Б) Этап поддержания общей подготовленности.




Спортивная деятельность приобретает преимущественно общекондиционный и оздоровительно – рекреационный характер. Тренировочный процесс должен обеспечивать сохранение высокой общей дееспособности.

В свою очередь каждый из этапов состоит из определенных циклов подготовки. В частности макроцикл (годичный или полугодовой цикл).- делится на периоды: подготовительный, соревновательный, переходный. Каждый период состоит из мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно – подготовительный, шлифовочный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительно – подготовительный, восстановительно – поддерживающий.Каждый мезоцикл состоит из микроциклов (малый цикл подготовки): собственно – тренировочный, подводящий, соревновательный, восстановительный.

Микроцикл состоит из отдельно тренировочных дней.

23(1) Спортивная подготовка на этом этапе обусловлена естественным старением организма спортсмена и снижением его потенциальных возможностей Она характеризуется сугубо индивидуальным подходом, что объясняется следующим. Во-первых, большой тренировочный или соревновательный опыт подготовки конкретного спортсмена, помогает всесторонне изучить присущие ему особенности, сильные и слабые стороны его подготовленности, выявить наиболее эффективные средства и методы подготовки, варианты планирования тренировочных нагрузок, что позволяет осуществлять тренировочный процесс, направленный на поддержание, в определенной мере, достигнутого уровня спортивных результатов. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма спортсмена и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями синем и органов, так и исключительно высоким уровнем тренировочных и психологических нагрузок на предыдущем этапе подготовки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удержание их на ранее возможном уровне. Поэтому для этапа сохранения высших достижений характерно стремление по возможности поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы.

При огромном опыте спортсменов, их хорошей адаптации к разнообразным средствам и методам, используемым в тренировочном процессе, ранее применявшиеся мероприятия спортивной подготовки уже не будут оказывать эффективного воздействия на спортсменов. Отсюда на данном этапе наиболее важно использование комплексов тренировочных упражнений, не применявшихся на предыдущих этапах подготовки, неспецифических средств стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий.

41. Спинной мозг: положение, внешнее строение, серое и белое вещество. Роль спинного мозга в жизнедеятельности человека.

Спинной мозг по внешнему виду представляет собой длинный цилиндрический уплощенный спереди назад, тяж с узкой полостью центральным каналом. Располагается спинной мозг в позвоночном канале на уровне нижнего края большого затылочного отверстия, переходит в головной мозг. Серое вещество на протяжении спинного мозга справа и слева от центрального канала имеются симметрические серые столбы, связанные друг с другом пластинками серого вещества. Эти пластины получили название передний и задний спаек. На поперечном срезе спинного мозга столба серого вещества с каждой стороны имеют вид выступов различной ширины-рога. Выделяют более широкий передний и узкий задний рог, соответствующие переднему и заднему столбам. Боковой рог соответствует боковому столбу. Клетки всех ядер задних рогов - это тела вставочных нейронов. Промежуточная зона серого вещества спинного мозга расположена между передними и задними рогами. В боковых рогах находятся центры симпатической части вегетативной нервной системы, в виде групп нервных клеток, объединенных в латеральное промежуточное вещество. В белом веществе, примыкающим к серому веществу между передними и задними рогами, расположена ретикулярная формация. В передних рогах находятся тела двигательных нейронов. Нейроны образуют значительные по объему ядра: 2 медиальных, 2 латеральных, центральное ядро. Белое вещество - в нем выделяют 3 парных канатика. Передний канатик расположен с латеральной стороны. Задний канатик находится между задней срединой и задней латеральной бороздами. Боковой канатик располагается между передней и задней латеральными бороздами. В глубине всех канатиков в непосредственной близости от серого вещества лежат короткие межсигментарные волокна, относящиеся к проводящим путям самого спинного мозга.

Спиной мозг выполняет рефлекторные и проводниковые функции. В нем расположены центры всех двигательных непроизвольных рефлексов, центры вегетативной симпатической, которая и частично парасимпатическая НС. Проводниковая функция осуществляется волокнами белого вещества спинного мозга, которые формируют системы восходящих и нисходящих путей спинного мозга.

23(2)Спинной мозг - расположен в позвоночном канале от 1 шейного до 1-2 поясничных позвонков. Передней и задней продольными бороздами спинной мозг делится на две половины. По всей длине спинного мозга проходит центральный канал, который заполнен спинномозговой жидкостью. Спинной мозг состоит из белого вещества, находящегося по краям, и серого вещества, расположенного в центре и имеющего на поперечном разрезе вид крыльев бабочки. В сером веществе находятся тела нервных клеток, а в белом — их отростки. В передних отделах (рогах) серого вещества спинного мозга (в передних крыльях «бабочки») расположены двигательные нейроны, а в задних рогах и вокруг центрального канала — вставочные нейроны. В боковых рогах серого вещества находятся нейроны вегетативной нервной системы.

Спинной мозг состоит из 31 сегмента. От каждого сегмента отходит пара спинномозговых нервов, начинающихся двумя корешками — передним и задним, В передних корешках проходят двигательные волокна, а чувствительные волокна входят в спинной мозг через задние корешки и оканчиваются на вставочных и двигательных нейронах. Спинномозговые нервы направляются к соответствующим мышцам и органам тела. Задние корешки спинного мозга имеют небольшие утолщения. Это нервные узлы, в которых и находятся скопления тел чувствительных нейронов.

Функции спинного мозга - Спинной мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция заключается в том, что спинной мозг обеспечивает осуществление простейших рефлексов, таких, как разгибание сгибание конечностей, отдергивание руки, коленный рефлекс, а также более сложных рефлексов, которые, кроме того, контролируются и головным мозгом.

Нервные импульсы от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов проводятся по белому веществу спинного мозга в головной мозг, а импульсы из головного мозга направляются к двигательным нейронам спинного мозга.

 

 

42. Характеристика и основное содержание базовой подготовки спортсменов.

Стадия базовой подготовки. (продолжительность 4-6 лет.)

Цель: заложить полноценный фундамент будущих достижений.

Задачи: обеспечить всестороннее развитие организма, увеличить уровень его функциональных адаптивных возможностей, создать богатый фонд разнообразных ДУиН, сформировать начальную основу спортивного мастерства.

В стадии базовой подготовки существует 2 этапа:

а) Этап предварительной спортивной подготовки – начинается в младшем школьном возрасте, а в отдельных случаях и раньше, и заканчивается с началом спортивной специализации.

б) Этап начальной спортивной специализации – на данном этапе важно выступает вопрос профориентации. С одной стороны необходимо не упустить момент закладки основ спортивного мастерства и развития его до мастерского результата, с другой избежать форсированной специализации, которая может оказаться неадекватной природным задаткам человека. Специальная подготовка проводится с привлечением специально – подготовительных упражнений, направленных на систематическое формирование основ техники выбранного вида спорта. Объем нагрузок увеличится более высоко, чем интенсивность.

24(1)Это главный тип мезоциклов подготовительного периода тренировки. В нем реализуются основные задачи подготовки, осуществляется основная тренировочная работа по формированию новых и преобразованию освоенных ранее двигательных навыков. Вводится наиболее значительные нагрузки, приводящие к повышению функциональных возможностей организма. Данный мезоцикл имеет разновидности: - по преимущественному содержанию в подготовке различают общеподготовительные и специальноподготовительные мезоциклы; - по направленности предъявляемых требований: - развивающий и стабилизирующий. Б.М развивающего характера играет первостепенную роль достижение спортсменом нового уровня работоспособности. Они отличаются значительными параметрами тренировочных нагрузок. Для стабилизирующих мезоциклов характерна временная приостановка роста нагрузок на достигнутом уровне, что облегчает адаптационные процессы.

 

43. Механизмы энергообеспечения мышечной деятельности.

24.2 Механизмы энергообеспечения мышечной деятельности.

Для процессов сокращения и расслабления мышц потребляется энергия АТФ. Расщепление АТФ с отсоединением одной молекулы фосфата и образованием аденозиндифосфата (АДФ) сопровождается выделением 10 ккал энергии на 1 моль: АТФ = АДФ + Ф + Эн.. однако запасы АТФ в мышцах невелики (около 5 моль- л '). Их хватает лишь на 1-2 с работы. Количество АТФ в мышцах не может изменяться, так как при отсутствии АТФ в мышцах развивается контраструктура (не работает кальциевый насос и мышцы не в состоянии расслабляться), а при избытке - теряется эластичность.

Для продолжения работы требуется постоянное восполнение запасов АТФ. Восстановление АТФ происходит в анаэробных условиях - за счет распада креатин фосфата (КрФ) и глюкозы (реакции гликолиза) - и в аэробных условиях - за счет реакций окисления жиров и углеводов. Энергосистемы, используемые в качестве источников энергии, обозначаются как фосфагенная энергетическая система или система АТФ-КрФ, гликолитическая (или лактацидная) система и окислительная (или кислородная) система.

Быстрое восстановление АТФ происходит в тысячные доли секунды за счет распада КрФ: АДФ + КрФ = АТФ + Кр. Наибольшей эффективности этот путь энергообразования достигает к 5-6-й секунде работы, но затем запасы КрФ исчерпываются, так как их также немного (около 30 моль- л ').

Медленное восстановление АТФ в анаэробных условиях обеспечивается энергией расщепления глюкозы (выделяемой из гликогена) - реакцией гликолиза с образованием в конечном итоге молочной кислоты (лактата) и восстановлением 3 молекулы АТФ. Эта реакция достигает наибольшей мощности к концу 1-й минуты работы. Особое значение этот путь энергообразования имеет при высокой мощности работы, которая продолжается от 20с до 1-2 мин.(например, при беге на средние дистанции), а также при резком увеличении мощности более длительной и менее мощной работы (спурты и финишные ускорения при беге на длинные дистанции) и при недостатке кислорода во время выполнения статической работы. Ограничение использования углеводов связано не с уменьшением запасов гликогена (глюкозы) в мышцах, и в печени, а с угнетением реакции гликолиза избытком накопившейся в мышцах молочной кислоты.

Реакция окисления обеспечивают энергией работу мышц в условиях достаточного поступления в организм кислорода, т.е. при аэробной работе длительностью более 2-3 мин. Доставка кислорода достигает необходимого уровня после достаточного развертывания функций кислороднотранспортных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой систем и системы крови). Важным показателем мощности аэробных процессов является предельная величина поступления в организм кислорода за 1 мин -максимальное потребление кислорода (МПК). Эта величина зависит от индивидуальных возможностей каждого человека. У нетренированных лиц в 1 мин поступает к работающим мышцам около 2,5-3 л 02, а у высококвалифицированных спортсменов -лыжников, пловцов, бегунов-стайеров и др. достигает 5-6 и даже 7л в 1 мин.

При значительной мощности работы и огромной потребности при этом в кислороде основным субстратом окисления в большинстве спортивных упражнений являются углеводы, так как для их окисления требуется гораздо меньше кислорода, чем при окислении жиров. При использовании одной молекулы глюкозы (С6Н12О6). полученной из гликогена, образуется 38 молекул АТФ. т.е. аэробный путь энергообразования обеспечивает при том же расходе углеводов во много раз больше продукции АТФ, чем анаэробный путь. Молочная кислота в этих реакциях ненакапливается, а промежуточный продукт - пировиноградная кислота сразу окисляется до конечных продуктов - СО2 и H2О.

В качестве источника энергии жиры используются в состоянии двигательного покоя, при любой работе сравнительно невысокой мощности (требующей до 50% МПК) и при очень длительной работе на выносливость (требующей около 70-80% МПК).

 

44. Стадия максимальной реализации спортивных возможностей и ее характеристика.

25(1)Данный этап совпадает, с возрастом благоприятным для достижения высоких спортивных результатов в видах спорта и спортивных дисциплинах, видах соревнований, избранных для углубленной специализации.

Основная задача этапа максимальное использование средств, способных вызвать активное протекание адаптационных возможностей.

Принципиально является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности спортсмена к достижению наивысших результатов (подготовленный к ходам естественного развития организма и функциональных преобразований в результате многолетней тренировке) совпадает с периодом самых интенсивных и сложных в координационном отношении нагрузок. При таком совпадении спортсменам удается добиться максимально возможных результатов, в противном случае они оказываются значительно ниже. Характерным для данного этапа является то, что формирование спортивного мастерства и успешность выступление в соревнованиях обуславливаются возрастными зонами спортивных достижений, а именно: зоны первых и больших успехов; зоны достижений оптимальных возможностей; зона поддержания высоких результатов, Продолжительность и особенности подготовки к высшим достижениям во многом зависят от специфических особенностей формирования спортивного мастерства не только в различных видах спорта, но и в отдельных видах соревнований. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена. Продолжается совершенствование спортивной техники, при этом особое внимание уделяете индивидуализации и повышению надежности ее проявления в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Тактическая подготовка направлена на формирование широкого комплекса средств и методов ведения соревновательной борьбы, а также на вариативность их выбора в зависимости от каждой конкретной соревновательной ситуации.

Суммарные величины объема и интенсивности тренировочных нагрузок достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в микроциклах увеличивается до 15-20 и более, резко возрастает соревновательная практика, объем специальной психической и интегральной подготовки.

45. Физиологическая характеристика циклических и ациклических движений.

25.2 Данная группа движений характеризуется стереотипом программой ' двигательных актов, но и отличие от циклических упражнении, эти акты разнообразны (1-2-3-4 и т.д.) их разделяют на движения качественною значения, оцениваемые в баллах - гимнастика акробатика фигурное катание, прыжки в воду, на батуте и др., и на движения, имеющие количественную оценку. Среди движений с количественной оценкой выделяют:

Собственно-силовые, характерные, например, для тяжелой атлетики, где сила спортсмена направлена на преодоление массы поднимаемой штанга, а ускорение штанги изменяется мало. Скоростно-силовые (прыжки, метания), где вес ядра, молота, диска, копья или вес собственного тела спортсмена - величина кетменная, а спортивный результат определяется заданным снаряду или телу ускорением, т.е.

Прицельные движения (стрельба пулевая, из лука, городки, дартс и пр.), требующие устойчивости позы, тонкой мышечной координации, точности анализа сенсорной информации.

Во всех этих упражнениях сочетается динамическая и статическая работа, анаэробного (прыжки, метания) или анаэробно-аэробного характера (например, вольные упражнения в гимнастике, произвольная программа в фигурном катании и др.), которые по длительности выполнения соответствуют зонам максимальной и субмаксимальной мощности. Суммарные энерготраты здесь невысоки из-за краткости выполнения, кислородный запрос на работу и кислородный долг малы. Значительных требований к вегетативным системам организма не предъявляется. Выполнение упражнений требует хорошей координации, пространственной и временной точности движений, развитого чувства времени, концентрации внимания, значительной абсолютной и относительной силы. Ведущими системами являются ЦНС, сенсорные системы, двигательный аппарат

46. Понятие физической культуры личности; структура и основы ее формирования.

Функции Ф К - общекультурные, нравственные, мировоззренческие, аксиологическая, спортивная, культурологическая, специфическая, образовательная, адаптационная, внутренняя, морфофункциональная; психофизиологическая; моторная.

Цель ФК - восполнение культурного потенциала общества на основе формирования ФКЛ и ее составных компонентов.

Задачи:

Производство и преобразование совокупности материальных идуховных ценностей ФК становления культуры социума. 2. Становление культурногопотенциала общества направленным на использование ценностей ФК 3.Формирование потребностно - мотивационной и ценностно-ориентированных ценностей личности на освоение преобразования и распространения ценностей ФК дляудовлетворения потребности социума и личности, становление системных способностей.

ФКЛ есть качественное, системное и динамическое образование личности, которое характеризуется определенным уровнем физ. развития и подготовленности.Образованности, осознание способов достижения этого уровня и включение в физическую спортивнуюдеятельность. По направленному использованию ценностей для удовлетворения личности и социальных потребностей и развития системы способностей.

Под аксиологическим компонентом - понимается ценностное ориентированность личности на овладение во 1-ыхсовокупностей ценности ФК и общественного опыта. Высшим уровнем ценностной ориентацииличности (ЦОЛ) следует понимать ЦОЛ осознание ее ФК ценности (длясебя и общества) передачи физического опыта, реально-деятельностного участия в количественном и самостоятельном физическом совершенствовании,ведение ЗОЖ.

В настоящеевремя структура ЦОЛ включает следующие компоненты:

1-информационно-познавательные идеи становление мотива. 2- оценочно-мативационный - оценка зун выражение мотивов (мотив - хочу делать) 3- потенциально-деятельностный отражает готовность человека к реализации усвоения знаний (хочу - делать)4- реально-деятельностный (реализация на практике)

Физический компонент. Характеризует состояние здоровья и комплекс психо-материальных способностей.При этом здоровье предусматривает оптимальное состояние социально психологического и физического компонента. Физический компонент является биологической адаптациейи характеризует оптимальное физическое развитие, состояние двигательной иморфофункциональной подготовки.

Социальный компонент - отражает социальную адаптациюикачество направленностиличности на овладение ценностью ФК т.о по спортивным физическим компонентамможно судить по: следующим признакам - оптимальное физическое развитие - оптимальная закаленность - оптимальная функциональная подготовленность (высокий уровень работоспособности) - эмоциональная устойчивость к психогенным факторам среды. За счет чего мы будем формировать качества, а) целенаправленный подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности в составе традиционных и нетрадиционных средств ФК направленных именно на избыточную и срочную воспитание физических качеств.

б) использование компонентов психогигиенической саморегуляции.

в) использование всей совокупности средств ФК направленных на становление закономерности УН личности и социальной гигиены.

г) дифференциация, т.е. разделение по группам здоровья с учетом интересов направленных потребностей.

е) формирование осознанного отношения физкультурно-спортивной деятельности. Потребностно-мотивационный компонент включает в себя мотивы и соответствующие им потребности. (потребность - нужда в чем-либо требующее удовлетворение), а напряжение и отношение личности.

1- большее значение имеют биологические (не - физиологические) потребности, которые обеспечивают существование человека.

2- социальная потребность (принадлежать, проявлять себя в коллективе)

3- идеальные потребностные стремления познать смысл окружающего мира, свое место в этом мире

4- материальная потребность.

Мотивация: 1- внутреннее побуждение - удовлетворение от деятельности 2- значимость для личности, непосредственный результат от этой деятельности 3- внешнее побуждение (вознаграждение) 4.-понуждающее давление на личность.

48. Комплексный контроль в системе спортивной подготовки.

Управление на основе данного оперативного контроля подлежат такие характерные параметры тренировочной нагрузки, как продолжительность и количество отдельных упражнений, интенсивность работы при их выполнении, продолжительность пауз между отдельными упражнениями.

Контроль в системе спортивной подготовки юных спортсменов.

Эффективность процесса спортивной подготовки во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля.

Целью контроля является оптимизацияпроцесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки, различных сторон их подготовленности и возможности важнейших систем организма.

Объектом контроля является содержание учебно – тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности.

Виды контроля: Этапный – позволяет оценить этапное состояние спортсмена, является следствием долговременного тренировочного эффекта.

Текущий – направлен на оценку состояния, которое является следствием нагрузок серий занятий. Оперативный – предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций на нагрузки в ходе отдельных занятий соревнований.

Различают углубленный, избирательный и локальный контроль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: