8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США была снижена с 2 % до 1,5 %. Так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского Центробанка.
Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. Так как на следующий день примеру вышеперечисленных стран последовали финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.
10 октября, собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран «Клуба семи» утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике. Решением было предпринять «неотложные и исключительные действия».
Принятый «семёркой» план из пяти пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.
12 октября 2008 года лидеры пятнадцать стран ЕС на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками. Более того, они обязались обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до пяти лет.
Правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции, системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средствhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_(2008) - cite_note-EUGarant-38#cite_note-EUGarant-38.
|
13 октября 2008 года Европейский центробанк, Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спрос» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».
14 октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банковhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_(2008) - cite_note-RescueNation-41#cite_note-RescueNation-41, что сам Генри Полсон (министр финансов США) назвал предосудительным, но необходимым для оживления экономики.
Месяцем позднее в тот же день стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, распределение мировых финансовых ресурсов, реорганизации международных финансовых институтов. И еще обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие двенадцать месяцев.
|
23 ноября 2008 года в Лиме завершился саммит лидеров стран-членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которые признали, что в ближайшей перспективе снижение темпов роста мировой экономики является «неизбежным». Но перспективы еще не достаточно определены.
4 декабря 2008 года ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на один процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что значимость финансовых ресурсов несомненно велика. В рамках одного государства они обеспечивают финансовую стабильность экономической системы страны, дают возможность их использования для разных форм мобилизации государства, облегчения бремени задолженности по официальным кредитам и займам, а также используются для реализации прочих государственных как внутренних, так и внешних проектов и потребностей.
В международных масштабах финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность международной экономической системы. Устраняют финансовый дисбаланс между разными странами, помогают решать международные затруднения, а также могут способствовать развитию и поддержанию экономики отдельного государства в частности.
Международное движение финансовых ресурсов, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений.
|
Наиболее активно перераспределение финансовых ресурсов осуществляется в мировых финансовых центрах (финансовых центрах мира). К ним относят те места в мире, где торговля финансовыми активами между резидентами разных стран имеет особенно большие масштабы.
В мировых финансовых центрах сосредоточена основная масса активов мирового финансового рынка. Это не только капитал страны базирования финансового центра, но и сюда привлеченные денежные средства из других регионов мира капитал. Особенно это характерно для тех финансовых центров, которые расположены в небольших странах. Отсюда он в годы благоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры устремляется не только в страны базирования таких центров, но и на периферию мирового финансового рынка.
Более того, разумное распределение как государственных, так и мировых финансовых ресурсов в случае финансово-экономического кризиса может помочь национальным экономикам справиться со сложившейся ситуацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Статьи из сериальных изданий
1. Малышев А.В. Исследование территориальной асимметрии и размещения финансовых ресурсов / А.В. Малышев // Научный вестник. – 2008. - №3. – с. 54-60.
2. Бирман А.М. Финансы в системе стоимостных категорий / А.М. Бирман // Вопросы экономики. – 2007. - №10. - с. 14-20.
Литература
3. Балабанов И. Г. Основы финансового менеджмента / И.Г. Балабанов - Уч. пос. – М: финансы и статистика. - 2003. – 481 с.
4. Литовских А.М. Финансовый менеджмент: конспект лекций / А.М. Литовских - Уч. пос. – Т: ТРТУ. – 2004. - 76 с.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов - Уч. – М: Юрист. - 2001. - 659 с.
6. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. / И.А. Бланк - Т. 1 – К: Ника – Центр. - 2002. - 426 с.
Справочные и информационные издания
7. Большой экономический словарь: словарь-справочник / гл. ред. А.Б. Борисов. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М: Книжный мир. – 2003. – 895 с.
8. Современный экономический словарь: словарь – справочник / гл. ред. Б.А. Райзберг. – Изд. 5 перераб. и доп. – М: ИНФРА-М. – 2007. – 495 с.
Адреса Интернет-ресурсов
9. Деньги, финансы кредит [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М], 2008-2009. – режим доступа: http//www.v-finance.ru
10. Финансы и кредит [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М], 2008-2009. – режим доступа: http//www.mak-nbik.ru
11. WORLDCRISIS.RU [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М], 2008-2009. – режим доступа