Этапы целенаправленного мышления.




Подготовительная работа.

Это время — больше двадцати минут! — ему нужно, просто чтобы загрузить от­носящиеся к делу интеллектуальные объекты из ваших мозговых «архивов» в дефолт-систему.

И если лобная кора не предоставит вам это время, вы так и не перейдёте к решению задачи. Хотя, конечно, вам может пока­заться, что и задумываться особо не надо, ведь ответ у вас всегда уже есть (благо, «Системе 1» и «горячему мозгу» время вовсе не требу­ется — они постоянно наготове со своими автоматизированными глупостями).

Как же заставить лобные доли затормаживать нашу бесцельную активность и направлять нас на решение конкретной жизненной задачи?

· Во-первых, осознайте необходимость решить задачу, которая перед вами стоит.

Речь идёт о любой интеллектуальной задаче: написать производственный отчёт или очередную главу в книгу, решить какой-то вопрос практического свойства (например, что-то по поводу ремонта в квартире), понять суть психологического конфликта с кем-то из ваших знакомых ит. д.

Задача должна быть осознана как серьёз­ный вопрос, требующий концентрации и основательной интеллектуальной работы. До тех пор, пока вы лишь «знаете» о том, что вам надо о чём-то подумать, это лишь уловка.

Мозг как бы говорит вам: мол, да, это важно, я помню, всё хорошо, не волнуйся, обязательно подумаем об этом, когда придёт время! И соскакивает, потому что не хочет напрягаться. Это логично: лучший способ ничего не делать — это постоянно всё откладывать.

Не поддавайтесь на эти манипуляции! Надо решать — значит, надо. Осознайте, что вам необходимы время, концентрация и усилия. И откладывать бессмысленно, нужно действовать — выделять время, концентрироваться и прикладывать усилие.

· Во-вторых, вам предстоит осознать важность решения этой задачи.

Для этого вам необходимо погрузить себя в набор различных аспектов мыслимой ситуации. Вам следует подумать о том, почему эта задача должна быть решена именно сейчас, о наличествующих и необ­ходимых ресурсах, о людях, которые имеют к этому вопросу отношение, об их загрузке и интересе, об их желании и нежелании, на которое вы можете как-то влиять и т. д., и т. п.

Вспомните о том, как важны для нас другие люди. Кто-то из нас инстинктивно испы­тывает большое чувство ответственности перед другими людьми, кому-то важно ощущать себя любимым, в центре обще­ственного внимания, для третьих важны сами результаты их деятельности, которые окажутся просто бессмысленными, если вы не примете в расчёт других людей.

Мы разные, поэтому «важность» задачи ощущается нами по-разному. Но поверьте: в основе интеллектуальных задач, которые мы решаем, всегда лежат наши отношения с другими людьми. Поэтому, концентри­руясь на задаче, думайте больше о том, как то, что вы собрались делать (думать), связано с ними. Это самый мощный и правильный мотиватор.

· В-третьих, необходимо осознать, что вы можете решить эту задачу.

Эта инструкция может показаться стран­ной, но не удивляйтесь. Когда вы начина­ете целенаправленно «тормозить» свою обычную «умственную жвачку», у вас может возникнуть ступор: мол, что тут решать, в чём вопрос, а что нужно и что значит думать об этом?

Мозг делает всё возможное, чтобы «зату­пить» вас, сбить с толку. Не поддавай­тесь. После того, как два первых пункта выполнены, вы должны сами себе сказать, что задача решаема. Да, может быть, вы пока не понимаете, как именно, но она решаема.

Всё дело в том, как вы реконструируете ситуацию. Моделей реальности (конкрет­ной проблемы) может быть много. Если вы пока не видите решения, это не значит, что его нет. Это значит только то, что модель, которую вы построили, недоста­точно функциональна.

Не впадайте в расстройство и самоуничи­жение, а просто поймите, что решение есть, вам нужно только его увидеть. Ваша настроенность на решение задачи — это половина дела. Мозг понимает, что ему не отвертеться, и начинает думать — сам, мобилизует свои внутренние ресурсы. А это нам и нужно!

Таковы этапы подготовительной работы — без них вы вряд ли сможете загрузить и раскачать дефолт-систему своего мозга до состояния, когда она, наконец, всерьёз примется, думать над тем, что для вас важно.

 

Этапы целенаправленного мышления.

Эти 23 минуты нам нужны, как бы сказал Алек­сей Алексеевич Ухтомский — выдающийся русский нейрофизиолог, — для того, чтобы сформировать соответствующую «доминанту».

Мозг постоянно находится в работе и одновре­менно решает множество самых разнообраз­ных задач. Причём всё это на автомате — в нём куча всякой всячины, и он её в себе провора­чивает, то и дело отправляя нас то за обеден­ный стол, то в туалет, то в тот же Instagram.

Вот почему, принимаясь за решение какой-то проблемы, мы начинаем не с самой проблемы. Мы начинаем с формирования в собственном мозгу специфического центра озадаченности: урезониваем не относящиеся к делу нервные центры, напрягая тем самым свои лобные доли.

Этот первый и крайне важный этап целенаправленного мышления называется «Формирование доминанты».

• Вы выключаете все средства связи, закрываете почту и т. д.;

• берёте большой лист бумаги и пишете прямо в его центре наименование ситуации (например, когда я начинал эту книгу, в центре первого моего листа значилось: «Чертоги разума. Убей в себе идиота!»);

• теперь вам необходимо время, чтобы просто сосредоточиться на этой «ситуации» (я, например, начал думать о том, что хочу рассказать в этой книге, и, конечно, моё внимание меня не слушалось — мысли куда-то всё время предательски уползали);

• вы можете встать и бесцельно походить по квартире (лучше уж блуждать физически, чем дефолт-системой мозга), но как только появляется очередное соображение — возвращайтесь к своему листу и записывайте его.

Итак, начинается, соответственно, второй этап: «Загрузка интеллектуальных объек­тов» (создание факт-карты).

• Вы «вдруг» припоминаете разные аспекты, касающиеся заявленной темы, и их тут же необходимо фиксировать на свободных местах вашего листа (только не в столбик, не по порядку, а хаотично — пока ничего не нужно упорядочивать!).

• Какие-то идеи, впрочем, покажутся вам достаточно массивными, чтобы обозна­чить их в двух словах, поэтому вокруг них укажите смежные аспекты проблемы, а возможные связи между разными идеями и аспектами можно обозначить стрелками.

Через час-полтора такой работы вы увидите на этом листе всё, что вы можете к этому моменту думать по существу осмысляемой вами проблемы (задачи, вопроса, дела, ситу­ации и т. д.).

Вероятно, вы ощутите некоторую усталость, а скорее даже — опустошённость. Вам, возможно, захочется прилечь на диван и тупо уставиться в потолок. Это хорошо, и это надо сделать.

Вы загрузили в свою дефолт-систему мозга (из собственного же мозга) огромный объём информации, который сейчас ваш мозг будет пытаться структурировать, — не нужно ему мешать, пусть наконец пора­ботает на вас.

Положа руку на сердце, вы только сейчас и узнаёте, что за вопрос на самом деле решал ваш мозг. Сознательно мы можем ставить перед собой любые задачи, но наш мозг его приказы не слушает. Какую команду молоко может задать корове?.. Сомнительно.

Мозг сам решает, какой вопрос ему важен и на какой вопрос он готов отвечать. Всё, что мы делали на первых двух этапах своего целенаправленного мышления, — мы лишь заставляли его двинуться в нужном нам направлении.

Скорее всего, двумя этапами целенаправлен­ного и озадаченного мышления мы с вами не ограничимся. По крайней мере, если тема предварительно не изучена нами достаточно глубоко, скорее всего будут ещё и третий, и четвёртый этапы.

Третий этап целенаправленного мышления: «Сбор дополнительных фактов».

• Подумайте о том, где ещё может содер­жаться информация по интересующей вас теме.

В моём случае, если речь идёт о «Чертогах разума», всё просто — это любые источ­ники по нейрофизиологии, социальной психологии и когнитивистике, а также собственные записи, обсуждения с носи­телями знаний и информации, или же просто — экспериментальное наблюдение по принципу «иди и смотри».

Если же я или вы решаете задачу другого свойства (например, вы хотите понять, как что-то работает, или каким обра­зом с кем-то о чём-то договориться), то, возможно, вам потребуется получить какой-то опыт — то есть произвести некие действия с предметом или человеком, чтобы получить о нём больше фактов.

• Поскольку же ваш мозг находится в состо­янии целенаправленной озадаченности и уже занимается соответствующим вопро­сом, то его взгляд на происходящее будет не таким, как обычно.

Вы будете смотреть на те же самые вещи (тексты, людей, ситуации или предметы) специальным образом: озадаченный конкретной проблемой взгляд обязательно обнаружит там что-то, чего вы до сих пор не замечали.

То есть, если раньше те или иные источ­ники информации были для вас лишь абстрактной картиной, то теперь они превращаются в полноценный гештальт, где в качестве «фигуры на фоне» вы уви­дите именно то, что требуется вашему мозгу для решения его задачи[1].

• После такой проработки материала сме­ло возвращайтесь ко второму этапу — берите чистый лист бумаги и начинайте всё заново, словно бы вы ничего прежде не чертили (наша задача — помочь мозгу вновь пересобрать элементы данной ситуации).

Формирование новых нейронных связей — это тяжёлый и длительный процесс. Чтобы сохранить некое новое ощущение и пони­мание в долговременной памяти, наш мозг должен анатомически измениться. В нём физически увеличивается плотность синап­тических контактов, удлиняются отростки нервных клеток.

Вам может казаться, что вы провели кучу времени, изучая предмет, а новой информа­ции накопали всего лишь чуть-чуть. Но это субъективное ощущение, и оно ошибочно. На самом деле время, потраченное на изуче­ние предмета, неизбежно конвертируется в действительное знание мозга о нём, пред­ставляющее основную ценность.

Короче говоря, этап «сбора дополнительных фактов» может занимать значительное время.

• Нет ни одной книги, в которой было бы написано «всё, что надо знать».

• Нет человека, который бы обладал «абсо­лютной компетенцией» и «единственно верным подходом».

• Нет такого опыта — в любом деле, — кото­рый мог бы считаться «исчерпывающим».

Любой источник информации — это лишь один «взгляд на» соответствующий предмет, и таких взглядов потенциально существует множество.

Более-менее полное знание и понимание пред­мета — это, если угодно, результат стерео­скопического зрения. И этот стереоскоп по данному предмету мы и должны собрать у себя в голове.

Четвёртый этап целенаправленного мышле­ния: «Проверка реальностью».

• Обычно мы задаём себе какие-то вопросы, сами же себе на них как-то отвечаем, а потом, сконструировав некое правдо­подобное объяснение ситуации, смотрим на неё в недоумении и не знаем, как нам быть дальше.

Целенаправленное мышление действует иначе: вы не задаётесь абстрактным вопро­сом; вы долгое время озадачены конкрет­ной ситуацией и пытаетесь её реконстру­ировать — увидеть наличествующие в ней взаимосвязи, отношения сил, которые её образуют.

• Как только у вас получается реконструиро­вать ситуацию, ваш мозг сам по себе пред­лагает вам совершить какие-то действия.

Он понимает, что, при такой рекон­струкции ситуации, которую мы помогли ему увидеть, он должен сделать то-то и то-то. Это как бы естественно вытекает из того положения дел, которое теперь ухватывается им в конкретной ситуации. И грех этим не воспользоваться!

Скорее всего, мы не решим «всю проблему сразу». Таких решений в принципе не суще­ствует. Понятен следующий шаг, и этого вполне достаточно, чтобы его сделать. После чего вы уже окажетесь в новой ситуации: поло­жение дел изменится, откроются следующие ходы, которые сейчас вам не очевидны.

Просчитывая комбинацию фигур, возникшую на шахматной доске, даже на большое количе­ство ходов вперёд, вы всякий раз принимаете решение об одном конкретном ходе. После того, как ваш соперник сделает ответный ход (реальность как-то отреагирует на ваше действие), ситуация изменится — и вы или снова должны будете пересчитать её, или увидите, что ваш план работает, и сделаете следующий шаг.

Таков в общем виде алгоритм целенаправлен­ного мышления:

• сначала озадаченность и формирование соответствующей доминанты на проблеме (ситуации);

• загрузка интеллектуальных объектов, име­ющих отношение к проблеме (ситуации);

• сбор дополнительных фактов;

• последующая проверка возникшей в вашем мозгу реконструкции конкретной реальностью.

 

Факт остаётся фактом: там, где наше сознание не справляется просто потому, что его ресурсов для соответствующей задачи недостаточно (они слишком ограни­чены), наш мозг вполне может выдать неплохой результат.

Задача сознания — помочь мозгу, а не решить проблему за него.

Сознание помогает нам:

• озадачиться (ощутить наличие проблемы, вопроса);

• подыскать относящиеся к делу интеллек­туальные объекты;

• направить поиск при работе с дополни­тельными фактами;

• наконец, оценить результат при проверке реальностью реконструкций, созданных нашим мозгом.

 

Иными словами, без сознания нам не обой­тись. Нам необходима и здравость, и осо­знанность. Но вовсе не для того, чтобы уста­новить истину с помощью нашего созна­ния, а для того, чтобы просто правильно сориентировать наш мозг. Дальше он всю работу сделает сам и сделает лучше, чем самый лучший «сознательный ум».


[1] - По этой причине я почти никогда не работаю с литерату­рой, если не решаю той или иной задачи, — мне это кажет­ся бессмысленным. Напротив, нацеленность мозга на задачу превращает чтение текста в полноценное исследование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: