Прочтите текст и выполните задания 6–9.




КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Вариант по русскому языку № 4

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–8 является слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ

ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2 Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Летописи в Киеве начали писать ещё во времена Ольги и Святослава. (2) При Ярославе в 1037—1039 гг. местом, где работали хронисты-монахи, стал Софийский собор. (3) Они брали старые летописи и сводили их в новую редакцию, которую дополняли своими записями. (4)3атем летопись стали вести монахи Печерского монастыря. (5) Игумен монастыря Никон собрал и включил в неё новые источники, проверил даты, выправил стиль. (6) В 1113 г. летописец Нестор, монах того же монастыря, создал знаменитый свод «Повесть временных лет», который остаётся основным источником по истории Древней Руси.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) летописи начали писать (предложение 1)
2) стал Софийский собор (предложение 2)
3) дополняли (предложение 3)
4) игумен собрал и включил (предложение 5)
5) который остаётся источником (предложение 6)

Ответ: _______________

3 Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Независимо от того (1) порождают атомы жизнь в других уголках Вселенной (2) или нет (3) они создают множество других вещей; без них не было бы воды (4) или воздуха (5) или горных пород (6) не было бы звёзд и планет (7) далёких газовых облаков (8) и любых других вещей (9) составляющих Вселенную.

Ответ: _______________

4 Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «свет солнца », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________

 

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ПРИБРЕЖНЫЙ (участок) — приставка ПРИ- пишется, если слово имеет значение «нахождение вблизи».

2) СТАЖЁР — в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква Ё.

3) ВЗЛЕТЕТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква 3.

4) СВЕРХИДЕЯ — начальная гласная корня И после приставки всегда сохраняется.

5) ПОСЕРЕБРЁННЫЙ (нож) — НН пишется в прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЁНН-.

Ответ: _______________

 

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1) Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2) Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3) Я уже знал многих писателей: Диккенса, Скотта, Купера. (4) Их читала мне мама. (5) Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров».

(6) У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними наново историю любимых героев. (8) Меня поразила эта мысль, до которой обычно дети доходят своим разумом.

(9)...Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма. (10) Наша игра была лишена всякой театральности. (11) Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце.

(12) В пору нашего довоенного детства окрестности Чистых прудов были населены буйным и свирепым племенем. (13) Те, кто помнит банду атамана Квакина из прекрасной повести А. Гайдара «Тимур и его команда», легко представят себе характер Чистопрудной вольницы. (14) Квакин и его сподвижники были грозой дачных просек и фруктовых садов; Чистопрудные ребята владычествовали над большим водоёмом, колыхавшим свои мутные волны в конце бульвара, у Покровских ворот. (15) Редкие смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным благам, карались беспощадно.

(16) Однажды мы возвращались вчетвером со школьного вечера. (17) Мы смеялись, громко разговаривали: хотелось хвастаться и чем-нибудь удивить друг друга. (18) Мы и не заметили, как вышли к бульвару. (19) Несколько в стороне угрюмо чернели воды пруда, деревья сухо шелестели ветвями, бульвар от решётки до решётки был широк, как мир. (20) Мы подавили вздох и, разом поскромнев, двинулись через бульвар. (21) Теперь каждый из нас стремился только к одному: в случае неприятной встречи произвести самое безобидное впечатление.

(22) Вдруг я натыкаюсь на спину Портоса, и сердце моё уходит далеко-далеко, оставляя за собой щемящую струйку холода. (23) Прямо на меня смотрят два зелёных маленьких глаза, как будто вправленных в оранжевый апельсин. (24) Но это не апельсин, а весноватая, нагло-злая мордочка Лялика. (25) Чёрный галчонок рядом с ним — Гулька, позади ухмыляется во весь свой блин Фунтик. (26) Ещё двоих я не успел рассмотреть — они зашли к нам в тыл. (27) Мы окружены.

(28) И тут каждый из нас бессознательно вошёл в свою роль. (29) Арамис принялся издеваться, Атос молча встал впереди всех, прямо против зачинщика, Портос приосанился, а я, поддавшись прекрасному порыву, порождаемому дружбой, развернулся и с треском влепил кулак в курносый нос самого Лялика. (30) Я почувствовал, как нос Лялика вдавился, подобно кнопке электрического звонка.

(31) Не знаю, быть может, уже с утра таинственно и грозно начали бушевать подо льдом воды Чистых прудов, или зазеленела опушённая инеем липа, или какие иные необыкновенные предзнаменования вещали Чистопрудным о близящихся тяжких бедах, быть может, всё уж заранее было отмечено в книге судеб, — но я настолько поразился, увидев красные струйки, вытекавшие из носа викинга, что даже не сразу понял, что это кровь.

(32) Между тем вокруг разгорелся бой. (33) Атос взял на себя любимца Чистопрудных — Гульку, Портос — Фунтика, Арамис оказался против двоих. (34) Мой же противник, страшный, непобедимый Лялик, стоял передо мной и двумя пальцами скидывал на снег красные капли крови. (35) В этот момент я освободился от страха. (36) Теперь я знал, что в его жилах течёт такая же кровь, как и в моих, и что его сила нисколько не превосходит силы обыкновенного человека; он парализовал свои жертвы страхом.

(37) Да, мушкетёры не только дрались, они следили друг за другом, чтобы в нужный момент прийти на помощь. (38) Чистопрудные ребята были сильны своей организованностью, но сейчас они столкнулись с более крепкой организацией. (39) Мы превосходили их дружбой. (40) У нас не существовало ни зависти, ни соперничества, мы были как одно тело. (41) И в этом Чистопрудные уступали нам. (42) Ведь никто не пришёл на помощь Лялику, когда я с первого же удара разбил ему нос. (43) Наверное, Гулька в глубине души испытал радость от унижения своего патрона. (44)3начит, мы можем побить их поодиночке. (45) Когда я повернулся к Лялику, он мог прочитать в моих глазах свой смертельный приговор.

(46) Вскоре все ребята двора и окрестностей почувствовали нашу новую силу. (47) Одни с увлечением, другие с недоверием, которое мы не пропускали случая рассеять, следили за ростом нашего могущества; до сих пор мы пользовались репутацией скромных мальчиков, которых не стоит большого труда обидеть.

(По Ю. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) — русский писатель-прозаик,
журналист и сценарист. Фрагмент взят из рассказа «Нас было четверо»

6 Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мальчик был хорошо знаком с «Тремя мушкетёрами» Дюма, потому что в детстве эту книгу ему читала мама.

2) Идею превратить своих друзей в мушкетёров и пережить с ними историю любимых героев мальчику подала мама.

3) Игра друзей была лишена всякой театральности, потому что их увлекал не сюжет, а атмосфера дружбы.

4) Бой между противниками разгорелся летом, когда ребята возвращались после школьного вечера.

5) Дружба сделала друзей сильнее.
Ответ: _______________


7 Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма.

2) И тут каждый из нас бессознательно вошёл в свою роль.

3) У меня было три закадычных друга.

4) Редкие смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным благам, карались беспощадно.

5) Наверное, Гулька в глубине души испытал радость от унижения своего патрона.

Ответ: _______________


8 Лексический анализ.
В предложениях 12—15 найдите книжный синоним к слову ПРАВИТЬ. Выпишите этот синоним.
Ответ: _______________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: ««Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Вскоре все ребята двора и окрестностей почувствовали нашу новую силу».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: