Методика составления тестовых заданий.
Достоинство тестовой технологии может быть выполнена только при учете требований классической и современной тестовой теории. На базе тестовой теории и современных методик разработки тестов можно обеспечить надёжность, валидность и эффективность контроля, выполнение им своих задач в процессе обучения и итоговой аттестации обучающихся.
1. Требования к качеству тестовых заданий.
а )Надёжность.
· Факторы влияющие на надёжность:
· Качество заданий, для определения которого используют повторное тестирование;
· Число тестовых заданий должно быть избыточным;
· Непонятность и двусмысленность заданий не допускается;
· Подбор правдоподобных дистракторов для устранения случайного угадывания правильных ответов;
· Устранение субъективного оценивания, для чего необходима разработка критериев оценивания заданий свободного вида;
Обязательны инструкции для обучающихся и инструкции к тестовым заданиям.
б) Валидность (соответствие правилу или истине).
При составлении тестовых заданий необходимо учитывать содержательную валидность, т.е. содержание заданий должно строго соответствовать требованиям ГОСТа, и функциональную валидность, т.е. задания должны составляться на научном языке, который должен в точности совпадать с языком описания содержания в учебном предмете.
в) Общепонятность и однозначность описания задания теста означает, что обучающемуся ни о чём не надо догадываться, читая задание теста: оно понятно ему сразу.
г) Простота – тестовые задания не должны содержать в себе наслоение нескольких заданий, да ещё и разного уровня.
Виды тестовых заданий.
В КИМы необходимо включить тестовые задания разных видов.
а) Закрытого типа – задания.
· Альтернативных ответов;
· Множественного выбора.
б) открытого типа – задания.
· Ополнения;
· Свободного изложения.
в) Установление соответствия
г)Установление последовательности.
Требования к разработке заданий разных видов.
а)Требования к заданиям закрытой формы.
В заданиях закрытой формы имеется основная часть, содержащая постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные учителем. Обычно правильным ответом бывает только один. Правдоподобные ответы называются дистраторами. Число дистраторов в задании, как правило, не более пяти (редко – 7). Дистратор называют неработающим, если ни один из тестируемых его не выбрал. Такой дистратор убирают.
Создать тестовое задание, удовлетворяющее всем правилам невозможно, но принять считать, что если тест удовлетворяет 9 – 10 рекомендациям, то он – рабочий:
· В тексте задания не должно быть двусмысленности и неясности формулировок:
· Основная часть задания формулируется из одного предложения из семи – восьми слов;
· Задание имеет простую синтаксическую конструкцию, одним придаточным предложением;
· Основная часть должна содержать как можно больше слов, оставляя для ответа не более 2 – 3 ключевых слов для данной проблемы;
· Ответы к одному заданию должны быть одной длины, либо правильный ответ может быть короче других в пределах задания;
· Исключаются все вербальные ассоциации. Способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;
· Частота выбора одного и того же номера для правильного ответа в различных заданиях текста должна быть одинакова, либо этот номер может быть случайным;
· Основная часть формулируется в форме утверждения, которая обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из вариантов ответа;
· Из числа тестовых исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения обучающегося (студента) по какому – либо вопросу;
· При формулировке дистракторов не рекомендуется использовать выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные», и т.д., способствующие угадыванию;
· Дистракторы должны быть равно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа;
· Ни один из дистракторов не может быть частично правильным ответом, превращающихся при дополнительных условиях в правильный ответ;
· Из ответов исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
· В ответах не рекомендуется использовать такие слова, как «всё», «ни одного», «никогда», «всегда»… способствующих угадыванию;
· Из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;
· Ответ одного задания не должен служить ключом к правильным ответам другого задания, т. е. нельзя использовать дистраторы из одного задания в качестве правильного ответа другого;
· Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста;
· Если в задании имеются альтернативные ответы, то не следует их ставить рядом с правильными, ибо на них будет сразу сосредоточено внимание.
б) Требования к заданиям на установление соответствия.
· Содержание задания желательно выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;
· Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора – справа;
· Желательно, чтобы каждый столбец имел определённое название, обобщающее все элементы столбцов;
· Необходимо, чтобы правый столбец содержал несколько дистракторов (лучше, когда их в 2 раза больше);
· Необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобными;
· Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;
· В дополнительной инструкции к заданию необходимо сообщить обучающемуся о наличии дистракторов в правом столбце, и сколько раз используется каждый элемент правого столбца (один или более);
· Задание располагается на одной странице, без переноса его элементов на другую.
в)Требования к заданиям установление последовательности.
Задание данной формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов, и т.п., которые приводятся в случайном порядке. Обучающийся должен установить правильный порядок действий, процессов и указать его с помощью цифр (алгоритм сортировки). Инструкция к заданиям имеет вид:
УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
Эти задания специфичны.
г) Требования к заданиям на дополнение.
При ответе на открытое задание с ограниченным ответом обучающийся дописывает пропущенное слово, формулу, символ или число на месте прочерка. Разработка заданий на дополнение с ограниченным ответом подчиняются следующим правилам:
· Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место которого обозначено точками или прочерком;
· Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;
· Все прочерки в открытых заданиях рекомендуется делать одинаковой длины;
· Дополнения ставятся в конце задания или как можно ближе к концу;
· После прочерка, при необходимости, указываются единицы измерения;
· Текст задания должен иметь простую синтаксическую конструкцию и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;
· В тексте исключаются повторы и двойное отрицание;
д) Требования к заданиям свободного изложения.
Не имеют ни каких ограничений на содержание и форму представления ответов. Эти задания близки к традиционным контрольным заданиям, и поэтому положительно воспринимаются большинством учителей. Но они требуют больших затрат на проверку и сложнее поддаются компьютеризации.