Кружок «Увлекательный мир истории».
Студент 5 курса ОЗО Климович А.Ю.
Пояснительная записка.
В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности.
Актуальность данной темы, как утверждает профессор М. Кочурин в том, что: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя». Я уверена в том, что именно в XXI веке человек должен быть творческим, который должен творчески подходить к любому вопросу и быть профессионалом своего дела.
Можно выделить два аспекта творческой деятельности:
-исследовательская деятельность (как творческий вид познания);
-собственно творческая деятельность, создание своего продукта. На мой взгляд, надо добиваться, чтобы школьники овладели обоими видами творческой деятельности.
К творчеству надо идти поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
|
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития рыночной экономики и современного общества. И этому нужно учить в условиях современной школы.
Так возникла идея объединить детей в историческом кружке «Увлекательный мир истории». Программа – интеллектуальной направленности, является продолжением урочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю.
Цель: Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.
Задачи:
Образовательные:
· Сформировать представление об основных этапах и ключевых событиях истории России;
Развивающие:
· развивать познавательные потребности и способности, креативность;
· повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;
· формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
|
· совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации;
· формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение истории;
Воспитательные:
· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· Системность организации учебно-воспитательного процесса;
· Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;
· Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Календарно-тематическое планирование.
|
5 класс | |||
№ | Тема занятий. | Содержание | Количество часов |
Введение. «Листаем страницы истории». | Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории. | ||
«Мир символов». | Создаем аппликации на темы: Возникновение земледелия и скотоводства. Изобретение лука и стрел. | ||
Демонстрация работ. | |||
«Своими руками». | Моделирование. Лекция. | ||
Групповая, практическая работа. (Подбор информации, материала, чертеж, моделирование.) Моделирование: 1.Первобытное жилище, 2.Шадуф. | |||
Занимательные задания. | |||
«Изобретения древности, изменившие жизнь человека». | Сообщения учащихся. | ||
Учимся создавать слайд — презентации. | |||
«О, великие правители Древнего мира». | Сообщения учащихся. | ||
Работа в группах. «Беседа с правителями» 1. Беседа с А. Македонским. 2.Беседа с Хаммурапи. | |||
1. Сочинение «Военное искусство А. Македонского». | |||
Придумай окончание сказки. | |||
Составление библиографического словаря. 1. Великие правители Древней Греции. 2. Великие правители Древнего Рима. | |||
«Семь чудес света». | Сообщения. | ||
Создаем слайд-презентации. | |||
Проектная работа: «Современное чудо света». | |||
Предложи свое задание. | |||
Создание сборника «Наши проекты». | |||
Итого: | 30 (4 ч. - резервных) | ||
6 класс | |||
Введение. | Чем увлекательна история. | ||
«В поисках исторических источников». | Исторические источники. ВИД. Лекция. Как работать с историческим документом. Памятка. | ||
Исследование текста. Чтение фрагмента документа на древнерусском языке. | |||
Пословицы, поговорки, сказки как исторические источники. | |||
Написание сказки с историческим героем. | |||
Посещение Селенгинского районного архива. | |||
«Создаем своими руками». | Жилище — как исторический источник. Моделирование жилища. Поиск информации. Чертеж. Тема: Древнерусское жилище: Княжеские хоромы. Боярские хоромы. Крестьянская изба. | ||
Создание слайд - презентации. | |||
Создаем одежду. Поиск информации. Готовим выкройку. Шьем одежду. | |||
«Предложи свое задание» | |||
«Предание глубины глубокой». | Приметы древних славян. Сообщения учащихся. Ритуалы и обряды славян. Жилище древних славян. | ||
Исследовательская работа. | |||
Создаем слайд-презентации. | |||
«По городам Руси». | Составление экскурсионного маршрута. Исследование карты. Поиск информации. | ||
Создаем слайд — презентацию. | |||
«Предложи свое задание». | |||
Проведение экскурсии по городу Гусиноозерск. Выбираем экскурсоводов, местность. Подбор информации. | |||
«Листаем страницы истории». | Создание сборник. | ||
Итого: | 30 (4 ч. - резервных) | ||
7 класс | |||
Введение. | Исторические факты. Загадки истории. | ||
«Интереснейшие факты». XVII-XVIII вв.. | Работа в библиотеке. Поиск интересных фактов истории Отечества XVII-XVIII вв.. Составление сборника. | ||
Работа с историческими документами. | |||
«Предложи свое задание». | |||
«История в датах и цифрах». | Лекция. «Это интересно» | ||
Решение исторических задач. | |||
Составление задачника. | |||
Составление хронологической таблицы. | |||
Составление хронологических комплексов. (Закрепощение крестьян, борьба России за выход к Черному морю, монголо - татарское нашествие). | |||
Учимся анализировать статистические данные. | |||
«Загадки истории». | Загадочные истории. Сообщения. | ||
Проводим расследования. (Учимся доказывать свои суждения, применяя факты). | |||
Создаем слайд-презентации. | |||
«Историческое моделирование» | Сообщения. Темы: «Бьется в тесной печурке огонь» (описание жилища,домашней утвари), «Во саду ли, в огороде...» (с/х орудия,работа животноводов, «Не хлебом едины...» (праздники, костюмы). | ||
Создание чертежей. | |||
Моделирование. | |||
«Снимаем кино» | Пишем сценарий. Темы: «Петр I в заграничном походе», «Заседание коллегий», «Ассамблеи». Распределяем роли. | ||
Репетиция. | |||
Съемки. | |||
«Создание сборника» | «Работы творческой мастерской» | ||
Итого: | 30 (4ч. - резервные) | ||
8 класс | |||
«Введение» | «Личность в истории». | ||
«Открытия, изменившие мир» | Лекция. «Открытия, изменившие мир». | ||
Сообщения. «Великие открытия XIX – XX вв.» | |||
Занимательные задания. | |||
Мифы о научных открытиях. Обыгрывание ситуаций. | |||
Создание слайд-презентаций. | |||
Сочинение: «Как делаются великое открытия». | |||
Создание вопросника по теме. | |||
«Выдающие люди XIX – XX вв» | Лекция. «Выдающие люди». | ||
Работа в группах. Интервью. | |||
Составление библиографического словаря справочника. | |||
Творческое задание. «Гордость нашей семьи». | |||
Занимательные задания. | |||
Предложи свое задание. | |||
«Глазами художника». | Лекция. «Выдающие деятели искусства». | ||
Совершим экскурсию. Выбор репродукции. Поиск информации. Подготовка выступлений. Создание слайд-презентации. | |||
Занимательные задания. | |||
Творческое задание: «Оживи ситуацию» | |||
Создание картины. | |||
Беседа. «Как это, быть художником?» | |||
Предложи свое задание. | |||
Создание сборника. | «Великие открытия». | ||
Итого: | 30 ч. (4 ч. - резервные) |
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция.
Технологии, методики:
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение;
· моделирующая деятельность;
· поисковая деятельность;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи.
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: оформление презентаций, подбор информации из Интернет-ресурсов.
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Возможные результаты («выходы») творческой деятельности:
· альбом,
· газета,
· журнал, книжка-раскладушка,
· коллаж,
· коллекция,
· костюм,
· макет,
· модель,
· музыкальная подборка,
· наглядные пособия,
· плакат,
· презентации,
· серия иллюстраций,
· сказка,
· справочник,
· стенгазета,
· сувенир-поделка,
· учебное пособие,
· фотоальбом,
· экскурсия.
При составление рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:
· Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.
· Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.
· Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008.
· Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006.
· Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.
· Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.
· 100 великих чудес света/ Автор –сост. Н.А.Ионина- М.: Вече, 2009.
· 100 великих тайн России 20 века/ Автор-сост. В.В.Веденеев – М.: Вече, 2009.
· 100 великих загадок 20 века/ Автор-сост. Н.Н Непомнящий- М.: Вече, 2009.
Методические рекомендации.
Класс.
Мир символов.
Создание аппликации.
Аппликация — это особое средство наглядности, который вводит нас в мир символов, условностей.
На этом занятии детям дается задание выполнить аппликацию на определенною тему.
Примерные темы:
«Возникновение земледелия и скотоводства»,
«Изобретение лука и стрел».
Предлагается два способа выполнение аппликации:
1. Копирование силуэтов рисунков и вырезание их.
2. Создание своего изображения на основе предложенных иллюстраций и его вырезание. Этот путь гораздо труднее первого, требует не только художественных способностей, но и творческого осмысления.
В работе детям важно уловить суть проблемы, показать развитие явления. Нужно использовать подвижную аппликацию: в определенный момент перемещать силуэты, пополнять новыми картинками, убирать ненужные.
Детям перед началом работы необходимо продемонстрировать пример.
Охота на мамонта.
Люди роют огромную яму — налаживают ее ветвями — появляется мамонт — попадает в яму — люди забрасывают его камнями.