Актуальность темы исследования.. Методология исследования, основные понятия.




Оглавление

Введение...................................................................................................... 3

Глава 1. Ценностная палитра и повестка дня журнала «Работница»: от культа личности – до «Оттепели»........................................................................ 9

1.1.»Работница» в период тотальной идеологии культа личности........... 9

1.2 Журналистика периода «Оттепели» и журнал «Работница»............ 21

Глава 2. Ценностная палитра и повестка дня журнала «Работница» 50

2.1. Повестка дня и ценностная палитра журнала «Работница» периода «Оттепели».................................................................................................................... 50

2.2. Женский журнал в контексте современности. Проект...................... 94

Заключение............................................................................................. 111

Список используемых источников и научной литературы ………………………………………………………………………………...119

Приложение 1. ………………………………………………………….. 128

Приложение 2. …………………………………………………..………… 134

 


Введение

 

Актуальность темы исследования.

В настоящее время медиасфера представлена множеством глянцевых журналов («Glamour», «Cosmopolitan», «ELLE», «Vogue», «Instyle» и др.). Эти журналы предлагают образ женщины, сформированный под влиянием ценностей общества потребления. Такой образ создается не только из узко направленного описания сюжетов женской жизни (мода, аксессуары, косметика, фитнес), но и ограниченного круга тем, который в принципе может заинтересовать женщину (новости звезд, кино, рецепты, психология). Женские журналы, продолжая традиции глянца 2000-х годов, отдалились от своего читателя, продолжая транслировать образ женщины-«пустышки», замкнутой в темах отношений и красоты. В журналах все больше отдано полос под интервью с знаменитостями или бизнес-леди, а истории обычных женщин, которые и читают эти журналы, остаются неизвестными. Происходит разрыв между «звездами» и простыми российскими женщинами, которых большинство. Этот же разрыв можно проследить на уровне представлениях о женщине: женщина-«пустышка» отдалилась от актуального образа женщины-«личности». Образ личности проявляется сегодня только в контексте профессиональных достижений женщины.

Рассуждая об этом, мы не можем не вспомнить советские женские журналы. Опыт того времени имеет для нас ценность именно тем фактом, что журналистика стремилась представлять своих героев как личностей, вне зависимости от их места работы и степени популярности, отличалась гуманизмом и человеколюбием. С нашей точки зрения, современная российская журналистика отнеслась к почти полувековому опыту советской женской прессы без должного уважения. Женский журнал «Работница» имеет длинную историю с 1917 года по новейшее время, но временем его расцвета мы считаем «Оттепель», именно тогда в журнале транслировались гуманитарные ценности и человеколюбие, а социальная журналистика была обычным делом для журналистов.

Мы рассматриваем журнал «Работница» в 1960-е года, в период его популярности и общественной значимости, когда тираж доходил до 10 миллиона экземпляров. Журнал «Работница» был центральным политическим женским журналом, состоял из материалов по коммунистическому воспитанию женщин, освещению их деятельности на производстве и раздел беллетристики. Но за скупые формулировками и целями издания, стоял ключевой образ «женщины». Он менялся на протяжении истории самого журнала, но главное, женщина была личностью для них, и именно в 60-х годах, каждая героиня материала раскрывалась не только как работница предприятия, как женщина, но и как индивидуальность, ее убеждениями, причинами ее поступков, своими ценностями и факторами, повлиявшими на них. Мы считаем, что российской женской прессе не хватает именно такого подхода в журналистике сегодня.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется ценностью опыта женских журналов советского времени в раскрытии и формировании образа женщины, ее интересов и личностных качеств.

Цель: изучить ценностную палитру и повестку дня женского журнала «Работница» 1960-1080-х годов

Объект исследования: Журнал «Работница»

Предмет исследования: повестка дня, ценностная палитра журнала «Работница»за такой-то период.

Работа носит теоретико-практический характер. В ней представлен авторский проект журнала для женщин «Spring». В качестве ориентира взят журнал «Работница» периода «Оттепели».

Эмпирическая база исследования представлена журналами «Работница» за период 1957-68 годы – 22 экземпляра, всего 329 публикаций. И журналами «Работница» за 1982, 1987, 1994 и 2018 года- 4 экземпляра, около 115 публикаций.

Методология исследования, основные понятия.

Методология опирается на теорию[1] и историю журналистики[2], социологию массовых коммуникаций[3], аксиологию журналистики[4]. Анализ публикаций произведен методом содержательного анализа и дискурс-анализа.

История отечественной журналистики не имеет точной периодизации, и многие исследователи не выделяют особенности каждого десятилетия, а говорят о советской журналистике в целом, выделяя лишь общие периоды. В данной работе мы обращаемся к принципу историзма, который заключается в том, что основными фактами, влияющими на контент, выступают общественно-политические и социально-культурные ситуации в стране. Мы руководствуемся трудами кандидата филологических наук А.Ш.Бик-Булатова[5] при изучении истории журналистики ХХ века, и рассматриваем каждое десятилетие по отдельности, чтобы выявлять повестку дня и ценности палитры точнее.

Повестка дня это- метод формирования того или иного мнения общественности о событиях в мире и в стране путем отбора новостей для освещения. Основные постулаты заключаются в том, что пресса формирует действительность, а не отражает ее, а концентрированность СМИ на определенных проблемах заставляет общественность думать, что эти проблемы важнее остальных. Теория повестки дня имеет негативную окраску, и используется в политической сфере, в частности в политической журналистике (Дьякова Е.Г.[6], Ачкасова В.[7]). В нашей работе мы уходим от политизированности это термина, и рассматриваем его как список тем и проблем, сформированный под положительным влиянием советской идеологии.

Ценностная палитра- это совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений. Ценностная палитра обнаруживается при дискурс-анализе текста: в словах, заголовках, названиях рубрик, в темах и акцентах в материалах и др. Если повестка дня определяла круг интересов аудитории, то ценностная палитра объясняла, как понимать и как относится к этим новостям, и более того, показывала основные ориентиры в жизни.
Изучая гуманизм, как основную характеристику периода «Оттепели» мы обращаемся к монографии С.К.Шайхитдиновой[8] как представителю Казанской школы, которая выступает за утверждение гуманистической повестки дня в СМИ.

Разработанность темы исследования. За последнее время написано большое количество работ, исследующих образ женщины в советской и российской журналистике (Стройкина Ю[9]., Ажгихина Н. И.[10], Гусеева Ю.Е[11], Гевиннер И[12]., и другие). Авторы преимущественно рассматривают образы в дискурсе гендера, то есть скрыто или явно сравнивают социальные роли женщин и мужчин, ограничивая сферу исследования ролевыми функциями. В нашей работе мы сознательно уходим из дискурса гендера в дискурс личности, и будем изучать, как образ женщины может быть раскрыт через личностные качества и интересы. В связи с этим, понятие «образ женщины» уступает место основному понятию «образ личности».

Новизна работы обусловлена тем, что мы рассматриваем взаимосвязь между повесткой дня и формированием ценностной палитры женского журнала «Работница» 1960-х годов.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников и научной литературы, Приложения № 1 и Приложения № 2.

Задачи:

1) Рассмотреть журнал «Работница» с момента его появление по период тотальной идеологии культа личности.

2) Рассмотреть журналистику периода «Оттепели» и журнал «Работница»

3) Изучить ценностную палитру и повестку дня журнала «Работница» периода «Оттепели»

4) Изучить женский журнал «Работница» в новое и новейшее время и представить авторский проект.

 

Практическая значимость работы заключается в возможности использования работы в образовательном процессе при изучении как советской журналистики в целом, так и женской периодики в России.

Первая глава данной работы посвящена изучению особенностей формирования ценностной направленности и повестки дня в журнале «Работница» в разные периоды существования журнала. Речь идет о достаточном большом отрезке истории – 40 лет c1920-е по 1960-е года. За это время произошла смена правителей (И.Сталин- Н.Хрущев), менялись периоды истории от «репрессий», «военного времени» до ««Оттепели»». Мы изучаем журнал в ходе его исторического развития, так как рассматриваем его как часть истории страны. Акцент сделан на времени ««Оттепели»» в связи с тем, что это время считаем расцветом журнала «Работница», когда в нем торжествовала гуманитарная повестка дня

1) В первом параграфе мы изучаем традиции журнала «Работница» с начала его появления до середины пятидесятых годов. Мы объединяем 30 лет в один параграф, так как три десятилетия имеют общие черты: культ личности Сталина, тотальный контроль со стороны государства, идеологизированность СМИ.

2) Во втором параграфе мы подробно изучаем журналистику периода ««Оттепели»», выявляем основные ее характеристики, и их отражение в журнале «Работница»

первом параграфе мы обращаемся к истории журнала с момента его появления и до 1955-х годов, в этот период основным фактором, влияющим на журналистику был культ личности Сталина. Знание об историческом развитии «Работницы» необходимо нам для выявления традиции журнала, которые формировались на протяжении этого периода, ведь на традиции влияли идеология СССР, партийные постановления, экономическая и политическая ситуация в стране, настроения в обществе.

Под традицией понимается анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется обширная и устойчивая группа людей. Традиция охватывает общество в определенный период времени, не имеет четкого начала и конца. Традиции накапливают предшествующий опыт и предопределяют будущее развитие журнала «Работница»

За традицией каждого периода скрываются ценности, например,традиций тесной связи с политикой государства, говорит нам о развитии таких ценностей в журнале, как патриотизм и преданность своей стране. Отсюда значимость изучения традиций журнала до ««Оттепели»»: надо понимать, как журнал формировал свою ценностную палитру, и как он будет развиваться в будущем, с учетом его исторического опыта.

Это одна из ключевых традиций «Работницы» - тесная связь с политикой государства, отсюда выбор тем и новостей для освещения,- в последующем, в каждом номере печатались постановления ЦК КПСС и речи первых лиц СССР. И как основной ценностью для журнала всегда будет оставаться патриотизм, вера в коммунизм, труд на благо страны и построение светлого будущего для нового поколения. Вторая традиция, заложенная в самом начале существования журнала- это освещение женского социалистического движения, и как ценность здесь является сама женщина, общественно-полезный труд, ее личный вклад в развитие коммунизма, сила женских объединений.

 

Во втором параграфе первой главы нашей ключевой целью является изучение ключевых характеристик журналистики периода ««Оттепели»», отразившихся в журнале «Работница». В параграфе мы даем характеристику исторического периода, известного как «Оттепель», далее на основе исследований, посвященных этому периоду, выделяем главные черты журналистики этого периода. И для того, чтобы приступить к изучению повестки дня и ценностной палитры журнала «Работница» 60-х годов во второй главе нашей работы, мы подробно рассмотрим, какие черты ««Оттепели»» наиболее ярко проявились в журнале.

Хрущевская «Оттепель» - это неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет, характеризующееся смягчением политического режима[13]. Мы сразу оговариваем, что под «оттепелью» понимаем период с 1956-1968 года, хотя «признаки» «Оттепели» появились еще в 1954 году. Проблема в том, что исследователями не признаны определенные рамки и чаще говорят «Оттепель с середины 50- по середину 60-х годов». Но так как мы работаем с выпусками конкретного издания, нам важно избирательно относится к тому, какие выпуски и каких годов мы будем изучать. «Хрущевская «Оттепель»[14] характеризовалась разоблачением культа личности Сталина, либерализацией политического режима, ликвидацией ГУЛАГа, отказом власти от применения насилия при решении внутренних споров, появлением некой свободы слова в прессе, относительной демократизацией общественной жизни, открытостью западному миру и большей свободой в творческой деятельности.

Конечно, «Оттепель» в журналистике- широкая тема для изучения, которую можно раскрыть и через деревенскую тему, прорыв лагерной прозы, через тему экономического реформаторства в прессе и т.д. Но сразу отметим, что «Оттепель» в обществе и культуре не были всеобщими процессами, а являлись лишь временными трендами, которые подхватили далеко не все издания. То есть продолжали печататься просоветские издания, не менявшие своего содержания, и были издания, которые переняли лишь некоторые черты ««Оттепели»». Журнал «Работница» относится к последним: в нем сохранились его традиции идеологизированного журнала, но появились и новые темы, новые персонажи, новый способ подачи материала, характерные для 60-х годов.

Основной чертой оттепельной журналистики является гуманизм. Гуманизм – «человечность»- это система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека. В средствах массовой информации гуманизм проявлялся через транслирование ценности человека, индивидуальности, мыслей и чувств личности. В журнале «Работница» мы обнаруживаем большое количество материалов, посвященных одной женщине, ее истории, ее мыслям и поступкам, касающихся не только работы. Появляется жанр интервью, авторы передают слово своим героям, наблюдаем и разговорную речь, анекдоты. Меняется стиль авторов: свободный и живой, дискуссионный и проблемный, с ярко выраженным авторским «я». Помимо гуманизма, в журнале «Работница» проявляются и такие тренды ««Оттепели»» как энтузиазм, вера в научные достижение, дискуссионность, тема космоса, связь с Западным миром и другие.

На основе рубрик, материалов, иллюстраций в журнале мы выявляем такие ценности «оттепельной» журналистики как личность, мысли и чувства человека, обновления в стране, свобода творчества и свобода слова. На повестке дня – с 21-ого по 23 съезд ЦК КПСС, новости от женщин из Зарубежья, строительство городов, научные и спортивные достижения и другое. Более подробно мы рассмотрим их во второй главе

 

Хрущевская «Оттепель»- период в истории Советского союза. Характеризующейся ослабление политического режима в хронологических рамках с 1956 по 1968 года. Основными чертами ««Оттепели»» в журналистике становятся гуманизм, энтузиазм, деревенская тема, тема космоса и научных достижений, наличие свободы слова, хотя и в ограниченной степени, открытость к дискуссионности и обсуждению проблем, новые способы подачи материалов, тема целины и подъем сельского хозяйства, тема отношений СССР и Запада и начала Холодной войны. Мы изучили 22 выпуска журнала «Работница» за период с 56-68 год и подробно рассмотрели, какие «оттепельные» тенденции проявились в журнале, а какие остались неиспользованными.

В журнале «Работница» периода ««Оттепели»» главным изменением, отличием от прошлых периодов, становится гуманизм в текстах. Гуманизм, как ценность человека, обнаруживается в новых акцентах: авторы пишут о женщинах, не просто как о работницах, но как о личностях, индивидуальностях. Даются подробные биографии девушек, прямая речь, передаются их мысли и чувства, рассказывается о трудностях на их пути и о победах в личной и профессиональной жизни. Гуманизм проявляется и в заголовках (например, «Потому что я человек»), и в использовании индивидуальных, а не групповых фотографиях. Авторами нарочито подчеркивается важная роль каждого человека в строительство коммунизма, личный вклад каждого советского гражданина для страны. Следующая черта «Оттепели», нашедшая свое отражение в журнале «Работница»- открытая дискуссионность и обсуждение проблем. В журнале не критиковалась власть, так как свобода слова не была настолько большой, но поднимались проблемы благоустройства городов, строительства детсадов и школ, условий труда рабочих, защиты прав женщин. Тексты часто были адресованы конкретному должностному или ответственному лицу с целью привлечь внимание общественности и проследить за результатами исправления недочетов.
Тема космоса, научных достижений также находят свое место в журнале. Материалы о полетах отечественных космонавтов помещались на первые полосы, а о научных открытиях рассказывалось либо в специальных рубриках «О науке», либо в самостоятельных материалах. Появляются и новые жанры- журналистское расследование, тесно связанное с движением общественниц и женских советов, жанр интервью, репортаж, фельетон.
Необходимо напомнить о том, что «Оттепель» не была правилом, явлением, повлиявшем абсолютно на все средства массовой информации. Это был тренд, который либо подхватывали полностью, либо игнорировали, либо примеряли на себя частично. В журнале «Работница» отразились 9 из 11 основных черт хрущевской ««Оттепели»», деревенская тема и тема целины, сельского хозяйства не проявились, так как не относились к сфере интересов журнала «Работница», зато можно было проследить их в похожем женском журнале «Крестьянка».

Также необходимо оговорить, что традиции в журнале, рассмотренные в первом параграфе, во многом сохраняются, но ценностная палитра и повестка дня обретают свои особенности в связи с политической и социокультурной обстановкой в стране. На журнал продолжала оказывать большое влияние советская власть, внутренняя и внешняя политика страны. Эта традиция, и традиция агитационно-просветительской работы среди женщин сохранились в журнале. Идеологический контекст присутствует и в передовицах, и в статьях «гуманистических» (про жизнь и работу людей), и новостях о жизни женщин заграницей. Наличие пропаганды и идеологии в журнале становится причиной того, что журнал «Работница» никогда не станет в один ряд с чисто «оттепельными» журналом «Новый мир» и газетой «Известия». Однако «Работница» периода хрущевской ««Оттепели»», по нашему мнению, изменился в лучшую сторону. Во-первых, освободившись от устаревших традиций своего прошлого (писать о женщине только с точки зрения ее профессиональных и общественных заслуг, рассматривать материнство и семью как разновидность долга перед страной). Во-вторых, переняв лучшие черты своего времени: гуманизм и дискуссионность. Журналисты редакции отправлялись в рейды и расследовались жалобы читательниц, делали обзоры писем и давали обратную связь, восстановили «движение общественниц», требовали решения проблем и предлагали свою помощь. И считаем, что наличие советской пропаганды, советского пафоса и энтузиазма не делает журнал плохим. На тот период времени, советские лозунги и вера в строительство коммунизма- были оправданы, ведь люди действительно верили, что от каждого человека зависит благо страны и им хотелось работать для своего настоящего и будущего. Журнал «Работница» именно этим и показывает нам замечательное сочетание лучших черт своего времени: традиционной советской журналистики и свободы ««Оттепели»». И к сожалению, многие эти качества журнал потеряет в последующие периоды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: