(дислалия, дизартрия, ринолалия)
Составитель Л.В. Лопатина
I. Анкетные данные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашний адрес | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поступил(а) из | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение МПК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Анамнез | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
родителей и родственников до рождения ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Протекание беременности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- от которой по счету беременности ребенок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- характер беременности (токсикозы (1-ой, 2-ой половины беременности); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сосудистой и эндокринной системы и др.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- простудные и инфекционные заболевания, перенесенные матерью во | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
время беременности (в 1-й, 2-й половине) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудо- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рожные, антикоагулянтные, антипаразитические, сензитивные средства, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленно- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сти и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- повышенный фон радиационного излучения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- экологические вредности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- употребление алкоголя, никотина, наркотиков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- психические и физические травмы матери во время беременности (1-ая, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2-ая половина беременности) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- резус-фактор (совместимость, отрицательный) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Протекание родов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- роды в срок, досрочные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- характер протекания родов (нормальные; стремительные, затяжные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
воженные); слабость родовой деятельности матери, применение средств | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
родовспоможения (стимуляция (механическая, химическая, электростиму- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ляция); наложение щипцов; кесарево сечение; наличие асфиксии (синей, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
белой); травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
крово излияния, родовая опухоль у ребенка); вес и рост ребенка при рож- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Раннее постнатальное развитие ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- вскармливание (когда принесли кормить) ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, тру- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро насту- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания при | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кормлении, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
последующее вскармливание (смешанное, искусственное) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- характер «жизненнего ритма младенца» (без особенностей, чрезмерное | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стойкое нарушение сна) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- раннее психомоторное развитие (удерживает голову с ________, сидит _____, стоит ________, ходит__________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Перенесенные заболевания: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- до года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- после года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- ушибы, травмы головы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- судороги при высокой температуре | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
расщелины, удаление аденоидов, полипов носовой полости и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Речевое развитие ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
время появления и характер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гуления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
первых слов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
фразовой речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
речевая среда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Логопедическое обследование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Психологические особенности ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- контактность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- особенности поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Состояние слуховой функции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) слуховое внимание и восприятие: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- узнавание и различение звучания музыкальных инструментов, звучащих | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
игрушек | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- определение направления источника звука | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) восприятие речи: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- беседа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- выполнение специальных заданий, содержащих несколько последова- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тельно данных инструкций: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- называние и дифференциация основных цветов и их оттенков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- соотнесение картинки с цветовым фоном | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- показ правой, левой руки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Состояние двигательной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) общая моторика: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- естественные движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- прыжки на обеих ногах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- прыжки на правой (левой) ноге | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поймать брошенный мяч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- подбросить мяч над головой, поймать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нор- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможен- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
некоординированность); способность удерживать равновесие (удерживает, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
не удерживает) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) ручная моторика: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кинестетическая основа движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
руки, обеих рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
руки, обеих рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- положить кисть правой (левой) руки с вытянутыми пальцами перед | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- соединить в кольцо большой палец с указательным (средним, безымян- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ным, мизинцем) правой (левой) руки, обеих рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кинетическая основа движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поочередное сгибание (разгибание) пальцев правой (левой) руки, начиная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с большого (мизинца) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «пальчики здороваются» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «игра на рояле» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- одновременное изменение положений кистей рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «кулак – ребро - ладонь» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: объем движений (полный, неполный); темп выполнения (нормаль- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двигательное беспокойство); способность к нахождению и удержанию по- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
зы (находит, длительный поиск, трудность удержания); способность к пе- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
реключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
движения); координация движений (нормальное, некоодинированность); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мус- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кулатуре (отсутствуют, отмечаются) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) артикуляционная моторика: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
движения нижней челюсти | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- открыть рот | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- закрыть рот | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- попеременно открыть, закрыть рот | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- подвигать нижней челюстью из стороны в сторону | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
движения губ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «улыбка» с оскалом резцов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «хоботок» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- попеременно «улыбка» - «хоботок» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
движения языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- высунуть язык, удержать по средней линии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- широкий язык («лопатка») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- узкий язык («иголочка») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- попеременно «лопатка» - «иголочка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поднять кончик язык за верхние резцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- опустить кончик языка за нижние резцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- попеременно поместить кончик языка за верхние – за нижние резцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
движения мягкого нёба | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- произнести звук <а> с широко открытым ртом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
работа мышц лицевой мускулатуры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- надуть щеки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поднять брови | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- нахмурить брови | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поочередно зажмурить глаза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- наморщить нос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поднять верхнюю губу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, не- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
полный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспо- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
койство); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); способ- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ность нахождения и удержания позы (находит, удерживает, заменяет одно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
движение другим, длительный поиск и трудность удержания позы); мы- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
шеечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, изменчивый); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наличие синкинезий (отсутствуют, отличаются); способность к переклю- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
чению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движе- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ния); тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отклонение кончика языка при высовании; увеличение гиперкинезов или | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
замедление темпа при повторных движениях; слюнотечение; отклонение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гипокинез мягкого нёба; сглаженность носогубных складок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Анатомические строение периферического отдела артикуляционного | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
аппарата. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- губы (тонкие; толстые; укороченная верхняя губа; расщелина верхней гу- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
бы: частичная, полная; односторонняя, двухсторонняя) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- зубы (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, рас- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
положенные вне челюстной дуги; диастема; сверхкомплектность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- прикус (прямой; глубокий; переднеоткрытый; боковой открытый одно- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сторонний или двухсторонний; перекрестный; прогнатия; прогения) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- язык (макроглоссия; микроглоссия; короткая или укороченная, толстая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
или утолщенная подъязычная связка; наличие после операционного узла) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- твердое и мягкое нёбо (высокое, готическое нёбо; низкий уплощенный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
свод нёба; расщелина: сквозная односторонняя или двухсторонняя; неск- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ввозная полная или неполная; субмукозная; укорочение мягкого нёба; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отсутствие, укорочение или раздвоение маленького язычка; рубцовые из- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
менения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных ще- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
или задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Состояние звукопроизношения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- гласные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- губные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- переднеязычные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- среднеязычные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- заднеязычные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: _________________________________________________________ _________________________________________________________________ объем нарушений звукопроизношения (мономорфное, полиморф- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ное); характер нарушения произношения (отсутствие; замена на другие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
звуки; искаженное произношение и его вид; назализованность гласных и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ротовых согласных звуков; неназализованность носовых звуков). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Состояние звукослоговой структуры слов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- повторение слов: ваза, каша, снег, шарф, хлеб, крыша, кошка, капуста, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вдвоем, блюдце, аквариум, стрекоза, сквозняк, скворечник, хитрая, сахар- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ница, прилетели, выкрасилась, притворилась, земляника, сковорода, тем- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пература, милиционер, водопроводчик, парикмахерская, художественный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- повторение предложений: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Картошку жарят в сковороде. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В аквариуме плавают рыбки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У мальчика поднялась температура. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Милиционер ездит на мотоцикле. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Состояние дыхательной и голосовой функций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, сме- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
шанное) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (достаточный, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
недостаточный; продолжительный, непродолжительный; плавный, неплав- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ный или прерывистый) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- голос (по силе: нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно низкий; по | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
высоте: модулированный, недостаточно модулированный; по тембру: гну- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
савый, глухой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- направление голосовыдыхательной струи при речи (через рот и нос; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
только через нос; только через рот) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Состояние просодических компонентов речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- ритм (нормальный, дисритмия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- паузация (правильная или неправильная расстановка пауз в речевом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
потоке) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побу- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дительная) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Состояние фонематических функций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) дифференциация звуков: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(почка – бочка; мошка – ножка; банка – банька; мышка – мишка; корка - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
горка; дом – ком) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лак; гроза – глаза; угорь – уголь; суп – зуб; коса – коза; свет – цвет; Луша - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лужа; кочка – кошка; миска – мишка; речка – редька; лес - лещ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- определение правильности слов (магазин, нилиционер, мога, сопака, боч- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубь, груша, агвариум, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
щасы, чайник, ландыш, девочка, зорока, чипр, кровачь, щенок, чука, плаш, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
козмонавт, семляника, шаба, ежи, жуба, жаяц, цковорода, щапка, яшик, че- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ловек) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- слухо-произносительная дифференциация та – да; ба – ма; да – га; ва – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
та; ня – на; ка – га; фа – фя; ма – ка; ба – на – ба; ка – ка – га; на – ня – на; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
са - та – са; за – за – жа; ца – са – ца; ча – тя - ча | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) способность к фонематическому анализу и синтезу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
умный, Ира, иней | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- выделение звука из слова: звук <C>: сом, мак, нос, коса, утка, миска, де- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рево, автобус, лопата, санки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- звук <Ш>: дым, шар, нога, душ, киша, кошка, картина, подушка, камыш | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- звук <Р>: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, топор, сказка, роза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- звук <Л>: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- определение первого, последнего звука в слове: мак, дом, рука, ландыш, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
палец, колесо, самолет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- определение местоположения звука в слове: сумка, капуста, нос; рак, па- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
роход, топор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кошка, волк | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- составление слова из последовательно названных звуков: <C>, <О>, <К>; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<Л>, <У>, <Ж>, <А>; <П>, <О>, <Л>, <К>, <А> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) фонематические представления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- отобрать картинки с названным звуком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
звук <С>: носок, сумка, кошка, гусь, ваза, весы, цыпленок, пижама, роза, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лодка, мышь, стакан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
звук <Р>: моряк, ракета, ландыш, жаба, лейка, топор, пароход, рыба, кар- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тина, лапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- подобрать слова с названным звуком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Состояние лексики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) словарь существительных: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- называние предметных картинок по лексическим темам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- обобщение названий картинок одним словом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- называние целого предмета и его частей: стул – ножки, сиденье, спинка; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
машина – кабина, фары, колеса, кузов; рубашка – рукав, воротник, пугови- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цы; рука – плечо, локоть, кисть, пальцы; лицо – брови, ресницы, подборо- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
док, лоб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) глагольный словарь: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- называние действий по предъявленному предмету | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
расческа - | лейка - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
игла - | карандаш - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лопата - | удочка - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- называние глаголов движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
улитка - | корабль - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рыба - | заяц - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
самолет - | птица - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- называние профессиональных действий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
врач - | маляр - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
учитель - | повар - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
художник - | шофер - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- называние действий (щенок идет, лакает, сидит, лежит, грызет, играет, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лает, спит, кусает) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) словарь прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
голубой, розовый, оранжевый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- подбор определений к слову: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
еж - | бабочка - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
роза - | дерево - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
друг - | цветок - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) подбор антонимов (с 6-ти лет) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
делать добро - | поднимать гирю - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
большой мяч - | широкий пояс - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
старый друг - | покупать фрукты - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Состояние грамматического строя речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние словоизменения: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изменение имен существительных по числам: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
петух - | дерево - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
улитка - | перо - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стол - | колесо - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стул - | рот - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лист - | лев - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кукла - | пень - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изменение имен существительных по падежам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У меня есть кукла. | Я нарисую … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У меня нет … | Я любуюсь … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я завяжу бант … | Я говорю о … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- употребление формы родительного падежа множественного числа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дом - … | кофта - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ключ - … | ручка - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стакан - … | платье - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
день - … | блюдце - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
книга - … | дерево - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вилка - … | окно - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- употребление предлогов (на материале картинок или демонстрации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
действия): на, из, в, к, от, с, под, из-за, из-под, около | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- согласование имен прилагательных с существительными (называние | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цвета) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
шар – голубой | небо - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кофта - … | рукавицы - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- согласование имен существительных с числительными «два» и «пять» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гриб - … | два - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
заяц - … | два - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
белка - … | две - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
яблоко - … | два - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ночь - … | две - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изменение глаголов в форме настоящего времени по числам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мальчик стоит - | мальчики … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мальчик бежит - | мальчики … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
девочка поет - | девочки … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
девочка пьет - | девочки … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мальчик упал – девочка … | - дерево - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кот ушел – собака … | - стадо - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
фонарь светил – лампа … | - солнце - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние словообразования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) суффиксальный способ образования: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- уменьшительно-ласкательные суффиксы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
миска - … | цветок - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
машина - … | дом - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пуговица - … | платье - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
солнце - … | скамейка – … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кукла - … | ухо - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- суффиксы увеличительности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дом - … | волк - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нос - … | глаза - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- суффиксы вместилища | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сахар - … | чернила - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
салат - … | масло - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
хлеб - … | конфеты - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) префиксальный способ образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ходит - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
летает - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наливает - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) образование качественных прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Лису за хитрость называют… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зайца за трусость называют … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зиму за снег называют … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Осень за дождь называют … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) образование относительных прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стакан из стекла - … | варенье из яблок - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
шапка из меха - … | коробка из картона - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кофта из шерсти - … | рыба из моря - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д) образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
книга дедушки - … | уши зайца - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
платок мамы - … | рога оленя - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
хвост лисы - … | берлога медведя - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Состояние связной речи (пересказ рассказа, составление рассказа по | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
серии сюжетных картинок) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Логопедическое заключение.
1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вид и форма нарушения речи по клинико-педагогической классификации (дислалия: механическая, функциональная моторная, функциональная сенсорная, смешанная; дизартрия: псевдобульбарная, экстрапирамидная, корковая, мозжечковая; ринолалия: открытая (органическая или функциональная), закрытая (органическая или функциональная) ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________