О разработке Концепции парламентского органа
Общая рекомендация - воздержаться от принятия данного документа до завершения кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках работы Евразийской экономической комиссии (кодификация - процесс, необходимый для создания Евразийского экономического союза).
Обращаем внимание на то, что основные пункты проекта Меморандума технически отражают конструкцию принятых документов в рамках ЕврАзЭС (те же функции и задачи, организационно-структурные моменты).
Вместе с тем, с большой долей вероятности можно предполагать, что наши партнеры кардинально изменят подходы к содержанию парламентского измерения сотрудничества.
Очевидно, что белорусская и российская стороны предпримут попытки форсированного создания парламентского наднационального органа в рамках «тройки» государств-участников ТС и ЕЭП со всеми вытекающими содержательными правовыми и политическими последствиями, т.е. необходимостью принятия законов по определенным сферам экономики только с согласия трех сторон; учета уровня политических отношений России и Белоруссии с иностранными партнерами (к примеру, экономических санкций Запада в отношении Минска); вброса большого количества документов, заранее согласованных в союзной связке Белоруссии и России.
Принципиально будет поставлен вопрос о процентаже квот сотрудников сторон в подразделениях нового наднационального органа. К примеру, в рамках Департаментов Евразийской экономической комиссии в Москве (решения которой в настоящее время имеют приоритет перед национальным законодательством сторон) действует формула «84% граждан РФ -10% граждан РК - 6% граждан РБ».
В результате такого неравномерного распределения российская сторона получила квоты в подавляющем количестве департаментов, и как следствие, исключительные возможности для продвижения своих интересов. Таким образом, документы для 10-ти членов Коллегии, принимающих обязательные для всех решения наднационального органа без согласования с государствами, разрабатываются в основном, не гражданами Казахстана, т.е. техническая сторона данного вопроса перешла в политическую плоскость.
Кроме того, необходимо учитывать тот фактор, что в случае аврального принятия документов (что стало перманентной нормой в рамках ЕЭК) и, как следствие, ускоренном рассмотрении госорганами отдельных проектов документов при внутригосударственном согласовании, существует риск принятия непродуманных решений.
При этом, если в рамках исполнительного органа - ЕЭК некачественные решения потенциально можно пересмотреть в сжатые сроки в пределах 2-3 месяцев (на уровне Совета, который фактически проводится 1 раз в месяц, вместо квартала), то изменить законодательные акты будет сложнее.
Учитывая изложенное, полагали бы целесообразным воздержаться от принятия каких-либо концептуальных серьезных документов по парламентскому измерению до окончательного определения Казахстаном пределов передачи суверенных полномочий в экономике (с учетом установок Президента РК Н.Назарбаева, изложенных в статье «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего», «Известия», 25 октября 2011 года о недопустимости политической интеграции).
Вопрос определения пределов передачи полномочий в рамках парламентского измерения рекомендовали бы согласовать с Главой государства, Секретариатом Совета Безопасности, Конституционным Советом, Комитетом национальной безопасности и др. заинтересованными государственными органами РК.
В самом крайнем случае, при сильном давлении полагали бы целесообразным проводить данную работу под условием сохранения формата «пятерки» с участием Кыргызстана и Таджикистана. При этом, предлагаем в содержательном плане исходить из правовых норм, регулирующих деятельность МПА ЕврАзЭС (т.е. без передачи наднациональных полномочий).
В этой связи, один из возможных вариантов дальнейшей деятельности: создание Рабочей группы по вопросам парламентского измерения евразийской экономической интеграции с участием Кыргызстана и Таджикистана.
По тексту проекта Меморандума:
В случае острой необходимости, предлагаем учесть следующие замечания и предложения:
1. Наименование документа предлагаем изложить в следующей редакции: Меморандум о парламентском измерении евразийской экономической интеграции.
Обоснование: До принятия официального решения глав государств о создании Евразийского экономического союза (не в Декларации, а в решении или в международном договоре) считаем нецелесообразным вести речь о парламентском органе ЕЭС.
2. В первом абзаце документа слова «создания парламентского органа
Евразийского экономического союза (далее - ПО)» заменить словами
«совершенствования деятельности парламентского измерения евразийской
экономической интеграции».
Обоснование: До официального принятия главами государств решения о создании парламентского органа ЕЭС вести речь о создании «ПО» некорректно. Полагаем, что потенциал Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС до конца не исчерпан. Кроме того, желательно сохранить вовлеченность кыргызской и таджикской сторон в процессе развития экономической интеграции.
3. Во втором абзаце слово «руководствуясь» заменить словами
«принимая во внимание», т.к. Декларация от 18 ноября 2011 года — не
является юридически обязывающим документом; слово «договорились»
заменить словами «достигли взаимопонимания о следующем:» в целях
использования в Меморандуме не договорно-правовой, а декларативной
лексики.
4. В пункте 1 слова «Начать разработку правового статуса ПО»
заменить словами «приступить к работе по совершенствованию правового
статуса Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС».
5. Третий абзац пункта 3 изложить в следующей редакции: «виды и
процедуру принятия модельных законов, направление их государствам-
членам».
6. В пункте 8 предлагаем избегать фиксации срока окончания работы,
в связи с чем слова «Завершить указанную работу в срок до 1 января 2013
года, имея в виду необходимость его» заменить словами «По завершении
указанной работы, направить соответствующие материалы для».