Проверочный расчет шпоночного соединения на прочность




Вычисления

Для колеса: НВср = 0,5 (235+262) = 248,5;

NHO = 248,53 = 1,54·107;

N4 = 60·25·30000 = 4,5·107.

Так как N4 ≥ NHO, то КнL = 1.

Из табл.17: [σ]HO = 1,8 НВср + 67 = 1,8·248,5+67 = 514 Н/мм2 (МПа).

Для шестерни: НВср = 0,5(269+302) = 285,5;

NНО = 285,53 = 2,3∙107; N3 = 4,5·107∙2,5 = 12∙107;

так как N3 > NНО, то КHL = 1.

[σ]НО = 1,8 НВср + 67 = 1,8∙285,5 + 67 = 581 Н/мм2 (МПа).

2.4 Допускаемые изгибные напряжения, [σ]F

Допускаемые напряжения изгиба определяют отдельно для колеса [σ]F4 и шестерни [σ]F3 по формуле [σ]F = КFL [σ]F0,

где [σ]F0 – допускаемые напряжения, соответствующие базовым числам циклов напряжений при расчете на изгиб NF0 = 4·106, выбираются по таблице 17 [11] в зависимости от средней твердости колес НВср.

Коэффициент долговечности при расчете на изгиб

КFL= 1,0 при N > 4·106.

Так как N3 = 12·107 > 4·106, N4 = 4,5·107 > 4·106, то КFL = 1.

Вычисления

Для колеса: из таблицы 17 [11]

[σ]НО = 1,03·НВср = 1,03·248,5 = 256 Н/мм2.

Для шестерни:

[σ]F03 = 1,03 НВср = 1,03·285,5 = 294 Н/мм2.

Для дальнейших расчетов принимаем:

[σ]F4 = 256 Н/мм2; [σ]F3 = 294 Н/мм2; [σ]Н = 514 Н/мм2.

2.5 Расчет цилиндрической передачи

2.5.1 Межосевое расстояние

Межосевое расстояние определяется из условия контактной прочности зубьев

σН ≤ [σ]Н по формуле

а ≥ Ка2 + 1) мм,

где Ка = 49,5 – коэффициент межосевого расстояния для прямозубых колес, для косозубых Ка = 43;

КНβ = 1,0 при НВ ≤ 350 – коэффициент концентрации нагрузки;

Т3 = 1153 ·103 Н·мм – вращающий момент на выходном валу;

Ψа = 0,315 – стандартное значение коэффициента ширины колес;

и2 = 2,7 – передаточное число;

[σ]Н = 514 Н/мм2 (МПа) – допускаемое контактное напряжение.

Таким образом, а2 = 49,5 (2,7 + 1) = 226,8 мм.

Вычисленное межосевое расстояние округляем в большую сторону до стандартного числа по таблице 1 [11], принимаем а2 = 240 мм.

2.5.2 Предварительные основные размеры колеса

Делительный диаметр = 2а2 и2/(и2 + 1) = 2·240·2,7/(2,7 + 1) = =350 мм.

Ширина колеса в4 = Ψа а2 = 0,315 · 240 = 75,6 мм.

Принимаем значение в4 = 76 мм.

2.5.3 Модуль передачи (зацепления)

Модуль зацепления является важнейшим параметром зубчатой передачи, он должен быть стандартным, одинаковым для колеса и шестерни, и по нему нарезают зубья колес с помощью инструментальной рейки или червячной фрезы.

Предварительно модуль передачи определяют по формуле

где Кm = 6,8 – коэффициент модуля для прямозубых колес, для косозубых Кm = 5,8;

[σ]F – меньшее значение из [σF]4 и [σF]3,

т.е. [σ]F = [σ]F4 = 256 Н/мм2 (МПа).

Таким образом, = 2,3 мм.

Округляем в большую сторону до стандартного значения из первого ряда таблицы 19 [11]

m2 = 2,5 мм.

2.5.4 Числа зубьев колес

Суммарное число зубьев

zΣ = 2a2/m2 = 2·240/2,5 = 192.

Число зубьев шестерни z3 = zΣ/(и2 + 1) ≥ zmin,

где z3min = 17 – минимальное число зубьев прямозубых колес из условия неподрезания зубьев.

Получаем: z3 = 192/(2,7 + 1) = 51;

число зубьев колеса z4 = 192 – 51 = 141.

2.5.5 Фактическое передаточное число

иф = z4 / z3 = 141/51 = 2,76.

Отклонение от заданного передаточного числа

∆и =

Допускаемое отклонение [∆и] ≤ 4%.

2.5.6 Размеры колес

Делительные диаметры: шестерни d3 = m2 ∙ z3 = 2,5·51 = 127,5 мм;

колеса d4 = m2·z4 = 2,5·141 = 352,5 мм.

Проверка межосевого расстояния

а2 = (d3 + d4)/2 = (127,5+352,5)/2 = 240 мм.

Диаметры окружностей вершин зубьев:

шестерни dа3 = d3 +2m2 = 127,5 +2·2,5 = 132,5 мм;

колеса dа4 = d4 +2m2 = 352,5 + 2·2,5 = 357,5 мм.

Диаметры окружностей впадин зубьев:

шестерни df3 = d3 – 2,5 m2 = 127,5-2,5·2,5 = 121,75;

колеса df4 = d4 – 2,5 m2 = 352,5 – 2,5·2,5 = 346,25 мм.

Ширина шестерни (зубчатого венца) [11]

в3 = 1,06·76 = 80, 96 мм, принимаем в3 = 85 мм.

Высота головки зуба hа = m2 = 2,5 мм.

Высота ножки зуба hf = 1,25·2,5 = 3, 125 мм.

Высота зуба h = ha + hf = 2,5 + 3,125 = 5, 625 мм.

Окружной шаг p = πm = 3,14·2,5 = 7,85 мм. Толщина зуба s, равная ширине впадины «е», т.е.

s = e = 0,5p = 0,5·7,85 = 3,925 мм.

Радиальный зазор между зубьями

с = 0,25m2 = 0,25∙2,5 = 0,625 мм.

2.5.7 Силы в зацеплении

В прямозубом зацеплении действуют окружная Ft и радиальная силы Fr.

Окружная сила Ft = 2T3/d4= 2·1153·103/352,5 = 6542 Н.

Радиальная сила Fr = Ft·tqα = 6542·0,364 = 2381Н,

где α = 200 – стандартный угол зацепления.

2.5.8 Степень точности зацепления

Степень точности передачи принимают по таблице 20 [11] в зависимости от окружной скорости колеса.

υ4 = πd4 n3 /60000 = 3,14·352,5·24,8/60000 = 0, 314 м/с.

По таблице 20 степень точности зацепления 9-ая – пониженной точности.

2.6 Проверочный расчет

Проверочный расчет зубьев колес на прочность производится по изгибным напряжениям. По контактным напряжениям расчет является контрольным.

2.6.1 По напряжениям изгиба зубьев

Условие прочности σF ≤ 1,1[σ]F,

где σF – расчетное напряжение изгиба.

Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса

σF4 = KFα Yβ KFβ KFυ YF4 Ft/(b4m2),

где KFα – коэффициент, зависящий от угла наклона зубьев и степени точности передачи, для прямозубых колес:

KFα = 1;

Yβ = 1-β2 /140 – коэффициент, учитывающий наклон зубьев, для прямозубых колес β = 0 и Yβ = 1.

KFβ = 1 – для приработанных зубьев колес и скорости υ ≤ 15 м/с, (табл.20 [11]);

KFυ = 1,4 – для прямозубых колес при твердости зубьев ≤ 350 НВ,

(табл.20 [11]);

YF4 – коэффициент формы зуба, принимают по эквивалентному числу зубьев zυ = z4/cosβ по таблице 21 [11], для прямозубых колес zυ = z, при z4 = 141 YF4 = 3,59.

Для прямозубого колеса по условиям задачи расчетная формула σF4 = KFυ YF4 Ft/(b4m2).

Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни

σF3 = σF4 YF3 / YF4,

где YF3 = f (z3) и по таблице 21 [11] для z3 = 51 YF3 = 3,644.

Вычисления

σF4 = 1,4·3,59·6542/(76·2,5) = 173 Н/мм2 (МПа);

σF3 = 173·3,644/3,59 = 176 Н/мм2 (МПа).

Вывод: условия прочности зубьев по напряжениям изгиба выполняются, так как

σF4 = 174 Н/мм2 < [σ]F4 = 256 Н/мм2;

σF3 = 176 Н/мм2 < [σ]F3 = 294 Н/мм2.

2.6.2 По контактным напряжениям

Условие прочности σн = (0,9…1,05) [σ]н.

Расчетное контактное напряжение для прямозубых колес

σн = 436

где Кнv – коэффициент динамической нагрузки для прямозубых колес, при твердости зубьев ≤ 350 НВ Кнv = 1,2 (табл.19[11]) Вычисление

σн = 436 = 454 Н/мм2.

Вывод: условие прочности зубьев по контактным напряжениям выполняется, так как σн = 454 Н/мм2 < [σ]н = 514 Н/мм2.

Результаты расчета цилиндрической прямозубой передачи (второй ступени редуктора) приведены в таблице 2.

Таблица 2 Результаты расчета цилиндрической передачи

Наименование параметров и размерность Обозначение Величина
Допускаемое контактное напряжение, Н/мм2 н] 514
Допускаемое напряжение изгиба для колеса, Н/мм2 F]4 256
Допускаемое напряжение изгиба для шестерни, Н/ мм2 F]3 176
Межосевое расстояние, мм а2 240
Модуль передачи (зацепления), мм m2 2,5
Число зубьев шестерни z3 51
Число зубьев колеса z4 141
Фактическое передаточное число иф 2,76
Делительный диаметр шестерни, мм d3 127,5
Делительный диаметр колеса, мм d4 352,5
Диаметр окружности вершин зубьев шестерни, мм dа3 132,5
Диаметр окружности вершин зубьев колеса, мм dа4 357,5
Диаметр окружности впадин зубьев шестерни, м df3 121,25
Диаметр окружности впадин зубьев колеса, мм df4 346,25
Продолжение таблицы 2
Ширина зубчатого венца шестерни, мм в3 85
Ширина зубчатого венца колеса, мм в4 76
Высота головки зуба, мм ha 2,5
Высота ножки зуба, мм hf 3,125
Высота зуба, мм h 5,625
Окружной шаг, мм p 7,85
Толщина зуба, мм s = e 3,925
Окружная сила, Н Ft 6542
Радиальная сила, Н Fr 2381
Расчетное напряжение изгиба, Н/мм2:    
зубьев шестерни σF3 176
зубьев колеса σF4 173
Расчетное контактное напряжение зубьев, Н/мм2 σн 454

3 Расчет червячной передачи (быстроходной ступени)

3.1 Расчетная схема. Исходные данные

Расчетная схема червячной передачи приведена
на рисунке 3.

Рисунок.3- Расчетная схема червячной передачи

Исходные данные для расчета берутся из общего расчета привода (таблица 1):

вращающий момент на входном валу Т1 = 18,5 Н·м;

вращающий момент на промежуточном валу Т2 = 440 Н·м;

передаточное число и1 = 30;

частота вращения входного вала nэ = nвх = n1 = 2000 об/мин;

угловая скорость вращения входного вала
ωэ = ω1 = 209 рад/с;

частота вращения промежуточного вала n2 = 67 об/мин;

угловая скорость вращения промежуточного вала

ω2 = 7,01 рад/с;

ресурс работы t = 30000 часов.

3.2 Выбор материала и термообработка червяка и колеса

Для червяков применяют те же марки сталей, что и для зубчатых колес (таблица 16 [11]).

Термообработку – улучшение с твердостью ≤ 350 НВ применяют для передач малой мощности (до 1 кВт) и сравнительно малой длительностью работы. Для передач большей мощности при длительной их работе, с целью повышения КПД применяют закалку до ≥ 45 НRC (НВ > 430), шлифование и полирование витков червяка.

Материалы для червячных колес условно сведем в следующие три группы (таблица 25 [11]).

Группа I. Оловянные бронзы, применяемые при скорости скольжения Vs ≥ 5 м/c.

Группа II. Безоловянные бронзы и латуни, применяемые при скорости скольжения Vs = 2…5 м/с.

Группа III. Мягкие серые чугуны, применяемые при скорости скольжения Vs < 2 м/с.

Так как выбор материала для колеса связан со скоростью скольжения, предварительно определяют скорость скольжения:

Vs ≈ 0,45·10-3n1 ,

где Т2 в Н·м.Ожидаемая скорость скольжения, для рассматриваемо го задания

Vs ≈ 0,45·10-3·2000· ≈ 6,63 м/с.

Отсюда следует Группа I. Оловянные бронзы, применяемые при скорости скольжения Vs ≥ 5 м/c.

С учетом указанных рекомендаций выбираем:

для червяка – сталь 40Х, термообработка улучшение и закалка ТВЧ,

твердость поверхности зубьев 420…500 НВ (45…50 НRС);

σт = 750 Н/мм2 (МПа);

для зубчатого венца колеса – оловянную бронзу марки БрО10Н1Ф1, отливка в кокиль:

σт = 165 Н/мм2; σв = 285 Н/мм2 (таблица 25 [11]).

3.3 Допускаемые изгибные напряжения для зубьев червячного колеса

Допускаемые напряжения изгиба определяются по формуле

[σ]F = КFL [σ]F0,

где КFL = - коэффициент долговечности;

N = 60n2t = 60·67·30000 = 120,6·106 – общее число циклов перемены напряжений;

[σ]F0 = 0,25 σт + 0,08 σв = 0,25·165 + 0,08·285 = 64,05 Н/мм2 - допускаемое напряжение изгиба, соответствующее базовому числу циклов нагружений NF0 = 106;

KFL = = 0,587.

Таким образом, [σ]F = 0,587·64,05 = 37,61 Н/мм2.

КHL

КHL=

[σ]Н = КHLСV [σ]НО

[σ]Н =0,73 213 0,843=124 Н/мм2.

Для дальнейших расчетов принимаем [σ]F = 39 Н/мм2.

3.4 Проектировочный расчет червячной передачи

3.4.1 Межосевое расстояние

Межосевое расстояние червячной передачи определяется из условия контактной прочности зубьев колеса по формуле

а1 = 61 = 187, 4 мм.

По таблице 1[11] принимаем стандартное значение а1 = 190 мм.

3.4.2 Основные параметры передачи

Число заходов (витков) червяка z1 зависит от передаточного числа и1 и минимального числа зубьев червячного колеса из условия не подрезания

z2min = 28.

Так как и1 = 30, принимаем однозаходный червяк z1 = 1.

Условие z2 < z2min = 28 выполняется.

Модуль передачи (зацепления)

m1 = (1,5…1,7) a1/z2 = (1,5…1,7)·190/30 = (9,2…9,86) мм.

Округляем в большую сторону и принимаем из таблицы 29 [11] стандартное значение модуля m1 = 10 мм.

Относительный диаметр червяка q=2а1/m1 – z2 = 2·190/10-30 = 8.

Минимально допустимое значение q из условия жесткости червяка

qmin = 0,212·30 = 6,36.

По таблице 29 [11] принимаем стандартное значение q = 8.

Нарезание зубьев производится без смещения инструмента.

Фактическое передаточное число и1 = иф = z2/z1 = 30/1 = 30.

3.4.3 Геометрические размеры червяка и колеса

Диаметр делительный червяка d1 = m1q = 10·8 = 80 мм.

Диаметр вершин витков червякаdа1=d1+2m1 =80+10 = 100 мм.

Диаметр впадин витков червяка df1= d1–2,4m=80–2,4·10= 56 мм.

Длина нарезной части червяка в1=(15,5+z1)m1=(15,5+1)10=165 мм.

Диаметр делительной окружности колеса d2 = m1z2 = 10·30 = 300 мм.

Уточнение межосевого расстояния

a1 = 0,5 (d1 + d2) = 0,5 (80 + 300) = 190 мм.

Диаметр окружности вершин зубьев колеса

dа2 = d2 + 2m1 = 300 + 2·10 = 320 мм.

Диаметр колеса наибольший

dам2 ≤ dа2 + 6m1 / (z1 + 2) = 320 + 6·10/(1 + 2) = 340 мм

Ширина зубчатого венца в2 = Ψа а1 = 0,355·190 = 67 мм,

где ψа= 0,355 при z1 =1 и z1 = 2.

Высота головки зуба ha = m1 = 10 мм.

Высота ножки зуба hf = 1,2 m1 = 1,2·10 = 12 мм.

Высота зуба h = ha + h3 = 10 + 12 = 22 мм.

Шаг зацепления p = πm1 = 3,14·10 = 31,4 мм.

Толщина зуба s, равная ширине впадины e, т.е.

s = e = 0,5p = 0,5·31,4 = 15,7мм.

Радиальный зазор С = 0,2∙m1 = 0,2·10 = 2мм.

Угол наклона (подъема) линии витка червяка

γ = arctq(z1/q) = arctq(1/8) = 706'.

Фактическая скорость скольжения в зацеплении и уточнение допускаемого напряжения [σ]н.

Vs.ф.=V1/cosγ=πd1n1/(60000·cosγ)=3,14·80·2000/(60000·0,992)==8,44 м/с.

Vs = 8,44 м/с отличается от предварительно принятой (смотри п.3.2) Vs. = 6,34 м/с. Поэтому

[σ]Н = [σ]Н0 – 25 Vs = 300 – 25,5 = 175 Н/мм2.

3.4.4 Коэффициент полезного действия червячной передачи

Расчетная формула: η1 = 0,95 tq γ / tq (γ + ρ1),

где ρ1 – приведенный угол трения, определяемый экспериментально, зависит от скорости скольжения υs.

Из таблицы 30 [11] находим ρ/ = 0078' и

η1 = 0,95 tq 70 / tq 0078' = 0,95·0,1246 / 0,146 = 0,81,

что практически соответствует предварительно выбранному значению КПД η1 = 0,8.

3.4.5 Тепловой расчет передачи

Температура нагрева масла в корпусе определяется по формуле

tраб = [(1 – η) P1 / КтА] + tв ,

где η = η1 η2 – КПД редуктора;

P1 = Т1 ω1 – мощность на валу-червяке, Вт;

Кт = 12…18 Вт / (м2 ∙С) – коэффициент теплоотдачи;

А, м2 – площадь поверхности охлаждения корпуса редуктора, определяемая приближенно по таблице 32 [11] в зависимости от межосевого расстояния цилиндрической передачи a2 = 210 мм, определяющей, главным образом, размеры корпуса;

tв = 200 С – принимаемая температура окружающей среды.

Допускаемая температура нагрева масла [tв] = 80…950 С.

Расчет: η = 0,81·0,97 = 0,79; P1 = 18,5·209 = 3866 Вт;

А = 0,9 м2 (таблица 32, [11]);

tр = [(1 – 0,79)·3866 /(12…18)·1,08] + 200 С = (82…61)0 С.

Вывод: условия естественного охлаждения обеспечивают работу редуктора без перегрева, так как tрад = 820 < [tм] = 950 С.

3.4.6 Силы в зацеплении

В червячном зацеплении действуют окружная, радиальная и осевая силы.

Окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке

Ft2 = Fa1 = 2Т2 / d2 = 2·440·103 / 300 = 2933 Н.

Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе,

Ft1 = Fa2 = 2Т2/(u1d1η1) = 2∙440·103/(30∙80∙0,81) = 679 Н.

Радиальная сила Fr1 = Fr2 = Ft2tgα = 2942·0,364 = 1067 Н,

где α = 200 – стандартный угол зацепления.

3.4.7 Степень точности зацепления передачи

Степень точности зацепления передачи принимают по таблице 20 [11], для косозубых колес в зависимости от окружной скорости колеса

V2 = πd2 n2 / 60000 = 3,14·300·67/60000 = 1,067 м/с.

По таблице 20 степень точности 9.

3.5 Проверочный расчет

Проверочный расчет червячной передачи на прочность производится по контактным напряжениям и по напряжениям изгиба зубьев колеса.

В связи с низким КПД и большим выделением теплоты червячные передачи проверяют на нагрев, т.е. производят тепловой расчет.

Червяки обычно выполняют за одно целое с валом, т.е в виде вала-червяка. Поэтому проверочный расчет на прочность и жесткость червяка производится как для валов.

3.5.1 По контактным напряжениям

Этот расчет является контрольным.

Условие контроля σН = (0,9…1,1) [σ]Н.

Расчетное (фактическое) контактное напряжение определяется по формуле σН = 118 Н/мм2,

где КН – коэффициент нагрузки, при V2 ≤ 3 м/с; КН = 1.

Вывод: условие прочности по контактным напряжениям выполняется, так как σН = 118 Н/мм2 < [σ]Н = 124 Н/мм2.

3.5.2 По напряжения изгиба зубьев

Условие прочности: σF ≤ 1,1[σ]F.

Расчетное напряжение изгиба определяется по формуле

σF =

где YF – коэффициент формы зуба, принимают по таблице 31 [11], в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса zυ2 = z2 / cos3γ; К = 1 – коэффициент нагрузки.

Вычисления

zυ2 = 30 / cos3 706' = 30/0,9923 ≈ 30,7.

Из таблицы 31 при zυ2 = 30 YF = 1,73 и

σF= =5,3 Н/мм2,

что значительно меньше допускаемого
[σ]F = 1,1∙44 = 48,4 Н/мм2.

Результаты расчета червячной передачи (первой ступени редуктора) приведены в таблице 3.

Таблица 3 Результаты расчета червячной передачи

Наименование параметров и размерность Обозначение Величина
Передаточное число и1 30
Допускаемое контактное напряжение, Н/мм2 [σ]Н 73,25
Допускаемые напряжения изгиба, Н/мм2 [σ]F 37,6
Межосевое расстояние, мм а1 190
Число заходов червяка z1 1
Продолжение таблицы 3
Число зубьев колеса z2 30
Модуль передачи (зацепления), мм m1 10
Относительный диаметр червяка q 8,0
Диаметр делительный червяка, мм d1 80
Диаметр вершин витков червяка, мм dа1 100
Диаметр впадин витков червяка, мм df1 56
Длина нарезной части червяка, мм в1 165
Диаметр делительной окружности колеса, мм d2 300
Диаметр окружности вершин зубьев колеса, мм da2 320
Диаметр колеса наибольший, мм dам2 340
Диаметр окружности впадин зубьев, мм df2 220,8
Ширина зубчатого венца колеса, мм в2 67
  hа 10
Высота ножки зуба, мм hf 12
Высота зуба, мм h 22
Шаг зацепления, мм р 31,4
Толщина зуба, мм s = e 15,7
Угол наклона (подъема) линии витка червяка, град γ 706'
Скорость скольжения, м/с Vs 8,44
КПД η1 0,81
Окружная сила на колесе, Н Ft2 = Fa1 2993
Окружная сила на червяке, Н Ft1 = Fa2 679
Радиальная сила, Н Fr1 = Fr2 1067
Температура нагрева масла, 0 С tраб 82
Расчетное контактное напряжение, Н/мм2 σн 118
Расчетное напряжение изгиба, Н/мм2 σF 5,3

4 Эскизное проектирование Передач

Общие положения

Эскизное проектирование передач включает: определение размеров валов; выбор подшипников и схемы их установки; эскизное конструирование валов и компоновку передач редуктора; расчеты валов на прочность.

На рисунке 4 показана расчетная схема червячно-цилиндрического редуктора для эскизного проектирования.

Рисунок 4- Расчетная схема редуктора для эскизного проектирования

Основные конструктивные схемы валов и обозначений геометрических размеров показаны на рис. 3.1, 3.2, 10.6, 10.7, 10.8 [3], 4.2 [2], с.136. Валы следует конструировать по возможности гладкими, с минимальным числом уступов, что приводит к существенному сокращению расхода металла на изготовление.

Для осевого фиксирования валов наиболее простой является схема установки подшипников «враспор».

Входной и выходной валы редукторов имеют консольные цилиндрические или конические участки для установки полумуфт.

Минимальные диаметры валов рассчитываются из условия только на кручение, как это было показано в сопротивлении материалов, по пониженным допускаемым касательным напряжениям [τ] по формуле:

d = ,

где при [τ] = 10…25 Н/мм2 коэффициент с = 6…8, вращающий момент Т в Н·м.

4.1 Проектировочный расчет входного вала и выбор подшипников

4.1.1 Расчетная схема. Исходные данные

Расчетная схема входного вала приведена на рисунке 5.

Рисунок 5-Расчетная схема входного вала

Входной вал В1 имеет цилиндрический консольный участок длиной ℓМБ и диаметром d, промежуточный участок длиной ℓКБ для установки подшипников и уплотнений диаметром dп, участки диаметром буртика dБП для упора во внутренние кольца подшипников, средний участок, представляющий червяк диаметром вершин витков червяка dа1 и длиной нарезанной части в1. Участок ℓМБ имеет наименьший диаметр, рассчитываемый из условия работы только на кручение, и служит для установки муфты Х1, соединяющей с валом электродвигателя.

Исходные данные: Т1 = 18,5 Н·м; а1 = 190 мм; dа1 = 100 мм; df = 56 мм; в1 = 165 мм; dам2 =340 мм; а2 = 240 мм; dа4 = 357,5 мм; dэ = 38 мм.

4.1.2 Геометрические размеры вала и выбор подшипников

Определение наименьшего диаметра вала из условия его работы только на кручение

d = = 35,895мм.

Этот диаметр согласуется с диаметром вала электродвигателя по условию

d = (0,7…1,0) dэ = 0,7…1,0) 38 = 26,6…38 мм.

Принимаем стандартное значение диаметр вала d = 28 мм (таблица 1 [11].

Диаметр вала (цапфы) под подшипники

dп = d + 2tцил = 28 + 2·3,5 = 35 мм,

где tцил = 3,5 мм из таблицы 34 [11]. Так как диаметр цапфы должен быть кратным пяти, то принимаем стандартное значение dп = 35 мм.

Диаметр буртика для подшипников

dБП = dП + 3r = 35 + 3·2 = 41 мм,

где r = 2 мм из таблицы 34 [11].

Длина участков: ℓМБ = 1,5d = 1,5· 28 = 42 мм; ℓКБ = 2,0 dП = 2,0· 35= 70 мм.

Зазор между вращающимися колесами и внутренними поверхностями стенок корпуса а = + 3 мм,

где L – расстояние между внешними поверхностями деталей передач.

Из рисунка 4

L = а2 +0,5 dам2 + 0,5 dа4 = 240 + 0,5·340+0,5∙357,5 = 588,75мм.

В этом случае, а = + 3≈11 мм. Принимаем а = 11 мм.

Так как в зацеплении червячной передачи действуют окружная, радиальная и осевая силы, то в качестве опор вала выбираем по dП = 35 мм подшипники роликовые конические однорядные (ГОСТ 333-79) легкой серии № 7207. Из таблицы 39 [11] выписываем: d = 35 мм; D = 72 мм; Т = 18,25 мм; В = 17 мм; С=15мм; Сr = 38,5 кН; С0 = 26 кН; е = 0,37; Υ =1,62; Υ0 = 0,89.

Длина вала между опорами определяется в результате эскизной компоновки передач и корпуса редуктора. Ориентировочно из рисунка 5

П ≈ 2

Полная длина входного вала

1 = ℓМБ +ℓКБ + ℓП + Т = 42 + 70 + 272 + 18,25 = 402,25 мм.

По результатам расчета изображается эскиз вала с указанием размеров.

4.2 Проектировочный расчет промежуточного вала

и выбор подшипников

4.2.1 Расчетная схема. Исходные данные

Расчетная схема промежуточного вала В2 приведена на рисунке 6.

Рис. 6 Расчетная схема промежуточного вала

На промежуточном валу нарезаны зубья шестерни z3 цилиндрической передачи (тихоходной ступени), которая изготовлена вместе с валом. Рядом расположено червячное колесо быстроходной (первой) ступени, которое упирается с одной стороны в буртик dБК, а с другой стороны во втулку диаметром dБП. Соединение червячного колеса с валом шпоночное. На концевых участках вала (цапфах) установлены подшипники.

Исходные данные: Т2 = 440Н·м; в2 = 85 мм; в3 = 67 мм; а = 11 мм.

4.2.2 Геометрические размеры вала и выбор подшипников

Определение наименьшего диаметра вала, равного диаметрам под подшипники и под червячное колесо

d = dП = dК = = 48 мм.

Принимаем стандартное значение dП = dК = 50 мм.

Диаметр буртика для колеса dБК = dК + 3f = 50 + 3·1,6 = 54,8 мм,

где f = 1,6 из таблицы 34 [11]. Принимаем dБК = 55 мм.

Диаметр втулки dВТ = dБП = dП + 3r = 50 + 3·3 = 59 мм,

где r = 3 мм из таблицы 34 [11].

Расстояние между торцевыми поверхностями колес

С = (0.3…0,5)а = (0,3…0,5)11 = 3,3…5,5 мм.

Принимаем стандартное значение С = 5,3 мм (таблица 1 [11]).

В качестве опор вала по dП = 50 мм выбираем подшипники роликовые конические однорядные (ГОСТ 333-79) легкой серии № 7210. Из таблицы 39 [11] выписываем:

d =50мм; D=90мм; Т=21,75мм; В=21мм; С = 17 мм; Сr = 56 кН;

С0 = 40 кН; е = 0,37; Y = 1,60; Y0 = 0,88.

Расчетная длина вала (между серединами подшипников)

= Т + 2а + в2 + С + в3 = 21,75 +2·11 + 67 + 17 + 85 = 212,75 мм.

Полная длина вала ℓ2 = ℓ + Т +4 = 212,75 +21,75 +4 = 238,5 мм,

где 4 мм добавлено на фаски.

Принимаем ℓ2 = 239 мм.

По результатам расчета изображается эскиз вала с указанием размеров.

4.3 Проектировочный расчет выходного вала и побор подшипников

4.3.1 Расчетная схема. Исходные данные

Расчетная схема выходного вала В3 приведена на рисунке 7.

Рисунок7-Расчетная схема выходного вала

Выходной вал В3 имеет цилиндрический консольный концевой участок длиной ℓМТ и диаметром d, участки (цапфы) для установки подшипников диаметром dП, участки диаметром буртика dБП для упора во внутренние кольца подшипников. В средней части вала на шпонке установлено цилиндрическое прямозубое колесо z4 которое с одной стороны упирается в буртик вала dБК, а с другой во втулку

Исходные данные: Т3 = 1153 Н·м; а = 11 мм; а2 = 190 мм.

4.3.2 Геометрические размеры вала и выбор подшипников

Определение диаметра концевого участка вала из условия работы только на кручение

d = = 65 мм.

Принимаем d = 65 мм.

Диаметр вала (цапф) под подшипники

dП = d + tцил = 65+4,6 = 69,6 мм,

где tцил = 4,6 мм из таблицы 34 [11]. Принимаем стандартное значение dП = 70 мм;

dБП = dП + 3r = 70 +3·3,5 = 80,5 мм;

принимаем dБП = 81 мм; dК = dБП = 81 мм;

dБК = dК + 3f = 81 + 3·2 = 87 мм; ℓМТ = 1,5 d = 1,5·65= 97 мм;

КТ = 1,2 dП = 1,2·70 = 84 мм,

где r = 3,5 мм, f = 2,0 мм из таблицы 34 [11].

Так как в прямозубом зацеплении действуют окружная и радиальная силы, то в качестве опор вала по dП = 70 мм выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные (ГОСТ 8338-75) средней серии № 46314. Из таблицы 38 [11] выписываем: d = 70 мм; D = 150 мм; В = 35 мм; Сr = 127 кН; С0 = 85,3кН.

Проверка условия размещения подшипников на параллельных промежуточном и выходном валах (рис.4): атр2 = [0,5(DП + DВ) + ∆] ≤ а2, где DП и DВ – наружные диаметры подшипников промежуточного и выходного валов (DП = 85 мм; DВ = 140 мм);

∆ ≥ мм допускаемый зазор между подшипниками промежуточного и выходного валов.

С учетом этого атр2 = [0,5(90 + 150) + 20] = 140 мм.

Условие размещения подшипников выполняется, так как

атр2 = 140 мм < а2 = 210 мм.

Расчетная длина вала ℓ = ℓ + 2 мм = 212,75 + 2 = 214,75 мм.

Длина выходного вала

3 = ℓ + ℓКТ + ℓМТ + 3 мм = 214,75 + 84 + 97 + 3 = 398,75 мм.

По результатам расчета изображается эскиз вала с указанием всех размеров.

4.4 Эскизная компоновка передач редуктора

Эскизная компоновка передач редуктора выполняется по результатам произведенных расчетов, как правило, на миллиметровке в соответствующем масштабе (лучше 1:1). Выполнение эскизного чертежа начинается с проведения линий, определяющих межосевые расстояния с дальнейшим изображением деталей передач: валов, подшипников, зубчатых колес. Некоторые размеры уточняются в ходе компоновки.

На рисунке 8 приведен пример компоновки передач червячно-цилиндрического редуктора.

Рисунок8-Эскизная компоновка передач

Результаты расчетов по эскизному проектированию передач приведены в таблице 4.

Таблица 4 Результаты расчетов для эскизного проектирования

Наименование параметров и размерность Обозначение Величина
Входной вал (вал-червяк) В1    
Диаметр концевого участка, мм d 28
Диаметр вала (цапфы) под подшипники, мм dП 35
Диаметр буртика для подшипников, мм dБП 41
Продолжение таблицы 4
Длина концевого участка, мм МБ 42
Длина промежуточного участка, мм КБ 70
Зазор между колесами и стенкой корпуса, мм а 11
Длина вала, мм 1


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: