Концертное выступление. Психологические особенности эстрадного состояния исполнителя.
Существует ряд факторов, которые создают особо неблагоприятный фон для творческого обучения детей, ведут к нервному перенапряжению, срывам. Одним из существенных является обучение с жёсткой установкой на успех, когда нужен не просто высокий результат, а самый высокий – победный. Это искажает творческий процесс и привносит в душу ребёнка душу беспокойство, неуверенность, тревогу. Лучше всего, если ребёнок сосредоточен на самом исполнении, а не на будущих результатах.
Вхождение в творческий процесс во многом осложняется необходимостью выходить на сцену, встречаться с широкой публикой. В этот момент вполне вероятны какие-то неточности, помарки, технические погрешности. Количество ошибок при исполнении, как правило, прямо пропорционально уровню волнения человека. Поэтому очень важно научить ребёнка адекватно, без паники реагировать на случайную помарку, неточность, ошибку в начале выступления. У учащегося должно быть право на случайную неудачу. Это позволяет ему фактически открыть себе путь к удаче.
Необходимо обратить волнение себе на пользу, сделать его управляемым, превратить разрушительные процессы в созидательные.
Во многом внутреннее самочувствие ребёнка на сцене определяется тем, к кому он мысленно обращается во время исполнения. Многие мастера сцены подчеркивают важность апеллирования во время выступления к какому-то одному «своему» слушателю - иногда реальному, а иногда придуманному.
Внутренний настрой должен облегчить состояние ребёнка, освободить его от психологического дискомфорта. Очень важно, чтобы ребёнок относился к выступлению на концерте не как к испытанию или экзамену, а как к празднику в его жизни.
|
Ребёнок по-разному делает что-либо в зависимости от того, «хочется» (положительное отношение) или «надо» (отрицательное отношение) это делать. «Хочу», как правило, раскрепощает, освобождает. «Надо» многих сковывает, угнетает. «Хочу» - сориентировано на процесс, на «делание», а не только на практический результат. Оно стимулирует у человека такое качество, как уверенность в себе. Состояние «надо» сопровождается сомнениями, различными, отрицательными переживаниями. Особенно когда ребёнку внушают, что это очень надо, надо во что бы то ни стало. Поэтому особенно важно, чтобы педагог при необходимости умел превращать «надо» в «хочу», тем самым стимулировать творческий процесс. Однако надо отметить, что должное может стать для ребенка целью в том случае, если он этого захочет сам, осознает подлинный смысл своей исполнительской деятельности и, следовательно, получает удовлетворение от ее осуществления.
С ростом ребёнка, увеличением творческих задач, у него возрастает ответственность перед выступлением, появляется волнение. И очень важно направить его на яркое, эмоциональное, артистическое выступление. Педагогдолжен научить ребёнка выражать свои чувства через раскрытие содержания пьесы, т.е. не «что играю», а «о чём играю».
Иногда причиной неудачного выступления учащегося бывает страх «одиночества» на сцене, этим чаще всего страдают эмоционально неустойчивые дети. Ансамблевая игра не только развивает слуховые и пианистические навыки, но и является прекрасным творческим средством общения. Дети лучше слышат, лучше понимают друг друга, становятся более раскрепощенными.
|
Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории - всё это выявляется у каждого исполнителя по-своему. Чрезвычайно различны и формы подготовки к концертным выступлениям.
Последние дни перед выступлением протекают в крайне нервной обстановке. Во избежание этого следует так планировать работу над программой, чтобы, во всяком случае, самые трудные её номера были подготовлены заранее. Это относится преимущественно к сочинениям полифоническим, крупной формы, виртуозного характера. Их полезно выучить заблаговременно и дать им, как говорят, некоторое время «полежать».
Исполнение программы целиком требует устойчивости внимания. Достигнуть этого помогает неустанная забота о внутренней логике музыкального развития, стремление возможно ярче воплотить слышимый внутренним слухом звуковой образ. Устойчивость внимания, подобнофизической выдержке, также необходимой при исполнении программы, вырабатывается в процессе тренировки. Перед концертом важно иногда проигрывать программу во время домашних занятий, среди товарищей и знакомых.
Важно, прежде всего, как можно лучше подготавливать учеников к концертам и не выпускать их с «сырыми», недоработанными произведениями. Необходимо помнить, что срывы во время публичного выступления приводят к появлению страха перед эстрадой. Весьма вредно фиксировать внимание учащихся на проблеме волнения. Напротив, надо воспитывать в них чувство радости от общения с аудиторией и процесса публичного выступления. Вместо того чтобы расспрашивать ученика перед выступлением, не волнуется ли он, как это делают некоторые педагоги, необходимо мобилизовать его волю на то, чтобы он сумел донести до слушателей исполнительский замысел.
|
Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачёте, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Логично рассматривать оптимальное концертное состояние по трём важнейшим параметрам – физическому, эмоциональному и умственному.
Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.
При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у юных музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мундштука. Пианисты говорят о «лёгких» пальцах, скрипачи – о «полётных» руках, духовики – о «послушности» амбушюра.
Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии ребенка. Здесь можно наметить ряд приёмов и методов, которые повышают психологическую устойчивость учащегося во время публичного выступления.