От Сталина до Путина. От сверхдержавы до деградирующей сырьевой колонии




Александр САМСОНОВ

 

ПОЧЕМУ НЕНАВИДЯТ СТАЛИНА

«Моё имя будет оболгано, мне припишут множество злодеяний. Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия никогда уже не смогла подняться. Острие борьбы будет направлено на отрыв окраин от России. С особой силой поднимет голову национализм. Появится много вождей-пигмеев, предателей внутри своих наций…»
И. В. Сталин

 

«Сталин есть центр, сердце всего того, что лучами расходится от Москвы по всему миру».

Французский писатель А. Барбюс

 

65 лет назад, 5 марта 1953 года, ушел из жизни великий народный вождь Иосиф Сталин. Человек, который смог возро­дить русскую империю в виде Советского Союза, победившего во Второй мировой войне, соз­давший мощные вооруженные силы, ядерный щит нашей Ро­дины, лучшую в мире науку и образование.

В «демократической России», созданной в 1991-1993 гг., его объявили маньяком и кровавым диктатором. Почему Сталина так ненавидят различные за­падники, либералы и местечко­вые националисты? Ответ прост. Сталин был настоящим народным вождём, который всю жизнь отдал на решение гло­бальных и национальных задач русской цивилизации и русского народа. Он заставил служить Родине не щадя себя прави­тельство и коммунистическую партию. А после смерти не ос­тавил ни богатств, ни счетов в заграничных банках, ни дворцов и вилл, ни ворованных милли­ардов и золота. Его сокровищем стала советская сверхдержава.

Самое главное: Сталин пока­зал магистральный путь буду­щей великой России (СССР) и всего человечества – общество «золотого века», общество со­циальной справедливости, слу­жения и созидания. Общество, где господствует этика совести, а человек является созидате­лем, творцом, служит Родине и народу. Сталин показал альтер­нативный путь развития всего человечества. Хозяева запад­ного проекта и цивилизации строят несправедливый миро­вой порядок – глобальную не­вольничью, рабовладельческую, кастовую цивилизацию, где есть кучка «хозяев жизни и денег», «избранных» которым позво­лено всё, и которые имеют дос­туп к подлинному знанию, са­мым передовым достижениям науки, техники, медицины. А ос­тальная масса людей погружена в мрак нищеты, не имеет дос­тупа к нормальному образова­нию и здравоохранению, посто­янно одурманивается различ­ными наркотиками: табаком, ал­коголем, более тяжелыми дур­манами, пищевыми суррога­тами, информационно-вирту­альными иллюзиями и т. д. Их срок жизни сознательно сокра­щается, духовность, интеллект и физическое состояние подав­ляются, опускаются на уровень двуногих орудий, скота.

При этом западные «элиты» постоянно разрабатывают и пре­творяют в жизнь планы по сокращению человеческой «био­массы». Чтобы больше ресурсов ос­талось «избранным», чтобы можно было создать чистенькую планету, без двуногих «вирусов», убиваю­щих Землю. Это и вредная пища, и под­саживание людей на лекарства, с подавле­нием нормального иммунитета и отсут­ствием нормальных программ по физиче­скому и духовному развитию людей. Это создание общества стресса, где люди вертятся как белки в колесе добывая ре­сурсы для «нормальной» жизни, но в реальности гробят психи­ческое и физическое здоровье, подсаживаются на стимуляторы и дурманы, чтобы временно за­быться. Это и общество потреб­ления, которая губит как пла­нету, её биосферу, так и самого человека, как часть общей жи­вой системы. Человека превра­щают в животное-потребителя, полностью зависимое от «хо­зяев жизни». Это и система, на­правленная на разрушение вос­производства человечества – пропаганда абортов, противоза­чаточных средств, идей бездет­ности, гомосексуальных «бра­ков», различных извращений (извращенцы детей не рожают), виртуальный секс, на очереди секс-роботы и т. д.

При Сталине в СССР стали строить справедливое государ­ство и общество, общество слу­жения и созидания, общество с господством этики совести. От­сюда мощнейший духовный на­родный порыв, который позво­лил не только создать сверх­державу, победить в самой страшной в истории человече­ства войне, но и ликвидировать все последствия жесточайшей мировой бойни, создать социа­листический лагерь, что позво­ляло противостоять западному миру, опирающемуся на свои колонии и полуколонии. Народ­ная поддержка позволила по­строить самостоятельное на­родное хозяйство, снабжавшее всем необходимым советских людей и даже поддерживать союзников, создать лучшие в мире вооруженные силы, ис­ключив угрозу нового открытого масштабного нападения на СССР-Россию на несколько по колений (большая часть жите­лей России живет в мире только благодаря этому фундаменту), создать лучшие в мире науку, образование, систему, раскры­вающую творческий, созида­тельный потенциал детей и мо­лодежи и многое другое.

Простой народ при жизни Ио­сифа Виссарионовича его бого­творил. О нём пели песни, ста­вили ему памятники, его имя присваивали городам и крупным предприятиям. Сталин и его правительство приняли разру­шенную и разорённую Россию, которая прошла через катаст­рофу прежнего проекта разви­тия в 1917 году. Большевики (русские коммунисты), вопреки распространенному мнению, к этой катастрофе отношения практически не имели, они уже просто взяли власть в погибшей «старой России». Предложили народу новый проект – совет­скую цивилизацию, который был в интересах подавляющей части народа. Сумели создать совет­скую сверхдержаву – вернули большую часть утраченных в годы смуты земель, победили Японию и Германию, которым проиграла царская Россия. Со­ветский Союз включил в свою сферу влияния половину пла­неты, включая Китай. За годы правления Сталина было пере­строено народное хозяйство, ставшее более эффективным, чем у стран лидеров капитали­стического мира, создали пере­довые отрасли промышленно­сти, которые имели только са­мые передовые державы – са­молетостроение, кораблестрое­ние, машиностроение, станко­строение, химпром, ВПК, раке­тостроение. Создали ядерное оружие и создали фундамент космической отрасли. Ликвиди­ровали безработицу, образова­ние и здравоохранение стали бесплатными и общедоступ­ными. Дети из бедных крестьян­ских семей, которые не имели никаких шансов при капита­лизме, становились при социа­лизме профессорами и марша­лами, летчиками-асами и мини­страми.

Под руководством Сталина была выиграна Вторая мировая война, когда хозяева Запада по­зволили взять власть в Европе немецким нацистам во главе с Гитлером. Хозяева Запада испу­гались советского проекта. Рос­сия становилась альтернатив­ным центром нового справедли­вого мирового порядка. Симпа­тии значительной части человечества, лучших людей Земли были на стороне «сол­нечной» советской ци­вилизации. В резуль­тате, по сути, был соз­дан «Евросоюз» во главе с Германией и вся его мощь – военно-техническая, демогра­фическая и экономиче­ская была брошена против советской циви­лизации, которая бро­сила вызов господству Запада над планетой. Однако русская (совет­ская) армия разгромила сильного и жестокого врага. Восточная и часть Центральной Европы, включая Восточную Германию, вошла в сферу влияния Мо­сквы. Советский Союз разгро­мил милитаристскую Японию, взяв реванш за позор Русско-японской войны 1904-1905 гг. и восстановив своё влияние на Дальнем Востоке. С нашей по­мощью в Китае победили ком­мунисты и Поднебесная при­знала СССР «старшим бра­том».

Сталин не дрогнул перед атомной угро­зой со стороны США, которые провели крова­вое «испыта­ние» ядерного оружия в Япо­нии. Москва имела на­столько мощ­ные вооружен­ные силы, что США и Англия с союзниками не решились сразу же после за­вершения Вто­рой мировой войны, начать «горячую» Тре­тью мировую войну (хотя планы были). Вскоре Москва создала свою атомную бомбу и быстрыми темпами создала первокласс­ный ядерный арсенал. Запад начал «холодную» Третью ми­ровую войну – информационно-идеологическую, экономиче­скую, тайную войну спецслужб, войну на территории других стран (Корейская война и т. д.).

Поэтому наши враги на За­паде и российские западники, предавшие СССР и идеалы со­циализма, социальной справед­ливости, и ненавидят Сталина. Они создали массу черных ми­фов, чтобы оболгать великого народного вождя. Однако правда находит дорогу даже в атмосфере тотальной лжи. По­этому образ Сталина в настоя­щее время снова популярен в русском народе. В годы его правления у людей была вера в социальную справедливость, в будущее народа и страны. Был создан мощный хозяйственный, научно-технический, образова­тельный, культурный и военный фундамент, который позволил России дожить до настоящего дня.

Даже откровенный враг Союза и непримиримый антикомму­нист, знаменитый британский премьер-министр У. Черчилль, выступая в палате об­щин 21 декабря 1959 года, в день 80-летия Сталина, признал его выдающуюся роль в мире: «Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жесто­кому времени того пе­риода, в котором прохо­дила его жизнь. Сталин был человеком необы­чайной энергии и несги­баемой силы воли, рез­ким, жестоким, беспо­щадным в беседе, кото­рому даже я, воспитан­ный здесь, в британском парла­менте, не мог ничего противо­поставить. Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма и способно­стью точно воспринимать мысли. Эта сила была на­столько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей всех времен и народов. Сталин произвел на нас величайшее впечатление. Он обладал глубокой, лишенной всякой паники, логически ос­мысленной мудростью. Он был непревзойдённым мастером на­ходить в трудные моменты пути выход из самого безвыходного положения. Кроме того, Сталин в самые критические моменты, а также в моменты торжества был одинаково сдержан и нико­гда не поддавался иллюзиям».

---------------------------------------------

= личность и теория =

Маргарита РОНЖИНА

Философия анархо-ком­мунизма

П. А. Кропот­кина

 

 

Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) – выдающийся рус­ский ученый, мыслитель-энцик­лопедист, обладавший много­гранным научным талантом. Основной пласт исследований мыслителя посвящён обществу, государству, личности, равно­правию и справедливости. Именно в эту научную область П. А. Кропоткин внёс значитель­ный вклад, как автор нескольких важнейших общефилософских концептов, изучение которых имеет принципиальное значе­ние для современной науки. Кроме того, наследие П. А. Кро­поткина включает ряд выдаю­щихся естественнонаучных тру­дов в области географии и гео­логии, касающихся изучения ледникового периода и полу­чивших широкое признание ми­рового научного сообщества. П. А. Кропоткин заложил основу теории четвертичных оледене­ний и ввёл термин «вечная мерзлота».

Он родился в Москве в родо­витой княжеской се­мье. В 1862 г. окончил при­вилегирован­ный кадетский (Пажеский) корпус. Пять лет (1862—1867) служил сотником амурского ка­зачьего войска и чиновником особых пору­чений при ге­нерал-губерна­торе Восточной Сибири. Уйдя в отставку, поступил на физико-математический факультет Пе­тербургского университета, стал членом-сотрудником Русского географического общества, за­тем секретарем его отделения физической географии. Пребы­вая в 1872 г. в Швейцарии, во­шел в контакт с Юрской феде­рацией I Интернацио­нала, нахо­дившейся под влиянием Баку­нина, стал убежденным анархо-ком­мунистом. По возвращении в Россию включился в ре­волюци­онную деятель­ность, был аре­стован, про­сидел два года в Пе­тропав­ловской крепости. В 1876 г. бежал из тюрьмы и уехал за границу, где жил до лета 1917 г., когда вернулся на родину.

Кропоткин — крупнейший дея­тель и теоретик запад­ноевро­пейского анархизма (все его ос­новные труды по истории, тео­рии и практике анархизма вы­шли сначала на французском и англий­ском языках). В России труды Кропоткина также поль­зовались широкой известно­стью, оказав большое влияние на русское народничество по­следней трети XIX в., на неона­роднические те­чения и русский анархизм на­чала XX столетия.

Социальная и политическая философия. В отличие от инди­видуалистических концепций западноевропейского анархизма Кропоткин исповедовал анархо-коммунизм, сущность которого можно свести к синтезу двух главных целей — свободы эко­номической и свободы полити­ческой. Будущее общество — это коммунизм полностью и не­ограниченно свободных людей; в анархическом обществе гос­подствует свободное развитие, свободный почин, свободная деятельность, свободные, доб­ровольные объединения и союзы; здесь каждым управляет только его собственная воля, но она не произвольная, а явля­ется результатом обществен­ных влияний; анархическое об­щество ищет равновесия между множеством свободно прояв­ляющихся сил. Суть анархизма, по Кропоткину, выражает прин­цип всеобщего равенства, обобщающий учения всех мо­ралистов и являющийся сино­нимом справедливости; из ра­венства вытекает солидар­ность.

Как и Бакунин, Кропоткин ви­дит в анархии отрицание вся­кого государства как олицетво­рения несправедливости, при­теснения, всяческой монополии. Он не приемлет парламента­ризм, всякое представительное правление, всякую власть пра­вительства, закон и авторитет. В анархическом обществе нет управляемых и управляющих, подчиненных и господствующих, принуждаемых и принуждаю­щих. Идеалу будущего соответ­ствует способ его достижения: коммунистическое общество нельзя навязать свыше, оно должно быть создано творче­ским умом самого народа. Если отрицается всякая власть, то анархия — это беспоря­док? Нет: в анархическом обществе нравственный уровень поддер­живается путем преследования и наказания антиобщест­венных поступков, путем воспитания и широкой взаимной поддержки в жизни. Здесь возникает свобод­ный союз, вольная федерация разного рода объединений лю­дей, соз­даваемых по поводу их общих дел местной жизни, на улице, в квартале, в общине, коммуне, городе, артели, в ра­бочих союзах, в провинциях, а также во всенародных и обще­народных обществах.

Во имя уничтожения деления общества на эксплуатируемых и эксплуатирующих анархо-ком­мунизм требовал обобществле­ния всего «общественного капи­тала» — земли, угольных копий, заводов, фабрик, жилых домов, средств, передвижения, экспро­приации всех богатств, находя­щихся в частном владении. В программе Кропоткина пропи­саны даже такие «детали», как принцип дарового жилья, общей собственности на жилые поме­щения, право каждой семьи на здоровую квартиру, общая соб­ственность на одежду и право брать из магазинов и мастер­ских то, что необходимо.

Что касается производства, то главные идеи Кропоткина сво­ дились к организации земледе­лия и фабричного производства на общественно-артельных на­чалах и к децентрализации по­следнего путем перенесения фабрик в деревни для извлече­ния выгод из соединения зем­леделия с промышленностью.

Анархо-коммунистический идеал Кропоткина строился по аналогии с «народными учреж­дениями» прошлых веков, кото­рые он усматривал в родовом строе, деревенской общине, ранних ремесленных союзах-гильдиях, в раннесредневеко­вом «народоправстве».

Теоретическая философия. В анархизме Кропоткин усматри­вал одно из многочисленных проявлений эволюции в миро­здании и стремился доказать, что мироздание и науки о нем построены как бы по анархиче­ским принципам децентрализа­ции и фе­дерации индивидуаль­ных элементов. Если раньше, писал Кропоткин, Земля пред­ставлялась центром Вселенной, затем цен­тром стало Солнце, то в настоящее время астро­номы изучают «беско­нечно малые» состав­ляющие Вселенной; прежний центр оказыва­ется рассеянным, он везде и вместе с тем ни­где. Каждый индивиду­альный человек также пред­ставляет собой «це­лый мир фе­дераций». В нау­ках наблюда­ется то же самое: раньше они изучали крупные результаты и крупные суммы, теперь изуча­ются глав­ным образом беско­нечно малые величины, т. е. индивиды, из ко­торых склады­ваются эти суммы.

И наконец, философия анар­хизма должна быть не только философией познания, но также руководительницей жизни; она призвана быть великой, поэти­ческой, вдохновляющей, про­никнутой духом освобождения. Философские системы заслужи­вали одобрения Кропоткина, если в них встречались практи­ческая ориентация на преобра­зование жизни, идеи свободы. Так, материалист Кропоткин це­нил, например, идеалиста Фихте, развивавшего идею сво­боды человека и его активно­сти.

Геосоциология и философия истории. Как и другие состав­ные части мировоззрения Кро­пот­кина, его социологическая кон­цепция складывалась посте­пенно. В зрелой своей форме она приобрела плюралистиче­ский характер. Не было таких важных социологических факто­ров, которые бы мыслитель не стремился учесть. Он дает не­которые основания говорить даже об элементах экономиче­ского материализма в своих со­чинениях, посвященных роли промышленности в жизни обще­ства. В число причин, сущест­венно влияющих на обществен­ное развитие, Кропоткин вклю­чал и метаэкономические фак­торы, в частности фактор за­воевания. Среди причин обще­ственного прогресса фигури­руют также умственные и нрав­ственные факторы. У Кропот­кина разные факторы не рядо­положены, но располо­жены в своеобразной ие­рархии: базой человече­ской истории, основой об­щественного развития у него выступает в первую очередь и по преимуще­ству географиче­ские фак­торы. В 60 — начале 80-х гг. XIX в. основным направ­лением развития мировоззре­ния Кропоткина стало географи­ческое по­нимание и истолкова­ние общества и истории чело­вечества. Он стал пропа­ганди­стом положения о том, что кли­мат, пища, почва и общий вид при­роды являются главней­шими агентами, обуслов­ливаю­щими прогресс че­ловеческих рас.

Изучение механизма социаль­ной эволюции сдела­лось одной из основных тем философско-исторической и социологической мысли Кро­поткина. В 1880 г. на съезде русских естествоиспыта­телей ученый-зоолог К. Ф. Кесс­лер прочел доклад, в котором дока­зывал, что, кроме откры­того Дарвином закона борьбы за существование, «закона взаим­ной борьбы», существует еще закон «взаимной помощи», ко­торый играет более важную роль для успешности борьбы видов за жизнь, чем первый за­кон. Распространив идею взаи­мопомощи на исследования по истории человеческих учрежде­ний и модифицировав ее в со­ответствии с анархо-коммуни­стическим идеалом, Кропоткин сделал такие выводы: фактор взаимной помощи является преобладающим элементом прогресса; главную роль в эти­ческом развитии человека иг­рает не вза­имная борьба, а вза­имная по­мощь; неверен тезис о том, что промышленный про­гресс обя­зан принципам инди­видуализма и конкуренции; вза­имная по­мощь — это лучший задаток дальнейшей эволюции челове­чества; человеческое общество зиждется на созна­нии, хотя бы инстинктивном, че­ловеческой солидарности, вза­имной зави­симости людей, вы­текающей из практики взаимо­помощи людей. Сквозь призму закона взаимо­помощи Кропот­кину видится и сущность всего исторического процесса.

В рамках геосоциологии и фи­лософии истории Кропоткин проявил интерес также к про­блемам развития этносов в за­висимости от географической среды. В поисках ответа на во­прос, почему существуют эт­носы более цивилизованные и менее цивилизованные, он пришел к выводу, что более вы­сокая цивилизация появилась в приморских областях с умерен­ным, теплым и жарким клима­том, а этносы отсталые, менее цивилизованные, так называе­мые дикари, занимают главным образом оконечности матери­ков, которые большею частью сохранили или недавно еще но­сили характер ранней постлед­никовой эпохи. Другая часть от­сталых этносов, по Кропоткину, — это племена, живущие в ма­лодоступных горных регионах.

Объясняя географическими факторами первоначальный «пусковой механизм» истории человечества, Кропоткин од­ними этими факторами не огра­ничивался, подключая к ним и другие в духе своей фактически плюралистической методологии, в том числе учитывал экономи­ческие и даже внешне незначи­тельные внеэкономические факторы. Так, важным факто­ром развития этносов Кропоткин считал их взаимодействие, ве­дущее к синкретизму в культуре, взаимному обогащению, не­смотря на некоторые негатив­ные издержки в этом процессе. На большом фактическом мате­риале Кропоткин доказывал, в частности, позитивный в конеч­ном счете итог взаимодействия русского этноса с другими этно­сами в сибирском регионе.

Этика. Как и другие народ­ники, Кропоткин проявил инте­рес к этической проблематике с первых своих работ. Но специ­ально теорией этики и нравст­венности он занялся с конца 80-х гг. XIX в. В 1888—1889 гг. он прочел в рабочей аудитории в Анкотском братстве в Манче­стере, а затем в Лондонском этическом обществе лекции на тему «Справедливость и нрав­ственность». С тех пор этиче­ская проблематика — неизмен­ный компонент всех работ Кро­поткина. И последний, пред­смертный, незаконченный труд он посвятил этике. В 1922 г. этот труд был опубли­кован под на­званием «Этика» с подзаголов­ком «Происхож­дение и развитие нравствен­ности».

Кропоткин стремился постро­ить этику на широком философ­ском основании, ос­вободив ее от религиозного догматизма и суеверий и от «метафизической мифоло­гии», как этику реали­стиче­скую, научную, эволюцио­ни­стскую и в то же время одухо­творенную высшими чувст­вами и светлыми надеждами.

Нравственное начало в че­ло­веке — это развитие ин­стинкта общительности, на­блюдающе­гося в живой при­роде. Общи­тельность — первый урок, кото­рый получает человек из изуче­ния природы, а также истории. Второй урок — появле­ние у него стремления к боль­шему сча­стью для личности и более бы­строму ее физиче­скому, умст­венному и нравст­венному про­грессу. Наука при­дает эволю­ционистской этике, этике разви­тия, философскую несомнен­ность.

ТОВАРИЩИ! Политсовет Сталинского блока Красноярья и Красноярский краевой комитет Коммунистической партии Советского Союза с глубоким прискорбием извещают о скоропостижной кончине одного из наших наиболее выдающихся соратников, много лет руководившего движением «Трудовой Минусинск», а равно минусинской организацией КПСС, нашего дорогого Юрия Александровича Базуева. До последних дней своей жизни Юрий Александрович с честью нес знамя борьбы за возрождение Союза ССР как социалистического государства, борьбы с разномастными антисоветчиками и русофобами, правящими бал в нашем несчастном Отечестве… Мы выражаем искреннее соболезнование близким и друзьям покойного, всем тем, кто знал и любил этого неординарного человека… Светлая память о Юрии Александровиче Базуеве, настоящем Коммунисте и Патриоте, навсегда сохранится в наших сердцах! Враг будет разбит! Победа будет за нами!  
Главную задачу реалистиче­ской этики составляет опреде­ление моральных целей. Этика должна взывать к лучшим ин­стинктам, к чему-то высшему — к любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, соглас­ной с идеалами, к сочетанию своих потребностей и желаний с потребностями и желаниями других. Первое основание нрав­ственности и науки о нравст­вен­ности — не обращаться с чело­веком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой (в данном случае — это парафраз и одного из библейских стихов и категорического императива Канта).

В нравственности Кропоткин выделял три основных эле­мента, три составные части:

1) инстинкт общительности, солидарности, из которого раз­виваются привычки и нравы; общительность — основная форма борьбы за существова­ние, поэтому и конечная цель этики состоит в том, чтобы не советовать каждому жить по­рознь, а обосновать идеал такой атмосферы в обществе, которая вела бы к благосостоянию всех и наибольшему счастью каждого в отдельности; 2) понятие спра­ведливости, означающее рав­ноценность всех людей, их рав­ноправие, равенство; 3) одоб­ряемое разумом нравственное чувство, которое, как считал Кропоткин, не совсем правильно называется самоотвержением, самопожертвованием, альтру­измом, великодушием.

Хотя идеал общительности и соответственно антииндивидуа­лизм ставится Кропоткиным на первое место, он не хочет, чтобы пострадал идеал лично­сти. Недостаточное развитие личности, ведущее к стадности, не­достаток личной творческой инициативы, составляют, по его мнению, один из главных тор­мозящих факторов. По­этому и ради идеала общи­тельности теория нравствен­ности не должна сковывать самодея­тельность личности и превра­щать человека в идей­ный авто­мат. Личностное на­чало в этике Кропоткина про­является и в том, что он при­знавал в опреде­ленных преде­лах принцип эго­изма, толкуе­мый как стремле­ние к наслаж­дению и избежа­нию страдания. Так понимае­мый эгоизм он рассматривал как универсаль­ный фактор органи­ческой жизни, закон природы, единст­венный мотив человече­ских поступков. Согласование двух противоположных стрем­лений человеческой природы — узко­личного, эгоистического на­чала и начала общительности, со­лидарности входит в число важнейших принципов этики Кропоткина.

Занятия в сфере теории нрав­ственности Кропоткин ес­тест­венно подчинял практиче­ским задачам анархо-коммуни­стиче­ского направления. В ра­боте «Нравственные начала анар­хизма» (М., 1906) он изла­гает «абрис моральных идей» анар­хиста: «Полная и абсолют­ная свобода личности; наи­большее количество возмож­ного счастья. Придерживайся простого прин­ципа справедли­вого равенства. Живи и наслаж­дайся полной жизнью, которая бьет через край, познай высшее наслажде­ние, будь силен, будь энергичен в своих действиях. Насаждай вокруг себя жизнь. Лгать, наду­вать, хитрить, интри­говать — значит заранее при­знавать свою слабость, не пе­няй на челове­чество, если сам парализуешь свою активную силу: будь си­лен; протестуй против неспра­ведливости, об­мана, неправо­судия. Борись! Борьба — это жизнь и тем бо­лее интенсивная, чем горячее самая борьба; то­гда ты смо­жешь сказать, что жил, и не от­дашь и нескольких часов этой жизни в обмен за целые годы прозябания в гни­лом болоте. Борись! Чтобы дать возмож­ность и другим жить тою пол­ною, бьющею ключом жиз­нью, и верь, ты обретешь в этой борьбе такие великие радости, каких не существует ни на каком другом поприще».

Этические принципы Кропот­кина составляют одну из разно­видностей морального кодекса анархо-коммунизма. Многие из них и до сих пор звучат акту­ально и во всяком случае ри­суют яркий портрет одного из выдающихся деятелей русской истории.

Опыт России XX столетия по­казал, что мировоззрение рус­ского народничества предшест­вующего века не во всех своих частях стало достоянием только истории. В 60—70-е гг. среди советских историков можно было наблюдать возрождение интереса к отдельным народни­ческим идеям. Особенно при­влекательной стала идея нека­питалистического пути развития. В наши дни среди молодежи есть сторонники анархизма ба­кунинского типа и т. д. Изучение истории философии народниче­ства поэтому не только явля­ется одним из способов попол­нения знаний об интеллекту­альной отечественной истории, но дает дополнительные воз­можности ориентации в сложной палитре идейных течений со­временной России.

----------------------------------------------

От Сталина до Путина. От сверхдержавы до деградирующей сырьевой колонии

 

Провал интеграционных процессов в странах СНГ. Ни одна из них (включаю Белоруссию и Казахстан) не является нашими стратегическими союзниками ни в военном плане, ни в политическом. Лишь ситуационное партнерство. Кризис 2014-2018 это доказал в полной мере. Где поддержка всех этих стран в Сирии, Крыму и украинском вопросе?

- Провал внешней политики по Украине. Из нейтрального государства Украина превратилась в яростно-враждебное с откровенно русофобским вектором поведения. Разорвались финансово-экономические, торговые, культурные связи, усилилось присутствие США и ЕС, а российские анклавы в виде ДНР и ЛНР находятся в полулегальном, удручающем положении. Русский мир завернулся, не успев начаться. О защите русских на Украине де-факто даже речи нет.

- Последовательное приближение сил НАТО к российским границам. Размещение систем ПРО США в Румынии и Польше, размещение ограниченного воинского контингента в странах Прибалтики, присутствие США на Украине. Усиление геополитического влияния США в Азербайджане, Грузии, Узбекистане и Киргизии. Безусловно, это провал российской внешней политики.

- Денежно-кредитная политика, не способная противостоять кризисам, что отчетливо показали события 2008-2009 и 2014-2015 гг. Неспособность борьбы с системными утечками капитала. Завышенная ключевая ставка, убивающая экономический рост. Денежно-кредитная политика, привязанная к внешним валютным потокам. Неспособность формирования замкнутого контура национальной финансовой системы.

- Темпы роста и дегенеративная структура экономики с гипертрофированным сырьевым сектором. С 2000 года рост в России является слабейшим не только среди ведущих развивающихся стран, но и среди стран бывшего СССР. С 2007 года темпы роста в России являются слабейшими в мире (третье место с конца после Украины и Греции).

- Наука и технологии. В России в количественном и качественном измерении не развиваются наукоемкие отрасли. Технологический экспорт на душу населения находится на 64 месте в мире на уровне с Венесуэлой, Уругваем, Ливаном и Саудовской Аравией, при этом доля техно-экспорта даже ниже, чем в 90-е!

- Медицина и продолжительность жизни. Россия находится на 109 месте в мире по продолжительности жизни ниже Украины, Киргизии, Молдавии и даже таких стран, как Ливия и КНДР! Количество больниц и поликлиник в России снизилось в разы с конца 90-х, как и количество коек. Причем в 80% случаев при закрытии больницы речь не идет о консолидации ее с другой больницей. Просто закрытие из-за недостатка финансирования. Качество медицины также хромает из-за недостатка финансирования и дефицита квалифицированных кадров (на смену профи из СССР приходит поколение ЕГЭ). В России по факту условно бесплатная медицина. Все, что сложнее перевязки и измерения температуры у терапевта так или иначе будет платно, либо с бесконечной очередью. Ситуация в Москве и Питере традиционно лучше, но в большинстве малых городов и тем более сел – близко к катастрофе.

- Образование. Существует критический дефицит квалифицированных кадров, и это проблема имеет долгосрочный характер. Кому мы передадим Россию? Общая эрудиция важна, но даже в узко-специализированной тематике огромные пробелы.

- Утечка кадров. Отсутствие перспективной и высокооплачиваемой работы для квалифицированных кадров ввиду отсутствия спроса со стороны государства и отсутствия частного сектора, занятого высокими технологиями. Все, кто что-то может и умеет, вынуждены уезжать из России, т.к. стране они не нужны. От культа инженеров, ученых, перешли к культу олигархов, воров и подонков.

- Отсутствие социальных лифтов. Все доходные места заняты детьми тузов. Подняться с нуля талантливому человеку практически невозможно. Трудолюбие, целеуст ремленность и талант не помогут.

- Низкая производительность труда. Данная проблема обусловлена неэффективным менеджментом, нацеленным на быстрое личное обогащение, и дегенеративной структурой экономики.

- Коррупция. Ущерб от нее еще и в том, что ее издержки ложатся на экономику, ограничивая покупательскую способность населения. Бизнес перекладывает издержки в цену, повышая ее, а население недополучает доходы. Чиновники порой прямо говорят бизнесу, что не подключат объект к энергосетям или не дадут место под застройку, пока не получат мзду. Есть еще более опасная форма коррупции, когда транснациональные корпорации платят федеральным и региональным чиновникам, чтобы те расчистили рынок сбыта под иностранную продукцию в ущерб отечественному производителю.

- Судебная система и отсутствие гарантий прав частной собственности. Российская специфика такова, что если вдруг ты кому-то не понравишься, то бизнес у тебя легко заберут и сделать ты ничего не сможешь, будь хоть трижды прав. Скажем, не заплатил вовремя откат – и до свидания.

- Дорожное строительство и транспортная связанность. Дорог строят сейчас в три раза меньше, чем в 2000 году, и в шесть раз меньше, чем во времена СССР. Хотя это самое лакомое место для откатов и воровства. В крупных городах ситуация еще более-менее, но вся остальная Россия в унынии и развалинах. Прогресса не видно.

- Воровство при госзакупках. Медведев еще в2010 г. говорил, что воруют здесь до 1 трлн. руб. в год. Отсюда крайне неэффективное расходование бюджетных денег и ограничение развитие добросовестного бизнеса.

- Компрадорская элита. «Устойчивость страны базируется еще и на том, что основная масса людей, владеющих капиталом, живет в этой стране, связывает с нею будущее своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с ее развитием», – говорил Путин в своих программных статьях в 2012 году. Но реалии таковы, что подавляющая часть системообразующей политической и олигархической элиты России никак не связывает свое будущее с Россией, вывозя капиталы и семьи за границу.

- Чрезвычайно большая дифференциация доходов, бедное население.

- Критическое устаревание и износ системообразующих основных фондов, хроническая недоинвестированность экономики, чрезвычайно низкая доля инвестиции в ВВП.

- Отсутствие предсказуемости экономического и политического ландшафта. Работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей, чтобы избежать возможного рейдерского захвата или невменяемых судебных решений.

- Отсутствие политической конкуренции. Напрочь зачищенное и стерилизованное политическое пространство. Это оборотная сторона узурпации власти. В итоге вместо оппозиции Россия получила каких-то деградантов и шоуменов на подсосе у западных спецслужб. Впрочем это еще больше укрепляет власть Путина в логике «лучше уж Путин, чем эти идиоты».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если свести все балансы, будет видно, что большая часть положительных моментов относится к периоду 2000-2007 – когда росла цена на нефть. Но с 2007 года по настоящий момент экономическая и финансовая динамика в России стали самыми худшими среди всех крупных развивающихся стран.

Но сейчас уже не 19 век и не начало 20-го. Даже слаборазвитые африканские, латиноамери канские и азиатские страны могут похвастаться тем, что население накормлено, имеет крышу над головой и на улице не стреляют в кого попало.

Минусы путинской России, увы, носят более глобальный и структурный характер, и потому подняться на новый рубеж она, кажется, принципиально не способна.

Низкие темпы развития и технологическая недоразвитость – это в долгосрочной перспективе станет для нас угрожающим фактором.

Прежде всего это будет выражаться в утрате рычагов влияния на глобальные процессы – попросту говоря, с Россией никто не будет считаться. Рычагов влияния на мир и сейчас нет, а дальше будет только хуже. Для России, имеющей огромную территорию и гигантские природные ресурсы, это может быть смерти подобно. Второй негативный момент в том, что низкие темпы развития будут все меньше привлекать инвестиций в Россию, а внутренние инвесторы все больше станут выводить активы из России. Все это еще больше усилит утечку мозгов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: