1726 год – открытие Академического университета в Петербурге. Первым профессором философии в Академии наук, возглавившим кафедру логики, метафизики и морали – стал Г. Бильфингер, но вскоре занявший кафедру экспериментальной и теоретической физики, а философская кафедра перешла к Х. Мартини. Но в 1727 году Шумахер сообщил Х. Мартини, что Академия не нуждается в профессоре метафизики и логики, и тот уехал на родину. В 1730 году профессором логики и метафизики стал Х. Гросс. Но вскоре и он прервал преподавание, только с 1742 года лекции по философии были возобновлены. Было сделано сообщение, что "Григорей Теплов, адъюнкт академии, философию практическую Вольфову порядком Тиммиговым толковать публично будет слушателям"[1].
1747 год - Регламент (Устав) Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.
В 1748 году из Саксонии в Петербургский университет приехал И.А. Браун, ставший профессором логики, метафизики и нравоучительных наук, который регулярно читал лекции вплоть до начала 60-х годов. О И.А. Брауне было объявлено, что он "… читать будет публично введение во всю философию, таким образом, чтоб первые основания всех философских наук в преизрядном порядке слушали, познали, и во основание употребить Наставления философские в пользу академическую Тиммигом сочиненные, а приватно толковать будет математический курс и философию натуральную или физику с правами натуральными и народными"[2]. О характере деятельности И.А. Брауна можно судить по следующей записи в расписании Санкт-Петербургского университета на первый семестр 1766 года значилось, что "Иосиф Адамович Браун, теоретической и практической философии Профессор, окончив прошедшего году введение во всю философию, такоже Логику и первую часть Метафизики, в первые шесть месяцев нынешнего году, по понедельникам, вторникам и четвергам, с 9 по 11 часов по утру преподавать будет прочие её части; а по пятницам в те же часы Философскую Историю, Метафизику толковать будет по употребленным здесь к сему сокращенным Тиммиговым философским наставлениям, а Историю Философскую по расположению первоначальных её оснований Гейнекциеву, кои находятся в первых основаниях его Логики и нравоучительной Философии"[3].
|
1755 год - благодаря графу И. Шувалову и М.В. Ломоносову открыл двери Московский университ е т. 12 (23) января 1755 г. - первый университетский устав в России был утверждён как «Проект об учреждении Московского университета». В России защита диссертации в печатном виде введена именно после образования Московского императорского университета. В декабре этого же года под руководством первого штатного профессора философии И.-Г. Фроманна состоялся первый диспут.
И.М. Снегирев, так определил место философии в системе преподавания в университете: "Сначала в Московском Университете прочим наукам предшествовало изучение Философии как матери всех свободных наук, которую в Университетском здании первым начал преподавать на русском языке Профессор Философии, Красноречия и Ректор Гимназии Поповский, читавший в 1755г. первую вступительную лекцию о содержании, важности и круге Философии"[4]
28 июня 1774 года - торжественное открытие Петербургского горного училища - создание первого инженерного вуза.
1791 году - Московского императорского университета получает право присуждения ученой степени доктора медицины.
|
После Французской революции 1789 года критика философии усилилась нападки на просветительскую философию. В 1801 году ординарный профессор философии Московского университета П.А. Сохацкий, по видимому стремясь подчеркнуть отличие преподаваемой в университетах философии от опасных модных течений, писал: "тлетворный и ядовитый источник тысячных вреднейших лжемудроствований в Науках Философических, Нравственных и Политических…, источник оных фанатизмом наполненных, умоисступленных лжемудрований, которые в последние десятилетия истекшего века рассеяны на умы коварными мечтателями, самовластно присвоившими титло философов, а по самой истине позорных извратителей неосторожного человечества"[5].
1802 год - согласно «Манифесту об учреждении министерств» территория Российской империи была разделена на шесть учебных округов во главе с университетом. Университетам подчинялись гимназии, уездные училища. Университет с попечителем во главе, представлял собой учебно-административный центр своего округа.
1802 год – восстановлен Дерптский (Юрьевский) университет.
12 сентября 1803 года - принят Устав Имераторского Дерптского университета, в котором регламентировалось присуждение ученых степеней. В главеV1 «О распоряжениях по учебной части» указывалось, что в Университете устанавливалось «обыкновенное» разделение преподавания всех наук на четыре отделения, принятое в иностранных университетах. Но философское отделение в целях разнообразия и различия предметов наук разделялось на четыре особенных класса: философских и математических наук; естественных наук; филолого-исторический и технолого-экономический классы.
|
В 1803 году, согласно императорскому указу, вводятся ученые степени кандидата, магистра и доктора наук. Чтобы получить ученую степень, надо было сдать устные и письменные экзамены, а затем публично защитить на заседании одного из факультетов университета диссертацию.
Далее возникли следующие университеты: Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский (1864), Варшавский (1869), Томский (1888), Саратовский (1909), Ростовский (1915), Пермское отделение Петроградского университета (1916).
В связи с открытием новых университетов 5 (17) ноября 1804 г. был издан первый общий университетский устав, установивший университетскую автономию.
Политика правительства в отношении философии выражена в "Начертании об отправлении Студентов Санкт-Петербургского педагогического института в чужие края" (1808): "В нынешнем состоянии Философических наук после различных перемен правилами ею претерпенных в последнем веке учение оной подвержено особливым затруднениям, и молодой человек имеет теперь более чем когда-либо нужду в удобном введении к благоразумному плану учения и в хорошем наставлении, чтоб сделаться прямым философом, полезным гражданином и не быть подвержен опасности быть рассказчиком пустых умствований или бессмысленным распространителем мистических заблуждений"[6]. Дано предписание о том, в какой последовательности изучать философию: вначале эмпирическая психология, эстетика, логика, а потом метафизика. Причем, предупреждаются преподаватели, что метафизика "издавна служит игралищем различных сект и имеет великое влияние на направление мыслей, то молодой человек еще более имеет нужду в хорошем наставлении оной, чтоб избежать угрожающих ему в нашем веке опасностей"[7].
В Манифесте от 24 октября 1817 года было заявлено о реформе народного просвещения, которая была победой консервативных политических сил: "…желая, дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения, признали мы полезным соединить дела по Министерству Народного Просвещения с делами всех вероисповеданий, в состав одного управления под названием Министерства Духовных дел и Народного Просвещения. Само собой разумеется, что к оному присовокупляются и дела Св. Правительствующего Синода"[8]. С 1819 г. политика либерализации завершилась, так как, реализуя Карлсбаденское постановление о борьбе с революционными стремлениями для оздоровления системы образования из гимназий и университетов были исключены почти все философские курсы. Было решено, что философия "отравляет все науки" – начались гонения. М.А. Магницкий, Д.П. Рунич, З.Я. Карнеев – попечители, соответственно Казанского, Петербургского, Харьковского университетов "искореняли" дух вольнодумства. Вдохновители этого наступления были кн. А.Н. Голицын и М.А. Магницкий. Последний писал: "…князь мира сего и идолопоклонством, и развращением нравов, и философиею на распространение своего владычества действует". В результате их деятельности часть профессоров либо была уволена без права преподавания, либо была вынуждена читать свои предметы в обличительном смысле [9].
В результате по университетам ситуация с чтением курсов по философии была следующей. В Московском университете с 1821 г. по 1850 г. курсы не читались, так как после смерти А.М. Брянцева на кафедру философии никого не утверждали. В Петербургском университете были последовательно уволены профессора А.П. Куницын и А.И. Галич, так как их книги "О естественном праве" и "История философских систем" были признаны "противными вере и властям, установленным от Бога", а с 1825 г. читали профессора М.А. Пальмин и Я.В. Толмачев, преподававшие по Баумейстеру и Карпе, то есть в рамках лейбнице-вольфианской парадигмы. В Харьковском университете вместо высланного И.Б. Шада читал "что-то" нейтральное А.И. Дудрович до 1831 г. В Казанском университете, лично инспектировавшемся Магницким в 1820 г., ориентировались на его инструкцию, в которой было отмечено, что на лекциях философии слушатели должны удостоверяться, "что все, что не согласно с разумом св. Писания, есть заблуждение и ложь и без всякой пощады должно быть отвергаемо", поэтому после увольнения Г.И. Солнцева часть курсов упразднили и временно читал философию права естественного профессор Городчанинов, близкий Магницкому, а после 1824 г.: "Сергеев был переведен на кафедру философии до 1833г., читал естественное право как применение метафизики нравов к внешним справедливым поступкам" [10].
Очевидно, что все, что было сделано в начале века для укрепления статуса философии как университетской дисциплины было потеряно: число читаемых курсов сократилось, нормальной подготовки преподавателей не происходило, кафедра философии в отличие от других привлекавшая пристрастное внимание власти не соблазняла магистров, предпочитавших другие кафедры. Содержательно лекции по философии, читавшиеся в духе вольфианской парадигмы, студентов не удовлетворяли и большим интересом не пользовались, в отличие от лекций естественников в вводных курсах в разделе методологии, излагавших натурфилософские идеи. Министерство просвещения прочно взяло антифилософский курс – так, в журнале Департамента народного просвещения иронизировали о статусе философии: "Никогда с таким уважением не говорили и не писали о Философии, как ныне! Желают ли, например, похвалить сочинение? Уверяют, что оно Философическое. Хотят ли унизить оное? Говорят: Автор пишет не по-философски"[11], а между тем "… ни древняя, ни новая философия не доставили человеческому роду никакой пользы; что, напротив, во все времена порождали они только заблуждения и сбродство"[12].
20 января 1819 года - принято «Положение о производстве в ученые степени». Положение определяло науки, по которым могли присваиваться ученые степени, и устанавливало единый для страны порядок их получения. Принятое в 1819 году «Положение о производстве в ученые степени» стало первым официальным документом в России, закрепившим порядок, согласно которому для получения ученой степени магистра и доктора наук надо было сдать экзамены в виде устных и письменных испытаний и публично защитить диссертацию. Магистерскую диссертацию надо было предоставить на русском, латинском или другом языке, а докторскую – следовало излагать только на латинском языке.
26 июля (7 августа) 1835 г. в России был введён новый университетский устав, одним из инициаторов и разработчиков которого был министр народного просвещения С. С. Уваров. Возросло значение административной вертикали, прежде всего попечителя учебного округа и ректора как его представителя в университете. Попечителю была отведена центральная роль в университетской иерархии. Он мог по своему усмотрению назначать заседания совета и брать на себя функцию председательствующего. Ректору предоставлялось право реального контроля над ходом и качеством преподавания. Совет университета был сосредоточен на решении проблем связанных непосредственно с учебной и научной деятельностью. Кандидатуры ректоров согласно указу утверждались императором, а профессоров — попечителем.
Устав 1835 г. устанавливал строгий полицейский надзор за студентами, вводились должности инспектора и его помощников, исполнявших административно-полицейские функции.
Вместе с тем поднималось значение университетов и университетского образования. Главной новацией второго университетского устава была строгая упорядоченность организации учебного процесса и особенно постановка государственного контроля за его качеством.
Произошли существенные изменения в самой структуре университета: вместо четырёх факультетов в новом уставе было выделено три: вместо имевшегося ранее отделения нравственных и политических наук вместе с отделением словесных наук появился философский факультет с двумя отделениями — философским и физико-математическим. В то же время из части отделения словесных наук выделился и оформился в самостоятельную университетскую структуру юридический факультет.
Срок обучения в университетах увеличился с трёх до четырёх лет. Была введена практика двухгодичной стажировки молодых учёных из российских университетов за границей. Происходило расширение и углубление образования за счёт введения новых курсов и усиления внимания к классическому образованию. Согласно новому уставу значительно увеличилось количество профессоров и кафедр.
Помимо этого значительно улучшилось материальное обеспечение университетов.
С середины 30-х гг. власть в лице министра просвещения С.С. Уварова изменила негативное отношение к философии на утилитарное – "каждый из профессоров должен употребить все силы, дабы сделаться достойным оружием правительства". Было решено, что философия должна стать "полезной" государству, и в программу высшего образования включили курсы по логике и психологии, истории философии. Причем, эти курсы читали профессора, лично одобренные С.С. Уваровым и ревностно проводившие идею "православие, самодержавие, народность" на своих лекциях. В это время к типу "философа-преподавателя" добавляется "философ-идеолог" или точнее "преподаватель-идеолог" (М.П. Погодин, С.П. Шеварев, П.М. Терновский, О.М. Бодянский).
Утвержденное в 1837 году «Положение об испытаниях на ученые степени» упростило процедуру испытаний (экзаменов) для будущих докторов наук и предоставило им возможность писать диссертации не только на латинском, но и на русском языке.
6 апреля 1844 года «Положение о производстве в ученые степени» принимается в новой редакции. В «Положении о производстве в ученые степени» 1844 года впервые формулировались правила получения ученой степени по педагогике.
Последствия революции 1848 года были трагичны для философского образования в России– Николай I потребовал от нового министра просвещения П.А. Ширинского-Шихматова "представить соображения о том, полезно ли преподавание философии при тогдашнем развитии этой науки германскими учеными и не следует ли принять меры к ограждению студентов от мудрований новейших философских систем". Министр составил докладную записку "Об ограничении преподавания философии логикою и психологией и возложении чтения сих предметов на профессоров богословия", в которой сделал вывод, что "… самые вредные системы немецких философов приобретают каждый день более и более приверженцев и почитателей. Снимая с человека обязанность, налагаемую на него Верою, нравственностью, и представляя все ослепленному страстями разуму, они подрывают основания всякого благоустроенного общества. Нельзя также не сознаться, что в настоящее время к нам насильственно вторгается философия германская и что дальнейшее распространение обольстительных её мудрований должно неизбежно усилить в возрастающем поколении уже и теперь заметное охлаждение к Вере, с которою неразлучно соединена у нас на религиозном убеждении преданность к престолу"[13].
2 декабря 1859 года министр просвещения А.С. Норов представил Александру II ходатайство попечителей учебных округов о восстановлении самостоятельной кафедры философии, логики и психологии. Департамент народного просвещения, изучив этот запрос, рекомендовал частичное восстановление преподавания философии.
1863 г. - опубликован новый общий устав российских университетов, который восстановил их автономию. Устав 1863 г. восстановил кафедры истории философии, логики и психологии, но система воспроизводства преподавателей была разрушена – светских преподавателей философских дисциплин не было, так как часть из "бывших" изменила специализацию на литературоведение и правоведение, часть ушла в журналистику, а часть просто ушла из жизни. Поэтому единственной возможностью занять возникшие вакансии было приглашение преподавателей философии из Духовных Академий.
В 1864 году, согласно «Положению об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени», устанавливается, что в результате защиты диссертации может быть присуждена ученая степень кандидата, магистра или доктора наук. Степень кандидата наук в то время соответствовала нынешнему университетскому диплому с отличием. В 1884 году она была отменена, и с тех пор существовали только ученые степени магистра и доктора наук.
1867 - "Правила о надзоре за студентами вне стен университета", воспрещавшие публичные собрания студентов.
1879 - упраздняется университетский суд.
23 авг. 1884 - устав, который ликвидировал автономию ун-тов, которые были поставлены в полное подчинение Мин-ву нар. просвещения. Усиливалась адм. власть попечителя уч.округа. Компетенция университетских коллегий сводилась до узких учебных и науч. вопросов. В адм. и хоз.делах они стали совещат. органом. Полную независимость от профессорской корпорации приобрела инспекция. Судебные и дисциплинарные дела студентов перешли к правлению. Выборность профессоров была отменена. Вакантные должности стали замещаться властью попечителя. Пр-во не решилось юридически отменить всесословность университетского образования, но ввело ряд мер, суживающих вв. В последующие годы к У. у. 1884 были введены дополнения: "Временные правила" об отдаче студентов всолдаты (29 июля 1899), "Временные правила" о студенческих организациях (22 дек. 1901).
К 1900 г. сложилась практика обязательной публикации текста магистерской и докторской диссертации перед защитой, чтобы желающие могли ознакомиться с текстом заранее[14]. Публиковались докторские диссертации в Ученых записках университетов, а магистерские - за счет защищающегося. Это способствовало появлению большого количества работ по философским дисциплинам, а оживленная полемика, возникавшая на защитах, проходивших на открытых заседаниях факультета (с двумя обязательными официальными оппонентами и оппонентами из зала), на которых нередко присутствовали представители прессы, – привлекла к философии пристальное внимание и в целом способствовала поднятию ее статуса.
В начале революции 1905-07 пр-во было вынуждено восстановить автономию ун-тов, издав "Временные правила 27 авг. 1905". По существу прекратили действовать многие из реакц. статей У. у. 1884 и дополнения к нему. После третьеиюньского переворота 1907 и начала реакции последовало сенатское разъяснение о том, что автономия есть выборность, но не свобода от Мин-ва нар. просвещения. 11 июня 1907 были изданы "Правила о студенч. орг-циях и студенч. собраниях", запрещавшие студенч. революц. орг-ции и политич. собрания. Было восстановлено действие У. у. 1884 со всеми дополнениями. После Февральской революции 1917 университеты перестали руководствоваться этим У. у. С победой Вел. Окт. социалистич. революции началось строительство единой сов. социалистич. высшей школы на новой законодательной основе.
К 1910-1915 гг., вновь поднимается вопрос о том, какое значение философия должна занимать в университетском образовании, каким должен быть объем читаемых курсов и требования, предъявляемые к преподавателям. Так, Н.О. Лосский в газете "Речь" (№ 159 за 1915 г.) в статье "Философия в университете. К вопросу об уставе" отмечает необходимость специализации преподавателей, дифференциации читаемых курсов по факультетам, организации кафедры философии отдельно для историко-филологического и физико-математического факультетов. Он отмечает, что на кафедре философии лежит обязанность чтения логики, психологии и истории философии, а сама кафедра традиционно относиться к историко-филологическому факультету.
Декретом СНК РСФСР от 1 октября 1918 г. ученые степени были упразднены.
В 1932 году Совнарком СССР принял постановление «Об ученых степенях и званиях», согласно которому были введены ученые степени кандидата и доктора наук как способ установления квалификации научных работников в определенной сфере, отрасли науки. В том же году была учреждена Высшая аттестационная комиссия – главный орган, ведающий присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий (с 1934 года). Первым председателем Комиссии стал академик, известный ученый энергетик Г.М. Кржиновский.
До 1938 года ученые степени присуждались по результатам защиты диссертаций квалификационными комиссиями при наркоматах (ныне – министерствах), Академии наук, республиканских и отраслевых академиях. В 1937 году устанавливается перечень отраслей наук, по тематике которых защищаются диссертационные работы и присуждаются ученые степени кандидата и доктора наук. Право присуждения ученых степеней передается Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
1938 год – создается типовой устав высшего образовательного учреждения.
В 1974 году взамен Высшей аттестационной комиссии создается Высший аттестационный комитет при Совете Министров СССР, выполняющий функции межведомственной научно-аттестационной организации. В 1991 году этот комитет преобразуется в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. В 1993 году воссоздается Высший аттестационный комитет Российской Федерации, который в 1998 году вновь преобразуется в Высшую аттестационную комиссию, на этот раз при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации. Название «Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации» закреплено положением, утвержденным в апреле 2000 года. При этом аббревиатура названия комиссии – ВАК осталась неизменной, а именно это сокращенное название и укоренилось в научной и околонаучной среде.
1992 год - Федеральный закон «Об образовании».
1996 год - Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Основные нормативные документы, регламентирующие порядок подготовки, представления к защите и защиты диссертаций на соискание ученой степени, присуждения ученых степеней в России, были приняты в 1994 году. С 1999 года рассматривается вопрос об их частичном пересмотре, разработаны проекты новых положений; в 2000 году принято новое Положение о диссертационном совете, учреждена номенклатура специальностей научных работников. Приказом Министерства образования и науки РФ №59 от 25 февраля 2009 года утверждена новая номенклатура специальностей научных работников.
[1] Материалы для истории Имп. Академии наук. В 10 томах.1885-1900.: Т.5. С.308
[2] Материалы для истории Имп. Академии наук. В 10 томах.1885-1900.: Т.9. С.144-145
[3] Цит. по: Пустарников В.Ф. Университетская философия в России. СПб., 2003. С.65
[4] Снегирев И.М. Действия Московского университета в первый период его существования (с 1755 по 1762) // Русское слово. 1863. Май. С.337
[5] Речи, произнесенные в торжественных собраниях Имп. Московского университета русскими профессорами оного с краткими их жизнеописанием. Ч.1-4. М., 1819-1823: Ч.3.,С.79
[6] Периодическое сочинение об успехах народного просвещения.1809. №22. С.136
[7] Там же
[8] Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного Просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. С.109
[9] Зальский В.Ф. К столетию Имп. Казанского университета (1804-1904)// Журнал Министерства Народного Просвещения. 1907. Кн.11.С.44
[10] Зальский В.Ф. К столетию Имп. Казанского университета (1804-1904)// Журнал Министерства Народного Просвещения. 1907. Кн.11.С.106
[11] О философии и философах// Журнал Департамента народного посвещения.1823. Ч.3. С.265
[12] Там же, С. 273
[13] Цит. по: Бобров Е.А. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. Казань. Вып.5.1902. С. 21-22
[14] Темы диссертаций: Владиславлев М.И. О современных направлениях в науке о душе (1866); Троицкий М.М. Немецкая философия в текущем столетии (1867); Струве Г.Е. Самостоятельное начало душевных явлений (1870); Соловьев В.С. Критика западной философии. Против позитивистов (1874); Грот Н.Я. Психология чувствований в её истории и главных основах (1880); Грот Н.Я. К вопросу о реформе логики (1882); Лащенков Н. Тит Лукреций Кар и эпикурейская философия (1882); Козлов А.А. Генезис теории пространства и времени Канта (1884); Соловьев А. Декарт как отец философии и науки (1887); Шевцов А. Славянофильская философия (1887); Дронов Н. Очерк мистической деятельности Н.И. Новикова (1889); Никкельс Е. История учений об уме и воле и их отношениях (1889); Рутковский Л.В. Основные типы умозаключений (1889); Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции (1890).