(дислалия, дизартрия, ринолалия)
Составитель Л.В. Лопатина
| I. Анкетные данные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Дата рождения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Домашний адрес | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поступил(а) из | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Заключение МПК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| II. Анамнез | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| родителей и родственников до рождения ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. Протекание беременности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - от которой по счету беременности ребенок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - характер беременности (токсикозы (1-ой, 2-ой половины беременности); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| сосудистой и эндокринной системы и др.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - простудные и инфекционные заболевания, перенесенные матерью во | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| время беременности (в 1-й, 2-й половине) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудо- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| рожные, антикоагулянтные, антипаразитические, сензитивные средства, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленно- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| сти и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - повышенный фон радиационного излучения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - экологические вредности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - употребление алкоголя, никотина, наркотиков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - психические и физические травмы матери во время беременности (1-ая, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2-ая половина беременности) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - резус-фактор (совместимость, отрицательный) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3. Протекание родов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - роды в срок, досрочные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - характер протекания родов (нормальные; стремительные, затяжные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| воженные); слабость родовой деятельности матери, применение средств | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| родовспоможения (стимуляция (механическая, химическая, электростиму- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ляция); наложение щипцов; кесарево сечение; наличие асфиксии (синей, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| белой); травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| крово излияния, родовая опухоль у ребенка); вес и рост ребенка при рож- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| дении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4. Раннее постнатальное развитие ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - вскармливание (когда принесли кормить) ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, тру- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| дность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро насту- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| пающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания при | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кормлении, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| последующее вскармливание (смешанное, искусственное) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - характер «жизненнего ритма младенца» (без особенностей, чрезмерное | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| стойкое нарушение сна) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - раннее психомоторное развитие (удерживает голову с ________, сидит _____, стоит ________, ходит__________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5. Перенесенные заболевания: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - до года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - после года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - ушибы, травмы головы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - судороги при высокой температуре | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| расщелины, удаление аденоидов, полипов носовой полости и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6. Речевое развитие ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| время появления и характер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| гуления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| первых слов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| фразовой речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| речевая среда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| III. Логопедическое обследование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1. Психологические особенности ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - контактность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - особенности поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. Состояние слуховой функции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) слуховое внимание и восприятие: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - узнавание и различение звучания музыкальных инструментов, звучащих | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| игрушек | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - определение направления источника звука | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| б) восприятие речи: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - беседа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - выполнение специальных заданий, содержащих несколько последова- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| тельно данных инструкций: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - называние и дифференциация основных цветов и их оттенков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - соотнесение картинки с цветовым фоном | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - показ правой, левой руки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4. Состояние двигательной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) общая моторика: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - естественные движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - прыжки на обеих ногах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - прыжки на правой (левой) ноге | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - поймать брошенный мяч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - подбросить мяч над головой, поймать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нор- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| мальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможен- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| некоординированность); способность удерживать равновесие (удерживает, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| не удерживает) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| б) ручная моторика: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кинестетическая основа движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| руки, обеих рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| руки, обеих рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - положить кисть правой (левой) руки с вытянутыми пальцами перед | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - соединить в кольцо большой палец с указательным (средним, безымян- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ным, мизинцем) правой (левой) руки, обеих рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кинетическая основа движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - поочередное сгибание (разгибание) пальцев правой (левой) руки, начиная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| с большого (мизинца) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - «пальчики здороваются» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - «игра на рояле» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - одновременное изменение положений кистей рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - «кулак – ребро - ладонь» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: объем движений (полный, неполный); темп выполнения (нормаль- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| двигательное беспокойство); способность к нахождению и удержанию по- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| зы (находит, длительный поиск, трудность удержания); способность к пе- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| реключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| движения); координация движений (нормальное, некоодинированность); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мус- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кулатуре (отсутствуют, отмечаются) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| в) артикуляционная моторика: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| движения нижней челюсти | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - открыть рот | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - закрыть рот | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - попеременно открыть, закрыть рот | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - подвигать нижней челюстью из стороны в сторону | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| движения губ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - «улыбка» с оскалом резцов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - «хоботок» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - попеременно «улыбка» - «хоботок» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| движения языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - высунуть язык, удержать по средней линии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - широкий язык («лопатка») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - узкий язык («иголочка») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - попеременно «лопатка» - «иголочка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - поднять кончик язык за верхние резцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - опустить кончик языка за нижние резцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - попеременно поместить кончик языка за верхние – за нижние резцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| движения мягкого нёба | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - произнести звук <а> с широко открытым ртом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| работа мышц лицевой мускулатуры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - надуть щеки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - поднять брови | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - нахмурить брови | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - поочередно зажмурить глаза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - наморщить нос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - поднять верхнюю губу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, не- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| полный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспо- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| койство); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); способ- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ность нахождения и удержания позы (находит, удерживает, заменяет одно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| движение другим, длительный поиск и трудность удержания позы); мы- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| шеечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, изменчивый); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| наличие синкинезий (отсутствуют, отличаются); способность к переклю- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| чению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движе- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ния); тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| отклонение кончика языка при высовании; увеличение гиперкинезов или | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| замедление темпа при повторных движениях; слюнотечение; отклонение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| гипокинез мягкого нёба; сглаженность носогубных складок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5. Анатомические строение периферического отдела артикуляционного | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| аппарата. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - губы (тонкие; толстые; укороченная верхняя губа; расщелина верхней гу- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| бы: частичная, полная; односторонняя, двухсторонняя) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - зубы (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, рас- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| положенные вне челюстной дуги; диастема; сверхкомплектность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - прикус (прямой; глубокий; переднеоткрытый; боковой открытый одно- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| сторонний или двухсторонний; перекрестный; прогнатия; прогения) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - язык (макроглоссия; микроглоссия; короткая или укороченная, толстая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| или утолщенная подъязычная связка; наличие после операционного узла) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - твердое и мягкое нёбо (высокое, готическое нёбо; низкий уплощенный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| свод нёба; расщелина: сквозная односторонняя или двухсторонняя; неск- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ввозная полная или неполная; субмукозная; укорочение мягкого нёба; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| отсутствие, укорочение или раздвоение маленького язычка; рубцовые из- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| менения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных ще- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| лей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| или задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6. Состояние звукопроизношения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - гласные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - губные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - переднеязычные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - среднеязычные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - заднеязычные звуки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: _________________________________________________________ _________________________________________________________________ объем нарушений звукопроизношения (мономорфное, полиморф- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ное); характер нарушения произношения (отсутствие; замена на другие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| звуки; искаженное произношение и его вид; назализованность гласных и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ротовых согласных звуков; неназализованность носовых звуков). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 7. Состояние звукослоговой структуры слов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - повторение слов: ваза, каша, снег, шарф, хлеб, крыша, кошка, капуста, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| вдвоем, блюдце, аквариум, стрекоза, сквозняк, скворечник, хитрая, сахар- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ница, прилетели, выкрасилась, притворилась, земляника, сковорода, тем- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| пература, милиционер, водопроводчик, парикмахерская, художественный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - повторение предложений: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Картошку жарят в сковороде. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В аквариуме плавают рыбки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| У мальчика поднялась температура. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Милиционер ездит на мотоцикле. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 8. Состояние дыхательной и голосовой функций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, сме- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| шанное) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (достаточный, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| недостаточный; продолжительный, непродолжительный; плавный, неплав- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ный или прерывистый) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - голос (по силе: нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно низкий; по | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| высоте: модулированный, недостаточно модулированный; по тембру: гну- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| савый, глухой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - направление голосовыдыхательной струи при речи (через рот и нос; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| только через нос; только через рот) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 9. Состояние просодических компонентов речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - ритм (нормальный, дисритмия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - паузация (правильная или неправильная расстановка пауз в речевом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| потоке) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побу- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| дительная) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10. Состояние фонематических функций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) дифференциация звуков: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| (почка – бочка; мошка – ножка; банка – банька; мышка – мишка; корка - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| горка; дом – ком) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| лак; гроза – глаза; угорь – уголь; суп – зуб; коса – коза; свет – цвет; Луша - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| лужа; кочка – кошка; миска – мишка; речка – редька; лес - лещ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - определение правильности слов (магазин, нилиционер, мога, сопака, боч- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубь, груша, агвариум, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| щасы, чайник, ландыш, девочка, зорока, чипр, кровачь, щенок, чука, плаш, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| козмонавт, семляника, шаба, ежи, жуба, жаяц, цковорода, щапка, яшик, че- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ловек) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - слухо-произносительная дифференциация та – да; ба – ма; да – га; ва – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| та; ня – на; ка – га; фа – фя; ма – ка; ба – на – ба; ка – ка – га; на – ня – на; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| са - та – са; за – за – жа; ца – са – ца; ча – тя - ча | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| б) способность к фонематическому анализу и синтезу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| умный, Ира, иней | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - выделение звука из слова: звук <C>: сом, мак, нос, коса, утка, миска, де- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| рево, автобус, лопата, санки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - звук <Ш>: дым, шар, нога, душ, киша, кошка, картина, подушка, камыш | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - звук <Р>: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, топор, сказка, роза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - звук <Л>: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - определение первого, последнего звука в слове: мак, дом, рука, ландыш, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| палец, колесо, самолет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - определение местоположения звука в слове: сумка, капуста, нос; рак, па- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| роход, топор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кошка, волк | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - составление слова из последовательно названных звуков: <C>, <О>, <К>; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| <Л>, <У>, <Ж>, <А>; <П>, <О>, <Л>, <К>, <А> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| в) фонематические представления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - отобрать картинки с названным звуком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| звук <С>: носок, сумка, кошка, гусь, ваза, весы, цыпленок, пижама, роза, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| лодка, мышь, стакан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| звук <Р>: моряк, ракета, ландыш, жаба, лейка, топор, пароход, рыба, кар- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| тина, лапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - подобрать слова с названным звуком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 11. Состояние лексики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) словарь существительных: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - называние предметных картинок по лексическим темам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - обобщение названий картинок одним словом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - называние целого предмета и его частей: стул – ножки, сиденье, спинка; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| машина – кабина, фары, колеса, кузов; рубашка – рукав, воротник, пугови- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| цы; рука – плечо, локоть, кисть, пальцы; лицо – брови, ресницы, подборо- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| док, лоб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| б) глагольный словарь: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - называние действий по предъявленному предмету | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| расческа - | лейка - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| игла - | карандаш - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| лопата - | удочка - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - называние глаголов движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| улитка - | корабль - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| рыба - | заяц - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| самолет - | птица - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - называние профессиональных действий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| врач - | маляр - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| учитель - | повар - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| художник - | шофер - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - называние действий (щенок идет, лакает, сидит, лежит, грызет, играет, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| лает, спит, кусает) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| в) словарь прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| голубой, розовый, оранжевый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - подбор определений к слову: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| еж - | бабочка - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| роза - | дерево - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| друг - | цветок - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| г) подбор антонимов (с 6-ти лет) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| делать добро - | поднимать гирю - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| большой мяч - | широкий пояс - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| старый друг - | покупать фрукты - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 12. Состояние грамматического строя речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Состояние словоизменения: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - изменение имен существительных по числам: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| петух - | дерево - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| улитка - | перо - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| стол - | колесо - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| стул - | рот - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| лист - | лев - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кукла - | пень - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - изменение имен существительных по падежам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| У меня есть кукла. | Я нарисую … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| У меня нет … | Я любуюсь … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Я завяжу бант … | Я говорю о … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - употребление формы родительного падежа множественного числа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| дом - … | кофта - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ключ - … | ручка - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| стакан - … | платье - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| день - … | блюдце - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| книга - … | дерево - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| вилка - … | окно - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - употребление предлогов (на материале картинок или демонстрации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| действия): на, из, в, к, от, с, под, из-за, из-под, около | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - согласование имен прилагательных с существительными (называние | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| цвета) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| шар – голубой | небо - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кофта - … | рукавицы - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - согласование имен существительных с числительными «два» и «пять» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| гриб - … | два - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| заяц - … | два - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| белка - … | две - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| яблоко - … | два - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ночь - … | две - … | пять - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - изменение глаголов в форме настоящего времени по числам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| мальчик стоит - | мальчики … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| мальчик бежит - | мальчики … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| девочка поет - | девочки … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| девочка пьет - | девочки … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| мальчик упал – девочка … | - дерево - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кот ушел – собака … | - стадо - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| фонарь светил – лампа … | - солнце - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Состояние словообразования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) суффиксальный способ образования: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - уменьшительно-ласкательные суффиксы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| миска - … | цветок - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| машина - … | дом - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| пуговица - … | платье - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| солнце - … | скамейка – … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кукла - … | ухо - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - суффиксы увеличительности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| дом - … | волк - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| нос - … | глаза - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - суффиксы вместилища | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| сахар - … | чернила - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| салат - … | масло - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| хлеб - … | конфеты - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| б) префиксальный способ образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ходит - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| летает - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| наливает - … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| в) образование качественных прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - Лису за хитрость называют… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - Зайца за трусость называют … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - Зиму за снег называют … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - Осень за дождь называют … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| г) образование относительных прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| стакан из стекла - … | варенье из яблок - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| шапка из меха - … | коробка из картона - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кофта из шерсти - … | рыба из моря - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| д) образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| книга дедушки - … | уши зайца - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| платок мамы - … | рога оленя - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| хвост лисы - … | берлога медведя - … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 13. Состояние связной речи (пересказ рассказа, составление рассказа по | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| серии сюжетных картинок) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вывод: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Логопедическое заключение.
1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вид и форма нарушения речи по клинико-педагогической классификации (дислалия: механическая, функциональная моторная, функциональная сенсорная, смешанная; дизартрия: псевдобульбарная, экстрапирамидная, корковая, мозжечковая; ринолалия: открытая (органическая или функциональная), закрытая (органическая или функциональная) ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________