Объяснение критериев метода SPIM-20-KT




Терапевтические критерии метода SPIM-20-KT

 

SPIM-20-KT - c оматическая, п сихологическая, и нтерактивная м одель* в формате Standard- 20- Version для психотерапевтического лечения к омплексных т равм** и других расстройств. Для начала необходимо перечислить ключевые моменты этого метода в зависимости от их важности в процессе терапии и затем дать им краткое объяснение:

Критерии метода SPIM-20-KT

1. Базовый уровень: взаимодействие сомы и психики.

2. Прозрачность и стандарты.

3. Психоэдукация.

4. Создание и обсуждение сеансов.

5. Гибкость ролей клиента и терапевта.

6.Структуры отношений взаимодействия.

7. Ориентированность на тело и травму.

8. Комбинация из ориентированности на диагностику и избавление.

9. Терапия с помощью «одушевляемых объектов» для расширения терапевтического пространства.

10. Игровая ориентированность на действие.

11. Игра как зеркало и мостик взаимодействия души и тела.

12. Повторное воспитание как фокус развития.

13. Парадигма состояний регуляции.

14. Комбинация групповой и индивидуальной терапии.

15. Непрерывность отношений с терапевтом.

16. Уровни групповой терапии.

17. Привлечение системных факторов, оказывающих влияние.

18. Отслеживание связи поколений.

19. Тренинги в форме ролевых игр.

20. Проведение постоянной прозрачной оценки терапии.

___________________

* нем. S omatisch- P sychologisch- I nteraktives- M odell

** нем. K omplex - T raumatisierte

 

 

Объяснение критериев метода SPIM-20-KT

1. Базовый уровень: взаимодействие сомы и психики

В центре терапевтической модели всегда находится рассмотрение соматического и психологического уровней, а также их взаимодействия. При этом речь идет о том, что, во-первых, в диагностических целях данные уровни в основном понимаются как по отдельности, так и в их взаимодействии. Во-вторых, что существует терапевтическая концепция, в которой внутрипсихические и межличностные переменные должны находиться в определенном оптимальном балансе по отношению друг к другу, с тем, чтобы добиться наилучшего на данный конкретный момент прогресса в терапии. В конечном счете, это означает и то, что изменение одного уровня принципиально возможно только при участии двух других уровней, что требует в определенной степени психагогики и гибкости при вмешательстве.

 

2. Прозрачность и стандарты

Все множество переменных, которые необходимо учитывать в ходе терапии клиентов с комплексными травмами, объединено в стандарты. Последние, в зависимости от задачи, стоящей перед терапевтом, или фазы терапии, приобретают различное значение. Терапевту необходимо, ориентируясь на процесс, расставлять акценты так, чтобы они в каждой фазе терапии были как на ладони. Прозрачность во взаимоотношениях и индивидуальное четкое понимание происходящего стали центральными формирующими переменными терапевтических отношений, на основе которых возникает кооперативная, активная и ориентированная на клиента атмосфера терапии. Поэтому, к примеру, противопоказана дистанция в отношениях в отличие от классического психоаналитического сеанса.

 

3. Психоэдукация

Психоэдукация в рамках лечения клиентов с комплексными травмами означает, что клиентам всегда сначала разъясняют, какой диагноз, когда, где, почему и с какой целью для терапии поставлен и что терапевтически должно быть предпринято. Только после достаточно хорошей психоэдукации можно, к примеру, продолжить диагностику или сделать какой-то терапевтический шаг. Психоэдукация должна использовать самые наглядные выразительные средства, которые предлагаются клиенту на рассмотрение. Благодаря этому не может возникать никакого межличностного напряжения по причине укрытия информации о сеансе.

 

4. Создание и обсуждение сеансов

Так терапевт в каждой фазе терапии создает сеансы, и с учетом прозрачности формирования взаимоотношений их обсуждают совместно, т.е. соответствующие роли создателя принадлежат и клиенту, и терапевту. Это означает и то, что в продвинутой фазе терапии клиенты тоже могут предлагать сеансы и экспериментально их воплощать.

 

5. Гибкость ролей клиента и терапевта

Роли клиента и терапевта в различных сеансах отчасти очень разные и при этом очень гибкие. Решающим для определения проблем клиента и терапевтических сеансов становится их настоящая польза для процесса терапии, которая выносится на обсуждение.

Гибкость ролей означает и то, что во время сеанса роли могут адаптироваться и изменяться в противоположную сторону, что должно быть прозрачно объяснимо для обеих сторон.

 

6. Структуры отношений взаимодействия

Общая направленность терапевтической структуры отношений заключается во взаимодействии. Опирающаяся на общность, показательность и кооперативность работа над отношениями в основном эластична (в зависимости от уровня регрессии клиента), а также она проходит только на уровне взаимодействия (даже при высоком уровне агрессии клиента). К примеру, это означает, что терапевт в тяжелых для клиента игровых ситуациях, сильно придерживается (индицируя) его пожеланий в плане взаимоотношений и организации сеанса. Однако только при условии, что в этот момент не возникает отчетливой опасности нанесения повторной травмы или явного риска перехода интроекта обидчика и т.д. в хроническую фазу.

 

7. Ориентированность на тело и травму

Суть комплексной, направленной на взаимодействие концепции терапии заключается, прежде всего, в том, что каждая структура сеанса на протяжении всего времени терапии ориентирована на психотравму и тело. Это означает, что на каждом этапе психотерапии за причину имеющегося поведения следует принимать известное или возможное существование психотравмы, чтобы в конечном итоге излечить его в ходе работы по выявлению травмы. Кроме того для индивидуальной терапии это означает и то, что необходимо постоянно учитывать и проговаривать телесное восприятие себя и других. А также то, что в итоге символическое, ориентированное на действие избавление всегда относится к концепции работы с травмой или концепции по профилактике травмы в определенной фазе терапии.

 

8. Комбинация из ориентированности на диагностику и избавление

При этом терапевтическая работа во всех своих фазах проходит в постоянной комбинации диагностики и ориентированных на избавление действий. Оба критерия в одинаковой мере важны и сбалансированы в соответствии с эмоциональным состоянием клиента, его возможностями по преодолению и внешними ситуативными переменными на данный конкретный момент. Эти актуальные приоритеты терапевту необходимо в процессе планирования и подведения итогов терапии делать прозрачными, чтобы клиент мог хорошо проанализировать четкие требования по преодолению и, к примеру, высказать свое предпочтение или наложить вето.

 

9. Терапия с помощью «одушевляемых объектов» для расширения терапевтического пространства

Для лучшей наглядности внутрипсихических и межличностных процессов в психоэдукацию, психологическую диагностику и прозрачную стратегию лечения, состоящую из ориентированных на действие сеансов по восприятию и поведению, включены особые «одушевляемые терапевтические объекты». При этом в терапевтическом пространстве с помощью как символических средств, так и структурированной инсценировки с вовлечением других игровых методов создается определенная атмосфера. Эта атмосфера, в свою очередь, позволяет не только воспринимать симптом в определенной дозе, без напряжения, но и избавиться от этой проблемы на символическом и богатом эмотивном уровне. Поэтому «одушевляемые терапевтические объекты» могут быть средствами перехода-переноса, которые используются для особенно тяжелых негативных и одержимо позитивных инсценировок.

 

10. Игровая ориентированность на действие

В рамках терапевтических игровых методов главное место отводится ориентированным на действие, структурированным сеансам. Игровые инсценировки действий считаются естественными, более ранними формами межличностной коммуникации. С учетом хода телесного поведения, невербальных сигналов и процессов взаимодействия можно сделать заключение о травмированных участках памяти, прочувствовать состояния регуляции и эффективно преодолеть блокады в поведении. При этом особое значение отводится игровым стратегиям вмешательства. Через игру можно осторожно поставить диагноз и попробовать без риска предпринять терапевтические изменения.

 

11. Игра как зеркало и мостик взаимодействия души и тела

Игровые методы позволяют заглянуть в важные с точки зрения диагностики и отчасти неосознанные области психофизических расстройств, вызванных психотравмой. Открыть детскую способность играть и содействовать ей означает приоткрыть дверь в область отчасти нетронутых архаических ресурсов, которая у клиентов с комплексной травмой часто слабо развита или внезапно прервана в своем развитии. В процессе серьезной и увлекательной игры возникает психофизическая атмосфера исцеления, поскольку нейробиологические процессы обмена веществ происходят параллельно с каждым расслабляющим и эмоционально структурированном действием. Так игру можно рассматривать как архаичный творческий мост между душой и телом.

 

12. Повторное воспитание как фокус развития

В соответствии с эмоциональным уровнем регрессии игровые методы все чаще переходят в сеанс развития с повторным воспитанием. Повторное воспитание основных потребностей раннего детства часто становится предпосылкой к излечению, поскольку влияние пережитых травм нередко внезапно прерывает естественные детские процессы развития. Это воскрешение ресурсов развития, а также определение структурной модели естественного эмоционального удовлетворения и отношения все чаще принимают, кроме того, за фундамент обязательной, разучиваемой позже стратегии самопомощи (к примеру, достижение договоренностей со своими внутренними аспектами, частями «Я»).

 

13. Парадигма состояний регуляции

Работа с внутренними составляющими регуляции личностной организации является центральной парадигмой для психотерапевтического лечения клиентов с комплексной травмой. Важные категории регуляции носят название состояний. В следствие психотравм возникают расстроенные фиксации состояний. В порядке наибольшей сложности симптоматики выделяют состояния переноса, интроекта, имплантата и программирования. Цель психотерапевтической работы - ослабить расстроенные фиксации состояний; изменить состояния по более здоровым и осознанным индивидом критериям; а также провести тренинг по развитию этих новых состояний регуляции, повышению навыков управления с точки зрения своего собственного, выбранного «Я» и тренинг по защите этих новых структурированных состояний от внутренних и внешних разрушительных влияний.

 

14. Комбинация групповой и индивидуальной терапии.

При успешной терапии и увеличении знаний клиента об общем диагностическом и терапевтическом лечении ему постепенно может быть предложена ступенчатая концепция лечения с помощью одновременного использования индивидуальной и групповой терапии. В соответствии с обговоренной и утвержденной терапевтом структурой сеанса клиент проходит различную расширенную программу диагностики и терапии. С ней он может быть ознакомлен в качестве пробы на предшествующих сеансах. Социальное обучение и рост в обществе для клиентов с комплексным посттравматическим расстройством - центральная задача терапии.

 

15. Непрерывность отношений с терапевтом

Сеансы индивидуальной и групповой терапии должны находиться под руководством или наблюдением одних и тех же терапевтов. Принцип непрерывности отношений с терапевтом свидетельствует о том, что главный терапевт несет ответственность за индивидуальную терапию клиента и даже в рабочей фазе групповой терапии остается определенным мерилом для клиента. Таким образом, тот факт, что главный терапевт остается постоянным контактным лицом, оказывает благоприятное воздействие как на актуальное лечение клиента с комплексной травмой, так и на беседы с ним для сбора необходимой информации.

 

16. Уровни групповой терапии

На первом уровне групповой психотерапии главное место отводится установлению и регулированию социального контакта, а также семейной модели обучения, поскольку терапевт может быть тоже воспринят в других ролевых структурах. Посредством этого оказывается необходимая поддержка как потенциала самопомощи, так и навыка по избавлению.

На втором уровне групповой психотерапии особенный акцент ставится на индивидуальном, более глубоком понимании и изменении нарушенного взаимодействия внутрипсихических и межличностных симптомов в социальном окружении. На этом этапе отрабатываются регулирующие механизмы, которые структурировано исследуют как индивидуальное закрепление симптомов в частной и общественной среде, так и внешние социальные жизненные структуры, чтобы в конечном итоге выработать оптимальные условия по изменению для общего контекста симптоматики и излечения.

 

17. Привлечение системных факторов, оказывающих влияние

В соответствии с конфликтной ситуацией, вызванной оказывающими системное влияние условиями, в терапевтическую беседу могут быть вовлечены спутники жизни, дети и при необходимости важные родственники. Самых близких людей (спутников жизни) клиент всегда приглашает в начале и конце психотерапии для совместной установочной беседы с терапевтом. При нарастающих конфликтах может быть назначена разъяснительная беседа (при необходимости со всеми затронутыми лицами) для обработки системных взаимодействий, однако если клиент этого хочет или на определенной стадии терапии открыт для совместной беседы. Спутники жизни, дети или родители клиента могут пройти специальную психотерапию, но в любом случае у другого терапевта.

 

18. Отслеживание связи поколений

Во время проведения индивидуальной и групповой психотерапии обработка симптоматики состояний интроекта и имплантата у клиента требует принимать во внимание передающееся из поколения в поколение установление ролей и личностных структур (например, семейные сценарии, повторяющиеся из поколения в поколение). Для этого проводятся терапевтические беседы с клиентом для достижения разных целей и задач. С другой стороны, посредством этого можно установить вторичные травмы между поколениями и параллельно заняться их лечением.

 

19. Тренинги в форме ролевых игр

Системное и мультиперспективное мышление и поведение становится задачей психотерапии в каждой из ее фаз. Особенно полезными при этом следует признать ролевые сеансы. Они охватывают все: от работы по внутрипсихической самодиагностике до тренинга в форме межличностной ролевой игры во внешне изменчивой ситуации для того, чтобы достаточно развить и укрепить практические способности к социальной ориентации. Наряду с расширением межличностных знаний по регуляции достигается и усиление профилактики психотравмы.

 

20. Проведение постоянной прозрачной оценки терапии

Все фазы психотерапии от обращения за терапией до катамнеза должны быть представлены в форме постоянной оценки. Сюда относятся связанные с процессом терапии количественные статистические средства, такие как письменные отчеты, рисунки, скульптуры, долевые графики и т.д., и ориентированные на успех терапии качественные средства оценки такие, как список симптомов, анкеты изменений, учет заболеваемости и др. в сравнении «до» и «после». Клиенты получают доступ к результатам терапевтической оценки. В ходе психоэдукации терапевт предоставляет клиентам интересующие их параметры для сравнения и обсуждает совместно с ними соответствующие заключения.

 

Все 20 базовых критериев без исключения входят в комплексный процесс терапии, подразделяемый на ряд фаз.

 

 

© Ральф Фогт, 2015



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: