Участники круглого стола




КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Я – мастер предприниматель.

Ремесленник будущего»

в рамках IV Межрегиональной выставки-ярмарки

изделий мастеров декоративно-прикладного творчества

и традиционных ремесел

«Рождественские узоры Поволжья»

 

14 декабря 2019 года

Самара, 2020 г.

Кравченко Ольга Викторовна (директор ГБУК АСТ, модератор):

- Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые коллеги, я очень рада вас всех видеть здесь сегодня за нашим круглым столом!

Подобные круглые столы на «Рождественских узорах» мы проводим регулярно. Обязательно ведем запись, все это в дальнейшем хранится в нашем архиве. В работе прошлого круглого стола мы достаточно много внимания уделили вопросам поддержки художественных промыслов в регионах, развитию декоративно-прикладного искусства в целом, делая особый упор на художественно-эстетические, краеведческие особенности.

Сегодня я предлагаю вам побеседовать на такую тему: «Я - мастер-предприниматель. Ремесленник будущего».

Почему мы выбрали именно эту тему. Дело в том, что в последнее время мы постоянно сталкиваемся с тем, что в сообществе мастеров возникает потребность понимания своего статуса. Это понятие должно иметь под собой некую юридическую платформу, юридическую базу. Когда мы начинаем говорить о том, что промыслы нужно поддерживать и развивать – никто не против. Все понимают, что это действительно необходимо, но никто не знает, как именно это нужно сделать!

Давайте поразмышляем, так что же это такое «промыслы», насколько это актуально в современном контексте, кто же такие мастера, как их идентифицировать, каким образом применить к ним существующее законодательство – либо же необходимо доработать его на федеральном и региональном уровнях так, чтобы оно учитывало интересы этой категории людей.

В последнее время я всё чаще участвую в различных совещаниях, рабочих встречах. И сейчас, к сожалению, я понимаю, что чем больше мы об этом говорим, тем дальше от этой проблематики уходим. Во-первых, надо сказать, что это очень многослойная проблема, она не объяснима за 5 минут. Для того, чтобы её объяснить людям, которые могут как-то повлиять, чем-то помочь или каким-то образом скорректировать существующее законодательство в части улучшения, в части придания дополнительных возможностей мастерам и ремесленникам, нужно научиться разговаривать с законодателями, с теми, от кого действительно многое зависит. Научиться доносить до них наши мысли, а не просто красивые лозунги «Промыслы - это наше всё! Это наша старина! Мы это всё продолжаем и развиваем!» Да, мы действительно это делаем. Но просто говорить, это недостаточно.

Давайте сейчас взглянем на ситуацию с позиции - а чего мы хотели бы видеть для себя в будущем? Вот именно с позиции ремесленничества. Нынешнее законодательство всё дальше уходит от понятия «народные художественные промыслы» и «мастер». И всё больше и больше мы слышим сейчас такие понятия, как «рукоделие» и «хендмейд», которые микшируют понятие «народные художественные промыслы». Это некие обобщенные понятия, которые очень многогранные и всеобъемлющие. Мы все дальше уходим от понятия «Мастер». Когда мы говорим «мастер», мы понимаем под этим понятием «мастер декоративно-прикладного искусства» или «мастер народных художественных промыслов». Когда мы говорим «ремесленник», мы говорим уже об экономическом понятии. Потому что ремесленник – это тот, кто занимается ремесленным трудом, не обязательно художественным.

Более того, в середине 2020-го года многие из вас столкнутся с проблемой, которая возникнет с вступлением в силу Федерального закона «о самозанятых». Теперь тот, кто будет заниматься коммерческой деятельностью, но при этом не будет зарегистрирован, рискует попасть под законодательные санкции. То есть, получается, что этот человек уже становится вне юридического поля. А как мы понимаем, основная масса мастеров она как раз из этого сектора.

Уважаемые коллеги, мы собрались здесь именно для того, чтобы наиболее ярко, четко и емко высказать все то, что нас не устраивает. И, конечно же, поделиться тем хорошим, чего мы уже успели добиться. В этом я очень рассчитываю на наших гостей из регионов. Конечно же, и там есть свои проблемы, но ведь есть и позитивный опыт.

Сейчас я хочу предоставить слово Чертыковцевой Татьяне Александровне - вице-президенту ассоциации Ремесленная палата Самарской области, члену международной академии ремесел.

Татьяна Александровна, и вообще палата ремесел, - наши давние партнёры. Мы всегда советуемся, консультируемся, пытаемся найти общее понимание в целях дальнейшего развития событий. Татьяна Александровна была на последних ремесленных форумах и обладает определенным количеством новой для всех нас информации. Татьяна Александровна, я Вас прошу, пожалуйста познакомьте нас с этой информацией.

Татьяна Александровна Чертыковцева (Вице-президент ассоциации «Ремесленная палата Самарской области», к.э.н., член Международной Академии ремесел):

- Добрый день, коллеги. Я вас сразу хочу попросить выделить мне больше времени, чем предусмотрено регламентом, иначе не стоит даже начинать. Потому что новости с конгресса достаточно объемные.

В настоящее время единой системы поддержки ремесленного предпринимательства в нашей стране не существует. Имеется статья 23 Закона «О поддержке малого бизнеса», но она не легализует, не закрепляет юридический статус ремесленника, как предпринимателя, она только дает региональным властям право поддерживать своих мастеров-ремесленников. Более 65 регионов нашей страны этим правом уже воспользовались, Самарская область, к сожалению, нет. В настоящее время, с 2017 года, эта система в России начинает выстраиваться, и она ориентирована на положения конвенции ЮНЕСКО «О нематериальном культурном наследии».

Речь идет о самобытности культурного наследия регионов внутри страны, а не страны в целом. Российская Федерация конвенцию по охране нематериального культурного наследия подписала, но до сих пор не ратифицировала, поскольку российское законодательство к защите ремесленного предпринимателя пока не готово – мы не имеем соответствующего Патентного закона, но имеем закон об НХП, который с положениями конвенции не согласуется. Нам нужно несколько лет на изменение законодательства.

В ближайшие три года должны, наконец, произойти некоторые изменения в законодательстве в пользу ремесленного мастера, как хранителя аутентичных культурных и исторических ценностей своей территории. Президентом страны подписано решение о проведении подряд от «Года народной культуры» в 2020 году к «Году народного творчества и нематериального культурного наследия» в 2022 году. В течение этих лет должны быть приняты меры по развитию и поддержке ремесел, как части нематериального культурного наследия.

Что подразумевается под нематериальным культурным наследием. Различают два вида нематериального культурного наследия - наследия, имеющего для региона этнографическую и краеведческую культурно-историческую ценность. Первое – это танцы, песни и т.д. И часть ремесленного наследия – это то, что относится к этнографии и краеведению. То есть исторические корни культурного наследия. Предполагается, что государство его будет поддерживать. Это то направление, поддержка которого осуществляется государственными структурами. Такими, как например, Агентство социокультурных технологий. Надеемся, что ему будут оказаны дополнительные меры поддержки.

Здесь имеются в виду мастера и ремесленники, которые работают по сохранению этих исторических корней, но не предполагается никакая реализация их продукции, то есть без выхода на рынок. Мы об этом сегодня не будем вести речь. Мы говорим о второй половине. Вторая половина, так называемые «живые ремесла» - это те мастера, которые владеют навыками и умениями местных региональных ремесел, спрос на продукцию которых ещё существует или его можно возродить. Это мастера, производящие продукцию, которую будут покупать. Здесь предлагаются такие меры поддержки, как «коммерциализация традиционных ремесел» и «монетизация ремесленных технологий». Это значит, что должны быть меры государственной поддержки, которые позволяют мастеру создать своё дело, свой бизнес и выйти с ним на рынок и «монетизация» - это те меры, которые должны помочь ему свою продукцию успешно сбывать.

Соответственно дальше вступает в силу уже другой документ, это комиссия по коммерции и развитию регионов – организация ЮНКТАД. Ремесленный конгресс в Санкт-Петербурге начался с темы о том, что главным понятием для нас становится понятие интеллектуальной собственности. Если какой-то продукт или товар выходит на рынок, он должен быть обязательно зарегистрирован как объект интеллектуальной собственности. Это требование защиты прав потребителя. Наша продукция не сертифицируется по обычным правилам, но покупатель должен знать, что он покупает подлинное изделие. А не перекупленное из Китая, не фальсифицированное. Поэтому подтверждением является документ об интеллектуальной собственности. И мы видим, что у нас в нашем патентном законодательстве есть коммерческие способы защиты интеллектуальной собственности, но у нас нет тех способов, которые защищают сами ремесла. Традиционные ремесла конкретных регионов, которые имеют право носить имя региона. Это всем известная гастрономия – бургундские вина, и ремесла – брюссельские кружева и т.д. Ремесло, привязанное к имени региона. То есть нематериальное культурное наследие – это идея, построенная на поддержке ремесел, связанных с именем своей территории.

Эта тема очень большая. И, если будут желающие, если будет какой-то интерес с вашей стороны, то мы готовы прочитать хоть почасовой курс, хоть недельный. Но это тема, в которую, к сожалению, просто необходимо входить.

И вторая половина, которая касается юридического статуса. Это такое понятие, как «самозанятость».

На конгрессе, на совещании в Министерстве, российским правительством велась речь о том, что внутри понятия «самозанятость» надо выделить понятие «ремесленник» с отдельными льготами именно для этого мастера. Потому что, в отличии от любого другого самозанятого, только ремесленный мастер владеет умениями и навыками, которые пришли от предков и которые он передает следующему поколению. И вот на этой основе ему должна быть оказана отдельная льгота и специальная поддержка.

Понятие статуса самозанятости в Самарскую область приходит с 2020 года. Министерство начинает разрабатывать правовые основы для Самарских мастеров, нормативы, каким образом этот самозанятый будет работать на территории Самарской области.

Так какие же льготы полагаются на региональном уровне в тех регионах, где принят перечень видов ремесленной деятельности. Рассмотрим на примере Санкт-Петербурга. Это льготы по участию в выставочной деятельности, компенсация расходов. Также льгота на регистрацию объектов интеллектуальной собственности: если мастер регистрирует свою интеллектуальную собственность, свои технологии, то все расходы региональное правительство ему компенсирует. Это могут быть льготы по аренде, льготы по использованию энергоресурсов и так далее. Но все эти льготы возможны только в том случае, если на территории принят и утвержден местный перечень видов ремесленной деятельности. Там, где он действует, это возможно. У нас в Самарской области пока этот перечень не принят, но на последнем заседании Думы обещали, что в 2020 году мы такой перечень с определенными льготами всё-таки получим. С какими-то, пока не знаем с какими, льготами.

Международный опыт развития туризма показывает, что тот регион конкурентоспособен в туризме, где туризм построен вокруг своих местных ремесел. Он начинается не со скоростных поездов и высотных гостиниц. А начинается он с того места, где есть ремесло, которое продвигают, популяризируют. Ремесло, которое носит свое имя. И вот туда едет турист. Там он покупает продукцию, там он обеспечивает доходы и, соответственно растет налогооблагаемая база для региона. Как раз о документе ЮНКТАД я хотела бы рассказать подробнее. В этом документе, развивающем положения о нематериальном культурном наследии, идет речь о провенансах (запомните этот термин, мы к нему будем возвращаться). Под этим термином подразумевается местная гастрономия. Это местная кухня, ее рецептура, местные ремесленные технологии, то есть провенансы. Но только те, у которых принадлежность к данному региону можно документально доказать, подтвердить, что исторически на данной территории это ремесло существовало. Вот на них и будет распространяться господдержка. На них распространяется также и поддержка ЮНЕСКО.

Итак, вернемся к понятию «нематериальное культурное наследие». Когда мы говорим «материальное наследие», мы знаем, что здесь должен быть какой-то материальный артефакт. Это может быть какое-то изделие, например, игрушка, ковка, да всё, что угодно! Все это - объект материальный. Например, сыр, изготовленный по определенной технологии. А когда мы говорим «нематериальный объект», то мы говорим о рецептуре изготовления вот этого сыра, который позволяет по этому рецепту сделать точно такую же головку сыра. Если мы говорим о промысле, например, Вологодское кружево, то это техника изготовления именно этого, Вологодского кружева. А не какого-то другого. Это уже идея, это описание технологии. Она не материальна. Её защитить можно только, как объект интеллектуальной собственности. Вот поэтому главным становится патентный закон.

В нашем законодательстве есть статья «Наименование места происхождения товара», но сейчас по решению Думы законодательство дорабатывают в этой части. Ещё есть такое понятие, как «географическое указание». Это как раз для ремесленников. Географическое указание на происхождение ремесла. Еще есть такое понятие, как «традиционные знания». Но такого закона у нас вообще нет, к сожалению. Особенность этих законов в том, что в них регион заинтересован больше, чем сам мастер. Поэтому регион должен помогать мастеру, который владеет таким ремеслом. Материально, организационно, да как угодно! Но помогать просто необходимо!

Приведу пример - есть мастер, он заинтересован в продаже своего изделия. Если это изделие будет называться не просто «гобелен», а, например, «гобелен Самарский», то это даёт определенно бОльшую ценность этому изделию. Но для мастера, и даже для объединения мастеров, эта разница не столь ощутима. А вот для региона, если у него есть такой промысел, есть принципиальная разница. Сюда едут туристы и соответственно растут налоги. Вот для региона это уже становится интересно. И тогда регион должен поддерживать это ремесло. И тогда не брать налоги с мастера, а брать налоги с туристов.

В мире уже есть очень большая практика. У нас пока есть только один феноменальный пример - это Тульская область. Правда, министерство культуры Тульской области потратило на этот проект больше 10 лет. Были собраны все традиционные ремесла региона. Все зарегистрировали, как наименование места происхождения, а имея зарегистрированные, как нематериальные активы, они получили право на помощь ЮНЕСКО. И они её получили. В результате сегодня Тула –это город, который имеет поддержку ЮНЕСКО, город, который имеет поддержку национального правительства. Город, в котором теперь проходит большое количество международных событий - фестивали, конгрессы и так далее. С большим потоком туристов. Соответственно музеи, мастерские, магазины, где реализуются товары мастеров и ремесленников тоже процветают.

И таких вот брендов в Туле на сегодняшний день уже десять. Есть старинные. Это в первую очередь Тульский самовар, Тульский пряник - это уже, что называется, классика. А ведь еще есть бренды в маленьких городах Тульской области. Например, филимоновская игрушка из деревни Филимоново, Белевский продукт. Сейчас мы все на прилавках магазинов видим Белевскую пастилу. Рецепт был восстановлен в городе Белёве, регистрация за счет правительства, за счет правительства же разрабатывался фирменный стиль и упаковка. Этим знаком теперь может пользоваться и большая кондитерская фабрика в Белеве, и отдельные ремесленники, которые делают такие же пряники, и тоже их продают. Но единственное требование к ним - они должны работать только в Тульской области, не за ее пределами. И они должны строго соблюдать рецептуру. Это проверяется, в случае нарушения достаточно жестко карается. Это те меры, которые позволили Туле, Тульской области официально войти в тройку самых стремительно экономически развивающихся регионов России.

Кроме Тулы есть, конечно, у нас и другой опыт использования интеллектуальной собственности. Например, знакомые уже многим школы Санкт-Петербурга, это тоже продукт интеллектуальной собственности. Они представляют рождественские игрушки, которые сейчас снова входят в моду, сегодня мы вновь возвращаемся к елочным игрушкам ручной работы. Такая школа есть и у нас в Самаре. Сейчас практически в любом серьезном сувенирном магазине вы увидите эти самые елочные игрушки Петербургских ремесленников. А построено это так – знаменитая мастер Александра Дубровина разработала целую коллекцию таких игрушек. Ангелы, медвежата, клоуны и так далее. Десяток образов, которые утверждены, как традиционные Петербуржские. Авторские права сохраняются за ней, хотя сама она тиражом не занимается. По согласованию с автором права на использование этой коллекции переданы в ремесленные артели Санкт-Петербурга, которые изготавливают этих кукол, и соответственно продают их. Но с каждой реализованной игрушки Дубровина имеет, как автор, свой процент. В свою очередь артели зарегистрировали эти игрушки, как свой промышленный образец. Поэтому это их интеллектуальная собственность.

Вот перед нами стоят куклы. Ещё один известный всем бренд, который начинался ещё в девяностые годы. Это «Потешный промысел» - ремесленная фирма в Санкт-Петербурге. Они первыми начали делать подобные куклы с фарфоровым основанием и это как образ Петербуржской знати, русской знати времен Александра Невского. Так была целая война! Потому что, как только эти куклы стали популярны, только ленивый не копировал их и не пытался продавать. Фирма в итоге отстояла все авторские права, все патентные права принадлежат предприятию «Потешный промысел».

А вот эти две игрушки - это дипломные работы студентов колледжа сервисных технологий. В этом случае студенты законы не нарушили, т.к. они не будут продавать данные куклы. Куклы представлены на экзаменационную комиссию и сейчас они выставлены у нас в музее. Но здесь тем не менее, есть одно нарушение. Там указан автор - студент, указан и преподаватель. Но нигде не сказано, что работа выполнена в качестве копии на изделия «Потешный промысел». Вот это, в принципе как уважение авторских прав и интеллектуальной собственности, должно быть обязательно.

О. В. Кравченко:

- Я прошу прощения, в качестве примера хотела бы уточнить – мы все прекрасно знаем промыслы нижегородские, та же хохлома. И очень часто художники ими пользуются. Потому что это классическая школа, есть специальные обучающие программы, в последнее время они активно внедряются в образовательный процесс. И дети, студенты этому учатся. Вот скажите, а как им быть с этим знанием дальше?

Т.А. Чертыковцева:

- В данном случае в очередной раз мы видим разрыв между школой и производством. Конечно, это наша классическая школа. Если человек обучается, он будет профессиональным мастером данного ремесла. Естественно, он получает знания о гжели, палехе и т.д. И в дипломе он должен иметь соответствующую запись, что он этот курс прошел. Но. Если он выпускается, например, как мастер городецкой росписи, совершенно непонятно, что с этим делать дальше. Потому что в этом статусе он может только поехать в город Городец и пытаться там трудоустроиться. Но, скорее всего, там хватает и своих мастеров.

А проблема в том, что в Самарской области, как и во многих других регионах, есть свои традиционные ремесла, которые обязательно должны быть включены в образовательный процесс. Либо каким-то другим образом транслироваться, чтобы у мастера было право на свой, самобытный местный аутентичный вид ремесла.

Далее, какие меры предполагаются для поддержки ремесленничества. Поскольку мастера либо вообще не имеют своей мастерской, либо имеют совсем маленькую мастерскую, в рамках ЮНЕСКО, или в рамках международной практики, создаются так называемые культурно-креативные пространства (в России есть отдельные примеры). Это некая площадка или парк, в котором присутствуют четыре обязательные составляющие. Во-первых, обязательно должен быть музей истории местных ремесел. Имеется в виду не музей, где в запасниках хранятся какие-то образцы, а именно музей, в котором вы сможете узнать, как эта технология работает. Познакомиться с именами мастеров прошлого и даже, может быть научиться, или по крайней мере увидеть, как это живет в деле. То есть это как раз те ремесла, которые относятся к живым, которые могут выйти на рынок, а значит смогут продаваться.

Второе, - это сами производства. Это могут быть и самостоятельные большие предприятия, мануфактуры, артели надомников, или «коворкинг». Что под этим подразумевается. Если у мастера нет возможности брать учеников, или как-то себя показать на своей собственной территории, в мастерской, то он берет себе определенное количество времени на площадке этого парка, и проводит мастер-классы, выставки и презентации, организовывает обучение, пользуясь этой площадкой.

В третьих, обязательно должен быть центр обучения. Причём обучение от разных мастер-классов до полного курса получения профессионального образования и даже сдачи экзамена.

Ну, и конечно, содействие в организации сбыта. То есть соответствующие мероприятия, где можно продавать. Либо просто заключение договоров с торговыми организациями, которые будут специализированно продавать эту продукцию. Опять же, в Санкт-Петербурге их несколько. Питер – это просто блестящий пример таких парков. В Ульяновске такие есть. Сейчас на ВДНХ создают.

В Самаре, мы знаем, есть комплекс «Валеные чудеса» в Сергиевском районе. Фактически это уже и есть такой парк, такая мастерская. Где есть и туристический центр и работает музей. «Самара Крафт парк» – это парк технологий нашей Ремесленной палаты. Мы говорили о том, что этот парк открыт. Потому что есть расхождение между учебными программами, и тем реальным мастером и реальным бизнесом, которые у нас есть. То есть наши мастера не могут взять на практику студентов, потому что студентов учат не тому, что реально производят мастера. В нашей стране много работают с мозаикой, со стеклом. А в училищах этому не учат. Ткачество вообще сейчас выводят из учебной программы, а ручное ткачество – это ведь наш традиционный промысел. Задача парка - помогать в этом мастерам и ремесленникам.

Почему делался музей. Когда вы хотите выйти на защиту интеллектуальной собственности и получить государственную поддержку, вы должны представить справку из местного музея, что такой промысел на территории региона действительно существовал. По нашему региону практически этим никто не занимается. Поэтому мы и создали этот музей, чтобы наш мастер мог прийти и взять у нас эту выписку, тем самым подтвердить, что это ремесло, этот промысел присущ нашему региону. Причем музей наш по формату уникальный в том смысле, что создан он для ремесленников-предпринимателей. Мы рассказываем не только о технологии ремесла, но еще и о том, как эти предприниматели в XIX - XX веке, да и сейчас успешно продвигали свою продукцию.

Для того, чтобы выйти на рынок нужна экспертиза, которая подтверждает авторские права, аутентичность, подтверждение происхождения именно из этого региона. Оцениваются, естественно, и художественные ценности. Оценивается еще и продаваемость. То есть может ли быть этот объект продан на рынке, будет ли на него спрос? У нас представлены в музее те бренды, те производства, которые были в нашем регионе. Вот, например, Жигулевское пиво. Как раз это то, что начиналось с небольших пивоварен, с лицензией на Венское пиво и на рецептуру Жигулевского. Но это то ремесло, которое у нас утеряно. Потому, что мы в своё время не оформили товарный знак интеллектуальной собственности и теперь такого понятия, как «марочное жигулёвское пиво», его больше нет, к сожалению.

О. В. Кравченко:

- Оно есть, оно просто Самарской области не принадлежит.

Т.А. Чертыковцева:

- Оно никому теперь не принадлежит. В любой точке мира любой пивовар может варить пиво и называть его «Жигулевским» и так сказать, это как бы ничье. То же самое у нас с кондитерами. Если вы знаете, Самара была столицей марочных кондитерских производств. Кондитер «Савинов» - это не зря мировой бренд, но не у нас, в России, к сожалению.

Когда вы выходите на рынок и продаете какое-то изделие, хорошо, если у вас будет документ из независимой ремесленной организации, где будет подтверждение того, что это действительно сделано вами в такой-то области. Это будет началом защиты вашей интеллектуальный собственности. В Самарской области для своих ремесленников мы делаем такой паспорт ремесленного изделия. Это может быть на отдельное изделие, а может быть на коллекцию или технологию. Кроме того, у нас есть также дорожная карта, она была принята и, к сожалению, практически не реализована. Но она сделала важный шаг - на основании дорожной карты у нас были выявлены художественные ремесла, которые подлежат защите, которые могут быть признаны, как народные художественные промыслы. Это прежде всего ручное ткачество, это керамика и несколько отдельных видов ремесел.

Что касается керамики. У нас сейчас популярна Самарская игрушка. Но доказать самарскую игрушку, как народный промысел, мы вряд ли сможем, потому что исторических корней глубиной на 70 лет и больше у нас пока нет. Но зато почти 130 лет самарскому изразцу. И это промысел, который бытовал прямо в городе Самара, это так называемая архитектурная керамика, то есть изразцы, которыми украшали печи-камины, наружные постройки. К сожалению, почти ничего не сохранилось, но документы все в наличии. У нас в Самарской области производили керамическую посуду и вот эти изразцы. Мы сейчас пытаемся работать с Санкт -Петербургом, потому что они прошли уже весь этот путь, и они свой промысел восстановили. Теперь перед нами также сейчас стоит задача восстановить это все.

Есть ещё ручное ткачество. Также, мало кто у нас знает, но еще в 19 веке зародилась Самарская Рождественская елочная игрушка. Сейчас мы с вами наблюдаем, как понемногу пытаются и этот промысел восстановить. На сегодняшней ярмарке «Рождественские узоры Поволжья» мы видим, что наши мастера активно пытаются восстановить эти технологии изготовления ватной елочной игрушки. Это ремесло, отчасти, в Самаре присутствовало, но оно не совсем наше. Но тем не менее промысел такой был, и самое странное и удивительное, что он выжил во время Советской власти. Все годы Советской власти в Самаре, в Куйбышеве, работали кустарные артели, которые выпускали детские игрушки, елочные игрушки и они довольно успешно конкурировали, как ни странно, даже с нашей фабрикой игрушек. Прервался этот промысел лишь в годы перестройки. Сейчас мы пытаемся восстановить этот промысел. Хотим это осуществить уже к 75-летию Победы в войне, потому что во время войны, в сорок третьем году, Куйбышев был практически единственным городом в России, где не только поставляли самолеты, но и где не сворачивали производство, а даже расширяли его, открывали дополнительные артели по производству детской и елочной игрушки.

О. В. Кравченко:

- Татьяна Александровна закончила свой прекрасный доклад. Спасибо Вам огромное, потому что всё очень четко, ёмко и понятно. У меня уже появилось множество вопросов.

Я обещаю, что мы расшифруем круглый стол и непременно разместим у нас на сайте. Поэтому, если кому-то нужно, я особенно имею в виду наших гостей, оставьте свои электронные адреса, мы вам все отправим.

Я еще хочу сказать о том, что вот с одной стороны НХП, места традиционного бытования, и единственная задача сейчас - это признать на государственном уровне. Есть много примеров, и очень успешных примеров, когда регистрируются вещи, не имеющие под собой традиционных корней. Например, очень известный бренд так называемой дивеевской глиняной игрушки, которой от роду 25 лет, не больше. Но, тем не менее, она описана, признана, она принимается наравне с НХП на «Ладье», занимает завидное место. В ассоциации народных художественных промыслов она занесена во все реестры. Так как история развивается, движется вперёд, так же и народное творчество, ремесла, художественные промыслы – они тоже не стоят на месте, одни зарождаются, другие отмирают, что-то появляется новое. Например, Дивеево, это раскрученный религиозный туризм, и, каждый, наверное, хотел бы приехать и увезти оттуда не только предметы культа, которые зачастую глубоко личные. Но и что-то, что является сувениром, что-то более лёгкое в эмоциональном плане, которое можно подарить. И конечно, это просто было делом времени, чтобы там возник этот бренд. Он возник и он зарегистрирован, и это пример для того, чтобы подобные вещи происходили и в других регионах. Вот сейчас, например, возрождают и уже зарегистрировали Саратовскую глиняную игрушку. Хотя там такая же ситуация, как Татьяна Александровна говорит, что у нас нет самарской игрушки. У нас есть самарская игрушка, просто она более позднего периода. У нас ведь даже есть носитель. И есть, пока не совсем артефакты, но, тем не менее, эталонные образцы. У нас есть в Пестравском районе Тёпловская игрушка, которая имеет свои традиционные корни, она достаточно ярко представлена. Всё это есть на самом деле.

Ещё раз, Татьяна Александровна, огромное Вам спасибо!

Мне хочется дать слово Олегу Николаевичу Емельянову. Олег Николаевич - наш друг, наш постоянный эксперт, это человек, без которого мы в своей деятельности не обходимся никогда. Олег Николаевич - доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Самарского государственного института культуры, председатель правления Самарской региональной общественной организации творческий Союз художников России. Мне хочется, чтобы он рассказал о том, каким образом такие организации объединяют, консолидируют и помогают мастерам именно в контексте нашей сегодняшней встречи.

Олег Николаевич Емельянов (доцент кафедры декоративно-прикладного творчества ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», председатель правления Самарской региональной общественной организации «Творческий союз художников России»):

- В журнале «Декоративное искусство» в каком-то старом номере, был интересный разворот - там стоит человек такой своеобразный, кривая линия, и с одной стороны написано «инженер», а с другой написано «артист». И вот так перечисляются различные факторы, сравнения.

У нас в Союзе 120 человек, в основном занимаются живописью, 12 человек занимаются декоративно–прикладным искусством, 4 человека являются мастерами, которые прошли через Агентство.

Хочу привести пример. Мы когда-то в Сызрани делали большой культурный проект. И вот в беседе с Ольгой Витальевной Дидык мы придумали провести пленэр по живописи, потом появились другие идеи. В итоге организовались! За неделю мы провели мастер-класс по живописи, по графике, мастер-класс по формовке и мастер-класс по дереву. Мы работали и за 10 дней сделали композицию из дерева, жар-птиц. Желающих было много, мы ленточками отгородились, техника безопасности, так чтобы близко не подходили. Всё это ровно прошло, надо заметить, что не было ни программы, ничего на тот момент. Потом, когда это всё закончилось, всем идея очень понравилась. Далее у нас было три таких программы.

Коротко скажу об этой программе. Это, в первую очередь, скажем, как хороший пионерский лагерь Циолковского, или что-то подобное. Организуется городок, приезжают художники – 10 - 12 человек, 2 профессионала, которые обучают в течение недели. Всё, что они сделали, – всё осталось там. Идёт работа, художников кормят, поят, спать уложат, лекции проведут и что-то ещё за это получат. И так приезжают специалисты по керамике, по ткачеству, по дереву, по металлу. Потом постепенно создается на базе этого, условно скажем, лагеря, какой-то музей.

Написали мы эту программу очень шикарно, и уехала это программа в Москву. Но, как всегда, она исчезла в коридорах власти. Не будем говорить, кто виноват, кто не виноват, но всплыла это программа впоследствии в Витебске!

Мы, художники, уже видавшие виды, всё знающие, мы учимся только за счёт таких симпозиумов. Творческий Союз, конечно, помогает, как только может, например выставками. Сейчас, кстати, Сергей Ключников вернулся с международного фестиваля деревянной скульптуры «Легенды Севера». Он постоянно то в Карелию ездит, то ещё куда-то. Грандиозный подъём. Он человек с высшим инженерным образованием, он авиационный институт закончил, он вообще пришёл к нам из совершенно другой сферы. А сейчас рост у него просто необыкновенный. А за счёт чего? За счёт таких вот выставок, за счёт таких симпозиумов, встреч. Надо сказать, что последние три его работы отобраны, губернатор города Салехард отобрал эти работы, они находятся сейчас там на главной площади. Это большие монументальные работы из дерева, которые радуют глаз.

А про ткачество я хочу сказать, мы сейчас единственные в городе. У меня группа молодых одарённых выпускниц, которые достойно представляют Самару. Так вот они бьются и никак пробиться никуда не могут, потому что в Самаре нас не знают, знают в Москве и дальше. А в Самаре не знают.

О.В. Кравченко:

- А почему Вы нам не рассказываете про свой гобелен? Расскажите о видах поддержки.

О.Н. Емельянов:

- А что рассказывать? Мы его делаем. А другие люди должны заниматься менеджментом.

О.В. Кравченко:

- То есть, существуют какие-то программы, которые, во-первых, творческий Союз художников как-то консолидирует вокруг себя, во-вторых, дает им возможность коммуницировать на более высоком уровне с художественными людьми, получить дополнительный толчок, какую-то информацию даете им? И поэтому творческие союзы, ваш союз художников, необходимо поддерживать для того, чтобы они могли эти сообщества каким-то образом мотивировать, направлять, консолидировать и давать им какую-то платформу.

О. Н. Емельянов:

- Конечно, это естественно, процесс творческий действительно идет.

Я просто хочу сказать, что мы не можем во все стороны распыляться, мы занимаемся каким-то определенным делом. Но хочется видеть людей, которые будут делать свое дело и продвигать. Каждый должен заниматься своим делом!

О.В. Кравченко:

- Олег Николаевич, спасибо. Сейчас мне хотелось бы дать слово Захаровой Инне Юрьевне, художнику городецкой и полхов-майданской росписи, организатору международной акции «Матрёна-путешественница», соучредителю палаты ремесел Нижегородской области.

Инна Юрьевна Захарова (художник Городецкой и Полхов-Майданской росписи, организатор международной акции «Матрёна-путешественница», соучредитель РОО «Палата Ремесел Нижегородской области»):

- Здравствуйте, очень приятно приветствовать всех участников круглого стола. Я приехала к вам из столицы художественных промыслов, у нас в области 27 мест бытования промыслов, это достаточно большое количество. И как уже озвучили, я являюсь соучредителем палаты ремесел Нижегородской области, и хотелось бы пару слов сказать про нашу палату.

У нас достаточно большое количество ремесленников, кто вступил в палату. И конечно, изначально у нас были большие надежды, большие перспективы по поводу помощи ремесленникам. Именно продвижения, поддержки, раскрутки и так далее. Но, к сожалению, окунувшись в реальность, какой-либо поддержки, на которую мы надеялись, от нашей городской администрации и на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: