Первый выгон скота: день св. Георгия, день св. Николая




Вербное воскресенье

<Вербное воскресенье?> ВЕрбушки, да. В Вербное воскресенье ходили за вЕрбушками, приносили вербушки и ставили вербушки в воду, и эти вербушки хранили весь год. Вот так, это было и у нас так. Весь год хранили вербушки, и этими вербушками в Егорьев-то день скот и выпускают с этой вербушкой. Вот.6 <А куда потом их девали?> А потом засохнут, так выкинут.7

6 Ср.: «С зимы первый раз выгоняют скот на пастьбу вербами, нарочно оставляемыми для этого в Вербное воскресенье» (Шустиков А. Указ. соч. С. 115).
7 ФА ПЦ, СямDTxt1-26, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, З. А. В., ж., 1923 г.р. Зап. Степанов А. В. 06.08.06.
8 ФА СПбГУ, Сям18-11, Сямженский р-н, Голузинский с/с, Д. А. А., м., 1928 г.р. Зап. Балакин А. Ю, Степанов А. В. 09.07.05.

<Хозяйки выгоняли скотину чем?> Прутышком. Вот они. Прутышки ломали, понимаешь ли, это, значит, на Вербной неделе. Столько прутышков надо сломить с одного дерева, только с одного, сколько у тебя семья. Чтобы семья, как это дерево, чтоб и твоя семья вся была вцеле. И клали на икону вот. <…> И вот весь год эти прутышки... А вот пойдут, понимаешь, с этим прутышком, скотину тоже и провожали. <А потом что с ними делали?> Опять, понимаешь ли. Вот эти прутышки, когда проводят, на дворе-то, понимаешь ли, куды-нибудь, воротами выпускают, кладут над ворота до будущей весны. Весной опять другие приносят, а эти убирают. <И куда потом их девают?> Просто выкидывают. <Не сжигают, ничего с ними не делают?> Бывает и сж... Кто сжигает, кто куды. Или в назём кладут. <...><«Назем» это что такое?> А навоз. Кал.8

<Там вот над иконой у вас вербочка — это зачем?> А это вербушки-то — в Вербное воскресенье, когда они распускаются, и приносят домой, за икону кладут, а вот как погонят скотину пасти, дак берут эти вЕрбушки, этими вербушками гоняют коров. А у меня скотины нет, а все равно Зоя принесла, которая уехала в Череповец. <…><А зачем это?> Ну, вот как вот вербушка распускается, так бы и скотинка не терялась — никуда не уходила.9

9 ФА ПЦ, Верх18-1, Верховажский р-н, Шелотский с/с, З. А. Д., ж., 1913 г.р. Зап. Степанов А. В. 09.08.07.


Красный угол: ветви вереса за иконой
DPh06_Vol-Siam_00009 Вологодская обл., Сямженский р-н, Режский с/с, д. Гридино. Фото Туминас Д. К. 05.07.2006.


Красный угол: ветви вербы за иконой
DPh06_Vol-Siam_00486 Вологодская обл., Сямженский р-н, Двиницкий с/с, д. Никулинская. Фото Сайфиевой А. Ю. 11.08.2006.


Красный угол: ветви вербы за иконами
DPh06_Vol-Siam_00487 Вологодская обл., Сямженский р-н, Двиницкий с/с, д. Орловская. Фото Толмачевой Е. Б. 10.08.2006.

Великий четверг

<А на Великий четверг?> М. А. И.: Раньше много держали коров <нрзб.>, так вот в трубу и шумят на Великий четверг: «Иди!» — тамо воет <нрзб.><Это в трубу в печку кричали?> В. В. С.: Да, да, в печку, где этот — самовар — греют, так тут и кричат. Как самовары раньше грели, так в этот и кричат...10

10 ФА СПбГУ, Сям18-26, Сямженский р-н, Голузинский с/с, М. А. И., ж., 1911 г.р., В. В. С., ж., 1927 г.р.. 14.07.05. Зап. Куприянова С. О., Балакин А. Ю., Балакин Ю. А., Степанов А. В. 14.07.05. (Ср.: «В четверг на страстной (седьмой) неделе <…> хозяйка в открытую трубу перекликает поименно всю скотину <…>, в это время на улице хозяин или другой какой-либо член семьи подражает голосу того животного, которого кличут, то есть или ржет, или мычит, или блеет — это делается, чтобы скотина держалась дому и не отставала от стада» (Русские крестьяне. Т. 5. Ч. 2. С. 436; там же. С. 579). См. также: Иваницкий Н. А. Указ. соч. С. 129.)
11 ФА ПЦ, СямDTxt1-77, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, П. В. И., ж., 1921 г.р., П. А. Н., ж., 1949 г.р. Зап. Степанов А. В. 14.08.06. (Ср.: «В Великий четверг у скотины отрезают несколько хвосты, чтобы скотина дому держалась» (Русские крестьяне. Т. 5. Ч. 2. С. 421).

П. В. И.: Раньше в Вербное-то воскресенье по вербушки ходили, вот и прыскали везде. <В Вербное воскресенье надо прыскать, да?> В Вербное воскресенье. В Вербное воскресенье по вербушки сходят, нарвут, вот и опрыскивают: «Освяти, Господи, наш домок, нашу скотинушку, нашу семью». Возьмут веничком всё кругом — везде, везде опрыскивают. Эту водичку в колодец лили. Лили, лили… <…> Это — ходили, да крАпишь-то везде водичкой-то — и в избе и… умывались… Да… В Великий четверг прыскали, был Великий четверг на Пасху… Пасху праздновали, ведь раньше пасха была, называлась Пасха — очень большой праздник: Божья мать ходила, вот так… Тоже Великой вот четверг…ходили опрыскивали всё… <А воду эту откуда — из церкви?> Воду на реке брали. <В Крещение?> Да, да, да, да. В Крещенье, в Крещенье был праздник… В Крещенье брали, опрыскивали тоже, тоже эдак прыскали и в колодец лили… Брали — как святая вода, дак лили в бутылочки… Ведь где церкви — так из церкви, ходили в церкву ведь… А у нас нету церкви, так не сходишь… В Ленинграде да в Москве да поди церкви-то есть… <…><А вот на Великий четверг тоже надо обойти как-то скотинку?> П. А. Н.: Да. П. В. И.: Да. Веничком корову от головы до хвоста проводят да опрыскают водичкой-то, хвосты обстригали… «Как этот хвостик дома, и коровушка дома» — выпустят, так это приговор. «Как этот хвостик дома, так и коровушки дома». Хвостики не надо выкидывать. <А куда их девают?> А на хлев положишь, над ворота-те: есть тамока ведь прибровинки такие, у хлева, где выходит скотина, да так над воротами можно полОжить, и полОжишь над воротами… И вот теперечи вот Тоня выпускает.11

К. М. А.: Расскажи, как хвосты обрезают... <В Великий четверг?> К. А. В.: В Великий четверг подрезаем хвосты, теленку вот, корове, если вот в поскотину выпускаем, лошадь держали, так Миша лошади подрезал хвост. Как вот хвост подстригнешь, вот в руке-то зажмешь подстриженное-то и от головы до хвоста проводишь: «Как хвост крепко держится в тебя, так и ты крепко держись своего двора». Три раза вот проведешь по ней и хвост ложишь над воротами... <Над воротами хлева?> Нет, где у нас на улицу открываешь, так мы вот тут ложим... <То есть вы на Великий четверг обрезаете. А на ворота когда кладете?> Вот как постригем, вот это поговоришь и сразу и ложишь... <А вы в хлеву обрезаете?> В хлеву, в хлеву, там сено есть и поим их, и в это время я обрезаю... <И идете кладете на улицу на ворота?> Да... <И сколько оно там лежит?> А лежит пока место есть, так все ложим, ложим. Как места не будет, так снесла вон в печку, сожгла все...12

12 ФА СПбГУ, Сям18-15, Сямженский р-н, Голузинский с/с, К. А. В., ж., 1955 г.р., К. М. А., м., 1955 г.р. Зап. Степанов А. В. 18.07.05.

<Я заметил, у вас там верес висит…><за косяком двери в сенях — А. С.> И. А. Н.: Это в Великий четверг… Висит чтоб крышу не сдуло ветрами большими. <Чтоб крышу не сдуло?> И. В. И.: Да нет, это так, чтобы скот, благополучие, болезни не приходили в дом — как оберег. Вот, как его — рано утром на восходе солнца, а лучше до восхода в Великий четверг — это бывает перед Пасхой. <Каждый год это?> Каждый. <А куда деваете это?> Куда — в печку. Свой срок отслужил, второй, значит, свежий приходим… <…><А вот еще, говорят, на Великий четверг хвостики подрезают?><Хором> Подрезают. <А зачем это?> И. А. Н.: «Держись двора, как своего хвоста» — чтобы домой ходила сама корова. И. В. И.: И хвост, значит, тоже над воротами кладут. <Там же, где вербушка?> Вот, где вербушка, да, где, этот вересок…13

13 ФА СПбГУ, Сям18-159, Сямженский р-н, Режский с/с, И. А. Н., ж., 1935 г.р., И. В. И., м., 1930 г.р. Зап. Степанов А. В. 24.07.06.

<А вот верес этот куда?> И. А. Г.: А верес вот к иконке. <И вербушку туда же?> Вербушку тоже к иконке подоткнешь. И. Ф. К.: Верес раньше в дойник ложили — в рыльце, чище молоко было, как <нрзб.> И. А. Г.: Вересинка ведь святая деревинка, а осина проклятАя деревина. И. Ф. К.: Раньше ведь подойники — не как щас ведра… <С носиком?> Да, деревянные, с носиком подойники были. <…><А верес, он как бы очищает, да?> И. А. Г.: А верес-то вот в рыльце-то сунешь <в этот самый носик — А. С.>. ПодоИшь, да выцедишь молоко-то, дак вересинку-то вымоешь да и в рыльце-то, чтобы не закиснуть… <А вот за иконку вы там на год кладете — до следующего года?> Нет, не до следующего. А ведь не вынимаю, дак оне ведь обсохнет, дак повалится. <Потом выбрасываете что ли?> Да уж какой — положишь в печку-то на шесток, не выбрасываешь мимо. И этот – и вербУшку.14

14 ФА СПбГУ, Сям18-160, Сямженский р-н, Режский с/с, И. А. Г., ж., 1931 г.р., И. Ф. К., м., 1928. Зап. Степанов А. В. 23.07.06.

В Великий четверг закармливают. <Закармливают?> Да. Сено, которое получше, дашь, пойло получше — закармливают. <Говорят, нужно сначала самой поесть, потом закармливать?> Да, сытой ходишь, сытая, чтобы корова была сыта, никогда не голодовала. У нас бабушка была — пока у меня мать-то была — так всё было напекёт шаньги — вот, оладьи — напекет оладьи: «Давай, дитятко, садись, поешь, а потом пойдешь скотине-то». Поешь, потом пойдешь. Старые-те люди ведь больше признавали и бога и заговоры всякие, а сейчас все с проста ведь — молодяшка. <А вот говорят, когда закармливаешь, надо как-то не голой рукой давать?> В рукавицах. <А почему так?> Чтобы не голодовала корова! В рукавицах. Хвостики обрезают — у коровы-то хвостик обрежешь, положишь на — там, где огород идет, так вот нА верх положишь. <Так вы сначала закармливаете, а потом хвостики обрезаете или наоборот?> Да, нет уж — потом. <Сначала закормите?> Да. <А вот когда закармливаете, надо что-то говорить?> А я вот ничего не говорю, батюшко-доброходушко только приговариваешь. <Это как?> «Батюшка-доброходушко, матушка-доброходушко, пой, корми мою скотинку-матушку…» <…> чтобы была сытой, гладкой, дай ей место — и вам будет не тесно». Чтобы не было падежУ-то.15

15 ФА ПЦ, СямDTxt1-85, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, П. Л. Е., ж., 1931 г.р. Зап. Сайфиева А. Ю., Степанов А. В. 22.08.06.

…В Великий четверг обходила всю скотину, всю скотину тоже на дворе обходила, хвостики обстригали... <Хвостики... и чего?> А чтобы дома держались: «Матушка пеструха, как держишься своего хвоста, так держись и своего двора, не захаживайся, не загуливайся по зеленым лугам, по шелковым травАм, солнышко на место — и ты домой». И овец просила, и телят, и всех. Уж оне всегда: как солнышко на закате — они уж дома.16

16 ФА СПбГУ, Сям18-56, Сямженский р-н, Голузинский с/с, Л. Е. И., ж., 1928 г.р. Зап. Сайфиева А. Ю., Степанов А. В. 01.10.05.

<А зачем это обстригать?> А: «Обстригаю хвостик не низко и не высОко, ходите коровушки не близко и не далеко, солнышко низЕнько — коровушки домой близЕнько» — приговаривают. Вот так. Хвост вот когды стригешь. Его на ворота надо лОжить. <В хлеву на ворота?> В хлеву или на дворе на ворота — наверх к воротам. <А потом что — так и лежит?> А потом лежит, лежит да может вывалится, лежит, пока не вывалится, так все лежит до <нрзб>. <Только коровам обстригают или курам тоже?> И у курОв обстригают хвостик. <И тоже туда кладут?> Неет — в гнездо, курам-то в гнездо, чтобы клались дома. <Там чего — тоже приговаривают, чтобы дома-то клались?> Ой, забыла — уж у меня кур-то давно нет, так я забыла. Чё-то приговаривают… «Дома кладись!». В гнездо стригут хвосты, дак: «Дома кладись, дома кладись, дома кладись». Чтобы не бегала никуда.17

17 ФА ПЦ, СямDTxt1-69, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, М. Л. Я., ж., 1932 г.р. Зап. Сайфиева А. Ю., Степанов А. В. 23.08.06.

«Матушка-коровушка, дeржисся своего хвоста, как бы ты держалась своего двора. Где бы ты ходила-гуляла, домой вовремя ночевать прибывала» — вот, это у нас такие приговоры рассказывают. И подстригам хвостики.18

18 ФА СПбГУ, Сям18-142, Сямженский р-н, Режский с/с, Ф. Г. М., ж., 1947 г.р. Зап. Веселова И. С., Палилова У. О. 14.07.06.
19 ФА ПЦ, Верх18-3, Верховажский р-н, Шелотский с/с, З. Т. П., ж., 1939 г.р. Зап. Толмачева Е. Б., Степанов А. В. 24.08.06.

Это когда перед Пасхой бывает четверг, говорят: «Хвостики кладу пониже, коровка ходи поближе».19

Первый выгон скота: день св. Георгия, день св. Николая


Обход дома-двора на Егорьев день (демонстрация)
ФА ПЦ DV05_Vol-Siam_011
Вологодская обл., Сямженский р-н, Голузинский с/с. К.А.В., 1955 г.р. Записали: Сайфиева А.Ю., Степанов А.В. 02.10.2005.

Ходят по заходу солнца: где солнце всходит, так в эту сторону идти… «Батюшка Егорий, прими скотинку-матушку рабы божьей Антонины, спаси и сохрани в лесу и по за осеку, в лесу и по за осеку, пой-корми у рабы божьей Антонины, спаси, Господи, от волка лукавого, от медведя-хищника, спаси, Господи…» Только один раз пойду! «…Батюшка-Егорий, прими скотинку-матушку у рабы божьей Антонины, пой-корми, спаси и сохрани в лесу, по за осеку от волка-хищника, от медведя лукавого, спаси, Господи…»* Вот так вот всё идешь – говоришь, три раза обходишь дом…Ну, вот и всё…
<Это жито, да, здесь?>
Да, жито, но я крупу насыпала. Ходят только на Егорьев день это – 6-го мая.
<А потом вот, значит, когда выводите, вы, значит, дорожку делаете житом, да?>
Нет. Щас покажу…Вот – поясок, завязываю на себе. Вот: «Как этот крепко поясок держится на рабе божьей Антонине, так бы матушка-скотинка крепко держалась своего двора». Три раза проговорю и вот лОжу сюда – чтоб она всё время домой ходила, корова.
<А вы говорили, что еще как-то жито сыпют?>
А сыпют, сыпют – это вот когда первый день уже в поскотину выпускают…Насыплешь…вот как…вот это вот – от дверей вот там в хлеву и вот сюда…
<До порога?>
На улицу…
<Или на улицу тоже?>
Немножко так на улицу бросишь и всё.
<И надо, чтоб она по ней прошла, да?>
Ага. Тоже чтоб она домой ходила и чтоб Господь Бог ее хранил – впоскотине, везде, вот…

* Полный текст заговора: "Батюшка Егорий, прими матушку-скотинку рабы Божьей Антонины, спаси и сохрани в лесу и по зaлесу, в осекy и по заoсеку, пой-корми у рабы Божьей Антонины, от волка, от хищника, от медведя лукавого спаси Господи" (ФА СПбГУ Сям20-18).

<А вот почему такая связь между Благовещеньем и Егорием?> К. А. В.: Не знаю. <А если на Егория было холодно, все равно выводили?> Нет, не выпускали. Просто обходили дом кругом, в общем: ремень мужской, топор сзади, жито — овес или пшеница — в коструле, икона вперед, и идешь, идешь по заходу солнца, где солнце всходит идешь, три раза обходишь...20 <А начинать с какого угла надо?> Я с крыльца выхожу и пошла... К. М. А.: Направо... <Значит в кастрюле овес или пшеница?> К. А. В.: Да, жито... <И вы в руках это несете?> Да, вот жито в руках, впереди это — икону... Идешь и слова говоришь три раза... <Какие слова?> «Батюшка Егорий, прими скотинку-матушку рабы Божьей Антонины...» — ой, забыла дальше-то как... <Принесла тетрадь, читает — А. С.> «Батюшка Егорий, прими матушку-скотинку рабы Божьей Антонины, спаси и сохрани в лесу и по зaлесу, в осекy и по заoсеку, пой-корми у рабы Божьей Антонины, от волка, от хищника, от медведя лукавого спаси, Господи» — вот и все. Вот тут написано: с иконой и житом, подпоясаться поясом, после топор за пояс, обойти весь дом три раза, икону поставить в передний угол, а топор положить на место. Когда выпускать скотину на улицу в первый раз, надо посыпать вот это жито по двору, чтоб корова пошла по этой дорожке, а когда скотину заставишь на двор, надо подсыпать жита в кормушку... <В этот день?..> Ну вот на Егорьев день, если корову... вообще первый раз выпускаешь на улицу... К. М. А.: В Егорьев день ты все это делаешь... К. А. В.: Так другой раз холодно, так на Егория-то не выпускаем... К. М. А.: Потом все равно надо посыпать-то?.. К. А. В.: Когда выпускаешь скотину на улицу в первый раз, надо посыпать жита... <От хлева?> В хлев-то откроешь дверь, вот на порог посыплешь и на улицу за ворота посыплешь, вот, а потом, когда корова придет домой, надо посыпать жита в кормушку... из этой же кострули жита посыпать в кормушку... Это мне бабушка эта давала... <М-а?> Это вот М-а давала. А это, наверно, бабка Ч…на давала, которая умерла: Перекреститься: «Во имя Отца и Сына и Святого духа, Аминь. Батюшка Егорий, Николай Чудотворец, мою пеструху-матушку, Егорию-батюшке, Николаю Чудотворцу на руки, пой-корми и гладь-погладь, корми сытнее, а по <нрзб> гладь, и добрым людям на зависть, аминь». Это вот батюшке-полевому, матушке передают: «Батюшка полевой, матушка полевая, сдаю пеструху-матушку к вам на руки, пой-корми добрым людям на зависть, аминь». <…><А голова покрытая или нет?> Покрытая голова, платок одеваем, как обычно... <Как обычно?> К. М. А.: Да <нрзб>, в поскотину гоняем надо, чтоб голова покрытая была... <А почему?> К. А. В.: А не знаю, так бабушки... А щас молодяшка идет, голова открытая... К. М. А.: Так у них скотина-то не хрена не ходит, не пасется она... <Поэтому не пасется?> Да. В поскотине... не ходят они, действительно выбегают за <нрзб>, в деревню обратно. Вот полностью-то с иконой обойдут, это километров сколько <нрзб> длинный досок-то, обойдет и все нормально, и скотина уже ходит нормально. Это мне отец <нрзб> рассказывали, а щас мы все забыли, вот точно они не ходят... <А в сами ворота ничего не надо было класть?> К. В. А.: Нужно... В первый день выпускаем в поскотину, ложим... когда в поскотину пойдет в первый раз, поясок повязываю на себя и говорю: «Как этот поясок крепко держится на рабе Божьей, так бы матушка-скотинка крепко держалась своего двора». Три раза повторю и поясок вот в ворота ложу... <И она через него переходит?> Да. Вот три дня походит и все.21 <…><А вот на Егорьев день кто начинает скотину на поскотину гнать?> На поскотину мы не гоняем, сначала надо ее приучить в проулке, вот Миша все загородит тут, и выпускаем в проулок, чтоб она... у кого телята большие, чтоб привыкли, чтоб корова с теленком вместе ходили, чтобы вот теленок от коровы не отставал, и она его не оставляла. Там пускай... раза три четыре это выпустишь тут, а потом уже в поскотину гоним... <И каждый хозяин так делает, так же огораживает?..> Да. <А потом по очереди гоняете в поскотину?> Да. Первый раз гоним все вместе, потому что коровы бодаются дак... каждый за своей смотрит, они может день проходят, на второй день они уже спокойно ходят... <То есть каждый рядом со своей коровой идет?> Да. <А потом уже по очереди?> Да. <А как выбирают, кто первый?> А вот на ком очередь кончится там осенью, так тот и гонит. В прошлый год вот Оля К-ва... день отпасли, день еще за ними оставался, так вот они и гонили первые, а потом все по очереди идет... <А когда к поскотине первый раз скот пригоняют, тоже обходят как-нибудь?> Никто не обходит... Раньше-то обходили, старые люди которые были, так обходили... <Говорили, что М-а раньше обходила, или она только у себя?> Только у себя... <А у вас своя была?> А у нас свои тут были люди... Которые бабушки знали, так они уж все умерли...22

20 См.: Русские крестьяне. Т. 5. Ч. 2. С. 432—433, 579.
21 Ср.: «В Егорьев день коровы бывают именинницы, потому им обязательно носят каждой по куску пирога. В этот же день им подстригают хвосты. С иконой св. Георгия и с зажженным ладаном обходят скот три раза. Когда скотину выгоняют первый раз в поле (гонят ее освященной вербой), то хозяин или хозяйка снимает с себя пояс и кладет его вдоль подворотки, чтобы скотина, выходя со двора, перешагнула через пояс. При этом хозяйка говорит: «как этот пояс держится меня, так бы и скотина держалась моего дому, отныне и до веку, аминь». Вместе с поясом кладут еще иногда на землю нож, топор, шейный крест и засушенное растение, называемое петров крест» (Иваницкий Н. А. Указ. соч. С. 40). См. также: Русские крестьяне. Т. 5. Ч. 2. С. 432—433.
22 ФА СПбГУ, Сям18-15, Сямженский р-н, Голузинский с/с, К. А. В., ж., 1955 г.р., К. М. А., м., 1955 г.р. Зап. Степанов А. В. 18.07.05.


Пастушеская барабанка
Человек, который пас скот в текущий день, вечером после окончания выпаса вешает барабанку на забор дома того человека, очередь которого пасти на следующий.
DPh05_Vol-Siam_00059 Вологодская обл., Сямженский р-н, Голузинский с/с. Фото Степанова А. В. Июль 2005.


Пастух с барабанкой (демонстрация)
Загоскин Кенсорин Николаевич, 1963 г.р.
DPh06_Vol-Siam_00488 Вологодская обл., Сямженский р-н, Двиницкий с/с, д. Никулинская. Фото Сайфиевой А. Ю. 28.08.2006.


Демонстрация игры на барабанке, рассказ
ФА ПЦ DV06_Vol-Siam_046
Вологодская обл., Сямженский р-н, Двиницкий с/с, дер. Самсоновская. Вострякова Нина Алексеевна, 1962. 04.08.2006. Зап. Толмачева Е. Б., Сайфиева А. Ю.
Выгон скота с использованием барабанки (демонстрация)
ФА ПЦ DV06_Vol-Siam_058
Вологодская обл., Сямженский р-н, Двиницкий с/с, дер. Никулинская. Загоскин Кенсорин Николаевич, 1963. 27.08.2006. Зап.: Степанов А. В.

Это кто просто так вот идет, что если пришла очередь коров пасти, и нужно пройти по деревне, чтоб все выпускали. Кто-то по другому… Вот так. И еще есть, вот проговаривается так: «Выпускайте коров». Может получится, а может нет… Выпускайте коров, выпускайте коров, выпускайте коров, выпускайте коров, выпускайте коров! Вот, вот такие…
<А просто так вы как барабаните, еще раз?..>
Просто вот… Очень громко…
<Спасибо большое. А это кто так барабанит вообще?>
А это пастух…Ну, вот раньше просто был один пастух на всю деревню у нас, а потом стали по очереди, например, сегодня моя очередь, завтра – твоя. И вот, значит, пастух утром рано встает, берет барабанку идет из деревни…вдоль деревни – из одного конца в другой, вот так настукивая – это сигнал того, что пора выпускать коров…

<А в Егорьев день ничего не делали?> В Егорьев день ходили вокруг... дома и двора вокруг... Начинаешь вот эдак так и ходишь по солнцу. <А кто обходил?> Так у нас бабуся была — у себя обойдет, и, пока мы спим, у нас... <Это мать мужа?> Да. А потом-то, когда она не стала, уж я узнала ведь и записала, как это пройти-то... Говорить надо, у меня записано... <А у вас не сохранилась запись?> Ой, есть где-то написано... А что вы, ходить будете? <Достала заговор — А. С.> «Батюшка Егорий, спаси мой дом, мою скотину от бури, от ветра, от хищного зверя, от пустого слова, от лихого глаза. В темном лесе, за темным лесом, в чистом поле, за чистом полем, во веки. Аминь».23

23 ФА СПбГУ, Сям18-22, Сямженский р-н, Голузинский с/с, С. Н. А., ж., 1929 г.р. Зап. Степанов А. В., Голубева Л. В., Балакин Ю. А. 07.07.05.

И есчо, вот выпускают когда скотину, так вот. Ну, фартук, передник вот, например, хозяйка носит, так тоже приговор есть такой: «Как этот передник держится хорошо на хозяйке, так бы скотинка-матушка держалась своего двора». И этот вот, передничек, вот когда выпускают, его кладут во двор. Как раз под этот… открываешь двор, так под это место. И первый раз чтобы эта коровка прошла через его. Чтобы никто не преступил, она прошла. <А его потом куда? Надевают?> Нет, он вот день-два полежит, потом помоют его и носят. Так вот это, мне кажется… действует. <Действует, да?> Действует, действует такой приговор. Но только чтобы она перешла первая, нельзя, чтобы кто-то другой переступил.24

24 ФА ПЦ, СямDTxt1-74, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, П. А. Т., ж., 1931 г.р. Зап. Мариничева Ю. Ю., Сайфиева А. Ю. 02.08.06.

<А вот когда первый раз выгоняли стадо, надо было как-то обходить?> П. В. Д.: А как, надо. Мы ходили, как выгонят первый раз, так мы неделю или сколько с пастухом ходим — помогаем ему, а потом уж пастухам передаем, всё. <…> Сходят, чтобы было все хорошо — старушки такие были, сходит к старушке, та сделает чего-то, и пойдешь на скотний двор. Мы-то пасли, на соль она все было делала — вот на Баранихе была такая старушка. В каждую кормушку соли немножко — раз, раз, раз — посыплешь и вроде все хорошо проходило. Отпасешь год — все нормально, не потеряешь ни одной головы. <…> Вот и свой скот выпускаем, так ведь тоже говорим — вот своих-то щас первый день. Вот и говоришь: «Суседушка-доброходушка, матушка доброходница, дай моей коровушке место на дворе, и во хлеве, и под чистым небом, ходи ниже травы, тише воды, Аминь». Вот так три раза обойдешь, три раза скажешь. Вон Галя у меня выпускает. З. Г.: Я еще не знаю. П. В. Д.: Я еще покуда выпускаю. <То есть доброходушке сдаете?> Да, чтобы он защищал. Место чтобы дал и на улице, и на дворе, и во хлеве, и под чистым небом. <Так он и на улице защищает?> Как же — все время, и нас и вас — всех защищает. Вот так, Андрюша, вот другой раз ничего нет, нет — а есть чего-то, вот какая-то сила есть. <…> А в Егорьев день выпускают, в Егорьев день раньше все время выпускали — хоть у крыльца да, это у нас 6-го мая Егорьев день. Всю скотину выпускали на улицу — хоть на полчаса, хоть на 20 минут. <А вот фартук или пояс не нужно на пороге положить?> Ложим тоже, так — не вдоль, а вот так, чтобы скотина переходила через него, переступала. <А потом его куда?> А потом уберешь, да и на место. Сначала на себя навяжешь, вот: «Как поясок этот на мне, пускай наш скот будет во дворе». Его снимешь себя — они забежат — так уберешь да и все. Не великие ведь и статьи-те.25

25 ФА ПЦ, СямDTxt1-82, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, П. В. Д., ж., 1938 г.р, З. Г., ж., 1962 г.р. Зап. Степанов А. В. 27.08.06.

А вот еще расскажу тебе, спиши, может, вот: «Я, раба божья Андрей, выхожу из дверей в двери, из ворот — в ворота, во чистоё поле, на восточную сторону, на восточной стороне стоит белая березонька, этой белой березке не прИйтится, не урОчится, не призОрится, она не боится ни шороху, ни вороху, ни человеческой стаи, ни собачьего лая, ни девки долговолоски, ни бабы пустоволоски, спахни, смахни все уроки, все переполохи, оговорища, охаища» — вот, выпускают когда скотину, так приговаривают эту статью. Эта да у печи-то — это статья-то вот одна. <То есть, как эта березка не боится, так и корова бы не боялась что ли?> Да, да, да. Не боялись чтобы, ведь березка белая ничего не боится: «ни девки долговолоски, ни бабы пустоволоски, спахни, смахни все уроки, все переполохи, оговорища, охаища, которые слова не договорила, идите вперед, которые переговорила, оставайтесь сзади, будьте мои слова крепки, лепки, на пользу. Аминь, аминь, аминь». Вот это, вот приговор я тебе еще. Вот это — статья это хорошая очень. Вот, <нрзб> так ребят станешь мыть — это приговаривай, ребят моешь. <Так это когда скот выпускаешь или ребят моешь?> Да, да, да. Вот это — скот выпускаешь и робят моют, эта статья-то, можно и так и мыть.26

26 ФА ПЦ, СямDTxt1-78, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, П. В. И., ж., 1921 г.р. Зап. Степанов А. В. 20.08.06.

Ну, слушайте, как вам сказать-то, ежли уж просят вот на выпуск — в мае месяце будем выпускать — тогды просят батюшка доброходушка и матушку доброходницу — этих вот овечек выпускать в поскотину... так надо звать Егория батюшку... Николу знаете? Троицу? Вот, значит, и выпускают первое дело, вот поясочек берут с себя, по воротам расстилают этот... поясочек: «Как этот поясочек держится меня, так бы матушка-скотинка держалася своего двора». Три раз переговоришь. Трое аминь. «Дай, Господи, матушке-скотинке доброго здоровья во каждый час, во каждую минуту», — это когда вот в проулок я выпускаю. А когды погонят там пасти, дак там это: «Егорий батюшка, Микола матушка, Вознесенье Христово, Троица всех святых, батюшка доброходушка и матушка доброходница, пой, корми и храни матушку скотинку во каждый час, во каждую минуту. Будьте все мои слова крепки и лепки, крепче серого камня, острее острой сабли, трое аминь. Господь вам Христос, храни, Господи, матушку скотинку. Батюшко дворовой, батюшко лесной, батюшка полевой, — приговаривают, — чтобы Бог сохранил овечек». <То есть есть дворовой батюшка, есть лесной, да?> Да-а, да-а... Дворовой, лесной и полевой. Да, раньше ведь у нас пасли ведь по полям — везде пасли скотину, это ноне-то только вот за огородом... Я вам набрякаю много: а никого не ругаю, ничего... <Так а батюшка лесной — это леший?> Ты что?! Батюшко доброходушко — это лесной. Он хранит матушку скотинку в этом — в лесу в поскотине... <Это все доброходушки?> Да, это всё... <И полевые и лесные — все доброходушки?> Да, батюшка дворовой первый... <Дворовой — а он доброходушка или нет?> Батюшка доброходушка дворовой, батюшка доброходушка лесной, а потом перед осенями-то пасут по полям, чтобы там хранил Бог скотинку...27

27 ФА СПбГУ, Сям18-59, Сямженский р-н, Голузинский с/с, Г. А. Г., ж., 1930 г.р. Зап. Сайфиева А. Ю., Степанов А. В. 03.10.05.

<А в ворота что-нибудь клали, когда выгоняли?> А в ворота кладут веревочку, а в хлеву топор. У нас там во дворе хлев так, так вот я выпускаю да кладу топор. <На пороге?> Нет, возле порога... <Внутри или снаружи?> Отсюда, с улицы, в общем, на дворе-то которое, на дворе-то положишь... <А зачем это делается?> «Как топор никуды не девается, так чтоб и скотинка наша жила и никуды не девалась...»28

28 ФА СПбГУ, Сям18-20, Сямженский р-н, Голузинский с/с, Б. А. Б., ж., 1932 г.р. Зап. Самойлова Е. Е., Степанов А. В. 23.07.05. (Ср.: «Вместе с поясом иногда кладут шейный крест, топор и нож» (Русские крестьяне. Т. 5. Ч. 2. С. 433).
29 ФА СПбГУ, Сям18-201, Сямженский р-н, Голузинский с/с, Л. Е. И., ж., 1928 г.р. Зап. Балакин Ю. А., Куприянова С. О. 13.07.05.

<Обходили вокруг дома?> А как вот, три раза обойдешь: «Батюшка Никола, батюшка Егорий, ко скоту животворящая Божья матерь, Троица единосущная неразлучная, спасите нашего, спасите, сохраните нашего живота ото всех бед напраcных».29

Коров начинают пасти всегда: или Егорьев день, как трава начинается, или Никола. <В разные годы по-разному?> А трава-то разная быват. Когда на Егорины есть трава — можно выпустить. А другой раз в нашим местах еще в Егорьев день, понимаешь, 7 мая бывает снег. <Как вам передавали скотину?> Деревянная барабанка, идешь барабанишь, все выгоняют. Дошел до последнего конца, и выпускают... <А в первый день что делали?> А я не знаю это, чего, не помню. Может, там местные что и... а я ничего. Мне вот эту барабанку, два батожка и барабанка: играй. <Что такое батожки?> Ну, палочки. Эти, еще, вересовые, они лучше гремят.30

30 ФА СПбГУ, Сям18-11, Сямженский р-н, Голузинский с/с, Д. А. А., м., 1928 г.р. Зап. Балакин А. Ю, Степанов А. В. 09.07.05.

<И какой обычай был? Как начинали выпас?> Вот барабанка. Барабанили с утра... Не один раз раньше барабанили: первый раз барабанили, потом минут через 10 второй раз. Первый раз, чтоб подготовились все, подоили, оглядеть... Второй раз обход делает барабанкой. Тогда уже туда гонят... <А вот в первый день он как-то по-особенному барабанил?> Нет... Как всегда. <А обход скотины делал?> Кто? <Пастух.> Да специальный человек обход делал. Специально обход делал там весь забор, который находится в лесу... <В смысле не пастух обходил, а специальный человек?> Специальный человек, который знал чего-то там. <Это мужчина был или женщина?> Женщина. <То есть бабушка какая-то была?> Бабушка. Пожилая бабушка. Значит, она знала чего-то — стишки какие-то, от Бога и от природы. <…> Она обходила всю поскотину.31

31 ФА СПбГУ, Сям18-18, Сямженский р-н, Голузинский с/c, К. В. Е., м., 1937 г.р. Зап. Самойлова Е. Е., Степанов А. В. 12.07.05.

Они далеко уходили, ак вот стоило только пастуху взять барабанку и постукать, и коровы стекаются со всей, сходятся. <То есть ему кто-то наговаривал на барабанку?> Да, наговаривали, и он эту барабанку никому-никому в руки не давал. <Нельзя было трогать?> Нельзя было трогать барабанки пастуха. <А где он её хранил?> Ну вот там было, если пастбище там, было определённое место у пастуха, там шалаш был, где он мог от дождя спрятаться или от солнышка. <Стан?> Стан, да, стан, шалаш, стан, правильно. Ну вот там он в стану держал, ак уж он следил, чтобы уж если он куда-то пойдёт раз дак он, наверно, барабанку брал с собой.32

32 ФА СПбГУ, Сям20-131, Сямженский р-н, Режский с/с, С. Н. Н., ж., 1942 г.р. Зап. Степанов А. В., Мариничева Ю. Ю. 26.07.06.

Вот в Б-е-то тамока как выпустят коров — сейчас уж тоже у них совсем ничего — выпустят, дожидаются всех, все собирутсё, одна женщина есть тамока — она обойдет стадо, и погонили. А один мужчина приопоздал — она обошла, уж погонили коров. И эта коровушка, говорят, всё лето ходила отдельно. Всё лето, говорят, ходила от стада отдельно. Вот женщина там. <Это И. В.?> Да, да, да, да, знаешь уж ее ты. <А что, у вас никто не обходил?> Нет, нет. У нас благословясь вот выпустим, здесяко вот приучим, чтобы не толкались, да и погоним. Это колхозе дак обходят — коров чтобы пасти, дак эдакое стадо <…> К ей ведь ездили вот как колхозные эти пастухи — спуск вот она давала, как пасут коров колхозных-то. Ведь тут без спуску-то, когда столькё вот животин, дак ведь… а как она спуск вот сделает, дак они вот ходят — посмотришь дак — все в груде, не расходятся…33

33 ФА СПбГУ, Сям20-163, Сямженский р-н, Режский с/с, И. А. Г., ж., 1931 г.р. Зап. Степанов А. В. 23.07.06.

<То есть, когда в первый день выводили, все хозяйки скотину провожали?> Все, все... <До поскотины?> До поскотины, да. <Чтоб не бодалась, да?> Так они не бодаются... <А чё тогда провожать-то?> Ну, как?! Как это, как в первый... чтоб в поскотину скотину хозяйка не проводила?! <В первый день только провожала?> Ну, а тут в очередь пасут. Как — сегодня моя очередь, завтра твоя. <Значит, Вы сначала стадо обходили возле поскотины...> Да... <А потом еще матушку-батюшку полевого просили в поскотине?> Да, да, да, да. И оставляла скотину всю. <А что говорили, когда стадо обходили?> Дак я тебе рассказывала: «Батюшка лесной, матушка лесная, со своими детями, примите нашу скотинку, пойте, кормите, обряжайте, сами не балуйте и никому воли не давайте». Так же и полевого сразу тут попросишь, и вся скотина пойдет в поскотину, их пасешь, ходят... <А с собой, что-нибудь брали, когда обходили?> Иконку, иконку возьмешь... Обязательно с иконой. <Егория икону или любую?> Нет, Егория. Егорий, Никола...34

34 ФА СПбГУ, Сям18-56, Сямженский р-н, Голузинский с/с, Л. Е. И., ж., 1928 г.р. Зап. Сайфиева А. Ю., Степанов А. В. 01.10.05.

<А что вот делают, чтоб не терялась?> Дак я не знаю — спуск ведь есть, вот ведь, как колхозных коров пасут, так спуск делают на их. <А что такое спуск?> А вот читают статью такую да их обходят — коровушек-то… <Доярка обходит?> Пастух. Вот он погонит пасти, дак обходит. <А пастух откуда…> Дак он придет к такому человеку, который знает, он ему наделает на свечки, он и обойдет всё стадо. <С этой свечкой, да?> Да вот, с церковной, на свечки наделают, он обойдет. И вот коровушки ходят, не теряются. <Он ее зажигает или в кармане?> Нет, не зажинает — она сгорит ведь, как зажгешь. <В кармане, да?> В карма… Да, вот наделают на три бобочка. <На три бобочка, это на маленькие?> Да, вот такие бобочки. <Сантиметра полтора, да, получается?> Да, да. На такие на три бобочка наладят, он обойдет с этими бобочками и эти бобочки разложит. <Куда?> А куды — вот у фермы, где выгоняет, в завор, потом, где гоняет — по дороге, чтоб они все лето мимо этих свечек ходили. <А третью куда?> А где пасет, дак в ту сторону. <У фермы, в завор…> У фермы…в завор, где все это стадо выпускает — во второй завор, дак в этот обязательно надо лОжить, а тут — около пастбища, где пасут, коров гоняют… <Завор, который около поскотины?> У фермы. Как свою корову выпускаешь, тут одни ворота, а ведь у колхозной-то скотины, тут не одни ворота-то, дак их выпускают в клетку, а из клетки-то уж они все идут вместе, дак в этот завор и кладут. <А на свою корову спуск не читают?> Как? Читают и на своих коров. <И тоже на свечке?> Да. <Так же как и у пастуха, также и хозяйка делает?> Да, также и хозяйка делает. Кажная деревня делает на свое стадо, как ты не сделаешь? <То есть это не каждая на свою корову, а целиком на деревенское стадо делают?> Да, да. <А когда выпускают…> Это первые дни, как выпускать начинают, наделают. <…><А вот на свечку это где налаживают, это у печки или где?> Да



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: