Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц
ТСкелет человека отличается особой надёжностью и прочностью. Строение костей позволяет им выдерживать очень большие нагрузки.Формирование костной и мышечной систем происходит у детей и подростков до 14–17 лет.Для правильного формирования скелета нужно, чтобы организм получал достаточное количество минеральных веществ, а также витамина D (который вырабатывается в коже под воздействием ультрафиолета солнечного света). При нехватке этого вещества у детей развивается заболевание — рахит. Кости становятся мягкими и могут искривляться даже под тяжестью тела.
Рис. 1. Рахит
Увеличение нагрузки на суставы (из-за ожирения, когда масса тела значительно превышает физиологическую норму) приводит к заболеваниям суставов. Из-за лишнего веса повышается давление на суставные поверхности костей ног, ухудшается кровоснабжение конечностей.
Рис. 2. Ожирение
Занятия физкультурой, спортом, трудовая деятельность способствуют формированию скелета. Это связано с тем, что развитие скелета и мышц тела взаимосвязаны (чем лучше развиты мышцы, тем прочнее кости скелета). В местах прикрепления сухожилий мышц кости утолщаются, на них образуются шероховатости, бугорки.
Мышцы нуждаются в систематической тренировке. При регулярной физической работе, занятиях спортом в них поступает больше питательных веществ и кислорода (с током крови), мышечные волокна растут быстрее, мышечная масса увеличивается, и человек становится сильнее.
Рис. 3. Значение физической нагрузки
Мышечная работа также сопровождается изменениями в деятельности многих органов и систем органов: сердечно-сосудистой, дыхательной (увеличивается поступление кислорода к тканям, ускоряются биохимические реакции в клетках, активнее протекает обмен веществ). Физические упражнения улучшают работу всего организма, повышают устойчивость человека к болезням и негативным факторам окружающей среды.
|
Гиподинамия — это снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма.
Лабораторная работа №2
Тема «Выявление особенностей строения позвонков»
Цель: познакомиться с особенностями строения позвонков различных отделов позвоночника.
Оборудование: таблица «Строение позвонка», «Позвоночник», учебник, видеоролик и презентация.
Ход работы:
1. Используйте текст и рисунки параграфа рассмотрите шейный, грудной, поясничный позвонки, их строение, найдите тело позвонка, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком. Зарисуйте в тетрадь позвонки и обозначьте их строение.
Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 5 копчиковых.
2. (Запишите вывод, вставив пропущенные слова) Вывод:
1. В позвоночнике выделяют пять отделов: 1…….., 2………., 3…………, 4…………, 5……………
2. Позвоночник образован …………… или ………… короткими костями – позвонками.
3. Каждый позвонок состоит из массивной части - …………. и …………….с несколькими отростками.
4. Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуется ……………. канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений.
|
5. Между позвонками имеются межпозвоночные ……………….. …………. Через них позвонки соединяются друг с другом.
6. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они ……………….. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных.