В первой половине XIX века формируется национальная театральная культура России.
Реформаторские тенденции коснулись музыкального театра. Углубление и развитие сложившихся ранее национальных традиций оперного искусства наиболее ярко воплотились в творчестве А. Н. Верстовского, а позднее в музыке М. И. Глинки — основоположника русской классической школы. На развитие отечественного балета повлиял французский романтический балет, представителями которого в России были Ш. Дидло и Ф. Гюллень-Сор, а также итальянские балерины, гастролировавшие в России и оставившие наиболее значительный след в русской культуре: М. Тальони и Ф. Эльслер.
И. Н. Иванов. Эскиз занавеса к открытию Большого театра в Москве. 1824 |
Большой художественной высоты достигло искусство актеров как драматического, так и музыкального театров. На сцене блистали Е. С. Семенова, А. Я. Воробьева-Петрова, А. И. Истомина, Е. А. Санковская, Е. И. Андреянова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин, О. А. Петров, А. П. Глушковский и многие другие.
Художественному оформлению драматических спектаклей в этот период еще не придавалось большого значения, действовал принцип «подборки» декораций из разных спектаклей. Постановки же опер и балетов оформлялись с большой пышностью и роскошью, с использованием различных сценических эффектов. Декорационное искусство связано с именами П. Гонзаго, А. Коноппи, А. Роллера, К. Ф. Вальца, К. О. Брауна и других.
Е. А. Телешова. Гравюра по рисунку О. А. Кипренского. Первая пол. XIX века |
В январе в Москве на Петровской площади архитектором О. Бове построено здание театра, названного Малым. Театр был создан на основе московской драматической труппы. Изначально Малый театр отдавал предпочтение драматическим спектаклям, а затем и полностью был отдан драме.
|
На сцене петербургского Большого театра впервые выступила Екатерина Александровна Телешова, любимая ученица Ш. Дидло, исполнительница главных партий в его балетах: «Дезертир» П. Моисиньи (Луиза), «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца (Волшебница), и других. Образ Телешовой запечатлел в стихах А. Грибоедов; она послужила моделью К. Брюллову для картины «Итальянка у фонтана».
6 января в Москве открылся Большой театр (архитектор О. Бове по проекту академика А. Михайлова), построенный на месте сгоревшего в 1805 году Петровского театра. Театр открылся прологом «Торжество муз» на сборную музыку. Лучшие московские актеры изображали бога искусств Аполлона и его спутниц: муз трагедии, комедии, музыки, пения. «Обширность сцены, великолепие и удобное расположение зала для зрителей — все это превосходно, и даже напоминает знаменитые памятники древних», — писали газеты.
К. А. Кавос. Литография 1 пол. XIX в. |
На сцене московского Большого театра Адам Павлович Глушковский, танцовщик и балетмейстер, поставил балет К. Кавоса «Рауль де Крике, или Возвращение из крестовых походов». По окончании Петербургской балетной школы Глушковский танцевал сначала на петербургской сцене, затем в 1812 году был переведен в Москву, где долгое время являлся ведущим балетмейстером. Он первым обратился к творчеству А. Пушкина: еще в 1821 году поставил балет Ф. Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Вскоре балет был перенесен и на петербургскую сцену. В последующие годы создал ряд балетов, среди которых: «Три пояса, или Русская Сандрильона» по поэме В. Жуковского на музыку Д. Штейбельта (1826), «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К. Кавоса (1827), «Черная шаль» на стихи А. Пушкина и сборную музыку разных композиторов (1831). В 1831 году покинул театр.
|
А. П. Глушковский в роли Рауля де Крике в балете К. А. Кавоса «Рауль де Крике, или Возвращение из крестовых походов». Гравюра 1 пол. XIX в. |
Должность инспектора музыки московских театров занял Алексей Николаевич Верстовский, композитор, певец, актер-любитель, обладающий блестящим административным даром.
Шарль-Луи Дидло, шведский балетмейстер, работавший в России, поставил балет К. Кавоса «Федра и Ипполит». Во время своего второго приезда в Россию Дидло создал ряд балетов на мифологические сюжеты: «Ацис и Галатея» (1816, музыка К. Кавоса), «Тезей и Ариадна, или Поражение Минотавра» (1817, музыка Ф. Антонолини), «Кавказский пленник, или Тень невесты» (1823, по поэме А. Пушкина на музыку К. Кавоса), «Сумбике, или Покорение Казанского царства» (1829, музыка И. Сонне). Оставил службу в 1831 году.
Умер Дмитрий Степанович Бортнянский, знаменитый русский композитор и первый «Директор вокальной музыки» (управляющий придворной певческой капеллы). В этой должности он оставался до самой смерти. Бортнянский многое сделал для развития русской инструментальной музыки; им написаны первые в России лирические оперы «Сокол» и «Сын-соперник».
В Нижнем Новгороде закрыт крепостной театр, принадлежавший князю Н. Шаховскому. Большинство крепостных театров закрылось еще до отмены крепостного права, а имущество и актеры были распроданы. Некоторые труппы полностью или частично вошли в состав императорских театров.
|
Покинула сцену трагическая актриса Екатерина Семеновна Семенова, выйдя замуж за князя Гагарина. Талант актрисы в полной мере раскрылся в трагедиях В. Озерова. «Семенова не имеет соперницы. Пристрастные толки и минутные жертвы, принесенные новости прекратились; она осталась единодержавною царицею трагической сцены», — писал о ней А. Пушкин в статье «Мои замечания об русском театре».
1 июля в Петербурге состоялось торжественное открытие театра на Каменном острове комедией А. Шаховского «Казак-стихотворец». Зал был рассчитан на 750 мест. Сцена театра для того времени имела нетипично большие размеры, позволявшие постановку различных спектаклей: опер, драм, балетов, комедий. Более 400 спектаклей было представлено Каменноостровским театром с момента открытия по 1839 год. В 1840 году театр закрылся.
Начал выходить журнал «Московский вестник», в котором публиковалось множество произведений драматического искусства. В первом номере был напечатан отрывок из трагедии «Борис Годунов» А. Пушкина. С 1828 года отдел театра вел С. Аксаков. В 1830 году «Московский вестник» прекратил свое существование.
Вышел в отставку Пьетро-Гоппардо Гонзаго, ведущий декоратор и художник императорских театров в Петербурге.
Л. О. Дюрова в водевильной роли. Петербург |
В труппу Петербургского театра был принят Николай Осипович Дюр. С 1831 года выступал преимущественно в водевилях (сыграл свыше 250 ролей), одном из самых распространенных жанров первой половины XIX века. Содержание большинства водевилей — комедия положений, незатейливый анекдот. Существовала и особая разновидность жанра — «водевиль с переодеванием». Талант Дюра сочетал в себе качества комедийного актера, профессионального танцовщика и незаурядного певца, что позволяло ему выступать в «водевилях с переодеванием» с исключительным успехом. «Водевиль погиб бы без возврата, если бы у нас не было Дюра», — писала впоследствии «Северная пчела».
В декабре в Большом театре в Петербурге была дана «интермедия-дивертисмент» под названием «Сцена позади сцены» — представление театральной репетиции картин из комедии А. Грибоедова «Горе от ума».
Летом в Москве в Нескучном саду, в котором до 1826 года находилось имение князя Л. Шаховского, устроили «воздушный» (открытый) театр на 1500 мест с обширной сценой из натуральной зелени и деревьев, рядом лож, партером и даже райком. Просуществовал театр в Нескучном саду недолго, так как оказался крайне неудобен и для актеров, и для публики. М. Щепкин в письме к И. Сосницкому писал: «… вообрази, театр весь открыт как над зрителями, так и над сценой; зад сцены не имеет занавеса и примыкает прямо к лесу… к тому же карканье ворон и галок служит в помощь оркестру… у меня сердце рвется, боюсь сойти с ума или взбеситься…
Н. Семенова в роли Сивиллы Дельфийской в опере Г. Сапонтини «Весталка». Худ. О. Кипренский. 1 пол. XIX в. |
С этого года и по 1842-й московскими театрами управлял Михаил Николаевич Загоскин, писатель и драматург. По его историческим романам поставлены оперы А. Верстовского «Пан Твардовский» и «Аскольдова могила».
Ушла со сцены Нимфодора Семеновна Семенова (по сцене — Семенова-младшая), сестра Екатерины Семеновой. Актриса обладала прекрасной внешностью, умела «носить костюм», была «замечательнее всех по красоте и таланту». Сделала блестящую театральную карьеру, отчасти благодаря покровительству знатного мецената (была гражданской женой придворного вельможи графа В. Мусина-Пушкина). Играла роли в комических операх, а позже исполняла партии в героическом репертуаре.
31 августа спектаклем «Пожарский, или Освобожденная Москва» по драме М. Крюковского открылся Александринский театр, созданный на основе петербургской драматической труппы. Свое название театр получил в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. История театра связана с драматургией Грибоедова, Гоголя, Островского, Тургенева. На сцене театра блистали Е. Семенова, В. Каратыгин, В. Асенкова, А. Мартынов, И. Сосницкий и другие выдающиеся актеры.
25 сентября директором императорских театров стал Александр Михайлович Гедеонов. Новый директор утвердил правило, согласно которому актер был обязан выучивать в день по 25 строк текста роли.
8 ноября состоялось открытие Михайловского театра в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Брюллова. Назван в честь брата царя Николая I — Михаила. С конца 1870-х годов до февраля 1917 года на сцене театра играла постоянная французская труппа. Михайловский театр был предназначен для придворно-аристократических кругов и живших в Петербурге иностранцев. Репертуар театра определялся модными новинками парижской сцены.
11 декабря в Большом театре в Москве и 25 декабря в Петербурге в Зимнем дворце, на празднованиях 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия, состоялись первые публичные слушания гимна «Молитва русского народа», созданного по указанию императора Николая I композитором князем А. Львовым.
В октябре Николай I, совершавший поездку по России, посетил Кострому и Ипатьевский монастырь, где в 1612 году представители земского собора встретились с Михаилом Романовым. Император «изъявил желание», чтобы в Костроме был воздвигнут памятник Сусанину. В ноябре-декабре В. Жуковский предложил М. Глинке сюжет оперы «Иван Сусанин».
Впервые в России на сцене петербургского Большого театра поставлена опера Дж. Мейербера «Роберт-дьявол», написанная в 1821 году и приобретшая европейскую известность.
Сцена из балета «Восстание в серале» с участием М. Тальони. Неизв. худ. 1 пол. XIX в. |
В Петербурге балетмейстером А. Титюсом поставлен балет Ф. Тальони «Восстание в серале» на музыку Т. Лабара. Балет был сочинен Тальони для дочери, Марии Тальони; премьера состоялась в парижской Опере в 1833 году. В Петербурге спектакль оформлял А. Роллер, танцевали Е. Андреянова, Т. Смирнова, Н. Никитина.
20 января покинула сцену выдающаяся танцовщица пушкинской эпохи, ученица и сподвижница балетмейстера Ш. Дидло Авдотья Ильинична Истомина. Особое место в творчестве балерины занимал образ богини цветов Флоры в балете на музыку К. Кавоса «Зефир и Флора». Образ Истоминой увековечил А. Пушкин в поэме «Евгений Онегин».
27 ноября на сцене петербургского Большого театра дано первое представление оперы М. Глинки «Жизнь за царя». На премьере присутствовал император. Н. Кукольник впоследствии вспоминал: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины, даже сам царь прослезился». «… Здесь все было ново: национальный склад музыки и типов, своеобразность художественных задач, оригинальность их выполнения… Представления «Ивана Сусанина» были рядом торжеств для Глинки, но также и для двух главных исполнителей — Осипа Афанасьевича Петрова, исполняющего роль Сусанина, и для Анны Яковлевны Воробьевой, исполнившей роль Вани… Сам Глинка сразу оценил все достоинства двух этих исполнителей и с сочувствием занялся их высшим художественным образованием… » — писал В. Стасов. Воробьева-Петрова пела партию Вани с 1836 по 1846 год, а Петров не расставался с партией Сусанина до середины 1860-х годов, исполнив ее в течение 30 лет немногим менее 300 раз.
М. Тальони в работах неизв. худ. 1 пол. XIX в. в роли Феи в балете «Фея» в роли Флоры в балете К. А. Кавоса «Зефир и Флора» в танце «Мазурка» О. Т. Шлейфохт в балете А. Адана «Морской разбойник» Литография 1 пол. XIX в. |
10 февраля в Петербурге в своей квартире на набережной Мойки скончался Александр Сергеевич Пушкин, смертельно раненный на дуэли Жоржем Дантесом, французским подданным, состоявшим на русской военной службе.
В июне в Петергофе под Петербургом открылся театр.
6 сентября в балете «Сильфида» на музыку Ж. Шнейцгоффера в постановке Филиппо Тальони дебютировала его дочь Мария Тальони. Ф. и М. Тальони работали в России до 1842 года и за это время показали все свои основные постановки. Благодаря их творчеству в хореографии сформировался романтический стиль, а балет «Сильфида» стал символом нового направления, которое характеризовалось введением танца на пальцах, поддержками в воздухе, обновлением танцевального костюма. Итальянский балет оказал огромное влияние на создание отечественной школы танца. Русские балерины Е. Санковская, О. Шлейфохт, Т. Карпакова, Е. Андреянова органично восприняли и развили новый стиль, обогатив его психологической глубиной и душевной теплотой.
6 сентября в Москве состоялся дебют Екатерины Александровны Санковской в партии Сильфиды в одноименном балете. Молодой студент с восхищением писал: «Роли ее отличались именно тем, чего большею частью недостает у балетных артисток: идеею, характером… Венцом ее репертуара, конечно, была Сильфида… То — женщина, то — дух, то — невеста, то — Сильфида — перед зрителем постоянно носился кроткий, задумчивый образ воплощенной грезы… Она была знаменем, под влиянием которого мы шли на всякое благородное великодушное дело».
23 ноября на сцене Большого театра в Петербурге состоялась премьера балета на музыку Д. Обера и Ф. Шмидта «Гитана, испанская цыганка». Балетмейстер Ф. Тальони.
Началось издание газет «Губернские ведомости», которые широко публиковали критические и информационные статьи и заметки о театре. В первый же год газеты стали выходить в 42 губерниях России.
Вышло «Положение об артистах императорских театров», согласно которому утверждалось деление артистов по занимаемому амплуа на три разряда. К первому относились: главные исполнители ролей (1-е амплуа) всех родов драматического искусства, режиссеры, капельмейстеры, декораторы, солисты оркестра, балета, главный костюмер и дирижеры оркестра. Ко второму: исполнители вторых и третьих ролей (2-е амплуа), суфлеры, гардеробмейстеры, музыканты, скульпторы и др. К третьему: хористы, актеры для выходов (3-е амплуа), парикмахеры, нотные певцы, певчие, надзиратель нотной конторы и др.
17 июня после посещения театра в городе Черкасске М. Лермонтов писал: «… оркестр состоит из четырех кларнетов, двух контрабасов и одной скрипки, на которой пилит сам капельмейстер, и этот капельмейстер примечателен тем, что глух, и когда надо начать, или кончать, то первый кларнет дергает его за фалды, а контрабас бьет такт смычком по его плечу». Таков был уровень профессионализма многих бродячих трупп в провинции.
15 июля в Пятигорске на дуэли с Н. Мартыновым был убит Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов погиб, не дожив до 27 лет, едва успев издать при жизни сборник своих стихотворений и роман «Герой нашего времени». Однако драму «Маскарад», величайшее произведение для театра, так и не удалось поставить при жизни поэта несмотря на усилия любимого им актера П. Мочалова.
27 ноября в Петербурге в Большом театре поставлена опера М. Глинки «Руслан и Людмила». Спектакли музыкальных театров в основном оформлял Андрей Адамович Роллер — театральный художник, главный машинист и декоратор императорских петербургских и московских театров (1834–1879), педагог, академик живописи.
Е. И. Андреянова. Литография 1 пол. XIX в. |
12 апреля издан указ об учреждении особого негласного органа для цензуры над цензорами — «Комитета высочайше утвержденного в 2-й день апреля 1842». Комитет был облечен чрезвычайными полномочиями. «Вы будете — я», — заявил Николай I членам комитета.
9 декабря в Александринском театре Петербурга прошла премьера комедии Н. Гоголя «Женитьба».
18 декабря петербургский Большой театр представил первую в России постановку балета «Жизель» на музыку А. Адана. Балетмейстер А. Титюс. Имя первой русской Жизели — Елены Ивановны Андреяновой — в 1840–1850 годах гремело в Петербурге, Москве, в городах русской провинции, а также в ряде европейских столиц.
«От меня больше ничего не дождетесь: я не могу и не буду писать ничего для театра», — сказал Н. Гоголь М. Щепкину. Действительно, с этого года Николай Васильевич пьес не писал.
Проводы М. Тальони. Литография |
До 1842 годав России работали Ф. и М. Тальони и за это время показали все свои основные постановки. Благодаря их творчеству в хореографии сформировался романтический стиль, а балет «Сильфида» стал символом нового направления, которое характеризовалось введением танца на пальцах, поддержками в воздухе, обновлением танцевального костюма.
В Россию на гастроли приехала балерина из Дании Люсиль Гран, представительница школы романтического балета.
Петербургская балерина Татьяна Петровна Смирнова первой из русских балерин дебютировала на сцене парижской Оперы в лучшей роли Марии Тальони — Сильфиде в одноименном балете на музыку Ж. Шнейцгоффера.
В «Литературной газете» напечатан фельетон Н. Некрасова «Выдержка из записок старого театрала», подписанный «Ник. Нек.». «Русская театральная публика в ту пору, когда я пустился в театральство, разделялась на две публики… Первая — большею частью образованная, непременно приличная… Вторая — шумная, многочисленная, нестройная — посещала театр ради того, чтоб пошуметь и похлопать», — отмечал поэт.
После двухлетнего перерыва на сцену Александринского театра возвратился Яков Григорьевич Брянский. Актер старался обогатить репертуар русского театра лучшими произведениями литературы. Страстно увлекался В. Шекспиром, перевел «Ричарда III». Брянский не знал английского языка, поэтому просил балетмейстера Ш. Дидло ежедневно переводить ему вслух по одному акту. Затем он записывал услышанное и перерабатывал в пятистрочные нерифмованные стихи. Иногда брал на себя и обязанности режиссера.
Е. А. Санковская. Худ. Н. Федоров. 1 пол. XIX в. |
12 февраля в Москве в Большом театре «в первый раз по возобновлении» показан балет на музыку Л.-Ж.-Ф. Герольда «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность». Балетмейстер И. Никитин (по редакции Ш. Дидло). Первые исполнители: А. Прихунова — Лиза; И. Никитин — Колен; Е. Санковская в одном из балетных номеров во второй картине. 11 мая 1850 года балет был возобновлен с Ф. Эльслер в роли Лизы.
Начались гастроли за границей петербургской балерины Е. Андреяновой. Она с успехом выступала в Гамбурге, Лондоне, Париже, Милане.
В Петербурге на сцене Большого театра состоялся дебют Анны Ивановны Прихуновой в балете на музыку К. Н. Лядова «Две волшебницы». Постановку осуществил балетмейстер А. Титюс.
Л. Петипа в балете «Танцомания». Худ. Ж. Годешарт М. Петипа в балете «Танцомания». Худ. Ж. Годешарт |
Ф. Эльслер в танце «Краковяк». Неизв. худ. 1 пол. XIX в. К. Гризи в роли Жизели. Неизв. худ. 1 пол. XIX в. К. Гризи и Ж. Перро в танце «Полька». Неизв. худ. 1 пол. XIX в. |
В Россию в качестве танцовщика приехал Мариус Петипа. Петипа родился в Марселе в семье известного в провинции балетмейстера. Работал в провинциальных театрах на родине, в 1839 году гастролировал в Нью-Йорке. В 1841-м танцевал с Терезой и Фанни Эльслер и братом Люсьеном в парижской Опере. В 1847 году вместе с отцом приехал в Петербург. Вскоре в качестве балетмейстера начал ставить сначала одноактные, а затем и многоактные балеты. Известность приобрел постановками балетов «Дон Кихот» и «Баядерка» на музыку Л. Минкуса. Вершиной творчества Петипа стали балеты на музыку П. Чайковского «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (1894) и поставленный совместно с Л. Ивановым «Щелкунчик» (1894). Петипа явился создателем многоактного спектакля, в котором гармонично сочетались пантомима, классический и характерный танцы. На балетах Петипа выросла целая плеяда артистов балета второй половины XIX века. Его спектакли составили основу репертуара русского балетного театра, а лучшие из них дошли до наших дней.
На гастролях в России впервые побывала итальянская балерина Карлотта Гризи. Позднее, в 1850–1853 годах, она снова приезжала в Россию.
В эти же годы в России гастролировала еще одна балерина из Италии, венгерка по происхождению, Ирка Матиас.
В Петербурге на сцене Большого театра поставлен балет «Фауст» на музыку Ц. Пуньи. Балетмейстер — французский хореограф и танцовщик Жюль Перро, работавший в Петербурге в 1848–1859 годах. С его творчеством связан важный период в истории русского балета. Перро привез в Россию постановочные версии балетов, созданных им для театров Парижа, Вены, Лондона. Среди них: «Эсмеральда» и «Катарина — дочь разбойника» Ц. Пуньи, «Корсар» и «Питомица фей» А. Адана.
М. Н. Муравьева. Литография Ф. Стелловского. 1 пол. XIX в. |
20 ноября в Большом театре Петербурга по редакции Ш. Дидло поставлен балет «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность» на музыку Л. Герольда. В роли Лизы выступила Фанни Эльслер, австрийская балерина, гастролировавшая в России в 1848–1850 годах. Танцовщица потрясла зрителей своим искрометным талантом в исполнении харaктерных танцев, эмоциональностью и непосредственностью.
Управляющим московской конторой императорских театров стал А. Верстовский. «Все артисты жаждали его замечаний, боялись и с доверием и благодарностью выслушивали их», — вспоминал А. Островский.
Дебютировала замечательная танцовщица Марфа Николаевна Муравьева. Впоследствии о ее исполнении в 1862 году на сцене Мариинского театра партии Жизели в одноименном балете на музыку А. Адана Аполлон Григорьев писал, что его потрясли «душа и жизнь в каждой черте девственной улыбки; страстность порывов, соединенная с изумительно усовершенствованной техникой, изящная отделка самых мелких па и вместе отсутствие мелочности и битья на эффект».
3 декабря Александр Николаевич Островский впервые прочитал свою первую большую пьесу «Свои люди — сочтемся!». Чтение состоялось в доме Михаила Петровича Погодина, историка, писателя, академика петербургской Академии наук, редактора журнала «Москвитянин». В числе слушателей был Николай Васильевич Гоголь.
16 марта во втором номере журнала «Москвитянин» была напечатана комедия А. Островского «Свои люди — сочтемся!». После публикации посыпались жалобы от оскорбленного купечества. Николай I поставил на донесении резолюцию: «Напрасно печатано, играть же запретить».
В мае закончена постройка театра в Красном селе под Петербургом. 3 июля состоялось его открытие.
На Петербургской императорской сцене впервые выступала варшавская балетная труппа. Особенное одобрение зрителей вызывали первая танцовщица Каролина Штраус и танцовщик Феликс Кшесинский. После гастролей Кшесинский остался в столице и был зачислен в балетную труппу. Кшесинский был выдающимся танцовщиком, балетмейстером, пантомимическим артистом, непревзойденным исполнителем народно-харaктерных танцев.
В труппу московского Малого театра была принята Александра Ивановна Колосова. Первоначально играла преимущественно в водевилях и комедиях. Наиболее полно ее дарование раскрылось в пьесах Островского.
Творчество М. Петипа стало вершиной развития балета второй половины XIX века. Благодаря его содружеству с П. И. Чайковским появились такие шедевры как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
В связи с общим подъемом театрального искусства совершенствовалось и оформление спектаклей. И хотя по-прежнему действовал метод так называемой «подборки» декораций, театр постепенно переходил к созданию большей жизненной достоверности, к отказу от условности на сцене. А. Н. Островский подчеркивал, что «декорации необходимы не только для блеска обстановки, но и для правдоподобия изображаемой в пьесе жизни». В Москве и Петербурге спектакли оформляли Н. Ф. Гельцер, П. А. Исаков, М. И. Богданов, М. А. Шишков и другие художники.
В январе в Малом театре Москвы состоялся и бенефис Михаила Щепкина. «Первый комический актер» в «Скупом рыцаре» А. Пушкина блестяще сыграл главную роль — Барона.
В Москве в Большом театре дебютировала Прасковья Лебедева в балете Ф. Тальони «Гитана, испанская цыганка» на музыку Д. Обера и Ф. Шмидта.
Композитор А. Верстовский писал: «Сколько ни припоминаю дебюта здешних воспитанниц-танцовщиц, не исключая Санковской, все были слабее Лебедевой… В этой девочке проглянула прекрасная будущность русскому балету».
7 марта опубликованы «высочайше утвержденные» «Правила о публичных маскарадах, концертах, балах с лотереями и других увеселениях в столицах». По этим «Правилам» проведение публичных увеселительных представлений разрешалось исключительно Дирекции императорских театров.
Ф. Черрито в работах неизв. худ. 1 пол. XIX в. в балете «Дочь огня» в танце «Полька» в балете Ц. Пуньи «Маркитанка» |
В сезонах 1855–1856 годов в России проходили гастроли итальянской балерины Фанни Черрито.
В Петербурге начал выходить журнал «Музыкальный и театральный вестник» (1856–1860) под редакцией одного из самых выдающихся русских критиков Аполлона Григорьева.
На сцене Большого театра в Москве была поставлена опера А. Верстовского «Громобой» по первой части поэмы В. Жуковского «Двенадцать спящих дев». «Музыкальный и театральный вестник» писал: «В новом своем произведении А. Н. Верстовский остался твердо верным общему характеру всех своих прежних произведений… и в отношении обилия прекрасных мелодий и родных русских мотивов, искусно перефразированных и проведенных в его новой опере, хотя вообще стиль нового произведения значительно отличался от прежнего более острою ученою формою». Либретто написал Д. Ленский, оформил постановку художник И. Браун, создавший декорации ко многим операм композитора.
5 февраля высочайшим указом отменялось рассмотрение статей о театре III отделением, однако все статьи об императорских театрах, выходившие в журналах и газетах, подвергались предварительной цензуре Министерства императорского двора.
По приглашению Дирекции императорских театров в Россию прибыл французский балетмейстер Артюр Сен-Леон. Для Петербургского театра он поставил несколько балетов. Самым известным был «Конек-Гобунок» на музыку Ц. Пуньи по одноименной сказке П. Ершова (1864). Этот балет продержался в русском репертуаре до 1912 года. Балет «Золотая рыбка» Л. Минкуса, по мотивам одноименной сказки А. Пушкина, поставлен Сен-Леоном в 1866 году в декорациях художника Карла Федоровича Вальца. Примечателен балет был лишь чудесами машинерии: полетом на ковре-самолете, появлением алмазного дворца. В 1869 году Сен-Леон уехал из России.
В Петербурге начал выходить театральный журнал «Искусство». В 1860-е годы о драме и театре писали такие известные критики как Н. Добролюбов, А. Григорьев, А. Баженов, П. Боборыкин, М. Салтыков-Щедрин, А. Урусов.
2 октября в Петербурге открылся Мариинский театр (назван по имени императрицы Марии Александровны) премьерой оперы на музыку М. Глинки «Жизнь за царя». Театр был построен на месте сгоревшего Театра-цирка, в котором давала представления русская опера. Новый театр освещался газом, а не свечами, что потребовало декораций иного типа, выполненных М. Шишковым, П. Исаковым и А. Бредовым. А. Серов писал: «Декорации весьма хороши, почти художественны, особенно польский зал (Исаков), изба Сусанина (Аккерман), обе картины эпилога (Исаков)».
П. А. Исаков. Эскизы декораций к балету Ц. Пуньи «Фауст». Москва. 1861 |
В Москве на сцене Большого театра был поставлен балет на музыку Ц. Пуньи «Фауст». Декорации для спектакля создали Павел Александрович Исаков и Михаил Ильич Бочаров. Исаков, ученик Андрея Роллера, блестящий знаток законов перспективы и театральной машинерии, с 1858 года был декоратором императорских театров.
А. Собещанская в роли Одетты в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро» |
Бочаров стал декоратором императорских театров в 1864 году; умелое использование возможностей сценического освещения, знание археологии и этнографии помогали ему создавать на сцене атмосферу реальной жизни.
На Московской сцене начала выступать молодая танцовщица Анна Собещанская, ставшая примой московской балетной труппы. О ее танце «Московские ведомости» писали: «… не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики».
А. Шарлемань. Эскизы костюмов к балету Пуньи «Ливанская красавица, или Горный дух». Мариинский театр. Петербург. 1863 А. Шарлемань. Эскизы костюмов к балету Ц. Пуньи «Флорида». Мариинский театр. Петербург |
12 декабря на сцене Мариинского театра в Петербурге на музыку Ц. Пуньи поставлен фантастический балет в 3-х действиях, 7-и картинах, с прологом и апофеозом «Ливанская красавица, или Горный дух». Балетмейстером был М. Петипа. Главную роль исполнила М. Суровщикова-Петипа, с которой Петипа сочетался браком в 1854 году. Как он писал в своем дневнике, для нее он сочинил балеты на музыку Ц. Пуньи: «Парижский рынок», «Голубая георгина», «Брак во времена регентства», «Флорида» и многие другие. Художником спектакля был Адольф Иванович Шарлемань, живописец-баталист, автор исторических и жанровых полотен, оформивший ряд балетных спектаклей в Петербурге.
Штатным балетным композитором» московских театров назначен Л. Минкус, скрипач и композитор. Работал в России до 1890 года. Им написана музыка к «Золотой рыбке», «Дон Кихоту», «Баядерке» и многим репертуарным балетам русского театра. Музыка его была мелодична, танцевальна, доходчива и эффектна.
В Петербурге начал выходить театральный журнал «Русская сцена» (1864–1865, редактор-издатель Н. Михно). «Русская сцена» писала о неудовлетворительном состоянии провинциальных театров. Зависимость его от уровня культуры общества было очевидной. По воспоминаниям актрисы А. Шуберт, в Казани она не приехала на бал к одному из театралов. За это в ее бенефис ей отомстили — «все первые ряды, бельэтаж и бенуар были пусты».
14 ноября в Москве состоялось открытие театрально-литературного клуба «Артистический кружок». Основали кружок А. Островский, Н. Рубинштейн, В. Одоевский, П. Садовский и другие. В его состав входили артисты, музыканты, писатели, художники, идейным вдохновителем и художественным руководителем стал Островский. На сцене кружка начинали свою сценическую деятельность такие актеры как М. и О. Садовские, Н. Рыбаков, Ф. Горев, В. Макшеев, П. Стрепетова.
20 января в Мариинском театре Петербурга балетмейстером М. Петипа был поставлен балет «Флорида» в 3-х действиях, 5-и картинах на музыку Ц. Пуньи в декорациях А. Роллера, Г. Вагнера и С. Гвалио. Костюмы были сделаны по рисункам А. Шарлеманя. «Флориде» — балету, характерному для стиля Петипа, — присущи фантастический сюжет, стройность хореографического ансамбля, виртуозная разработка сольных партий, дивертисментная система развития танца. Подобные спектакли положили начало развитию симфонического танца, который затем нашел свое выражение в балетах на музыку П. Чайковского.
В сезоне 1867–1868 годов в Петербурге начал издаваться театральный журнал «Музыка и театр» под редакцией композитора А. Серова.
30 апреля Дезире Арто, французская певица, ученица и продолжательница традиций П. Виардо, во время своих гастролей в Москве исполнила инструментованные для нее П. Чайковским романсы «Жаворонок» М. Глинки и «Я все еще его безумная люблю» А. Даргомыжского (в сцене урока Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»). С гастролями Арто побывала также в Петербурге и на Кавказе.
Эдуард Францевич Направник, дирижер, композитор, истолкователь и пропагандист русской музыки, возглавил оркестр Мариинского театра. Под его руководством были поставлены оперы «Вражья сила» А. Серова, «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, почти все оперы П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова. Направник сыграл выдающуюся роль в повышении музыкального уровня спектаклей и создании творческого ансамбля.
В Мариинском театре впервые прошла опера Ш. Гуно «Фауст». До этого опера ставилась в Петербурге только итальянской труппой (1864). Первыми русскими исполнителями были Е. Лавровская — Зибел, Ф. Комиссаржевский — Фауст, Г. Кондратьев и О. Палечек — Мефистофель.