Восстановите прошлое И.Д. Как он попал в лагерь
Герой повести — Иван Денисович Шухов — один из многих, попавших в сталинскую тюрьму, ставших безликими «номерами». В феврале 1942 года «на Северо-Западном окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и самолетов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших», размачивали и ели. Шухов попал в плен к немцам, но через два дня сбежал. Однако «свои», узнав про плен, решили, что Шухов и другие солдаты – «фашистские агенты». Считалось, что он сел «за измену родине»: сдался в немецкий плен, а после вернулся «потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь».Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь — бушлат деревянный, подпишешь — хоть поживешь еще малость. Подписал». И Шухов оказывается в советском лагере.
2. Почему день, описанный в повести, кажется Шухову "почти счастливым"
Иван Денисович представляет собой «природных», «естественных» людей. Такие люди ценят прежде всего простую жизнь, где не надо думать. «Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. «Засыпал Шухов, вполне удоволенный».«В карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся». «Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
· «В карцер не посадили». Карцер грозил Шухову из-за нерасторопности при побудке, но всё обошлось: вместо отбывания срока в карцере Шухова отправили мыть полы.
|
· «На Соцгородок бригаду не выгнали», потому что бригадир Тюрин дал взятку старшему нарядчику. Соцгородок расположен в поле, окружённом колючей проволокой, там страшный мороз и заключенных согревает только работа.
· Большой удачей Шухов считает возможность съесть лишнюю порцию каши: в обед он «закосил» для своей бригады две тарелки каши и получил половину.
· Несмотря на обстоятельства, Иван Денисович испытывает радость от хорошей работы – об этом говорит сцена кладки стены. Шухов трудится так «весело», что даже не прекращает работу по сигналу.
· Шухов, как и любой крестьянин, человек хозяйственный: он подбирает кусок ножовки – из него можно сделать нож и дополнительно на этом заработать. Случай помог Шухову утаить находку при обыске, в противном случае Шухова ждал карцер.
· Шухов «старается зарабатывать своим трудом» – заняв очередь за посылкой для бывшего режиссёра, он получает от него продукты за услугу.
· Удачей считает Шухов и то, что не заболел, работая на морозе с утренним недомоганием.
3. Почему автор выбрал именно "счастливый день"
Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые.
4. Какое значение имеет описание обыденности происходящего - ( В качестве примеров подробной детализации можно привести эпизоды подъёма, одевания героя, подробное изложение лагерного меню, рассуждения о хлебной пайке, о ботинках и валенках и т. д. Автор тем самым подчёркивает, что для лагерника не может быть мелочей, ибо от каждой мелочи зависит его жизнь)
|
В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения. Автор рассказывает о непростых условиях проживания заключённых, им приходится каждый день вставать в пять утра, мириться с холодом, голодом, унижением. Здесь писатель рассказывает, как герой произведения мыл полы в надзирательской, собирался на работу, стоял в очереди в столовую и трудился на объекте.
Кульминация заключается в эпизоде, когда Цезарь прячет еду от надзирателей. Здесь главный герой проявляет все свои достоинства и раскрывает характер.
Лагерь – это особый мир со своим «пейзажем», своими реалиями: зона, фонари зоны, вышки, вертухаи на вышках, бараки, вагонка, колючая проволока, БУР, начальник режима, кондей с выводом, полный карцер, зеки, черный бушлат с номером, пайка, миска с баландой, надзиратели, шмон, собаки, колонна, объект, десятник, бригадир…
Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят зеки, что курят, где достают курево, как спят, во что одеваются и обуваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются. Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зека не со стороны, а изнутри, от «него».
Что помогает герою устоять, остаться человеком. Как он борется за жизнь. Его отношение к вестям из деревни. Сцена кладки стены.
Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу. Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе — достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд — это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.
|
___________________
(стр 54) Кладку стены автор делает наивысшей точкой в развитии сюжета. Труд раскрывает истинность каждого человека, кладка стены объединяет многих людей в едином порыве, и этот порыв показывает, что система полностью не сломала человека. Труд является тем нравственным стержнем, который помогает в мире лагеря остаться человеком. Врожденное трудолюбие – это ещё одно качество героя, которое помогает ему выжить. Бывший плотник, а теперь каменщик, он и на территории, огороженной колючей проволокой, работает добросовестно, он по-другому просто не умеет. И именно труд позволяет ему, хотя бы на время, вырваться из лагерного существования, вспомнить себя прошлого, задуматься о будущей жизни и испытать ту редкую в лагере радость, которую способен испытать труженик – крестьянин.
___________________
Вот уже восемь лет Иван Денисович Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.
«…Шухову крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….: - Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.»
«Не считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином.»
«..Цезарь курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него.»
«Шухов уже сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»
«…а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»
«Тоже вот и нож – заработок. За храненье его – ведь карцер.»
«К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…»