Последовательность выполнения работы




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТА

 

 

Цель работы: ознакомление с принципами классификации специализирован- ных транспортных средств.

 

 

Общие сведения

Структура автомобильного подвижного состава показана на рисунке 1.1.

 

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

 

 

транспортный специального назначения

 


пассажирский грузовой


санитарный уборочный пожарный


 

 


самосвальный


общего назначения

(с бортовой платформой)


мобильные краны


 

 

специализированный

 

 

автомобили-тягачи прицепной

 

 

прицепы полуприцепы прицепы-роспуски

 

Рисунок 1.1 – Структура автомобильного подвижного состава

 

 

Принята следующая система обозначения (индексации) автомобилей: перед цифровым индексом ставят буквенные обозначения завода-изготовителя (БелАЗ, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, КрАЗ), а через тире – индексы самой модели. Индекс модели со- стоит из четырех цифр, а пятая и шестая цифры служат для обозначения их модифи- кации. Первая цифра указывает класс автомобиля (всего их семь), который для гру- зовых и специальных автомобилей определяется полной массой (табл. 1.1.). Вторая цифра характеризует вид автомобиля:

1 – легковой автомобиль;

2 – автобус;

3 – грузовой автомобиль;

4 – автомобиль-тягач;

5 – автомобиль-самосвал;

6 – автомобиль-цистерна;

7 – автомобиль-фургон;

8 – резервы (пока не используется);

9 – специальный автомобиль.


 

Таблица 1.1 – Первые два индекса класса и вида грузовых автомобилей

  Виды грузовых автомобилей Классы
             
Полная масса, т
  до 1,2 от 1,2 до 2 от 2 до от 8 до от 14 до 20 от 20 до 40 св.
С бортовой платформой Седельные автомобильные тягачи Автомобили-самосвалы Автомобили-цистерны Автомобили-фургоны Резерв Специальные автомобили              

 

Третья и четвертая цифры обозначают номер модели автомобиля (от 01 до 99), пятая – номер модификации базовой модели автомобиля (от 1 до 9), а шестая при- сваивается экспортным вариантам исполнения. При отсутствии модификации пятым знаком служит ноль.

Например, обозначение седельного автомобиля-тягача КамАЗ-5410 расшиф- ровывается следующим образом: КамАЗ – Камский автомобильный завод; цифра 5

обозначает, что полная масса буксирного прицепа от 14 до 20 т; цифра 4 – что это автомобиль-тягач, а цифра 10 – номер модели автомобиля.

Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502, который может использоваться вместе с прицепом, расшифровывается так: ЗИЛ – завод им. Лихачева; ММЗ – Мытищин- ский машиностроительный завод; 4 – полная масса от 8 до 14 т; 5 – автомобиль- самосвал; 02 – номер модели.

Прицепы разделяются на несколько типов в зависимости от способа букси-

ровки, устройства прицепного приспособления и вида перевозки. Прицепы могут быть одно-, двух- и многоосные, седельные, тяжеловозы и прицепы-роспуски.

В зависимости от полной массы прицепов и полуприцепов они делятся на пять групп (табл. 1.2).

 

 

Таблица 1.2 – Группы прицепов и полуприцепов

  Группа   Индекс Полная масса, т
прицепа и полуприцепа роспуск
  01–24 25–49 50–69 70–84 85–99 До 4 4–10 10–16 16–24 Свыше 24 До 6 6–10 10–16 16–24 Свыше 24

 

Старая система индексации для прицепов и полуприцепов (рисунок 1.2) пре- дусматривает маркировку буквами и цифрами. Первая цифра обозначает число осей; буквы – тип прицепной системы (П – прицеп; ПП – полуприцеп; Н – низкорамный; Т – тяжеловоз; М – модернизация); последние цифры через тире – массу перевози- мого груза в тоннах.


 

Например, обозначение прицепа 2 – ПТ – 10 расшифровывается так: 2 – две оси; ПТ – прицеп-тяжеловоз; 10 – масса груза 10 т.

Обозначение прицепа марки 1 – Р – 5 расшифровывается следующим образом:

1 – одноосный; Р – роспуск; 5 – масса груза – 5 т.

По современной системе индексации впереди маркировки стоят начальные буквы наименования завода, изготовившего прицеп или полуприцеп и 4- или 5- значным числом (рисунки 1.3 – 1.5). Например: МАЗ-5245, где МАЗ – Минский ав- томобильный завод, 5 – класс полуприцепов, 2 – 2-ой вид класса полуприцепов,

цифра 45, означает, что полуприцеп относится ко 2-й группе; ОдАЗ-8350, где ОдАЗ

– Одесский автосборочный завод, 8 – класс прицепов, 3 – 3-й вид класса прицепов, цифра 50 означает, что прицеп относится к 3-й группе.

 

 

 


 

 

 
Рисунок 1.2 – Прицепы и полуприцепы: а – одноосный прицеп; б – двухосный прицеп; в – двухосный прицеп- тяжеловоз; г – двухосный прицеп- тяжеловоз с бортами; д – трехосный прицеп-тяжеловоз;

е – четырехосный прицеп-тяжеловоз; ж – одноосный полуприцеп; з – двухос- ный полуприцеп; и – одноосный прицеп- роспуск; к – двухосный прицеп-роспуск

 

 

 
Рисунок 1.3 – Полуприцеп МАЗ-5245


Рисунок 1.4 – Полуприцеп для доставки крупнотоннажных контейнеров

в прямых автомобильных или смешанных перевозках

 

 

 
Рисунок 1.5 – Прицеп МАЗ-8926


 

 

Прицепы и полуприцепы, изготавливаемые строительными министерствами и ведомствами, для перевозки строительных грузов имеют свою систему присвоения индексов.

Кузова прицепов могут быть выполнены в виде платформы с бортами, цис- терн, фургонов. В условиях зимних дорог прицепы могут быть санными.

Двух- и многоосные автомобильные прицепы должны иметь поворотную ось или управляемые колеса. На прицепах-роспусках, перевозящих длинномерные гру- зы, должны быть поворотные круги. Дышло прицепа-роспуска может иметь устрой- ство для изменения длины в зависимости от размера груза.


 

Прицепы-тяжеловозы с целью уменьшения давления на дорогу могут иметь на каждой оси по нескольку колес.

Полуприцепы часть массы передают через седельно-сцепное устройство на автомобиль-тягач, а остальную нагрузку – через собственные колеса на дорогу. По- луприцепы бывают одно-, двух- и многоосные.

 

 

\\\\\\\\\\\\\

 

Рисунок 1.6 – Основные системы двухосного автомобиля-тягача ЗИЛ – 130 В1

 

 

Данные по прицепам и полуприцепам приведены в табл. 1.3 и 1.4.


 

Автомобили, буксирующие прицепные системы, называются тягачами. Тяга- чи делятся на буксирные и седельные. Буксирными называются тягачи, которые редают тяговое усилие через крюк на буксируемый прицеп. Эти тягачи имеют ластную платформу с уложенным на ней грузом или балластом для увеличения мас- сы тягача. Седельными называются тягачи, передающие тяговое усилие посредством опорно-сцепного устройства, принимающего часть нагрузки на собственные колеса и работающего совместно с полуприцепом. Масса полуприцепа, приходящаяся на колеса тягача, увеличивает его сцепной вес.

Применение автопоездов снижает расход топлива и масел на единицу переве- зенного груза, уменьшает себестоимость перевозок. Автомобиль-тягач (рисунок 1.6) состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании ра- бочей смеси в цилиндрах, в механическую работу.

Шасси автомобиля-тягача состоит из трансмиссии, ходовой части и механиз-

мов управления, состоящих из рулевого управления и тормозной системы.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на веду- щие колеса. Она должна обеспечивать более плавное изменение скоростного режи- ма движения автомобиля. При этом переход с одного скоростного режима на другой должен происходить с минимальным по времени отсоединением двигателя от трансмиссии.

Основными механизмами трансмиссии являются: сцепление, коробка передач, карданная передача, дифференциал и полуоси. Сцепление передает крутящий мо- мент от двигателя и позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмис- сии и вновь их плавно соединить. Коробка передач преобразует крутящий момент по величине и направлению и позволяет автомобилю двигаться вперед и назад, а также отсоединить двигатель от трансмиссии на длительное время (нейтральная пе-

редача). Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к ве-

дущим мостам под разными углами. Главная передача преобразует крутящий мо- мент по величине и передает его от карданной передачи через дифференциал на по- луоси ведущих колес под углом 90º. Дифференциал связывает главную передачу с полуосями ведущих колес и обеспечивает различные угловые скорости вращения колес при движении на поворотах и по неровностям дороги.

Ходовая часть служит для преобразования крутящего момента на ведущих

колесах в тяговую силу, заставляющую автомобиль двигаться. К ходовой части от- носятся: рама, мост (передний или задний) или ось, подвеска, колеса.

Колеса непосредственно взаимодействуют с дорогой и соединены с мостом (осью). На мост через подвеску опирается рама автомобиля тягача с механизмами управления, кузовом или седельно-сцепным устройством.

Механизмы управления обеспечивают управление движением автопоезда.

Кузов у прицепных автомобилей-тягачей предназначен для размещения груза или балласта. Он состоит из платформы и кабины водителя. У седельных автомоби-

лей-тягачей (см. рисунок 1.7) кузов отсутствует, а на раме устанавливают седельно-

сцепное устройство.


 

Рисунок 1.7 – КамАЗ-6460 (6×4)

 

 

Данные по прицепным тягачам приведены в табл. 1.5, а по седельным тягачам

– в табл. 1.6.

 

 

Последовательность выполнения работы

 

1) ознакомиться с системой классификации и индексации специализирован- ного подвижного состава, прицепов и полуприцепов;

2) для заданных преподавателем условий грузоперевозки (масса, вид груза,

габариты, скорость и др.) подобрать автопоезд, выполнить его эскиз и обосновать проведенные мероприятия.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

1. Охарактеризовать структуру автомобильного подвижного состава.

2. Правила буквенно-цифровой индексации подвижного состава.

3.Перечислить основные узлы автомобиля и их назначение.

4.По заданию преподавателя расшифровать модель тягача или буксируемого уст- ройства.


 

 

Таблица 1.3 – Полуприцепы

  Показатель ОдАЗ – 885 и ОдАЗ – 885 В   КАЗ – 717   ОдАЗ – 9370   МАЗ – 5205А
Грузоподъѐмность,   кг   Собственная масса, кг Полная масса, кг Габарит, мм: длина ширина высота Внутренние разме- ры платформы, мм длина ширина высота     Тип кузова     Погрузочная высота, мм База, мм     Колея, мм   Высота опорной плоскости, мм Число колес     Основной тягач   Завод-изготовитель                     Металлическая платформа с тре- мя открывающи- мися бортами             8+1   ЗИЛ – 130В1 – 76   Одесский авто- сборочный; Став- ропольский авто- прицепов                     Металлическая платформа с тремя открывающимися бортами       3995+1370       8+1   КАЗ – 608   Кутаисский авто- мобильный                     Металлическая платформа с тремя открывающимися бортами       6140+1320       8+1   КамАЗ – 5410   Сосново-борский автоприцепов                     Металлическая платформа с тре- мя открывающи- мися бортами; пол деревянный       5530+1540       8+1     МАЗ - 504В Минский автомо- бильный

Продолжение таблицы 1.3

Показатель МАЗ – 9398 МАЗ – 9389 МАЗ – 93801 МАЗ – 9397
Грузоподъѐмность,   кг   Собственная масса, кг Полная масса, кг   Габарит, мм: длина ширина высота Внутренние разме- ры платформы, мм длина ширина высота     Тип кузова     Погрузочная высо- та, мм База, мм   Колея, мм   Высота опорной плоскости, мм Число колес     Основной тягач   Завод-изготовитель                     Пол деревянный, борта металличе- ские, платформа с тремя открываю- щимися бортами       41204+1500+1500       6+1   МАЗ – 6422   Минский автомо- бильный                   -   Плоская металличе- ская платформа для контейнеров тала 1С(2 шт.) или 1А (1 шт.) по ГОСТ 18477-79     6195+1540+1650   1456/2144/1980     10+1   МАЗ - 6422   Минский автомо- бильный                     Платформа с метал- лическими откры- вающимися на три стороны бортами; пол деревянный       3690-2060     -   4+1   МАЗ – 5429   Минский автомо- бильный                     Платформа с ме- таллическими от- крывающимися на три стороны бор- тами; пол деревян- ный       7500- 1540     -   4+1   МАЗ - 5432   Минский автомо- бильный

 

 

Таблица 1.4 –Прицепы

Показатель ГКБ – 817 ГКБ – 8350 ГКБ – 8352 МАЗ – 8926
Грузоподъѐмность, кг   Собственная масса, кг Полная масса, кг Габарит, мм: длина ширина высота Внутренние размеры кузова, мм длина ширина высота     Погрузочная высота, мм База, мм   Колея, мм   Высота расположения дышла, мм Число колес   Тип кузова     Основной тягач   Завод-изготовитель                             4+1   Деревянная плат- форма с тремя открывающимися бортами     3ИЛ – 130 – 76   Луганский авто- сборочный и Ир- битский автопри- цепов                             8+1   Металлическая платформа с тремя открывающимися бортами     КамАЗ – 5320   Ставропольский автоприцепов                           -   8+1   Металлическая платформа с тре- мя открывающи- мися бортами     КамАЗ – 53212   Ставропольский автоприцепов                             4+1   Металлическая платформа с тремя открывающимися бортами; пол де- ревянный КамАЗ – 5320   Ставропольский автоприцепов

Таблица 1.5 – Прицепные автомобили-тягачи с бортовой платформой

Показатель ГАЗ – 52 – 04 ГАЗ – 53А ЗИЛ – 130 – 80 ЗИЛ – 133 ГЯ
Грузоподъѐмность, кг   Собственная масса, кг Полная масса, кг Внутренние размеры платформы, мм длина ширина высота (по бортам) Погрузочная высота, мм Тип платформы     База, мм   Колесная формула Дорожный просвет, мм Колея колес, мм: передних задних Наибольшая скорость, км/ч Двигатель   Мощность номиналь- ная, кВт Габарит, мм: длина ширина высота Допустимая масса бук- сируемого прицепа, кг Завод-изготовитель                 Деревянная с тре- мя открывающи- мися бортами       4×2           ГАЗ-5204, карб.,   6 – цилиндровый   55,2 при   n = 2600 мин-1           Горьковский ав- томобильный                 Деревянная с тремя откры- вающимися бор- тами       4×2           ЗМЗ–53, карб.,   6-цилиндровый   84,6 при   n = 3200 мин-1           Горьковский ав- томобильный                 Деревянная с тремя открываю- щимися бортами       4×2           ЗИЛ-130, карб.,   8 – цилиндровый   110,3 при   n = 3600 мин1           Автомобильный им. Лихачева                 Деревянная с тремя открывающимися бортами     4620+1402*   6×4           КамАЗ-740, диз.,   8 - цилиндровый   154,4 при   n = 2600 мин1           Автомобильный им. Лихачева

 

*Первая цифра означает базу автомобиля-тягача (прицепа, полуприцепа), вто- рая – базу тележки.


 

 

Продолжение таблицы 1.5

Показатель ЗИЛ – 131 МАЗ – 5335 МАЗ – 53352 МАЗ – 5366
Грузоподъѐмность, кг   Собственная масса, кг Полная масса, кг Внутренние размеры платформы, мм длина ширина высота (по бортам) Погрузочная высота, мм Тип платформы     База, мм   Колесная формула Дорожный просвет, мм Колея колес, мм: передних задних Наибольшая скорость, км/ч Двигатель   Мощность номинальная, кВт Габарит, мм: длина ширина высота Допустимая масса бук- сируемого прицепа, кг Тип прицепа основной Завод-изготовитель               - Деревянная с тремя открываю- щимися бортами     3350+1250   6×6           ЗИЛ - 130, карб.,   8 – цилиндровый   110,3   при n = 3600 мин1           – Автомобильный им. Лихачева                 Цельнометалли- ческая с деревян- ным полом; боко- вые и задние бор- та откидные   4×2           ЯМЗ-236, диз.,   6 – цилиндровый   132,4   при n=2100 мин-1           МАЗ 8926   Минский автомо- бильный                 Цельнометалли- ческая с деревян- ным полом; боко- вые и задние бор- та откидные   4×2           ЯМЗ-238Е, диз.,   6 – цилиндровый   194,9   при n=2300 мин-1           – Минский автомо- бильный                 Цельнометалли- ческая с деревян- ным полом; боко- вые и задние бор- та откидные 3930+1453   6×4           ЯМЗ-238Е, диз.,   8 – цилиндровый   176,5   при n=2100 мин-1       3685 (по тенту)     – Минский автомо- бильный

 

Показатель КамАЗ – 5320 КамАЗ – 53212 КрАЗ – 255 В КрАЗ – 257 Б1
Грузоподъѐмность, кг   Собственная масса, кг Полная масса, кг Внутренние размеры платформы, мм длина ширина высота (по бортам)   Погрузочная высота, мм   Тип платформы     База, мм   Колесная формула Дорожный просвет, мм Колея колес, мм: передних задних Наибольшая скорость, км/ч   Двигатель     Мощность номинальная, кВт Габарит, мм: длина ширина высота Допустимая масса букси- руемого прицепа, кг Тип прицепа основной   Завод-изготовитель                 Цельнометалли- ческая; боковые и задние откры- вающиеся борта 3190+1320   6×4           КамАЗ-740, ди- зельный 8-цилиндровый   154,4   при n=2600 мин-1           ГКБ-8350   Камский автомо- бильный завод                 Цельнометалли- ческая; боковые и задние откры- вающиеся борта 3690+1320   6×4           КамАЗ-740, ди- зельный 8-цилиндровый   154,4   при n=2600 мин-1           ГКБ-8352   Камский автомо- бильный завод             355 (955 с решет- ками)   Металлическая, с откидным задним бортом     4600 + 1400   6×6       -     ЯМЗ-238, ди- зельный 8-цилиндровый   176,5   при n=2100 мин-1       3175 (по тенту)     МАЗ-8925; МАЗ-   8926; ГКБ-83011   Кременчугский автомобильный завод                 Деревянная, с открывающимися бортами     5500 + 2400   6×4           ЯМЗ-238, дизель- ный 8-цилиндровый   176,5   при n=2100 мин-1           МАЗ-8925;   МАЗ-8926   Кременчугский автомобильный завод

Таблица 1.6 – Седельные тягачи

Показатель ГАЗ – 5206 ЗИЛ – 130В1 – 76 ЗИЛ – 4421 КАЗ – 608В
Нагрузка на седельно- сцепное устройство, кН Допустимая масса полу- прицепа, кг Собственная масса тягача, кг Полная масса тягача, кг Максимальная скорость автопоезда, км/ч База, мм Колея, мм Габарит, мм длина ширина высота Колесная формула Основной полуприцеп Двигатель   Мощность номинальная, кВт Высота расположения плиты седельно-сцепного устройства от плоскости опоры колес, мм Завод-изготовитель 28,7         1656/1690   4×2 ЦКТБ-А402 ГАЗ-52-04, карб., 6 – цилиндровый 55,2 при n=2100 мин-1     Горьковский ав- томобильный         1800/1790   4×2 ОдАЗ-885 ЗИЛ-130, карб., 8-цилиндровый 110,3 при n=2100 мин-1     Автомобильный им. Лихачева -         1930/1850   4×2 - ЗИЛ-645, диз., 8-цилиндровый при n=2800 мин-1     Автомобильный им. Лихачева         1800/1790   4×2 ОдАЗ - 885 ЗИЛ-13025 карб., 8-цилиндровый 110,3 при n=3200 мин-1 1320/1390     Кутаисский авто- мобильный
Показатель КамАЗ – 5410 КамАЗ – 54112 МАЗ – 504В МАЗ – 5429
Нагрузка на седельно- сцепное устройство, кН Допустимая масса полу- прицепа, кг Собственная масса тягача, кг Полная масса тягача, кг Максимальная скорость автопоезда, км/ч База, мм Колея, мм Габарит, мм длина ширина высота Колесная формула Основной полуприцеп Двигатель   Мощность номинальная, кВт Высота расположения плиты седельно-сцепного устройства от плоскости опоры колес, мм Завод-изготовитель       80-100   2840+1320 2010/1850   6×4 ОдАЗ -9370 КамАЗ-740 диз., 8-цилинджровый 154,4 при n=2100 мин-1     Камский автомо- бильный   2б 000     80 – 100   2840+1320 2026/1850   6×4 ОдАЗ - 9383 КамА3-740 диз., 8-цилинджровый 154,4 при n=2100 мин-1     Камский автомобильный         1970/1865   4×2 МАЗ-93801 ЯМЗ-238 диз., 6-цилиндровый 176,5 при n=2100 мин-1     Минский автомобильный 77,5         1970/1863   4×2 МАЗ-93971 ЯМ3 -236 диз., 6-цилиндровый 132,4 при n=2100 мин-1     Минский автомобильный

 

Показатель КрАЗ – 255 В1 КрАЗ – 258 Б1 КрАЗ – 260 В МАЗ – 6422
Нагрузка на седельно- сцепное устройство, кН Допустимая масса полупри- цепа, кг Собственная масса тягача, кг Полная масса тягача, кг Максимальная скорость ав- топоезда, км/ч База, мм Колея, мм Габарит, мм длина ширина высота Колесная формула Основной полуприцеп   Двигатель   Мощность номинальная, кВт   Высота расположения плиты седельно-сцепного устройст- ва от плоскости опоры колес, мм Завод-изготовитель       4000+1400 2160/2160   6×6 МАЗ -93801   ЯМЗ-238 дизельный 8-цилиндровый 176,5 при n=2100 мин-1     Кременчугский автомобильный       4800+1480 1950/1920   6×4 ОдАЗ- 9987   ЯМЗ-238 дизельный 8-цилиндровый 176,5 при n=2100 мин-1     Кременчугский автомобильный       4600+1440 2160/2160   6×6 МАЗ – 93801   ЯМЗ-238Л дизельный 8-цилиндровый 220,6 при n=2100 мин-1     Кременчугский автомобильный       2900+1400 2020/1792   6×4 МАЗ – 9389; МАЗ – 9398 ЯМЗ – 238 Ф дизельный 8-цилиндровый 235 при n=2100 мин-1     Минский автомо- бильный
Показатель МАЗ – 5432 Урал – 377 СН Урал – 375 С – К1 Урал – 375 СН
Нагрузка на седельно- сцепное устройство, кН Допустимая масса полупри- цепа, кг Собственная масса тягача, кг Полная масса тягача, кг Максимальная скорость ав- топоезда, км/ч База, мм Колея, мм Габарит, мм длина ширина высота Колесная формула Основной полуприцеп Двигатель   Мощность номинальная, кВт   Высота расположения плиты седельно-сцепного устройст- ва от плоскости опоры колес, мм Завод-изготовитель       2020/1792   4×2 МАЗ – 9397 ЯМЗ – 238П дизельный, 8-цилиндровый 207 при n=2100 мин-1     Минский авто- мобильный       3525+1400 2020/2020   6×4 - ЗИЛ-375 карбюраторный 8-цилиндровый 132,4 при n=3200 мин-1     Уральский ав- томобильный       3525+1400 2000/2000   6×6 - КамАЗ – 740 – 11 дизельный 8-цилиндровый 154,4 при n=2500 мин-1     Уральский авто- мобильный       3625+140 2020/2020   6×6 - КамАЗ – 740 – 11 дизельный 8-цилиндровый 154,4 при n=2500 мин-1     Уральский авто- мобильный

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: