Домашняя работа. Яков Петрович Полонский (1819-1898)




14.05

Домашняя работа

Яков Петрович Полонский (1819-1898)

Сегодня на занятии мы:

¾ рассмотрим этапы жизненного пути поэта Я.П.Полонского;

¾ познакомимся с его творчеством на примере отдельных стихотворений;

¾ выявим особенности художественного мира Я.П.Полонского;

¾ определим способы создания образов с помощью художественных выразительных средств в его произведениях.

 

Тезаурус

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

Дактиль – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.

Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.

Лирика – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.

Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма – созвучие концов стихов (или полустиший).

Сравнение – это широко распространённый художественный приём, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Стихотворный размер – это порядок (правило) чередования ударных и безударных слогов. Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Строфа – организованное сочетание стихов (стих – поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространённым видом строфы является четверостишие, наименьшим – двустишие.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. д.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

«Талант его представляет особенную, ему лишь одному свойственную смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором еще лежит отблеск пушкинского изящества, и какой-то иногда неловкой, но всегда любезной честности и правдивости.»

И.С. Тургенев

«Мое сердце – родник,

Моя песня – волна».

Я.П.Полонский

Полонский Яков Петрович (1819-1898) – русский поэт-романист, публицист. Его произведения не имеют столь масштабного значения, как стихи Пушкина или Лермонтова, но без поэзии Полонского русская литература не была бы столь многоцветной и многогранной. В его стихах глубоко отображен мир России, глубина и сложность души русского народа.

Поэтический триумвират «Майков – Полонский – Фет» в восприятии читателей 1880-х годов составлял неразрывное целое и считался классическим бастионом «чистого искусства», своего рода академическим образцом «пушкинской школы» русского стиха.

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Я. П. Полонский родился 6 (18) декабря 1819 г. и вырос в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках.

Его отец, Полонский Петр Григорьевич, происходил из обедневшего дворянского рода, был чиновником-интендантом, состоял на канцелярской службе у городского генерал-губернатора.

Мама, Наталья Яковлевна, принадлежала древнему русскому дворянскому роду Кафтыревых, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием семерых детей. Она была очень образованной женщиной, любила читать и записывать в тетрадки романсы, песни и стихи. Умерла, когда Якову было 13 лет.

В большой небогатой семье Яков был первенцем. Природа одарила Я.П.Полонского живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство: волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья.

Определили Якова на обучение в Первую рязанскую мужскую гимназию. В то время на пике славы были русские поэты Александр Пушкин и Владимир Бенедиктов. Подросток Полонский зачитывался их стихами и сам понемногу начал сочинять. Преподаватели отмечали, что юный гимназист обладает явным поэтическим талантом и проявляет в этом отличные способности.

Решающее влияние для выбора Полонским дальнейшего литературного жизненного пути оказала встреча с поэтом Жуковским Василием Андреевичем.

В 1837 году в Рязань приехал цесаревич Александр II, будущего императора принимали в мужской гимназии. Руководитель учебного заведения поручил Якову сочинить два куплета приветственных стихов. Один куплет гимназистский хор исполнял под мелодию «Боже, царя храни!», которая стала гимном России за четыре года до этого.

Прием престолонаследника прошел успешно, и вечером руководитель гимназии устроил по этому поводу торжество. На мероприятии Яков встретился с автором слов гимна Жуковским, который сопровождал цесаревича в поездке. Маститый поэт хорошо отозвался о стихотворном творении Полонского. А когда гости уехали, директор гимназии вручил Якову от них золотые часы. Такой подарок и хвала Василия Андреевича закрепили мечту Полонского связать свою жизнь с литературой.

Без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. В 1838 г. поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Студенческие годы Полонского проходили в постоянной нужде и бедности. Ему приходилось подрабатывать, давая частные уроки и занимаясь репетиторством.

Но в душе Полонский – поэт. В доме сокурсника Орлова, где по вечерам собирались самые известные представители науки, искусства и культуры России, студент Полонский подружился с актером Михаилом Щепкиным, стихотворцами Аполлоном Григорьевым и Афанасием Фетом, философом Петром Чаадаевым, историками Константином Кавелиным и Сергеем Соловьевым, писателями Михаилом Погодиным и Алексеем Писемским. Яков читал на вечерах свои произведения. При помощи знакомых в 1840 году его первое стихотворение, которое называлось «Священный благовест торжественно звучит…», напечатали в издании «Отечественные записки». Литературные критики (в том числе и Белинский) высоко оценили первые поэтические работы молодого стихотворца.

В период университетской учебы особенно тесные дружественные отношения зародились между Яковом и Иваном Тургеневым. Долгие годы они высоко оценивали литературный талант друг друга.

Первый поэтический сборник Полонского «Гаммы» вышел в 1844 году и был благосклонно встречен критикой и читателями.

В 1844-1846-х годах молодой поэт Полонский жил и работал в Одессе, потом пять лет (1846-1851) на Кавказе, в Тифлисе.

Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Полученные на Кавказе впечатления, история борьбы России за укрепление южных границ, знакомство с обычаями и традициями горцев навеяли поэту его лучшие стихи, которые и принесли ему всероссийскую известность. Грузинскую поэзию писателя выделяли и высоко ценили ещё его современники, поскольку она была очень музыкальной. Судя по всему, автор боялся окончательно уйти в романтизм, поэтому в его творчестве проскальзывали темы прогресса и свободы слова.

В Тифлисе Полонский вел сотрудничество с газетой «Закавказский вестник» и выпустил сборники поэзии «Сазандар» (груз. «певец») (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Здесь же он печатал рассказы, очерки, научные и публицистические статьи. Кроме того, Полонский также публиковал драматическое произведение «Дареджана Имеретинская», события которого основаны на отрывках из грузинской истории.

Кавказские окрестности и пейзажи вдохновили Полонского, он очень много рисовал и сохранил это увлечение до конца дней.

Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, куда он в 1851 г. переезжает. Стихотворная речь лилась из него просто, он словно не прилагал никаких усилий для того, чтобы приравнять между собой размеры и рифмы. В 1855 году он выпустил следующий поэтический сборник «Стихотворения», который с большой охотой публиковали самые популярные литературные издания России – «Отечественные записки» и «Современник».

Полонский устроился на работу в качестве преподавателя на дому к детям петербургского губернатора Н. М. Смирнова и в 1857 г. вместе с его семейством отправился в Баден-Баден. Но вскоре расстаётся с семьёй Смирновых и отправляется путешествовать по городам Европы: в Женеве берет уроки рисования у художника Дидэ, посещает Рим, Неаполь, Париж, где общается со многими русскими и зарубежными деятелями культуры. Александр Дюма-отец позднее напишет, что Полонский «мечтателен, как Байрон, и рассеян, как Лафонтен».

В 1858 г. Полонский принимает предложение занять должность редактора нового журнала «Русское слово» и возвращается в Петербург вместе с молодой женой-француженкой Еленой Устюжской. Елена совсем не знала русского языка, а Яков – французского, но брак был заключен по большой любви.

За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, от последствий травмы не смог избавиться до конца дней и передвигался только при помощи костылей. Счастье поэта было недолгим: в январе 1860 г. умирает его шестимесячный сын, а спустя полгода заболевает и умирает горячо любимая жена.

Тяжелый 1860 год ознаменовался для поэта выходом книги стихотворений «Оттиски», благосклонно принятой публикой.

В последующие годы Полонский продолжает печатать в журналах поэзию и прозу: в журнале братьев Достоевских опубликовано начало романа в стихах «Свежее преданье», в «Современнике» – стихи «Время новое повеяло», «Наплывает туча», «Ф.И. Тютчеву», в журнале «Эпоха» – комедия «Свет и его тени» и другие. Наиболее значимым произведением Полонского считается шуточная поэма-сказка «Кузнечик-музыкант. Шутка в виде поэмы» (1863).

В 1860 году Полонский поступил на службу в Комитет иностранной цензуры на должность секретаря. С 1863 года занял в этом же комитете пост младшего цензора, проработал на одном месте до 1896 года. Работал он по большей части дома, просматривая французские, английские, итальянские книги и журналы.

В 1866 году Яков женился второй раз на Жозефине Антоновне Рюльман. В этом браке родилось трое детей. Жозефина обладала талантом скульптора и активно принимала участие в художественной жизни Петербурга. Поэт, чтобы содержать семью, становится домашним учителем детей железнодорожного магната С.С.Полякова.

В 1860-1870-е годы Яков Петрович публикует в периодических изданиях новые произведения, работает над поэмами «Братья», «Мими», «Келиот», романами «Признания Сергея Чалыгина», «Дешевый город», «Крутые горки»; издает стихотворные сборники. В 1869 г. началось издание Собрания сочинений в четырех томах, в 1895-1896 гг. – пятитомного собрания сочинений.

В 1871 г. вышла из печати первая книга сборника «Снопы», где было опубликовано стихотворение «В альбом К.Ш...» – лаконичные, почти афористические, стихи Полонского о предназначении поэта:

Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода.

10 апреля 1887 г., в день пятидесятилетия литературной деятельности Полонского, состоялось чествование поэта. Якову Петровичу были вручены памятные подарки, среди которых – серебряный венок, ныне хранящийся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.

В 1888 г. Полонский становится членом Рязанской ученой архивной комиссии. В том же году на академической выставке экспонировались пейзажные полотна Полонского, за которые ему присуждено звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.

Наряду с произведениями Полонского широкую известность получают в Петербурге его «пятницы», которые он вместе с Жозефиной Антоновной проводил в своей квартире, куда приходили известные в России писатели, художники, музыканты для дружеских бесед по вопросам, касающимся искусства.

В 1897 году Якова Петровича назначили членом Совета главного управления по делам печати.

В конце жизни в своем творчестве поэт все чаще обращался к религиозно-мистическим темам (старость, смерть, мимолетное человеческое счастье). В 1890 году вышел его последний сборник стихов «Вечный звон».

Консерватор и православный, в конце жизни Яков Петрович Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого.

Умер Яков Петрович 18 (30) октября 1898 года. Его похоронили в селе Льгово Рязанской губернии в Успенском Ольговом монастыре, как он просил в письме к члену Рязанской ученой архивной комиссии А.И. Черепнину от 28 февраля 1898 г.: «Если бы я был богаче, я бы завещал и похоронить меня близ Рязани в Ольговом монастыре, где покоится прах моей матери и моего любимого брата Александра…». В 1958 году останки поэта перезахоронили на территории Рязанского кремля.

Творчество Полонского представляет собой такой этап развития русского художественного сознания, когда в нем наметился решительный поворот к реабилитации ценностей не элитарной, а обиходной, житейской морали, внимание и уважение к радостям и страданиям «простых людей», принадлежащих к той части «низовой» культуры, которая в представлении «интеллигента» всегда брезгливо ассоциировалась с такими определениями, как «мещанская» или «обывательская». Полонский, как никто другой, чувствовал культуру дома, семьи, но дома, исполненного уюта, покоя, благополучия. И всегда этот дом представляется своего рода счастливым островком простого человеческого счастья, уюта, довольства, островком, невесть как сохранившимся в окружающем его океане бед и страданий, посреди неустроенного и такого неуютного, равнодушного к человеку мира. Образ дома дается через традиционно романтические мотивы сна, воспоминания, грезы. Для лирического героя это нечто простое, естественное и одновременно такое далекое и недостижимое. «Пробуждение» в таких сюжетах, как правило, для героя означает утрату мечты и возвращение в холодный и бесприютный мир.

Сила таланта Полонского заключалась в том, что даже в «приземленном», будничном мире ценностей частного человека он умеет видеть и находить трагизм необычайной силы, подлинную драму человеческих чувств, тем самым раздвигая узкие рамки домашнего мирка, освещая его светом высокой поэзии.

Стихам Полонского присуща особая теплота, домашность интонаций, словно поэт делится с читателем самым сокровенным и заветным.

Полонский нередко прибегает к новаторским для того времени приемам стихосложения. Он любит метрически удлиненные строки, предпочтительно с женской и дактилической рифмой. Строфа же часто завершается неравностопной строкой, как бы резко обрывая лирическую эмоцию.

Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива. Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

Стихи Полонского мелодичны, напевны. На стихотворения Полонского создано около 300 музыкальных произведений. На слова Полонского писали музыку А.С. Даргомыжский, А.Т. Гречанинов, Ц. Кюи, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.И. Танеев, А.Г. Рубинштейн и др. композиторы. Многие из написанных произведений стали популярными романсами и песнями («Вечерний звон», «Затворница», «Вызов», «Пришли и стали тени ночи», «Птичка», «Ночь смотрит тысячами глаз», «Моё сердце – родник», «Диссонанс», «Солнце и Месяц», «Колокольчик», «Утрата», «Иная зима», «Зимний путь», «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит ») и др.).

Некоторые стихотворения Полонского, отличающиеся простотой и эмоциональной насыщенностью, образностью языка, стали хрестоматийными. Наибольшей известностью пользовалось стихотворение «Солнце и Месяц»:

Солнце и Месяц

Ночью в колыбель младенца
Месяц луч свой заронил.

«Отчего так светит Месяц?» –
Робко он меня спросил.
В день-деньской устало Солнце,
И сказал ему Господь:
«Ляг, засни, и за тобою
Всё задремлет, всё заснёт».
И взмолилось Солнце брату:
«Брат мой, Месяц золотой,
Ты зажги фонарь – и ночью
Обойди ты край земной.
Кто там молится, кто плачет,
Кто мешает людям спать,
Всё разведай – и поутру
Приходи и дай мне знать».
Солнце спит, а Месяц ходит,
Сторожит земли покой.
Завтра ж рано-рано к брату
Постучится брат меньшой.
Стук-стук-стук! – отворят двери.
«Солнце, встань – грачи летят,
Петухи давно пропели –
И к заутрене звонят».
Солнце встанет, Солнце спросит:
«Что, голубчик, братец мой,
Как тебя Господь-Бог носит?
Что ты бледен? что с тобой?»
И начнёт рассказ свой Месяц,
Кто и как себя ведёт.
Если ночь была спокойна,
Солнце весело взойдёт.
Если ж нет – взойдёт в тумане,
Ветер дунет, дождь пойдёт,
В сад гулять не выйдет няня:
И дитя не поведёт.

Сам Полонский писал: «Из числа моих стихотворений наибольший успех выпал на долю моей фантазии „Солнце и Месяц", приноровленной к детскому возрасту. Его заучивали наизусть, в особенности дети» (Ежемесячное литературное приложение к журналу «Нива», 1898, № 12).

Стихотворение «Солнце и Месяц», написанное в 1841 году, относится к раннему периоду творчества поэта. Оно обнаруживает явные параллели с волшебными сказками А. С. Пушкина, произведениями которого автор зачитывался в гимназии. Это удивительное по красоте и нравственному наполнению стихотворное произведение.

Стилизованное под старину произведение содержит такие выразительные средства:

· инверсию – «луч свой», «сказал господь», «обойди ты», «край земной», «земли покой», «устало Солнце», «постучится брат» – гармонично вписанную в ритмический рисунок стихотворения;

· аллитерацию (повторение однородных согласных, причем особое внимание уделено согласной с) – «день-деньской», «рано-рано», «стук-стук-стук», «Солнце встанет, Солнце спросит», «Солнце спит, … Месяц ходит» – усиливающую впечатление посредством создаваемых звуковых образов;

· синтаксический параллелизм – «все задремлет, … все заснет», «кто молится …, кто плачет …, кто мешает …», «Солнце встанет, Солнце спросит», «что … бледен, что с тобой», который усиливает фольклорный характер произведения;

· многочисленные обращения – «брат мой, Месяц золотой», «Солнце», «голубчик, братец мой» – позволяют дополнительно заострить внимание читателя и, включая слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, создают доверительную, интимную атмосферу общения героев;

· эпитет – «золотой Месяц»;

· пространный ряд однородных членов предложения – «зажги, обойди, разведай, приходи, дай знать» – призван подчеркнуть эмоциональный характер беседы, обстоятельность и важность просьбы;

· контекстуальные антонимы – «спит – ходит, сторожит»;

· олицетворения – «Солнце спит», «Месяц ходит, сторожит» – позволяют автору «сконструировать» лирических героев сказочного произведения;

· риторические вопросы – «Отчего так светит…?», «Что ты бледен?»;

· риторическое восклицание «Стук-стук-стук! », созданное повтором междометий;

· синекдоху – «сторожит покой земли», которая позволяет объединить население планеты (каждого конкретного человека) в единое, неделимое целое;

· эллипсис – «что с тобой (случилось)», позволяющий, отсекая второстепенное, выделить главное.

Лексика высокого стиля – «дитя » – в сочетании с религиозной лексикой – «заутреня», «взмолилось», «молится», «господь», «господь-бог» – придают произведению особую, метафизическую тональность.

Светила-антиподы – дневное и ночное – являются аллегорией разных сторон жизни людей, а их диалог – аллюзией на то, что ни один поступок человека не остается без внимания высших сил и справедливого воздаяния, хотя бы и в виде ненастья.

Стихотворение «Солнце и Месяц» положено на музыку Б.М.Виткиндом.

Стихотворение «Зимний путь» написано в 1844 году, когда вышел первый сборник поэта «Гаммы», который критика приняла довольно благожелательно. После окончания университета Я. П. Полонскому пришлось много ездить: возможно, тема произведения навеяна дорожными впечатлениями.

Зимний путь

Ночь холодная мутно глядит

Под рогожу кибитки моей.
Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит,

А ямщик погоняет коней.
За горами, лесами, в дыму облаков

Светит пасмурный призрак луны.
Вой протяжный голодных волков

Раздается в тумане дремучих лесов. –
Мне мерещатся странные сны.
Мне всё чудится: будто скамейка стоит,
На скамейке старуха сидит,
До полуночи пряжу прядёт,
Мне любимые сказки мои говорит,
Колыбельные песни поёт.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царём
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мёртвой воды –
И не веришь и веришь очам.
А холодная ночь так же мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
И ямщик погоняет коней.

Стихотворение пронизано таинственностью. Оно соотносит внешний мир, наблюдаемый и фиксируемый автором – безрадостные картины ночной степи – и внутренний – чувства и ассоциации лирического героя

В стихотворении «Зимний путь»сон является своеобразной вставкой в сюжете путешествия (типового для такого рода стихотворений), обрамленного фигурой задумавшегося и засыпающего путешественника, при этом границы между явью и сном путника изначально отчетливы.

Ситуация путешествия определена в первой, экспозиционной строфе, где ночь оказывается олицетворенной, одушевленной, но равнодушной свидетельницей передвижения героя в пространстве («холодная ночь»; «мутно глядит»). Ощущение монотонности, бесконечности пути, подчеркнутое аллитерациями и перечислительной интонацией, характеризует состояние бесприютности и одиночества героя.

Вторая строфа, с ее сказочным зачином «за горами, за лесами» воспринимается как погружение в сон. Путешествие физическое дополняется путешествием мысленным. Пространство изначально открытое, безграничное, становится призрачным («в дыму облаков / Светит пасмурный призрак луны»), пугающим. Авторские образы нереальны, зыбки, нечетки – читателю непонятно, спит лирический герой или бодрствует – такую атмосферу создают обороты «мутно» глядящая ночь, «мерещатся сны», «вижу во сне», «мне чудится», а также определения «дымные облака», «туманные леса», «призрачная луна».

Мир сновидения, при всей своей фантастичности, узнаваем героем и близок ему: это воскрешаемый в памяти мир детства и сказки. Он обозначен образом старухи, прядущей пряжу и поющей колыбельный песни. Это няня, с ее песнями и сказками.

С четвертой строфы уже внутри сна-воспоминания возникает новый сон, заключающий новую действительность, – ночь счастливых сказочных сюжетов, прямо противопоставленную «холодной ночи» реальности. Основные образы – русские фольклорные персонажи. Народная сказка властно вторгается в сознание лирического героя, измученного долгим путешествием. Воспоминание о сказках, рассказываемых няней, воплощается в собственно сказочный сон. Ему соответствует сказочное пространство, по которому передвигается воображающий себя освободителем царевны герой, дерзнувший «воевать с чародеем-царем»; еще одно пространство – сказочный дворец, связанный с образом царевны, – мир идиллический и закрытый, огороженный «крепкой стеной» (закрытое пространство). Мир сказочный монтируется как система наиболее известных образов мира русской сказки, скомпонованных в единый сюжетный ряд (по образцу пушкинского вступления к «Руслану и Людмиле»): «серого волка», «чародея-царя», «жар-птиц», «ключа живой и мертвой воды», «царевны», представляя обобщение «детского» опыта.

Стихотворение «Зимний путь» содержит такие средства художественной выразительности:

· инверсию – «ночь холодная», «кибитка (повозка) моя», «светит призрак», «вой протяжный», «по тропинке лесной», «окружают сады», «журчит ключ», «сказки мои», которая роднит стихотворение с лучшими образцами народного творчества;

· метафоры – «мутно глядит», «дым облаков» «призрак луны», «туман лесов» – создающие атмосферу неопределенности;

· синекдоху – «поле скрипит», «сидит под замком», позволяющую акцентировать внимание на ключевом признаке явления – читателю понятно, что скрипит не поле, а снег, но такой прием помогает создать пространственный образ;

· ряды однородных членов предложения – «за горами, лесами, в дыму», «сидит, прядет, говорит, поет», которые разносторонне описывают действия и явления;

· эпитеты – «пасмурный призрак», «странные сны», «дремучие леса»;

· олицетворения – «призрак светит», «жар-птицы поют»;

· антонимы «живая – мертвая»;

· архаизм – «очи»;

· многосоюзие – «и не веришь и веришь»;

· гипербола – «колокольчик гремит» – подчеркивает назойливый звук, отвлекающий лирического героя от его грез, разгоняющий полудрему.

Стилизацией под старину является и стихотворный размер произведения, приближающий его не то к сказанию, не то к былине.

Композиция кольцевая: первая и последняя строфы оформляют кольцо, повтор, при помощи которого автор отражает суровую действительность – монотонность унылого пути и зимнего пейзажа вокруг.

Стихотворение «Зимний путь» положено на музыку С.И. Танеевым, дружившим с поэтом и состоявшим с ним в переписке.

Простота, ясность, эмоциональная выразительность свойственны многим стихотворениям Полонского. В особенности они чувствуются в произведениях, ставших народными песнями — «Затворница» и «Песня цыганки».

В «Затворнице» воссоздается поэтический образ девушки, в которую романтически влюблен лирический герой:

Затворница

В одной знакомой улице –
Я помню старый дом,
С высокой, тёмной лестницей,
С завешенным окном.
Там огонёк, как звёздочка,
До полночи светил,
И ветер занавескою
Тихонько шевелил.
Никто не знал, какая там
Затворница жила,
Какая сила тайная
Меня туда влекла,
И что за чудо-девушка
В заветный час ночной
Меня встречала, бледная,
С распущенной косой.
Какие речи детские
Она твердила мне:
О жизни неизведанной,
О дальней стороне.
Как не по-детски пламенно,
Прильнув к устам моим,
Она дрожа шептала мне:
«Послушай, убежим!
Мы будем птицы вольные –
Забудем гордый свет…
Где нет людей прощающих,
Туда возврата нет…»
И тихо слёзы капали –
И поцелуй звучал –
И ветер занавескою
Тревожно колыхал.

Стихотворение «Затворница» написано летом 1846 года в Тифлисе. Оно навеяно воспоминанием о былой любви и очевидно пронизано сладким чувством невосполнимой потери. Автор сожалеет о том, что не совершил безумного поступка, которого ожидала от него любимая.

Стихотворение наполняют следующие средства художественной выразительности:

· слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «огонек», «звездочка» – отсылают нас не столько к огоньку свечи, сколько к трогательному девичьему образу;

· сравнения – «огонек, как звездочка», «чудо-девушка» – подчеркивают неординарность личности девушки, ее готовность принести в жертву собственное доброе имя (еще один символ – распущенная коса);

· инверсия – «сила тайная», «час ночной», «речи детские», «о жизни неизведанной», «к устам моим», «птицы вольные», «людей прощающих», «занавескою колыхал»;

· эпитеты – «заветный (тайный) час», «гордый свет» – подчеркивают, что влюбленные вынуждены скрывать свое чувство от людей, неспособных их понять и сопереживать;

· риторическое восклицание – «…убежим!» – отражает накал чувств лирической героини, избравшую крайнюю меру для воссоединения с любимым;

· олицетворения – «поцелуй звучал», «ветер колыхал» – очеловечивая явления и действия людей, автор точно, детально описывает обстоятельства встречи любящих;

· симплока (повторение слова в смежных стихах или фразах) – «нет людей…, возврата нет…» – делает акцент на ключевом слове «нет» – оно звучит как диагноз: идеального мира, куда призывает девушка, нет, как и ответа от возлюбленного;

· умолчание – «возврата нет…» – лирическая героиня понимает необратимость своих возможных действий, но любовь для нее на первом месте;

· многосоюзие – «и капали, и звучал, и колыхал» – навевающий уныние повтор отражает безысходность ситуации: слезы оттого и капают, что любимый раздумывает;

· синонимы – «шевелил», «колыхал».

Думается, выбор падежной формы «в улице» не случаен: автор хочет подчеркнуть, что таких домов, похожих один на другой, как зубы «в» ряду, и хранящих обывательские представления о жизни, очень много.

Автор намеренно подает образ старого дома как символа традиционности, всего устоявшегося, закрытого для перемен – окно занавешено, а лестница темна. Жилище выступает символической скорлупой, под которой скрыто настоящее сокровище – чудо-девушка – скрытная, но смелая, горячо любящая, чувствительная и полная идей. Ветер как воплощение свободной стихии противопоставлен статичности лирического героя. Он не производит никаких действий, являясь пассивным слушателем, созерцателем.

Простота в этом стихотворении почти фольклорная («сила тайная», «заветный час», «птицы вольные», «чудо-девушка»). Задушевность интонации повествования покоряет читателя.

«Песня цыганки» — шедевр интимной лирики Полонского. Искренность, простота, задушевность отличают этот романс, написанный в «цыганском» духе.

Песня цыганки

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету...
Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт - и спозаранок
В степь далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:

Как концы её, с тобою

Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?

Кто-то завтра, сокол мой,

На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,

Друга милого любя,

Будет песни петь, играя

На коленях у тебя!

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету...
Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

Стихотворение «Песня цыганки» было написано в 1853 году, когда Я.П. Полонский уже был признан как талантливый поэт.

Тема анализируемого произведения – прощание цыганки с любимым. Автор воспевает светлое чувство, показывая, что в отношениях, построенных на любви, нет места ненависти. Кроме того, Яков Петрович учит ценить любовь.

Главная героиня стихотворения – цыганка. Она обращается к любимому, представляя предстоящую сцену расставания на мосту. В первом катрене она говорит, что ее костер светит в тумане. Эта деталь пейзажа подсказывает, что героиня далеко отошла от своих, чтобы втайне от них проститься на мосту с любимым. Можно предположить, что родственники девушки не одобряли эти отношения.

Далее героиня говорит парню, что рано утром уйдет другими цыганками в степь. На прощание она просит возлюбленного связать ее шаль «узлом» на груди. В данном контексте «узел» – символ любви, встреч. Девушка понимает, что его непременно развяжет кто-то другой и смиренно покоряется этому, понимая, что другого пути нет. Осознает молодая цыганка и то, что ее милого полюбит другая, что она будет сидеть на коленях у возлюбленного, играть ему, петь песни. Девушка не перечит этому, лишь просит возлюбленного вспоминать ее.

Заканчивается стихотворение повторением первого четверостишия. Так автор усиливает звучание главного мотива произведения и показывает, что героиня тяжело переживает предстоящее расставание.

По смыслу стихотворение Я.П. Полонского «Цыганская песня» можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка и первое упоминание о прощании на мосту; обращение цыганки к любимому с просьбами связать шаль узлом, вспоминать ее, когда будет с другой.

Формальная организация произведения несложная. Оно состоит из шести катренов с перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Написаны строки четырехстопным хореем. Особенность формальной и смысловой композиции – повторение первого катрена.

Стихотворение не изобилует художественными средствами. Поэт явно ориентировался на народное творчество, используя, например, обращение «сокол мой» или перифраз «друг милый» (то же, что «возлюбленный»). В тексте есть несколько эпитетов («кибитка кочевая», «милый мой») и сравнение («как концы ее, с тобою мы сходились в эти дни»).

Выразительно передать внутреннее состояние главной героини позволяет интонация. В первом катрене использовано многоточие, подчеркивающее задумчивость и грусть девушки.

В следующих четверостишьях есть риторические вопросы («Кто-то мне судьбу предскажет?) и восклицательное предложение (Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя,/ Будет песни петь, играя / На коленях у тебя!).

Печаль девушки подчеркивается также аллитерацией, например, нанизыванием слов с согласным «с»: «Ночью нас никто не встретит; мы простимся на мосту».

Полонский расширял возможности романса, сближая его с жанром философской думы.

Это стихотворение Полонского, безусловно, самое известное. «Мой костёр» – песня, к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: