный, удивительный вид глифов - примерно один сантиметр. Они очень стилизованы и формализованы; вырезаны мелкие бороздки, выполненные в длину дощечки. Устная легенда гласит, что для разметки использовались хлопья обсидиана или зубы акулы, чтобы резать глиф текста. Это было рассказано первыми поселенцами, после исследования, проведенными Хоту Матуа. И последнее, но не менее важное: дощечка сохраняет в двадцати трех словах тот же текст в другой "орфографии". Этот факт обнаружили три школьника Санкт-Петербурга (затем Ленинград), незадолго до Второй мировой войны.

В 1868 вновь прибывший на остров Пасхи Тепано Джауссен, епископ Таити передает в знак признания отношений, длинный шпагат из человеческого волоса, обмотанный вокруг древнего куска дерева. Тепано Джауссен, изучая дар, и поднимая шпагат, обнаруживает, что доска исписана иероглифами. Епископ, обрадованный открытием, пишет Отцу Ипполиту Руссель на остров Пасхи. Он настойчиво рекомендует ему собирать все дощечки, которые он может отыскать. Просит их перевести. Но остаются сотни дощечек, упомянутых Братом Ейраудом, ранее сообщавшим Отцу Высшей Конгрегации Священного Сердца. Некоторые говорят, что эти дощечки жгли в угоду миссионерам, которые видели в них зло реликвий из языческих времен. Говорят, что их прятали, чтобы сохранить от уничтожения. Какой стороне мы должны верить? Брат Ейрауд умер в 1868 году. Не все упомянутые дощечки спрятаны, писал своему другу Отец Зумбохм, который был удивлен открытием епископа. Монсеньор Джауссен скоро узнает о нахождении на Таити рабочего с острова Пасхи - Меторо, который был способен прочитать дощечки. Он описывает в своих сообщениях, как Меторо поворачивает каждую дощечку вокруг оси, чтобы найти свое начало, а затем начинает читать текст.

Направление письма уникальное. Начиная с нижнего левого угла, вы читаете их слева направо и, в конце линии, вы поворачиваете дощечку "вверх ногами" прежде, чем вы начнете читать следующую строку. На самом деле, ориентация иероглифов возобновлена с каждой второй строки. Представьте себе книгу, в которой каждая вторая строка напечатана сверху вниз. Джауссен был не способен расшифровать дощечки, потому что они были так своеобразно написаны. Ещё там есть много зооморфных фигур, особенно птиц, рыб и реже ящериц. Наиболее часто встречаются фигуры очень похожие на птицу фрегат. Случается, что они становятся объектом культа, как это было связано с Маке - Маке, верховным богом.

Когда вы сравниваете дощечки, которые несут тот же текст, вы анализируете регулярные группы знаков. Вы понимаете, что письмо должно следовать правилам. Писец мог указывать связующий знак для следующей строки, но не любым другим способом. Вы могли также вырезать текст, на стоящей дощечке рукой на весу, следовать некоторым другим знакам. Или тот же текст, считая, что он подписывается с одной стороны. Вы могли также вырезать простой знак, выделить по сравнению со следующим или, сдвинув на 90 градусов против часовой стрелки и резать на следующей грани поверх него. Можно разумно надеяться, что кто-нибудь расшифрует две-три строки дощечки планшета, которую обычно называют Мамари.

Петроглифы

На острове Пасхи, петроглифы расположены в каждом секторе острова, где существуют подходящие поверхности. Позиции Фаворед являются плавными областями потока лавы (так называемый "папа" в Рапа-Нуи), или на плавных базальтовых валунах. Чаще эти поверхности проходят вдоль береговых областей и часто связаны основными церемониальными центрами. Наиболее важные аху имеют, как часть их структуры, изящно вырезанные из базальтовых камней, с рисунками птицечеловека на них. Картины сохраняются в пещерах или в некоторых каменных домах при "Оронго", где они защищены против разрушения от влияния атмосферных воздействий. Тысячи птицелюдей - резьба на скалах - обнаружены на острове Пасхи. Многие представляют животных, особенно птиц или антропоморфного птицелюди. Один из наиболее знаменитых мотивов на острове Пасхи - птицелюди, которые были подключены к событиям культа на священном месте Оронго. На фоне культуры объясняется этот необычный культ. После передачи построенных статуй, в течение прошедших дней до вторжения перуанскими торговцами, там возникает культ из Бирдман (Тангата Ману). В птицечеловеке было видно, что он как представитель на земле бога - создателя Макемаке. В конечном счёте, этот культ превосходил традиционное полномочие верховного вождя. Раз в год, представители из каждого клана должны собираться в церемониальной деревне Ороного и плыть до Моту Наи, соседний остров, чтобы искать яйцо Закоптелой Крачки. Когда яйцо находили, то отдавали его представителю клана, который затем был возведён в титул Тангата Ману.

Его проводили в процессии на внешний уклон юго-запада Рано Рараку, где он оставался в уединении в течение года. Ритуал птицечеловека все еще существовал до прибытия европейцев на остров Пасхи. Это событие исторически подтверждено. Оно было отображено в выдающемся фильме Кевина Костнера "Рапа-Нуи". В Ханга-Роа есть растянутое по берегу селение, в котором на острове проживает 2775 жителей. Это единственная область на острове, где есть электричество и водопровод. Самые интересные сувениры являются миниатюрными копиями из дерева. Есть каменные скульптуры из вулканической лавы, хотя некоторые образцы имеют высоту до 6 футов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: