II. Постановка учебной задачи.




КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: изобразительное искусство

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3

Тема: « Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства»

Цель урока:

углубить и систематизировать представления учащихся о народной деревянной игрушке, способствовать эмоционально-ценностному восприятию ими образа игрушки как «зеркала жизни».

Задачи:

-предметные:

1. Способствовать расширению знаний о художественных народных промыслах

(д. Богородское, с.Федосеево, Сергиев Посад, Полховский Майдан, Семёнов)

2. Обратить внимание детей на разные выразительные стороны игрушки, связанные с техническими приёмами изготовления: резная игрушка, точёная, топорно-щепная.
3. Развивать навыки третьеклассников в изображении пропорций, цвета, образа игрушки.

- метапредметные:

  1. Создать условия для личностного развития ученика; активизации

самостоятельной деятельности; развития способности к наблюдательности,

умению сравнивать и делать выводы.

2. Содействовать развитию кругозора, творческого воображения; воспитанию художественного вкуса, усидчивости, терпения, аккуратности.

-личностные:

  1. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, формирования

чувства гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:

предметные: учащиесяосваивают основы изобразительной грамоты, проявляют

художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений;

приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Личностные: видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Метапредметные:

имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

 

Оборудование: у учащихся: альбомный лист, материалы по выбору- живописные

или графические.

Уучителя: презентация, проектор, образцы игрушек и рисунков.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент (1 мин)

Проверка посадки и готовности к уроку

II. Постановка учебной задачи.

- Рассмотрите то, что находится у меня на столе и рисунки на слайде. Что изображено? Назовите одним словом. (Игрушки.)

- А какие именно это игрушки? (Народные игрушки)

- Какая тема нашего урока?

(ТЕМА:КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ) слайд

- Ребята, как вы думаете, какую цель на уроке мы сегодня поставим?

(ЦЕЛЬ: - познакомиться с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точёной матрешки, резной богородской и топорно-щепной федосеевской игрушек.)

– Что вам известно об истории народной игрушки? (Высказывания детей; при необходимости учитель дополняет).

- История народной игрушки начинается в глубокой древности. Центр русской деревянной игрушки находится в Сергиеве Посаде. Расцвет искусства народной игрушки связан с Троице- Сергиевым монастырём, который более 600 лет назад считался крупным центром художественных ремёсел Московской Руси. В настоящее время в Сергиевом Посаде находится Музей игрушки. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины XIX века – папье-маше. Мастерили также игрушки из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.

– Из какого материала выполнены наши игрушки? (Из дерева.) слайд

– Верно. Все игрушки деревянные. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей) -- Это не случайно. Издавна славится Россия своими лесными богатствами. Дерево с древнейших времён было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта. А резьба по дереву была широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство.

– Все ли игрушки одинаковые? (Есть точёные, резные, а есть собранные из отдельных дощечек).

- Послушайте рассказы об этих игрушках (Выступление заранее подготовленных учащихся с показом презентации).

1) Богородская игрушка слайд

Богородские кузнецы!

Мужичок и серый медведь.

Вот придумали мудрецы!

Не устанешь на них глядеть!

В.Василенко

- Богородская русская традиционная игрушка происходит из деревни Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, слайд

в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. слайд Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. слайд

– Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок. слайд Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. слайд

2) Топорно-щепная федосеевская игрушка слайд

- Чем эта игрушка отличается от предыдущих?

Обратите внимание на игрушки, которые собраны из отдельных дощечек. Родились они в селе Федосееве Нижегородской области. Эти изделия называются «топорно-щепная игрушка».

– Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепьё» (изделия из щепы – тоненьких дощечек) и отличалась удивительным разнообразием. Из тёсанных дощечек разной конфигурации и лучинок-столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, слайд лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели слайд, разнообразные каталки.

Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелеными листиками цветов, черных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки.

Самыми распространенными изделиями у федосеевских мастеров были кони-колёски, слайд состоящие из одной фигурки или упряжки по 2–3 коня, с возком или без него. Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

– Назовите точёные игрушки. (Матрешки)

– Точёная матрешка. слайд

– Первую матрешку сделали в Сергиевом Посаде более ста лет назад. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.

В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму с необычайно вытянутой от раздумий головой. Слайд Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане, с черным петухом в руках. слайд

Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

Формочки для матрешек вытачивались на токарном станке слайд из березовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрешки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрешка – ростом с первоклассницу; самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

Матрешка из Сергиева Посада(Загорская) слайд - настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение – это нитка красивых бус.

Матрешка из Семёнова слайд родилась в городе Семенове Нижегородской области. У неё очень выразительные глаза, губы, нос, брови, румяные щеки. А еще она очень любит ярко-красные цветы (розы, маки, васильки), между которыми вьются ветки с бутонами. Их можно увидеть на платке, юбке и фартуке.

Матрешка из Полховского Майдана слайд - голова у неё чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Краски она любит яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые. На фартуке расцвел чудо букет, на зеленой ветке цветы шиповника, бутоны, ягоды, фрукты. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка.

– Почему русская матрёшка так дорога нам и гостям из разных стран мира? (Традиционная русская игрушка- символ женщины- матери)

- Образ России, нашей Родины, невозможно представить без образа матрёшки.

Физкультминутка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: