Какие же мы с вами разные, дорогие мои православные братие и сестры! Мы пытаемся жить по Библии, где написано, что "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф.7: 14), или "подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут" (Лк.13: 24). Но даже в узких рамках сего пути каждый из нас совершенно индивидуален, уникален, неповторим. И это естественно: один жестко требователен к себе, аскетически направлен, другой – мягок и добролюбив, третий – резок и агрессивен в суждениях, не признает никаких компромиссов… Да, нет среди людей совершенства! И можно бы каждого из нас осудить за наши отклонения от истины, но ведь не в осуждении суть нашей веры, а в стремлении к истине, не в наказании за грехи, а в желании не грешить, не в том, чтобы быть абсолютно совершенными, а в движении к этому совершенству, примером чему и целью – наш Господь Бог.
Ну а раз нет среди нас абсолютно правильных, значит каждый на своем пути совершает множество ошибок, неточностей, происходящих от разумного недопонимания и душевной порочности.
И вот, идет по своему жизненному пути некий человек, труждается в стремлении к Богу в меру своих возможностей и сил. Смотрит на соседа на этой дороге, и видит: он-то поступает совсем по-другому; и это он делает – не так, и то – не эдак. То есть – не так как он сам. Так же и все мы: пытаемся следить за собой в каком-то определенном направлении, а наши соседи в этой области крайне несовершенны; зато они более правильны в другом, где нам еще очень далеко до истины.
Но, несмотря на то, что все мы такие разные, давайте, дорогие братие и сестры, еще раз вспомним о трех самых главных вещах в нашей Православной вере: о цели жизни христианской, о способах ее достижения и о том, как понять – правильно ли ты действуешь на этом пути.
|
Итак, в чем цель жизни христианина? В соблюдении заповедей Христовых, в "стяжании Духа Святаго Божия" (по словам прп. Серафима Саровского). А что за заповедь оставил для нас, живущих на земле людей, воплотившийся Богочеловек? "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет" (Мк.12: 30-31), "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22: 40), "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин.13: 34). Значит, цель жизни христианина – в любви, в любви к Богу и к людям; всем – друзьям и врагам: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5: 44-45). Вроде бы это для каждого православного человека должно быть понятно и очевидно. Но на самом деле мы очень часто не помним об этом. Так давайте же никогда, ни на одну секундочку самого главного в своей жизни не забывать! Стяжание же "Духа Святаго Божия" – есть также стяжание любви, и только ее, поскольку "Бог есть любовь" (Ин. 4: 8). А любовь предусматривает, безусловно, терпимость, смирение, прощение, милосердие… Вот они – наши обязательные ориентиры, наши "стратегические цели".
|
Как достичь этой любви? И тут выясняется, что как мы более или менее единообразны в понимании цели, так разнообразны в понимании способов движения к ней. Один – монах, другой – богатый, но благотворитель, а третий – лишь иногда в храм Божий приходит. Но каждый – верит в Господа и Его милосердие и пытается спасаться в меру своей веры, своих возможностей, своего желания и своих заблуждений. И разным способам спасения своей души, путям движения к цели каждый человек определяет разное значение, разный "удельный вес". Кто-то стремится достичь совершенства в молитве Иисусовой, а кто-то молится своими словами; один отрекается от мира людской суеты, а другой - крепит брачный союз и растит детей, желая им душевного покоя и безбедного жития; один умерщвляет свою плоть воздержанием и постом, а другой постится лишь по обычному для простого мирянина режиму; один молчалив и сосредоточен, другой - улыбчив и говорлив.
Но враг не дремлет. И сбиться с пути под влиянием искушений и заблуждений, поддавшись соблазну своих пороков – очень даже просто. Порою – свернул с дороги, и даже не заметил когда и как это получилось. Только потом, через некоторое время, оглянулся: а вокруг вместо цветущего луга – трясина непролазная… И тогда со всей очевидностью встает важнейший вопрос: как узнать – на правильном ли мы пути или уже отклонились в сторону? Ответ на него - предельно прост и вместе с тем невообразимо сложен. При всем многообразии путей, Священное Писание и Священное Предание дают нам четкий и определенный способ оценки своего состояния. Надо как можно более внимательно и беспристрастно посмотреть на себя, на то, в каком направлении изменяется свое состояние.
|
Что же мы должны в себе увидеть? Если душу нашу переполняет безудержная эйфория, если нам хочется наставлять и учить других, если мы становимся замкнутыми, угрюмыми, агрессивными и фанатичными, т.е. безусловными приверженцами идеи ради идеи (даже оправдывая это важностью пути и глобальностью целей), если в душе нашей поднимают голову самомнение, высокомерие (даже к инославным или пьяницам), значит – ошиблись мы в чем-то на нашем пути к Богу. И хотя двигало нами вовсе не обращение к злым духам и прочая "чернуха", а самые благие, самые возвышенные помыслы, молитва, пост и т.п., мы где-то делали что-то очень и очень неправильно. Не забудем, что все наши действия на этом пути – это лишь способы, средства ради одной цели – стяжания любви Христовой. И здесь должен быть безусловный и сознательный приоритет цели над средствами. Значит, если то, что мы делаем, приближает нас к любви к Богу и людям, если в душах наших нарастают вера, смирение, терпимость, покой и любовь, значит - мы на верной дороге. Если же развивается другой, противоположный настрой, то либо мы делаем что-то такое, чего делать не надо, либо мы совершаем правильные действия, но не соблюдаем их меру. Если молитва и пост вместо смирения и мира душевного вызывают самоуверенность и высокомерие, значит слишком много мы на себя взвалили, не созрели мы еще до такого объема молитвы и поста. Если усердие наше в духовном совершенствовании, труды на церковном поприще "во славу Божию" приводят нас вместо терпимости и милосердия - к злобе и желанию силой противостоять многочисленным внешним врагам, инославным, "неправильным" людям, инородцам, инакомыслящим, к стремлению избавить от них (а не от ереси) родную землю, значит усердие наше оказалось для нас непосильным бременем, пошло во вред нашим душам, переусердствовали мы в своих вроде бы благих и вроде бы богоугодных желаниях, потому как "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор.13: 1-8). Итак: любовь – истина, цель, мера и критерий всего на нашем пути к Богу. И здесь нет и не может быть никаких других мнений и толкований, потому как это – однозначное и определенное Слово Божие!
Благоразумную меру нашему усердию может подсказать опытный священник. Но в любом случае, самый надежный страж своего духовного состояния – сам же человек. Надо только знать и всегда помнить, что благими помыслами может быть выстлана также и дорога в ад. Да оградит всех нас Господь от такой беды!!!
И последнее, что хотелось бы в этой связи сказать. При всей своей кажущейся простоте, самая главная цель христианской жизни – любовь Христова - для нас, людей мирских, грешных и порочных, вещь всегда далекая, слабо различимая, до конца не постижимая и в полноте своей недоступная. Способы же движения к этой цели – молитва, пост, бдение, труждение во храме, милостыня и т.п. – предметы более душевные, близкие к нам, более "осязаемые", в большей или меньшей степени привлекательные и достижимые. Посему естественно возникает искушение, желание облегчения пути, подмены цели – средствами. И именно поэтому появляется, например, молитва – ради совершенствования в ней, а не ради достижения смирения, пост до изнурения, но - ради самоутверждения, а не для борьбы с самомнением, и множество подобных вариантов.
Так будем же внимательны к себе! Да не допустит Господь Бог нам сбиться с истинного пути и впасть в прелесть! Да будет со всеми нами милосердная и все покрывающая любовь Господа нашего Иисуса Христа! Аминь.