ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ




(дислалия, дизартрия, ринолалия)

Составитель Л.В. Лопатина

I. Анкетные данные  
Фамилия, имя ребенка  
Дата рождения  
Домашний адрес  
Поступил(а) из  
Заключение МПК  
 
II. Анамнез  
1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у
родителей и родственников до рождения ребенка  
 
 
2. Протекание беременности
- от которой по счету беременности ребенок  
- характер беременности (токсикозы (1-ой, 2-ой половины беременности);
хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-
сосудистой и эндокринной системы и др.)  
 
 
- простудные и инфекционные заболевания, перенесенные матерью во
время беременности (в 1-й, 2-й половине)  
 
- применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудо-
рожные, антикоагулянтные, антипаразитические, сензитивные средства,
антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги)  
 
 
- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленно-
сти и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.)
 
 
- повышенный фон радиационного излучения  
- экологические вредности  
 
- употребление алкоголя, никотина, наркотиков  
 
- психические и физические травмы матери во время беременности (1-ая,
2-ая половина беременности)  
 
- резус-фактор (совместимость, отрицательный)  
3. Протекание родов  
- роды в срок, досрочные  
- характер протекания родов (нормальные; стремительные, затяжные
воженные); слабость родовой деятельности матери, применение средств
родовспоможения (стимуляция (механическая, химическая, электростиму-
ляция); наложение щипцов; кесарево сечение; наличие асфиксии (синей,
белой); травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы,
крово излияния, родовая опухоль у ребенка); вес и рост ребенка при рож-
дении  
 
 
 
4. Раннее постнатальное развитие ребенка  
- вскармливание (когда принесли кормить) ребенка  
- характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, тру-
дность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро насту-
пающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания при
кормлении, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание,
последующее вскармливание (смешанное, искусственное)  
 
 
- характер «жизненнего ритма младенца» (без особенностей, чрезмерное
двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач,
стойкое нарушение сна)  
 
- раннее психомоторное развитие (удерживает голову с ________, сидит _____, стоит ________, ходит__________
5. Перенесенные заболевания:
- до года  
- после года  
 
- ушибы, травмы головы  
- судороги при высокой температуре  
- наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной
расщелины, удаление аденоидов, полипов носовой полости и т.д.)  
 
 
6. Речевое развитие ребенка
время появления и характер
гуления  
первых слов  
фразовой речи  
речевая среда  
Вывод:  
 
 
 
 
III. Логопедическое обследование
1. Психологические особенности ребенка
- контактность  
- особенности поведения  
 
 
 
 
2. Состояние слуховой функции
а) слуховое внимание и восприятие:
- узнавание и различение звучания музыкальных инструментов, звучащих
игрушек  
- определение направления источника звука  
б) восприятие речи:
- беседа  
- выполнение специальных заданий, содержащих несколько последова-
тельно данных инструкций: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки
красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»  
 
Вывод:  
 
 
Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса
- называние и дифференциация основных цветов и их оттенков  
 
- соотнесение картинки с цветовым фоном  
- показ правой, левой руки  
- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу  
- складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей  
- складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти)  
 
Вывод:  
 
 
 
4. Состояние двигательной сферы
а) общая моторика:
- естественные движения  
- прыжки на обеих ногах  
- прыжки на правой (левой) ноге  
- поймать брошенный мяч  
- подбросить мяч над головой, поймать  
Вывод: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нор-
мальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможен-
ность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная,
некоординированность); способность удерживать равновесие (удерживает,
не удерживает)  
 
 
 
б) ручная моторика:
кинестетическая основа движения
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой)
руки, обеих рук  
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой)
руки, обеих рук  
- положить кисть правой (левой) руки с вытянутыми пальцами перед
собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот)  
 
- соединить в кольцо большой палец с указательным (средним, безымян-
ным, мизинцем) правой (левой) руки, обеих рук  
 
кинетическая основа движения
- поочередное сгибание (разгибание) пальцев правой (левой) руки, начиная
с большого (мизинца)  
- «пальчики здороваются»  
- «игра на рояле»  
- одновременное изменение положений кистей рук  
- «кулак – ребро - ладонь»  
Вывод: объем движений (полный, неполный); темп выполнения (нормаль-
ный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность,
двигательное беспокойство); способность к нахождению и удержанию по-
зы (находит, длительный поиск, трудность удержания); способность к пе-
реключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние
движения); координация движений (нормальное, некоодинированность);
наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мус-
кулатуре (отсутствуют, отмечаются)  
 
 
 
 
в) артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти
- открыть рот  
- закрыть рот  
- попеременно открыть, закрыть рот  
- подвигать нижней челюстью из стороны в сторону  
движения губ
- «улыбка» с оскалом резцов  
- «хоботок»  
- попеременно «улыбка» - «хоботок»  
движения языка
- высунуть язык, удержать по средней линии  
- широкий язык («лопатка»)  
- узкий язык («иголочка»)  
- попеременно «лопатка» - «иголочка»  
- поднять кончик язык за верхние резцы  
- опустить кончик языка за нижние резцы  
- попеременно поместить кончик языка за верхние – за нижние резцы  
- узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта  
движения мягкого нёба
- покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе)  
- произнести звук <а> с широко открытым ртом  
работа мышц лицевой мускулатуры
- надуть щеки  
- поднять брови  
- нахмурить брови  
- поочередно зажмурить глаза  
- наморщить нос  
- поднять верхнюю губу  
Вывод: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, не-
полный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспо-
койство); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); способ-
ность нахождения и удержания позы (находит, удерживает, заменяет одно
движение другим, длительный поиск и трудность удержания позы); мы-
шеечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, изменчивый);
наличие синкинезий (отсутствуют, отличаются); способность к переклю-
чению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движе-
ния); тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы;
отклонение кончика языка при высовании; увеличение гиперкинезов или
замедление темпа при повторных движениях; слюнотечение; отклонение
маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней
стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);
гипокинез мягкого нёба; сглаженность носогубных складок.  
 
5. Анатомические строение периферического отдела артикуляционного
аппарата.
- губы (тонкие; толстые; укороченная верхняя губа; расщелина верхней гу-
бы: частичная, полная; односторонняя, двухсторонняя)  
 
- зубы (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, рас-
положенные вне челюстной дуги; диастема; сверхкомплектность  
 
- прикус (прямой; глубокий; переднеоткрытый; боковой открытый одно-
сторонний или двухсторонний; перекрестный; прогнатия; прогения)  
 
- язык (макроглоссия; микроглоссия; короткая или укороченная, толстая
или утолщенная подъязычная связка; наличие после операционного узла)
 
- твердое и мягкое нёбо (высокое, готическое нёбо; низкий уплощенный
свод нёба; расщелина: сквозная односторонняя или двухсторонняя; неск-
ввозная полная или неполная; субмукозная; укорочение мягкого нёба;
отсутствие, укорочение или раздвоение маленького язычка; рубцовые из-
менения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных ще-
лей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление
носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами
или задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).
 
Вывод:  
 
 
 
6. Состояние звукопроизношения
- гласные звуки  
- губные звуки  
- переднеязычные звуки  
- среднеязычные звуки  
- заднеязычные звуки  
Вывод: _________________________________________________________ _________________________________________________________________ объем нарушений звукопроизношения (мономорфное, полиморф-
ное); характер нарушения произношения (отсутствие; замена на другие
звуки; искаженное произношение и его вид; назализованность гласных и
ротовых согласных звуков; неназализованность носовых звуков).
  7. Состояние звукослоговой структуры слов
- повторение слов: ваза, каша, снег, шарф, хлеб, крыша, кошка, капуста,
вдвоем, блюдце, аквариум, стрекоза, сквозняк, скворечник, хитрая, сахар-
ница, прилетели, выкрасилась, притворилась, земляника, сковорода, тем-
пература, милиционер, водопроводчик, парикмахерская, художественный
 
 
- повторение предложений:
Картошку жарят в сковороде.
В аквариуме плавают рыбки.
У мальчика поднялась температура.
Милиционер ездит на мотоцикле.
 
 
8. Состояние дыхательной и голосовой функций
- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, сме-
шанное)  
- объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (достаточный,
недостаточный; продолжительный, непродолжительный; плавный, неплав-
ный или прерывистый)  
 
- голос (по силе: нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно низкий; по
высоте: модулированный, недостаточно модулированный; по тембру: гну-
савый, глухой)  
 
- направление голосовыдыхательной струи при речи (через рот и нос;
только через нос; только через рот)  
 
Вывод:  
 
 
 
9. Состояние просодических компонентов речи
- темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный)  
- ритм (нормальный, дисритмия)  
- паузация (правильная или неправильная расстановка пауз в речевом
потоке)  
- интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побу-
дительная)  
Вывод:  
 
 
 
10. Состояние фонематических функций
а) дифференциация звуков:
- слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении
(почка – бочка; мошка – ножка; банка – банька; мышка – мишка; корка -
горка; дом – ком)  
- слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак -
лак; гроза – глаза; угорь – уголь; суп – зуб; коса – коза; свет – цвет; Луша -
лужа; кочка – кошка; миска – мишка; речка – редька; лес - лещ  
 
- определение правильности слов (магазин, нилиционер, мога, сопака, боч-
ка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубь, груша, агвариум,
щасы, чайник, ландыш, девочка, зорока, чипр, кровачь, щенок, чука, плаш,
козмонавт, семляника, шаба, ежи, жуба, жаяц, цковорода, щапка, яшик, че-
ловек)  
 
 
- слухо-произносительная дифференциация та – да; ба – ма; да – га; ва –
та; ня – на; ка – га; фа – фя; ма – ка; ба – на – ба; ка – ка – га; на – ня – на;
са - та – са; за – за – жа; ца – са – ца; ча – тя - ча  
 
Вывод:  
 
 
б) способность к фонематическому анализу и синтезу:
- выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро,
умный, Ира, иней  
- выделение звука из слова: звук <C>: сом, мак, нос, коса, утка, миска, де-
рево, автобус, лопата, санки  
- звук <Ш>: дым, шар, нога, душ, киша, кошка, картина, подушка, камыш
 
- звук <Р>: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, топор, сказка, роза
 
- звук <Л>: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол
 
- определение первого, последнего звука в слове: мак, дом, рука, ландыш,
палец, колесо, самолет  
- определение местоположения звука в слове: сумка, капуста, нос; рак, па-
роход, топор  
- определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза,
кошка, волк  
- составление слова из последовательно названных звуков: <C>, <О>, <К>;
<Л>, <У>, <Ж>, <А>; <П>, <О>, <Л>, <К>, <А>  
в) фонематические представления
- отобрать картинки с названным звуком
звук <С>: носок, сумка, кошка, гусь, ваза, весы, цыпленок, пижама, роза,
лодка, мышь, стакан  
звук <Р>: моряк, ракета, ландыш, жаба, лейка, топор, пароход, рыба, кар-
тина, лапа  
- подобрать слова с названным звуком  
 
Вывод:  
 
 
11. Состояние лексики
а) словарь существительных:
- называние предметных картинок по лексическим темам  
 
- обобщение названий картинок одним словом  
 
- называние целого предмета и его частей: стул – ножки, сиденье, спинка;
машина – кабина, фары, колеса, кузов; рубашка – рукав, воротник, пугови-
цы; рука – плечо, локоть, кисть, пальцы; лицо – брови, ресницы, подборо-
док, лоб  
 
б) глагольный словарь:
- называние действий по предъявленному предмету
расческа - лейка -
игла - карандаш -
лопата - удочка -
- называние глаголов движения
улитка - корабль -
рыба - заяц -
самолет - птица -
- называние профессиональных действий
врач - маляр -
учитель - повар -
художник - шофер -
- называние действий (щенок идет, лакает, сидит, лежит, грызет, играет,
лает, спит, кусает)  
 
в) словарь прилагательных
- называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый,
голубой, розовый, оранжевый  
- подбор определений к слову:
еж - бабочка -
роза - дерево -
друг - цветок -
г) подбор антонимов (с 6-ти лет)
делать добро - поднимать гирю -
большой мяч - широкий пояс -
старый друг - покупать фрукты -
Вывод:  
 
 
12. Состояние грамматического строя речи
Состояние словоизменения:
- изменение имен существительных по числам:
петух - дерево -
улитка - перо -
стол - колесо -
стул - рот -
лист - лев -
кукла - пень -
- изменение имен существительных по падежам
У меня есть кукла. Я нарисую …
У меня нет … Я любуюсь …
Я завяжу бант … Я говорю о …
- употребление формы родительного падежа множественного числа
дом - … кофта - …
ключ - … ручка - …
стакан - … платье - …
день - … блюдце - …
книга - … дерево - …
вилка - … окно - …
- употребление предлогов (на материале картинок или демонстрации
действия): на, из, в, к, от, с, под, из-за, из-под, около  
 
- согласование имен прилагательных с существительными (называние
цвета)
шар – голубой небо - …
кофта - … рукавицы - …
- согласование имен существительных с числительными «два» и «пять»
гриб - … два - … пять - …
заяц - … два - … пять - …
белка - … две - … пять - …
яблоко - … два - … пять - …
ночь - … две - … пять - …
- изменение глаголов в форме настоящего времени по числам
мальчик стоит - мальчики …
мальчик бежит - мальчики …
девочка поет - девочки …
девочка пьет - девочки …
- изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам
мальчик упал – девочка … - дерево - …
кот ушел – собака … - стадо - …
фонарь светил – лампа … - солнце - …
Вывод:  
 
 
 
Состояние словообразования
а) суффиксальный способ образования:
- уменьшительно-ласкательные суффиксы
миска - … цветок - …
машина - … дом - …
пуговица - … платье - …
солнце - … скамейка – …
кукла - … ухо - …
- суффиксы увеличительности
дом - … волк - …
нос - … глаза - …
- суффиксы вместилища
сахар - … чернила - …
салат - … масло - …
хлеб - … конфеты - …
б) префиксальный способ образования
ходит - …
летает - …
наливает - …
в) образование качественных прилагательных
- Лису за хитрость называют…
- Зайца за трусость называют …
- Зиму за снег называют …
- Осень за дождь называют …
г) образование относительных прилагательных
стакан из стекла - … варенье из яблок - …
шапка из меха - … коробка из картона - …
кофта из шерсти - … рыба из моря - …
д) образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет)
книга дедушки - … уши зайца - …
платок мамы - … рога оленя - …
хвост лисы - … берлога медведя - …
Вывод:  
 
 
 
13. Состояние связной речи (пересказ рассказа, составление рассказа по
серии сюжетных картинок)
Вывод:  
 
 
 
                                                                                                                     

IV. Логопедическое заключение.

 

1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи) __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вид и форма нарушения речи по клинико-педагогической классификации (дислалия: механическая, функциональная моторная, функциональная сенсорная, смешанная; дизартрия: псевдобульбарная, экстрапирамидная, корковая, мозжечковая; ринолалия: открытая (органическая или функциональная), закрытая (органическая или функциональная) ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: