ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫРАБОТЫС ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ «ЭДЕЛЬВЕЙС»
Желтова Г.Н.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Рассказово»
geltovg@gmail.com
Одаренность - одна из основных составляющих внутреннего мира человека. Своеобразны не только проявления одаренности, но и пути ее становления. Талант, как правило, нуждается в поддержке.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна.Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.
Для значительной части одаренных детей характерно стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу, добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, педагогам, тем не менее, необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в «самоедство», невозможность довести работу до конца.
Также у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.
|
В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот - развивается. И в связи с этим перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей - а это длинный и сложный путь.
Необходимо расширять сферу деятельности ребенка, создавать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального образования. Главными помощниками здесь становятся родители, которые приводят детей к профессиональным педагогам,где ребёнок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.
Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Для выявления одаренных детей в хореографическом коллективе «Эдельвейс» используютсяспециальные диагностические задания. Нередко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Критерии по выявлению одарённых детей
Критерии | Способы, формы определения результата |
Выворотность ног | Тесты, педагогическое наблюдение, импровизационные задания, Педагогическое наблюдение, тесты (подъем ноги выше 90 градусов у девочек, выше 90 градусов у мальчиков, исполнение шпагатов: поперечных и продольных). Педагогическое наблюдение (музыкально пластические этюды, задания на импровизацию) Педагогическое наблюдение (задания на ритмические рисунки, задания на импровизацию, музыкально-ритмические игры) Педагогическое наблюдение, тесты. Педагогическое наблюдение (задания на импровизацию, актерские этюды с использованием музыки, танцевальные этюды) Педагогическое наблюдение (упражнения на координацию, тесты) Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, отзывы ребят из коллектива отзывы ребят из коллектива |
Координация | |
Подъём стопы | |
Гибкость тела | |
Музыкальность | |
Артистизм |
Для творческого развития личности ребенка вводятся занятия по импровизации. Одна из основ «импровизации» - идея личной ответственности за всё, что происходит на сцене или учебной площадке; возможность встать на позицию творца. Занятия по импровизации делятся на импровизацию в пространстве и контактную импровизацию в свободной пластике. В импровизации в пространстве учащиеся учатся использовать всё сценическое пространство, учатся фантазировать и грамотно использовать ритм музыки, правильно передавать характер музыки через пластику и существующий образ исполнителя танцевального произведения. В контактной импровизации учащиеся учатся чувствовать партнёра по танцу, размер и ритм музыки, грамотно исполнять поддержки. Также учащиеся осваивают актёрское мастерство, которое развивает творческий потенциал. Учатся диалоговому общению с партнёром по танцу через пластику и пантомиму.
|
|
Для развития творческой одаренности на занятиях хореографии применяются:
1. Диагностические средства, позволяющие выявить потенциал творческих способностей воспитанника. В первую очередь это просмотр учащихся и выявление их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, наблюдение в процессе творческого задания.
2. Прием сотворчества (учащийся + педагог, учащийся + учащийся, работа группами). Прием является как диагностическим, где хорошо видны индивидуальные особенности детей, так и развивающим, так как учащиеся естественным образом обогащают художественный опыт друг друга (а часто и опыт педагога). Не лишним будет заметить, что реализация этого приема предполагает сложившуюся в коллективе атмосферу взаимопринятия: умение слышать друг друга, с уважением принимать идеи других, воплощать их в готовый совместный продукт.
3. Технологии формирования определенных психофизических состояний. Существует, например, слово «вдохновение» … Возможно ли управлять им, вызывать его в нужный момент? Выдающиеся художники почти наверняка отвечают «да», хотя и не всегда могут понятно это описать. В современной хореографии активно используются средства из арсенала практической психологии: приемы релаксации, умение адекватно реагировать на раздражающие факторы. Невозможно долго находиться в состоянии повышенного напряжения – и способность расслабиться, «отпустить» чрезвычайно важна для умения в нужный момент достичь уровня высокой работоспособности.
4. Технология творческого раскрепощения и снятия зажимов. Включает в себя комплексы упражнений и этюдов, игровую деятельность, определенным образом организованную. Учащиеся свободно творчески взаимодействуют друг с другом, находясь при этом в комфортном эмоциональном состоянии.
5. Методы и приемы на развитие пластических характеристик. Стретчинг (растяжка) представляет собой пластические упражнения и задания, ставящие целью раскрепощение тела и повышения вследствие этого его возможностей.
6. Технологии создания художественного образа. Работа над созданием образа позволяет учащимся в первую очередь выразить свою индивидуальность. Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, когда моя деятельность, как педагога, основывается:
· на уважении и умении использовать игровую педагогическую технологию как инструментарий развития творческой активности;
· умении тонко и деликатно обращаться с учащимися, следовать природе ребенка, обеспечивать его свободное развитие;
· в поощрении учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
· в обеспечении конструктивной психологической атмосферы, способствующей свободе действий учащихся на занятии.
Исходя из своего опыта работы, могу сказать, что хореографическое творчество обладает определенными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности – сочетание в хореографии трех начал:
· музыка, самое абстрактное из искусств, но и, пожалуй, самое мощное по воздействию;
· физическое воплощение – в танце буквально задействовано всё существо танцора: с головы до ног, затрагивая душу и сердце. Телесное в танце является более конкретной составляющей, чем музыка, но всё-таки довольно условной;
· и, наконец, актерская выразительность – непосредственно понятное психоэмоциональное выражение сути художественного образа как наиболее конкретный аспект танца.
Таким образом, танцевальное искусство имеет большое влияние на эстетическое восприятие ребенка. На своих занятиях по хореографии я приобщаю детей к миру прекрасного, воспитываю художественный вкус, учу детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, раскрывая индивидуальные возможности каждого из своих учеников.
В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование.