ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ КАНОНА НОВОЗАВЕТНЫХ КНИГ




1-ая половина 1-го тысячелетия н.э. - это было время формирования христианства.

Стержнем христианского учения является канон ветхозаветный и новозаветный, или Библия, или Святое Писание - "собрание книг, признаваемых христианской Церковью боговдохновенными, т.е. написанными святыми мужами по внушению и при содействии Духа Божия". Слово "канон" по буквальному смыслу означает прямую палку, служащую для опоры, либо для проведения прямой линии, а в переносном- норму для руководства к действию, правило жизни.

Состав канона (перечень входящих в него документов) менялся со временем. То, что мы имеем на данный момент есть результат длительного и сложного процесса формирования.

Канон Новозаветных книг выявлялся в несколько этапов, каждый этап имеет свои характеристики.

Первый период — Апостольский


1) Апостолы продолжили дело Христа, получив от него божественные полномочия. Каждое их слово принималось верующими людьми, как откровение самого Христа.

От того у первых христиан было стремление приобретать писания апостолов Христовых и распространять их. Отсюда должен был происходить обмен писаниями апостольскими от общества к обществу.
Таким образом, вместе с распространением христианства, апостольские писания, получали все большую и большую известность в церкви.


2) Когда в каком-либо христианском обществе собиралось несколько писаний апостолов, они должны были собираться в один состав, как памятники божественного откровения. У каждого христианского общества уже имелся канон св. книг В. Завета. К ним и должны были приобщаться писания апостольские, как точно также боговдохновенные

3) Уже при апостолах св. новозаветные книги в различных церквах образовали из себя, большие или меньшие по количеству книг, сборники.

По мнению официальной церкви первым видом произведений были послания. Послания написаны в первые десятилетия христианства не позднее 65 г - год мученической смерти апостолов Петра и Павла в Риме.

Следующим этапом было создание Евангелий - во 2-ой половине 1 в. Сперва были написаны три синоптических: первое (наиболее раннее) Матфеем (одним из двенадцати апостолов, бывшим мытарем), второе Марком (учеником и спутником апостолов Павла и Варнавы, затем ученик и переводчик апостола Петра), третье Лукой (одним из семидесяти апостолов, учеником и спутником Павла). Четвертое Евангелие было создано позднее Иоанном (автором трех посланий) как дополнение к синоптическим в конце 1 в. Подобная трактовка согласуется со свидетельством священномученика Иринея, епископа Лионского (2-ая пол. 2 в.) "Матфей дал евреям Евангелие...как раз в то время, когда Петр и Павел проповедовали в Риме и основали церковь. После их смерти Марк, ученик и переводчик Петра, передал нам записанную им проповедь Петра. Лука, спутник Павла, поместил в книге Евангелие, им проповеданное. Затем Иоанн, ученик Господа, возлежавший у Него на груди, написал Евангелие, живя в Ассии, в Эфесе"2. Папий, епископ Иерапольский рассказывает об апостоле Марке следующее: "Марк был переводчиком Петра; он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слышал Господа и не ходил с Ним"3.

Наконец, в конце 1 в узником острова Патмос, евангелистом Иоанном, единственным из двенадцати дожившим до глубокой старости, был создан Апокалипсис (или Откровение), последнее произведение Библии.

Наиболее ранними произведениями Нового Завета считают 9 посланий апостола Павла.

Далее - синоптические Евангелия. Возникает вопрос, мог ли автор одного из них пользоваться другими. Значительное дословное совпадение текстов Евангелий, особенно речей Иисуса, дает возможность положительно ответить на него. События "Евангелия от Марка" отражены в Евангелиях Матфея и Луки. Вместе с тем, два последних повествуют о событиях, которые отсутствуют у Марка; часть событий имеется только у Матфея, часть только у Луки, часть у обоих евангелистов.


Второй период — мужей апостольских, до 2-й половины II-го века


Мужи апостольские – ученики и приемники апостолов, которые лично знали некоторых из них, но сами не принадлежали к их числу. В их время мало определенных и точных свидетельств о собрании св. новозаветных книг. Большею частью мужи апостольские приводят в своих писаниях места из св. книг как Ветхого, так и Нового Завета. Из этого времени до нас дошло мало письменных памятников, потому что тогда христианство еще мало распространилось среди образованного, пишущего класса общества. У тех писателей еще не было обычая приводить места из Св. Писания с их цитированием.
Сначала Отцами апостольского века называли пятерых писателей Варнава, Климент Римский, Ерма, Игнатий и Поликарп. Потом к ним стали добавлять Папия и Дидахе.

Но в древности не существовало собрания их писаний. У каждого из них своя история. Они появились в период с 95 по 150-е гг. по Р. Х. и свидетельствуют о наличии различных трактовок и форм христианства. Ведь это было то время, когда оно получало все большее распространение, а его сторонники начинали консолидироваться. Поэтому христианство мало-помалу, приобретало черты общественного института, и его лидеры всячески старались подчеркнуть, как много значит церковная организация для жизни общества. Кроме существенных местных отличий, были и определенные различия в самом характере вероучения.
В большинстве своем они сообщают читателям той или иной местности определенный набор сведений о некоторых документах 1 века, которые потом и стали частью того, что мы сегодня называем Новым Заветом.

Все они написаны в форме посланий по типу Павловых. Следует подчеркнуть, что эти произведения содержат не вероучительный анализ, а скорее прямые свидетельства веры и призывы к святости.

Постепенно зарождается склонность подчинить авторитетность слов Иисуса гарантии, основанной на том, что эти слова сохранены в таких-то и таких-то книгах, заслуживающих доверия.


Хронология третьего периода со 2-й пол. IIв., до IIIв.


В этот период поисходит составление основного ствола канона на основании процесса отбора, осуществлявшегося многими поколениями священнослужителей.

Мураториев канон
Найден в Миланской библиотеке. Заключает в себе перечень книг Нового Завета, читаемых в церкви, к которой принадлежал его автор. Автор жил в середине IIв., и принадлежал к одной из Западных церквей.

Канон Муратори – один из наиболее важных документов для ранней истории канона Нового Завета. Он включает 85 строк, написанных на варварской латыни с орфографическими ошибками. Названный по имени своего открывателя, видного итальянского историка и богослова Людовико Антонио Муратори, он был опубликован в 1740 г. Это – образец небрежности, с какой переписчики средних веков копировали рукописи. Кодекс, в котором сохранился список, представляет собой рукопись VIII века, ранее хранившуюся в древнем монастыре в Боббио, а ныне – в Амброзианской библиотеке в Милане. В ней 26 листов (27х17 см) на довольно грубом пергаменте. Она содержит несколько богословских трудов трех Отцов Церкви IV и V веков (Евхерия, Амвросия и Златоуста), и несколько ранних символов веры. Очевидно, рукопись была обиходной книгой некоего монаха, который переписывал в нее разнообразные тексты из разных источников.
Небрежность переписчика показывает, что многочисленные орфографические ошибки принадлежат ему, а не автору оригинала. Разные черты латинского текста привели многих ученых (но не всех) к выводу, что это более или менее адекватный перевод с греческого оригинала.
Вопросы о месте и времени происхождения, а также об авторстве списка широко дискутировались.

Об авторе можно достоверно утверждать одно: он был членом Римской церкви или общины, располагавшейся неподалеку от Рима, и к концу П века составил на греческом языке свод писаний, который признавали Новым Заветом в той части Церкви, к которой он принадлежал.
Канон Муратори в собственном смысле слова не канон. Он представляет собой не простое перечисление названий, а своего рода введение в Новый Завет. Вместо обычного именования книг, принимаемых Церковью в качестве авторитетных, составитель рассуждает о них, снабжая их исторической информацией и богословскими размышлениями. Эти комментарии позволяют нам сделать некоторые выводы о том, как автор представлял себе мотивы и нормы, определявшие формирование Нового Завета.

Говоря в целом о канонеМуратори, прежде всего, необходимо отметить, что он распределяет книги по четырем категориям. В первую входят те, которые получили повсеместное признание. Это четыре Евангелия, Книга Деяний, тринадцать посланий Павла, Послание Иуды, два (а возможно, и три) послания Иоанна, книга Премудрости Соломона и Апокалипсис Иоанна. Ко второй следует, нести спорную книгу, Апокалипсис Петра, которую некоторые христиане отказываются читать в церкви. В-третьих, есть Пастырь Ерма, который не приемлется как каноническая книга, но его советуют читать индивидуально.
Следует отметить и то, что тон всего документа не претендует на установление нормы, а скорее объясняет более или менее сложившееся положение вещей. Есть только один пример различия во мнениях членов Церкви, который касается того, употреблять ли Апокалипсис Петра в богослужении. Совершенно очевидно, что автор придает исключительное значение четырем Евангелиям, а апокрифические лишь упоминает, отрицая их. При этом заметен и апологетический пафос, с которым автор говорит о том, что все четыре согласуются между собой по существу. Согласие это достигалось, как он думает, тем, что – писатели вверили себя руководству Св. Духа.


Пешито
«Пешито - сирский перевод книг Нового Завета, дошедший до нас. Памятник верований и убеждений малоазийских церквей II в., во главе которых стояла церковь Антиохийская.


Также многие отдельные личности свидетельствуют об авторитете божественных книг Священного Писания (Тациан, Иустин Философ, Ириней еп. Лионский, Климент Александрийский, Афинагор).


Хронология четвертого периода формирования канона III – VI вв.


На этом этапе идёт корректировка состава канона, внесение незначительных изменений в его структуру.

Среди очень разных и рассредоточенных по миру общин нарастает единодушие относительно большей части Нового Завета. К концу III – началу IV века подавляющее большинство из тех 27 книг, которые чуть позже будут широко признаны как канон Нового Завета, почти повсеместно приобретают авторитет священных. Безусловно, в то время ходило довольно много конкурирующих документов, пользовавшихся временным или локальным авторитетом, но в течение жизни последующих поколений рамки канона становились все более четкими.

Ориген, ученейший церковный писатель 3-го в., ученик Климента Александрийского. Его канон близок к современнму. За несомненно апостольские, божественные Писания признает – 4Евангелия, Откровение, 13посланий ап.Павла.

Самый значительный свет на судьбу св.новозаветных книг проливают известия церковного историка Евсевия Кессарийского. Его свидетельства имеют большое значение потому, что он специально был занят исследованием именно этого вопроса.
Церковная история Евсевия Кесарийского открывает нам доступ ко множеству письменных источников и устных преданий, которые без него были бы потеряны. «Отец Церковной истории» располагал библиотекой в Кесарии. Собирал и организовывал фактический материал, охватывающий трехвековую историю Церкви, главным образом Восточной.
Около 332 года император Константин распорядился, чтобы Евсевий составил 50 экземпляров Св. Писания. 50 первоклассных экземпляров оказали огромное влияние на создание будущих книг. Они содействовали тому, чтобы на Востоке появился общепринятый канон Нового Завета.

Канон, принятый на Лаодикийском соборе (ок. 363)
Отсутствие 60-го правила во многих греческих, латинских и сирийских рукописях заставляет предположить, что оно добавлено позднее, как пояснение к правилу 59-му.
59-е правило. Ни один псалом, сочиненный частным лицом, и никакая неканоническая книга да не читаются в церкви, но только канонические книги Нового и Ветхого Заветов.
60-е правило. (После перечисления книг Ветхого Завета правило продолжается так) - Вот книги Нового Завета:четыре Евангелия, от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; Деяния апостолов; семь соборных посланий, а именно, одно Иакова, два – Петра, три – Иоанна, одно – Иуды; 14 посланий Павла: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Ефесянам, одно к Филиппийцам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, одно к Евреям, два к Тимофею, одно к Титу и одно к Филимону.


Канон, принятый на III Карфагенском соборе (397)

Первым собором, принявшим нынешний канон новозаветных книг, однако деяния этого Собора утрачены. Их краткое изложение было зачитано и принято на Карфагенском соборе в 397 г.


Более того, даже в последующие годы продолжались дискуссии в церкви по поводу канона.

Поначалу может смутить тот факт, что только к третьему веку церковь получила полный список Нового Завета. В действительности, все ключевые книги были признаны сразу (евангелия, Деяния, большинство посланий Павла). Но тем не менее собрание этих книг стали известны нам под именем Нового Завета.

Двадцатисемикнижие было официально утверждено на Иппонском Поместном соборе (383 г) и Карфагенском Поместном соборе (419 г) в 33-м правиле.

Постановления Шестого Вселенского Собора положили конец почти семивековому процессу формирования Христианского канона Нового Завета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: