Критерии по выявлению одарённых детей




ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫРАБОТЫС ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ «ЭДЕЛЬВЕЙС»

Желтова Г.Н.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества города Рассказово»

geltovg@gmail.com

Одаренность - одна из основных составляющих внутреннего мира человека. Своеобразны не только проявления одаренности, но и пути ее становления. Талант, как правило, нуждается в поддержке.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна.Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.

Для значительной части одаренных детей характерно стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу, добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, педагогам, тем не менее, необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в «самоедство», невозможность довести работу до конца.

Также у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.

В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот - развивается. И в связи с этим перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей - а это длинный и сложный путь.

Необходимо расширять сферу деятельности ребенка, создавать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального образования. Главными помощниками здесь становятся родители, которые приводят детей к профессиональным педагогам,где ребёнок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.

Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Для выявления одаренных детей в хореографическом коллективе «Эдельвейс» используютсяспециальные диагностические задания. Нередко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Критерии по выявлению одарённых детей

Критерии Способы, формы определения результата
Выворотность ног Тесты, педагогическое наблюдение, импровизационные задания, Педагогическое наблюдение, тесты (подъем ноги выше 90 градусов у девочек, выше 90 градусов у мальчиков, исполнение шпагатов: поперечных и продольных). Педагогическое наблюдение (музыкально пластические этюды, задания на импровизацию) Педагогическое наблюдение (задания на ритмические рисунки, задания на импровизацию, музыкально-ритмические игры) Педагогическое наблюдение, тесты. Педагогическое наблюдение (задания на импровизацию, актерские этюды с использованием музыки, танцевальные этюды) Педагогическое наблюдение (упражнения на координацию, тесты) Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, отзывы ребят из коллектива отзывы ребят из коллектива
Координация
Подъём стопы
Гибкость тела
Музыкальность
Артистизм

Для творческого развития личности ребенка вводятся занятия по импровизации. Одна из основ «импровизации» - идея личной ответственности за всё, что происходит на сцене или учебной площадке; возможность встать на позицию творца. Занятия по импровизации делятся на импровизацию в пространстве и контактную импровизацию в свободной пластике. В импровизации в пространстве учащиеся учатся использовать всё сценическое пространство, учатся фантазировать и грамотно использовать ритм музыки, правильно передавать характер музыки через пластику и существующий образ исполнителя танцевального произведения. В контактной импровизации учащиеся учатся чувствовать партнёра по танцу, размер и ритм музыки, грамотно исполнять поддержки. Также учащиеся осваивают актёрское мастерство, которое развивает творческий потенциал. Учатся диалоговому общению с партнёром по танцу через пластику и пантомиму.

Для развития творческой одаренности на занятиях хореографии применяются:

1. Диагностические средства, позволяющие выявить потенциал творческих способностей воспитанника. В первую очередь это просмотр учащихся и выявление их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, наблюдение в процессе творческого задания.

2. Прием сотворчества (учащийся + педагог, учащийся + учащийся, работа группами). Прием является как диагностическим, где хорошо видны индивидуальные особенности детей, так и развивающим, так как учащиеся естественным образом обогащают художественный опыт друг друга (а часто и опыт педагога). Не лишним будет заметить, что реализация этого приема предполагает сложившуюся в коллективе атмосферу взаимопринятия: умение слышать друг друга, с уважением принимать идеи других, воплощать их в готовый совместный продукт.

3. Технологии формирования определенных психофизических состояний. Существует, например, слово «вдохновение» … Возможно ли управлять им, вызывать его в нужный момент? Выдающиеся художники почти наверняка отвечают «да», хотя и не всегда могут понятно это описать. В современной хореографии активно используются средства из арсенала практической психологии: приемы релаксации, умение адекватно реагировать на раздражающие факторы. Невозможно долго находиться в состоянии повышенного напряжения – и способность расслабиться, «отпустить» чрезвычайно важна для умения в нужный момент достичь уровня высокой работоспособности.

4. Технология творческого раскрепощения и снятия зажимов. Включает в себя комплексы упражнений и этюдов, игровую деятельность, определенным образом организованную. Учащиеся свободно творчески взаимодействуют друг с другом, находясь при этом в комфортном эмоциональном состоянии.

5. Методы и приемы на развитие пластических характеристик. Стретчинг (растяжка) представляет собой пластические упражнения и задания, ставящие целью раскрепощение тела и повышения вследствие этого его возможностей.

6. Технологии создания художественного образа. Работа над созданием образа позволяет учащимся в первую очередь выразить свою индивидуальность. Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, когда моя деятельность, как педагога, основывается:

· на уважении и умении использовать игровую педагогическую технологию как инструментарий развития творческой активности;

· умении тонко и деликатно обращаться с учащимися, следовать природе ребенка, обеспечивать его свободное развитие;

· в поощрении учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;

· в обеспечении конструктивной психологической атмосферы, способствующей свободе действий учащихся на занятии.

Исходя из своего опыта работы, могу сказать, что хореографическое творчество обладает определенными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности – сочетание в хореографии трех начал:

· музыка, самое абстрактное из искусств, но и, пожалуй, самое мощное по воздействию;

· физическое воплощение – в танце буквально задействовано всё существо танцора: с головы до ног, затрагивая душу и сердце. Телесное в танце является более конкретной составляющей, чем музыка, но всё-таки довольно условной;

· и, наконец, актерская выразительность – непосредственно понятное психоэмоциональное выражение сути художественного образа как наиболее конкретный аспект танца.

Таким образом, танцевальное искусство имеет большое влияние на эстетическое восприятие ребенка. На своих занятиях по хореографии я приобщаю детей к миру прекрасного, воспитываю художественный вкус, учу детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, раскрывая индивидуальные возможности каждого из своих учеников.

В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: