Кружок «Увлекательный мир истории».




Кружок «Увлекательный мир истории».

Студент 5 курса ОЗО Климович А.Ю.

Пояснительная записка.

В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности.

Актуальность данной темы, как утверждает профессор М. Кочурин в том, что: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя». Я уверена в том, что именно в XXI веке человек должен быть творческим, который должен творчески подходить к любому вопросу и быть профессионалом своего дела.

Можно выделить два аспекта творческой деятельности:

-исследовательская деятельность (как творческий вид познания);

-собственно творческая деятельность, создание своего продукта. На мой взгляд, надо добиваться, чтобы школьники овладели обоими видами творческой деятельности.

К творчеству надо идти поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития рыночной экономики и современного общества. И этому нужно учить в условиях современной школы.

Так возникла идея объединить детей в историческом кружке «Увлекательный мир истории». Программа – интеллектуальной направленности, является продолжением урочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель: Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.

Задачи:

Образовательные:

· Сформировать представление об основных этапах и ключевых событиях истории России;

Развивающие:

· развивать познавательные потребности и способности, креативность;

· повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;

· формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

· совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации;

· формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение истории;

Воспитательные:

· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

· Системность организации учебно-воспитательного процесса;

· Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;

· Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс
Тема занятий. Содержание Количество часов
  Введение. «Листаем страницы истории». Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории.  
  «Мир символов». Создаем аппликации на темы: Возникновение земледелия и скотоводства. Изобретение лука и стрел.  
  Демонстрация работ.  
  «Своими руками».     Моделирование. Лекция.  
  Групповая, практическая работа. (Подбор информации, материала, чертеж, моделирование.) Моделирование: 1.Первобытное жилище, 2.Шадуф.  
  Занимательные задания.  
  «Изобретения древности, изменившие жизнь человека». Сообщения учащихся.  
  Учимся создавать слайд — презентации.  
  «О, великие правители Древнего мира». Сообщения учащихся.  
  Работа в группах. «Беседа с правителями» 1. Беседа с А. Македонским. 2.Беседа с Хаммурапи.    
  1. Сочинение «Военное искусство А. Македонского».  
  Придумай окончание сказки.  
  Составление библиографического словаря. 1. Великие правители Древней Греции. 2. Великие правители Древнего Рима.  
  «Семь чудес света». Сообщения.  
  Создаем слайд-презентации.  
 
  Проектная работа: «Современное чудо света».  
  Предложи свое задание.  
    Создание сборника «Наши проекты».  
Итого: 30 (4 ч. - резервных)
6 класс
  Введение. Чем увлекательна история.  
  «В поисках исторических источников». Исторические источники. ВИД. Лекция. Как работать с историческим документом. Памятка.  
  Исследование текста. Чтение фрагмента документа на древнерусском языке.  
  Пословицы, поговорки, сказки как исторические источники.  
  Написание сказки с историческим героем.  
  Посещение Селенгинского районного архива.  
  «Создаем своими руками». Жилище — как исторический источник. Моделирование жилища. Поиск информации. Чертеж. Тема: Древнерусское жилище: Княжеские хоромы. Боярские хоромы. Крестьянская изба.  
  Создание слайд - презентации.  
  Создаем одежду. Поиск информации. Готовим выкройку. Шьем одежду.  
  «Предложи свое задание»  
  «Предание глубины глубокой». Приметы древних славян. Сообщения учащихся. Ритуалы и обряды славян. Жилище древних славян.  
  Исследовательская работа.  
  Создаем слайд-презентации.  
  «По городам Руси». Составление экскурсионного маршрута. Исследование карты. Поиск информации.  
  Создаем слайд — презентацию.  
  «Предложи свое задание».  
  Проведение экскурсии по городу Гусиноозерск. Выбираем экскурсоводов, местность. Подбор информации.  
  «Листаем страницы истории». Создание сборник.  
Итого: 30 (4 ч. - резервных)
7 класс
  Введение. Исторические факты. Загадки истории.  
  «Интереснейшие факты». XVII-XVIII вв.. Работа в библиотеке. Поиск интересных фактов истории Отечества XVII-XVIII вв.. Составление сборника.  
  Работа с историческими документами.  
  «Предложи свое задание».  
  «История в датах и цифрах». Лекция. «Это интересно»  
  Решение исторических задач.  
  Составление задачника.  
  Составление хронологической таблицы.  
  Составление хронологических комплексов. (Закрепощение крестьян, борьба России за выход к Черному морю, монголо - татарское нашествие).  
  Учимся анализировать статистические данные.  
  «Загадки истории». Загадочные истории. Сообщения.  
  Проводим расследования. (Учимся доказывать свои суждения, применяя факты).  
  Создаем слайд-презентации.  
  «Историческое моделирование» Сообщения. Темы: «Бьется в тесной печурке огонь» (описание жилища,домашней утвари), «Во саду ли, в огороде...» (с/х орудия,работа животноводов, «Не хлебом едины...» (праздники, костюмы).  
  Создание чертежей.  
  Моделирование.  
  «Снимаем кино» Пишем сценарий. Темы: «Петр I в заграничном походе», «Заседание коллегий», «Ассамблеи». Распределяем роли.  
  Репетиция.  
  Съемки.  
  «Создание сборника» «Работы творческой мастерской»  
Итого: 30 (4ч. - резервные)
8 класс
  «Введение» «Личность в истории».  
  «Открытия, изменившие мир» Лекция. «Открытия, изменившие мир».  
  Сообщения. «Великие открытия XIX – XX вв.»  
  Занимательные задания.  
  Мифы о научных открытиях. Обыгрывание ситуаций.  
  Создание слайд-презентаций.  
  Сочинение: «Как делаются великое открытия».  
  Создание вопросника по теме.  
  «Выдающие люди XIX – XX вв» Лекция. «Выдающие люди».  
  Работа в группах. Интервью.  
  Составление библиографического словаря справочника.  
  Творческое задание. «Гордость нашей семьи».  
  Занимательные задания.  
  Предложи свое задание.  
  «Глазами художника». Лекция. «Выдающие деятели искусства».  
    Совершим экскурсию. Выбор репродукции. Поиск информации. Подготовка выступлений. Создание слайд-презентации.  
    Занимательные задания.  
    Творческое задание: «Оживи ситуацию»  
    Создание картины.  
    Беседа. «Как это, быть художником?»  
    Предложи свое задание.  
  Создание сборника. «Великие открытия».  
Итого: 30 ч. (4 ч. - резервные)

 

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция.

Технологии, методики:

· уровневая дифференциация;

· проблемное обучение;

· моделирующая деятельность;

· поисковая деятельность;

· информационно-коммуникационные технологии;

· здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи.

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: оформление презентаций, подбор информации из Интернет-ресурсов.

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

 

Возможные результаты («выходы») творческой деятельности:

 

· альбом,

· газета,

· журнал, книжка-раскладушка,

· коллаж,

· коллекция,

· костюм,

· макет,

· модель,

· музыкальная подборка,

· наглядные пособия,

· плакат,

· презентации,

· серия иллюстраций,

· сказка,

· справочник,

· стенгазета,

· сувенир-поделка,

· учебное пособие,

· фотоальбом,

· экскурсия.

При составление рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:

· Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.

· Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.

· Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008.

· Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006.

· Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.

· Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.

· 100 великих чудес света/ Автор –сост. Н.А.Ионина- М.: Вече, 2009.

· 100 великих тайн России 20 века/ Автор-сост. В.В.Веденеев – М.: Вече, 2009.

· 100 великих загадок 20 века/ Автор-сост. Н.Н Непомнящий- М.: Вече, 2009.

Методические рекомендации.

Класс.

Мир символов.

Создание аппликации.

Аппликация — это особое средство наглядности, который вводит нас в мир символов, условностей.

На этом занятии детям дается задание выполнить аппликацию на определенною тему.

Примерные темы:

«Возникновение земледелия и скотоводства»,

«Изобретение лука и стрел».

 

Предлагается два способа выполнение аппликации:

1. Копирование силуэтов рисунков и вырезание их.

2. Создание своего изображения на основе предложенных иллюстраций и его вырезание. Этот путь гораздо труднее первого, требует не только художественных способностей, но и творческого осмысления.

 

В работе детям важно уловить суть проблемы, показать развитие явления. Нужно использовать подвижную аппликацию: в определенный момент перемещать силуэты, пополнять новыми картинками, убирать ненужные.

 

Детям перед началом работы необходимо продемонстрировать пример.

Охота на мамонта.

Люди роют огромную яму — налаживают ее ветвями — появляется мамонт — попадает в яму — люди забрасывают его камнями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: