Взаимодействие в процессе социализации ребенка




Взаимодействие в процессе обучения детей

Одна из основных форм взаимодействия учителя и тьютора в процессе обучения — индивидуальная помощь «особому ребенку».

Основная задача учителя и педагога сопровождения в процессе обучения — помочь ребенку с проблемами в развитии в формировании основ учебной деятельности.

На организационном этапе, в зависимости от задачи, которую ставит учитель перед всем классом, тьютор помогает ребенку освоить понятия «урок», «перемена», поясняет, что нужно делать, когда звенит звонок, обращая внимание ребенка на требования учителя и действия других детей.

Следующий этап взаимодействия — организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т. д. На этом этапе важно, что педагог сопровождения не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи.

Очень важна, иногда необходима помощь педагога сопровождения на этапе постановки учителем учебной задачи и принятия ее детьми. Когда учитель работает со всем классом, тьютор вместе с ребенком индивидуально анализирует, что ему нужно сделать. Часто требуется помощь и в решении учебной задачи, выполнении определенного алгоритма действий.

Еще один важный момент, требующий взаимодействия учителя и тьютора — формирование у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Создание ситуации успеха для «особого ребенка», возможность гордиться своими достижениями — результат взаимодействия двух педагогов на уроке.

Следует сказать и о стратегии помощи «особому ребенку» со стороны ассистента — от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до полной самостоятельности (как правило, дети и в 1, иво 2 классах легко и сами отказываются от помощи взрослого, когда чувствуют силы работать на уроке самостоятельно). Ребенок получает помощь, но при этом он должен очень многое делать самостоятельно, совершать ошибки и, по возможности, самостоятельно их исправлять.

Кроме индивидуальной помощи «особому ребенку» на уроке существуют и апробированы другие формы взаимодействия учителя и педагога сопровождения:

а) индивидуальная помощь педагога сопровождения другим учащимся класса;

б) проведение части урока;

в) при организации работы на уроке по подгруппам — работа с одной

из подгрупп;

г) помощь всем детям при реализации какого)либо проекта на уроке.

Взаимодействие учителя и педагога сопровождения в процессе обучения осуществляется и в методическом плане. В тройке «учитель —тьютор — дефектолог» — это:

— разработка индивидуального образовательного плана для ребенкас ОВЗ;

— постановка цели и конкретных задач в организации помощи ребенку при освоении им образовательной программы;

— решение вопросов о способе и средствах подачи и закрепления нового материала с учетом особенностей познавательной деятельности конкретного ребенка или группы детей, составление и оформление индивидуальных карточек с заданиями;

— планирование системы уроков, включая проектную деятельность;

— совместное решение вопросов преподавания и оценки успешности учебной деятельности «особых» детей в инклюзивных классах на методсовещаниях, составление методических рекомендаций;

— помощь учителю в оформлении методических пособий и др.

Взаимодействие в процессе социализации ребенка

Взаимодействие в организации процесса адаптации и социализации «особого ребенка» в группе сверстников.

Известно, что для нормальной полноценной жизни ребенка в школе важны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодейство)

вать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества лич)

ности как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоционально)

му состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование рабо)

ты учителя и тьютора основывается на данных о состоянии коммуника)

тивных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также на

данных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе.

Основными задачами тьютора в данном направлении при сопровож)

дении ребенка с ОВЗ будут: помощь в инициации и построении контактов

с другими детьми, с учителями и другими специалистами; развитие ком)

муникативных навыков и возможностей, формирование направленности

на других детей; помощь в формировании психологического климата

класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и

адекватных форм коммуникации друг с другом и с «особым» ребенком.

Направления совместной работы:

1) С учителем (классным руководителем) и воспитателем ГПД педа)

гог сопровождения планирует и проводит праздники, коллективные

творческие дела, экскурсии и т. д.

2) С учителем и психологом — наблюдает, обсуждает и оценивает со)

циальную ситуацию в классе, вырабатывает стратегию дальнейшей ра)

боты по формированию сплоченности в детской группе.

Формы совместной работы:

— проведение в классе структурированного занятия «Круг» в начале

дня;

— проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сфе)

ру общения всех детей;

— внеучебные и внеклассные мероприятия: реализация совместных

проектов, экскурсии, праздники и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: