преподаватель истории ГБПОУ




Колыхалов Илья Валерьевич,

«Курганский областной колледж культуры», г. Курган

 

ПЕРСПЕКТИВЫИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ НА ПРИМЕРЕ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГОУ СПО.

 

Необходимость организации заочных отделений учебных заведений в нашей стране возникла практически параллельно с задачей ликвидации безграмотности. Нужно было обучить грамоте огромные массы взрослых людей, в том числе и проживающих в сельской местности. В то же время село нуждалось в специалистах, а направление выпускников дневных отделений вузов и техникумов не покрывало дефицита специалистов разных профилей от учителей и библиотекарей до ветеринаров и инженеров. За десятилетия существования заочные отделения накопили колоссальный опыт работы и отточенную методику, которая приводила к прекрасным результатам. Если молодому специалисту, выпускнику дневного отделения вуза, требовалось немало времени на адаптацию, решение психологических, бытовых проблем, то выпускник - заочник-«старожил» - продолжал свою деятельность со знанием конкретных экономических, финансовых и других условий данного населённого пункта.

В настоящее время возникли и новые предпосылки к развитию и совершенствованию заочного обучения студентов:

1.Гуманизация нашего общества предоставила более широкие права и возможности получения образования людям с ограниченными физическими данными.

2.В результате известных политических событий в России появилось множество переселенцев, вынужденных покинуть прежнее местожительство, в том числе и бывшие республики СССР. У многих из них встал вопрос о переобучении, изменении профессии на более востребованную в современной России.

3.Размеры территорий нашего государства по-прежнему предполагают наличие большого количества населения, проживающего в малоосвоенных регионах, удалённых от вузовских и сузовских центров.

4.Ориентация государства на скорейшее импортозамещение многих товаров и производств, их модернизация требуют подготовки большого количества кадров среднего звена - непосредственных организаторов материального производства, а также индивидуальных предпринимателей, фермеров, занятых в изготовлении товаров широкого потребления как в городе, так и в сельской местности.

Специфика заочного и дистанционного обучения состоит в том, что большая доля работы над учебным материалом производится студентом самостоятельно. Выявлено, что повышение степени интеллектуальной автономии обучающихся непосредственно сказывается на повышении мотивации к обучению и уверенности в своих знаниях. Преподаватели лишь конспективно, тезисно, кратко излагают во время сессий программу освоения знаний по своему предмету. Большая доля учебной работы приходится на индивидуальную с использованием учебников, учебных пособий, методических разработок, специальной периодики. С появлением Интернета возникла насущная необходимость менять методику обучения. Если раньше написание контрольных работ было результатом труда студента, то сегодня появился соблазн воспользоваться готовым рефератом из Интернета, что многие и не замедлили сделать. Конечно, знающий и принципиальный преподаватель сразу отличит клише от творческой, креативной работы, но правильнее будет в связи с использованием ИКТ изменить формы контроля за усвоением материала.

ИКТ универсальны, т.к. могут использоваться как в рамках образовательного процесса конкретного учебного заведения, так и в самостоятельной работе студента. Применение ИКТ изначально легло в основу методов так называемого дистанционного обучения. На сегодняшний день эта технология крайне популярна и выступает как дополнение к существующей системе заочного обучения.

На протяжении последних десятилетий в системах образования разных стран проводятся работы по внедрению в практику технологий дистанционного обучения, режимов удалённого и гибкого обучения на расстоянии. Многие страны перевели большинство массовых переводных, вступительных, квалификационных и иных экзаменов в тестовую форму. Контроль в данном случае проводится дистанционно. Хотя в нашей стране идут неутихающие споры вокруг ЕГЭ, за рубежом эта форма до сих пор является наиболее популярной.

В России в 1997 – 2002 годах проводился эксперимент в области внедрения дистанционного обучения. Была принята Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды 2001-2005 годов». Результаты внедрения программы показали, что говорить о широком распространении данной технологии у нас в стране пока преждевременно, поскольку полноценная реализация дистанционного обучения требует хорошего технического и программного обеспечения как учебных заведений, так и обучаемых. Кроме того, требуются достаточно качественные линии связи, чем мы похвастаться пока не можем. Однако элементы такого вида обучения все-таки появляются и находят большое количество сторонников.

Необходимость обучать студентов по-новому диктуется накопленным мировым опытом. По данным «Российской газеты» современные студенты пользуются такими источниками познаний, как учебник - 78%, Интернет - 60%, кино и телефильмы - 45%. Причём последние также часто разыскиваются в Интернете. В большей мере это касается гуманитарных, сквозных дисциплин и учебных заведений культурологического профиля, каковым и является наш колледж. Стержнем дистанционного получения знаний является огромное количество информационных ресурсов, рост объёма которых наблюдается в настоящее время. Процесс информатизации глубоко затронул современную науку и привёл к изменениям её информационной среды и структуры. Выражением этих изменений стало возникновение и накопление новых видов ресурсов, созданных на основе информационных технологий. В настоящее время выделяются следующие основные группы Интернет - ресурсов: ресурсы, содержащие научные источники и публикации; национальные и международные электронные массивы; электронные библиотеки, каталоги; электронные научные и производственные журналы и сайты периодических изданий; сайты научных, образовательных учреждений и учреждений хранения; сайты университетов и исследовательских учреждений; сайты архивов и библиотек.

Мы уже активно используем текстовые, числовые, графические, аудио-видео, мультимедийные Интернет-ресурсы. Простейший Интернет-ресурс включает в себя текстовые и коммуникационные технологии. Интернет стал средой, в которой накапливаются и сосредотачиваются массивы научных знаний, источников и публикаций. Да и сам Интернет стал важнейшим источником.

Для многих студентов использование Интернета имеет огромные преимущества перед традиционными учебниками. Изучение многих дисциплин различного профиля начинается у большинства с Википедии. Хотя Википедия и считается в среде деятелей науки сомнительным источником информации, но она является зачастую первым и самым демократичным и используемым энциклопедическим ресурсом среди учащихся и студентов. Конечно, можно под информационными ресурсами понимать только те, которые созданы корифеями наук, но при таком подходе за пределами рассмотрения окажется большое количество ресурсов, имеющих познавательную ценность для образования. Это, например, электронные библиотеки и сайты по смежным наукам или не изданные по причине финансового кризиса новейшие разработки.

Перспектива заочных отделений - превратиться в новый тип организаций - провайдер дистанционного обучения. Учебное заведение в этом случае остаётся организационной структурой, преподаватели становятся консультантами, тьютерами, инструкторами. Наиважнейшей составляющей будут являться информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний, технические и программные средства обеспечения технологиями дистанционного обучения. Кроме того, что обучающиеся уже могут записать на флеш-карту лекции преподавателя и контрольные задания, они могут общаться с помощью электронной почты, разговаривать по СКАЙПу, передавать видеоматериалы с различных мероприятий и концертов, подготовленных в процессе работы над курсовым или дипломным проектом. Для этого на кафедре может быть выделено специальное время, составлен график консультаций преподавателей.

Продуктивной формой дистанционного обучения выступают дистанционные семинары и конференции. Появился новый термин – вебинары, который включает в себя такие понятия, как онлайн-семинары, веб-конференции, онлайн-встречи или презентации в Интернете. Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера. Вебинары обеспечивают полный контакт между ведущим и участниками в режиме реального времени. Вебинары могут обладать и функцией анонимности пользователей, в этом случае участники конференции могут и не знать о присутствии друг друга. Выступления участников могут передаваться посредством электронной почты, через передачу звуковых и видео-файлов. В процессе вырабатывается единый итоговый документ.

Контакту между обучающимися и преподавателями способствуют так называемые «облачные» технологии. Примером использования облачных технологий в образовании являются тематические форумы, на которых студенты могут осуществлять обмен информацией. Применяются на практике электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей, интерактивная приёмная. Сюда же входит и поиск информации, где обучающиеся могут решать определённые задачи под руководством преподавателя. Источниками информации в данном случае становятся электронные учебники, электронные библиотеки, компьютерные программы, телекоммуникационные системы (например, электронная почта), электронные тренажёры и многое другое. Информация сохраняется на удалённом сервере, доступ к которому имеют и преподаватель, и студент. Студент помещает работы - преподаватель проверяет. Существуют также социальные Интернет-сервисы: это виртуальные площадки, связывающие людей в сетевые сообщества с целью программного обеспечения компьютеров, объединённых в сеть Интернет и сети документов. Имеются бесплатные сервисы онлайн-конференций, вебинаров и видеотрансляций, например: http:/quatla. com/. Облачные технологии Microsoft: Office 365, Azure позволяют пользоваться всеми возможностями облачных служб, экономят время и деньги, повышают работоспособность студентов и преподавателей.

В перспективе проведение перечисленных выше реформ закрепляет отход от репродуктивной системы обучения к креативной педагогике, делает акцент на развитие самостоятельной активности студента, на выработку у них критического мышления и навыков решения реальных проблем науки и культуры.

Литература:

1. Емельянова, О.А. Применение облачных технологий в образовании (Текст) / О.А. Емельянова // Молодой учёный. - 2014.-№3. С. 907-909.

2. Информационно- коммуникационные технологии в образовании. (Электронный ресурс) режим доступа; https:// www/ ict.edr.ru/ (дата обращения 1 8.03 2016)

3. Онлайн – семинар. (Электронный ресурс) https //ru. wikipedia.org/wiki/

4. «Облачные» технологии в образовании (Электронный ресурс) http//wiki.vspu.ru/workroom/tehnol/index 27. 03. 16.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: