Александр САМСОНОВ
ПОЧЕМУ НЕНАВИДЯТ СТАЛИНА
«Моё имя будет оболгано, мне припишут множество злодеяний. Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия никогда уже не смогла подняться. Острие борьбы будет направлено на отрыв окраин от России. С особой силой поднимет голову национализм. Появится много вождей-пигмеев, предателей внутри своих наций…»
И. В. Сталин
«Сталин есть центр, сердце всего того, что лучами расходится от Москвы по всему миру».
Французский писатель А. Барбюс
65 лет назад, 5 марта 1953 года, ушел из жизни великий народный вождь Иосиф Сталин. Человек, который смог возродить русскую империю в виде Советского Союза, победившего во Второй мировой войне, создавший мощные вооруженные силы, ядерный щит нашей Родины, лучшую в мире науку и образование.
В «демократической России», созданной в 1991-1993 гг., его объявили маньяком и кровавым диктатором. Почему Сталина так ненавидят различные западники, либералы и местечковые националисты? Ответ прост. Сталин был настоящим народным вождём, который всю жизнь отдал на решение глобальных и национальных задач русской цивилизации и русского народа. Он заставил служить Родине не щадя себя правительство и коммунистическую партию. А после смерти не оставил ни богатств, ни счетов в заграничных банках, ни дворцов и вилл, ни ворованных миллиардов и золота. Его сокровищем стала советская сверхдержава.
Самое главное: Сталин показал магистральный путь будущей великой России (СССР) и всего человечества – общество «золотого века», общество социальной справедливости, служения и созидания. Общество, где господствует этика совести, а человек является созидателем, творцом, служит Родине и народу. Сталин показал альтернативный путь развития всего человечества. Хозяева западного проекта и цивилизации строят несправедливый мировой порядок – глобальную невольничью, рабовладельческую, кастовую цивилизацию, где есть кучка «хозяев жизни и денег», «избранных» которым позволено всё, и которые имеют доступ к подлинному знанию, самым передовым достижениям науки, техники, медицины. А остальная масса людей погружена в мрак нищеты, не имеет доступа к нормальному образованию и здравоохранению, постоянно одурманивается различными наркотиками: табаком, алкоголем, более тяжелыми дурманами, пищевыми суррогатами, информационно-виртуальными иллюзиями и т. д. Их срок жизни сознательно сокращается, духовность, интеллект и физическое состояние подавляются, опускаются на уровень двуногих орудий, скота.
|
При этом западные «элиты» постоянно разрабатывают и претворяют в жизнь планы по сокращению человеческой «биомассы». Чтобы больше ресурсов осталось «избранным», чтобы можно было создать чистенькую планету, без двуногих «вирусов», убивающих Землю. Это и вредная пища, и подсаживание людей на лекарства, с подавлением нормального иммунитета и отсутствием нормальных программ по физическому и духовному развитию людей. Это создание общества стресса, где люди вертятся как белки в колесе добывая ресурсы для «нормальной» жизни, но в реальности гробят психическое и физическое здоровье, подсаживаются на стимуляторы и дурманы, чтобы временно забыться. Это и общество потребления, которая губит как планету, её биосферу, так и самого человека, как часть общей живой системы. Человека превращают в животное-потребителя, полностью зависимое от «хозяев жизни». Это и система, направленная на разрушение воспроизводства человечества – пропаганда абортов, противозачаточных средств, идей бездетности, гомосексуальных «браков», различных извращений (извращенцы детей не рожают), виртуальный секс, на очереди секс-роботы и т. д.
|
При Сталине в СССР стали строить справедливое государство и общество, общество служения и созидания, общество с господством этики совести. Отсюда мощнейший духовный народный порыв, который позволил не только создать сверхдержаву, победить в самой страшной в истории человечества войне, но и ликвидировать все последствия жесточайшей мировой бойни, создать социалистический лагерь, что позволяло противостоять западному миру, опирающемуся на свои колонии и полуколонии. Народная поддержка позволила построить самостоятельное народное хозяйство, снабжавшее всем необходимым советских людей и даже поддерживать союзников, создать лучшие в мире вооруженные силы, исключив угрозу нового открытого масштабного нападения на СССР-Россию на несколько по колений (большая часть жителей России живет в мире только благодаря этому фундаменту), создать лучшие в мире науку, образование, систему, раскрывающую творческий, созидательный потенциал детей и молодежи и многое другое.
Простой народ при жизни Иосифа Виссарионовича его боготворил. О нём пели песни, ставили ему памятники, его имя присваивали городам и крупным предприятиям. Сталин и его правительство приняли разрушенную и разорённую Россию, которая прошла через катастрофу прежнего проекта развития в 1917 году. Большевики (русские коммунисты), вопреки распространенному мнению, к этой катастрофе отношения практически не имели, они уже просто взяли власть в погибшей «старой России». Предложили народу новый проект – советскую цивилизацию, который был в интересах подавляющей части народа. Сумели создать советскую сверхдержаву – вернули большую часть утраченных в годы смуты земель, победили Японию и Германию, которым проиграла царская Россия. Советский Союз включил в свою сферу влияния половину планеты, включая Китай. За годы правления Сталина было перестроено народное хозяйство, ставшее более эффективным, чем у стран лидеров капиталистического мира, создали передовые отрасли промышленности, которые имели только самые передовые державы – самолетостроение, кораблестроение, машиностроение, станкостроение, химпром, ВПК, ракетостроение. Создали ядерное оружие и создали фундамент космической отрасли. Ликвидировали безработицу, образование и здравоохранение стали бесплатными и общедоступными. Дети из бедных крестьянских семей, которые не имели никаких шансов при капитализме, становились при социализме профессорами и маршалами, летчиками-асами и министрами.
|
Под руководством Сталина была выиграна Вторая мировая война, когда хозяева Запада позволили взять власть в Европе немецким нацистам во главе с Гитлером. Хозяева Запада испугались советского проекта. Россия становилась альтернативным центром нового справедливого мирового порядка. Симпатии значительной части человечества, лучших людей Земли были на стороне «солнечной» советской цивилизации. В результате, по сути, был создан «Евросоюз» во главе с Германией и вся его мощь – военно-техническая, демографическая и экономическая была брошена против советской цивилизации, которая бросила вызов господству Запада над планетой. Однако русская (советская) армия разгромила сильного и жестокого врага. Восточная и часть Центральной Европы, включая Восточную Германию, вошла в сферу влияния Москвы. Советский Союз разгромил милитаристскую Японию, взяв реванш за позор Русско-японской войны 1904-1905 гг. и восстановив своё влияние на Дальнем Востоке. С нашей помощью в Китае победили коммунисты и Поднебесная признала СССР «старшим братом».
Сталин не дрогнул перед атомной угрозой со стороны США, которые провели кровавое «испытание» ядерного оружия в Японии. Москва имела настолько мощные вооруженные силы, что США и Англия с союзниками не решились сразу же после завершения Второй мировой войны, начать «горячую» Третью мировую войну (хотя планы были). Вскоре Москва создала свою атомную бомбу и быстрыми темпами создала первоклассный ядерный арсенал. Запад начал «холодную» Третью мировую войну – информационно-идеологическую, экономическую, тайную войну спецслужб, войну на территории других стран (Корейская война и т. д.).
Поэтому наши враги на Западе и российские западники, предавшие СССР и идеалы социализма, социальной справедливости, и ненавидят Сталина. Они создали массу черных мифов, чтобы оболгать великого народного вождя. Однако правда находит дорогу даже в атмосфере тотальной лжи. Поэтому образ Сталина в настоящее время снова популярен в русском народе. В годы его правления у людей была вера в социальную справедливость, в будущее народа и страны. Был создан мощный хозяйственный, научно-технический, образовательный, культурный и военный фундамент, который позволил России дожить до настоящего дня.
Даже откровенный враг Союза и непримиримый антикоммунист, знаменитый британский премьер-министр У. Черчилль, выступая в палате общин 21 декабря 1959 года, в день 80-летия Сталина, признал его выдающуюся роль в мире: «Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому времени того периода, в котором проходила его жизнь. Сталин был человеком необычайной энергии и несгибаемой силы воли, резким, жестоким, беспощадным в беседе, которому даже я, воспитанный здесь, в британском парламенте, не мог ничего противопоставить. Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма и способностью точно воспринимать мысли. Эта сила была настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей всех времен и народов. Сталин произвел на нас величайшее впечатление. Он обладал глубокой, лишенной всякой паники, логически осмысленной мудростью. Он был непревзойдённым мастером находить в трудные моменты пути выход из самого безвыходного положения. Кроме того, Сталин в самые критические моменты, а также в моменты торжества был одинаково сдержан и никогда не поддавался иллюзиям».
---------------------------------------------
= личность и теория =
Маргарита РОНЖИНА
Философия анархо-коммунизма
П. А. Кропоткина
Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) – выдающийся русский ученый, мыслитель-энциклопедист, обладавший многогранным научным талантом. Основной пласт исследований мыслителя посвящён обществу, государству, личности, равноправию и справедливости. Именно в эту научную область П. А. Кропоткин внёс значительный вклад, как автор нескольких важнейших общефилософских концептов, изучение которых имеет принципиальное значение для современной науки. Кроме того, наследие П. А. Кропоткина включает ряд выдающихся естественнонаучных трудов в области географии и геологии, касающихся изучения ледникового периода и получивших широкое признание мирового научного сообщества. П. А. Кропоткин заложил основу теории четвертичных оледенений и ввёл термин «вечная мерзлота».
Он родился в Москве в родовитой княжеской семье. В 1862 г. окончил привилегированный кадетский (Пажеский) корпус. Пять лет (1862—1867) служил сотником амурского казачьего войска и чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Уйдя в отставку, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, стал членом-сотрудником Русского географического общества, затем секретарем его отделения физической географии. Пребывая в 1872 г. в Швейцарии, вошел в контакт с Юрской федерацией I Интернационала, находившейся под влиянием Бакунина, стал убежденным анархо-коммунистом. По возвращении в Россию включился в революционную деятельность, был арестован, просидел два года в Петропавловской крепости. В 1876 г. бежал из тюрьмы и уехал за границу, где жил до лета 1917 г., когда вернулся на родину.
Кропоткин — крупнейший деятель и теоретик западноевропейского анархизма (все его основные труды по истории, теории и практике анархизма вышли сначала на французском и английском языках). В России труды Кропоткина также пользовались широкой известностью, оказав большое влияние на русское народничество последней трети XIX в., на неонароднические течения и русский анархизм начала XX столетия.
Социальная и политическая философия. В отличие от индивидуалистических концепций западноевропейского анархизма Кропоткин исповедовал анархо-коммунизм, сущность которого можно свести к синтезу двух главных целей — свободы экономической и свободы политической. Будущее общество — это коммунизм полностью и неограниченно свободных людей; в анархическом обществе господствует свободное развитие, свободный почин, свободная деятельность, свободные, добровольные объединения и союзы; здесь каждым управляет только его собственная воля, но она не произвольная, а является результатом общественных влияний; анархическое общество ищет равновесия между множеством свободно проявляющихся сил. Суть анархизма, по Кропоткину, выражает принцип всеобщего равенства, обобщающий учения всех моралистов и являющийся синонимом справедливости; из равенства вытекает солидарность.
Как и Бакунин, Кропоткин видит в анархии отрицание всякого государства как олицетворения несправедливости, притеснения, всяческой монополии. Он не приемлет парламентаризм, всякое представительное правление, всякую власть правительства, закон и авторитет. В анархическом обществе нет управляемых и управляющих, подчиненных и господствующих, принуждаемых и принуждающих. Идеалу будущего соответствует способ его достижения: коммунистическое общество нельзя навязать свыше, оно должно быть создано творческим умом самого народа. Если отрицается всякая власть, то анархия — это беспорядок? Нет: в анархическом обществе нравственный уровень поддерживается путем преследования и наказания антиобщественных поступков, путем воспитания и широкой взаимной поддержки в жизни. Здесь возникает свободный союз, вольная федерация разного рода объединений людей, создаваемых по поводу их общих дел местной жизни, на улице, в квартале, в общине, коммуне, городе, артели, в рабочих союзах, в провинциях, а также во всенародных и общенародных обществах.
Во имя уничтожения деления общества на эксплуатируемых и эксплуатирующих анархо-коммунизм требовал обобществления всего «общественного капитала» — земли, угольных копий, заводов, фабрик, жилых домов, средств, передвижения, экспроприации всех богатств, находящихся в частном владении. В программе Кропоткина прописаны даже такие «детали», как принцип дарового жилья, общей собственности на жилые помещения, право каждой семьи на здоровую квартиру, общая собственность на одежду и право брать из магазинов и мастерских то, что необходимо.
Что касается производства, то главные идеи Кропоткина сво дились к организации земледелия и фабричного производства на общественно-артельных началах и к децентрализации последнего путем перенесения фабрик в деревни для извлечения выгод из соединения земледелия с промышленностью.
Анархо-коммунистический идеал Кропоткина строился по аналогии с «народными учреждениями» прошлых веков, которые он усматривал в родовом строе, деревенской общине, ранних ремесленных союзах-гильдиях, в раннесредневековом «народоправстве».
Теоретическая философия. В анархизме Кропоткин усматривал одно из многочисленных проявлений эволюции в мироздании и стремился доказать, что мироздание и науки о нем построены как бы по анархическим принципам децентрализации и федерации индивидуальных элементов. Если раньше, писал Кропоткин, Земля представлялась центром Вселенной, затем центром стало Солнце, то в настоящее время астрономы изучают «бесконечно малые» составляющие Вселенной; прежний центр оказывается рассеянным, он везде и вместе с тем нигде. Каждый индивидуальный человек также представляет собой «целый мир федераций». В науках наблюдается то же самое: раньше они изучали крупные результаты и крупные суммы, теперь изучаются главным образом бесконечно малые величины, т. е. индивиды, из которых складываются эти суммы.
И наконец, философия анархизма должна быть не только философией познания, но также руководительницей жизни; она призвана быть великой, поэтической, вдохновляющей, проникнутой духом освобождения. Философские системы заслуживали одобрения Кропоткина, если в них встречались практическая ориентация на преобразование жизни, идеи свободы. Так, материалист Кропоткин ценил, например, идеалиста Фихте, развивавшего идею свободы человека и его активности.
Геосоциология и философия истории. Как и другие составные части мировоззрения Кропоткина, его социологическая концепция складывалась постепенно. В зрелой своей форме она приобрела плюралистический характер. Не было таких важных социологических факторов, которые бы мыслитель не стремился учесть. Он дает некоторые основания говорить даже об элементах экономического материализма в своих сочинениях, посвященных роли промышленности в жизни общества. В число причин, существенно влияющих на общественное развитие, Кропоткин включал и метаэкономические факторы, в частности фактор завоевания. Среди причин общественного прогресса фигурируют также умственные и нравственные факторы. У Кропоткина разные факторы не рядоположены, но расположены в своеобразной иерархии: базой человеческой истории, основой общественного развития у него выступает в первую очередь и по преимуществу географические факторы. В 60 — начале 80-х гг. XIX в. основным направлением развития мировоззрения Кропоткина стало географическое понимание и истолкование общества и истории человечества. Он стал пропагандистом положения о том, что климат, пища, почва и общий вид природы являются главнейшими агентами, обусловливающими прогресс человеческих рас.
Изучение механизма социальной эволюции сделалось одной из основных тем философско-исторической и социологической мысли Кропоткина. В 1880 г. на съезде русских естествоиспытателей ученый-зоолог К. Ф. Кесслер прочел доклад, в котором доказывал, что, кроме открытого Дарвином закона борьбы за существование, «закона взаимной борьбы», существует еще закон «взаимной помощи», который играет более важную роль для успешности борьбы видов за жизнь, чем первый закон. Распространив идею взаимопомощи на исследования по истории человеческих учреждений и модифицировав ее в соответствии с анархо-коммунистическим идеалом, Кропоткин сделал такие выводы: фактор взаимной помощи является преобладающим элементом прогресса; главную роль в этическом развитии человека играет не взаимная борьба, а взаимная помощь; неверен тезис о том, что промышленный прогресс обязан принципам индивидуализма и конкуренции; взаимная помощь — это лучший задаток дальнейшей эволюции человечества; человеческое общество зиждется на сознании, хотя бы инстинктивном, человеческой солидарности, взаимной зависимости людей, вытекающей из практики взаимопомощи людей. Сквозь призму закона взаимопомощи Кропоткину видится и сущность всего исторического процесса.
В рамках геосоциологии и философии истории Кропоткин проявил интерес также к проблемам развития этносов в зависимости от географической среды. В поисках ответа на вопрос, почему существуют этносы более цивилизованные и менее цивилизованные, он пришел к выводу, что более высокая цивилизация появилась в приморских областях с умеренным, теплым и жарким климатом, а этносы отсталые, менее цивилизованные, так называемые дикари, занимают главным образом оконечности материков, которые большею частью сохранили или недавно еще носили характер ранней постледниковой эпохи. Другая часть отсталых этносов, по Кропоткину, — это племена, живущие в малодоступных горных регионах.
Объясняя географическими факторами первоначальный «пусковой механизм» истории человечества, Кропоткин одними этими факторами не ограничивался, подключая к ним и другие в духе своей фактически плюралистической методологии, в том числе учитывал экономические и даже внешне незначительные внеэкономические факторы. Так, важным фактором развития этносов Кропоткин считал их взаимодействие, ведущее к синкретизму в культуре, взаимному обогащению, несмотря на некоторые негативные издержки в этом процессе. На большом фактическом материале Кропоткин доказывал, в частности, позитивный в конечном счете итог взаимодействия русского этноса с другими этносами в сибирском регионе.
Этика. Как и другие народники, Кропоткин проявил интерес к этической проблематике с первых своих работ. Но специально теорией этики и нравственности он занялся с конца 80-х гг. XIX в. В 1888—1889 гг. он прочел в рабочей аудитории в Анкотском братстве в Манчестере, а затем в Лондонском этическом обществе лекции на тему «Справедливость и нравственность». С тех пор этическая проблематика — неизменный компонент всех работ Кропоткина. И последний, предсмертный, незаконченный труд он посвятил этике. В 1922 г. этот труд был опубликован под названием «Этика» с подзаголовком «Происхождение и развитие нравственности».
Кропоткин стремился построить этику на широком философском основании, освободив ее от религиозного догматизма и суеверий и от «метафизической мифологии», как этику реалистическую, научную, эволюционистскую и в то же время одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами.
Нравственное начало в человеке — это развитие инстинкта общительности, наблюдающегося в живой природе. Общительность — первый урок, который получает человек из изучения природы, а также истории. Второй урок — появление у него стремления к большему счастью для личности и более быстрому ее физическому, умственному и нравственному прогрессу. Наука придает эволюционистской этике, этике развития, философскую несомненность.
ТОВАРИЩИ! Политсовет Сталинского блока Красноярья и Красноярский краевой комитет Коммунистической партии Советского Союза с глубоким прискорбием извещают о скоропостижной кончине одного из наших наиболее выдающихся соратников, много лет руководившего движением «Трудовой Минусинск», а равно минусинской организацией КПСС, нашего дорогого Юрия Александровича Базуева. До последних дней своей жизни Юрий Александрович с честью нес знамя борьбы за возрождение Союза ССР как социалистического государства, борьбы с разномастными антисоветчиками и русофобами, правящими бал в нашем несчастном Отечестве… Мы выражаем искреннее соболезнование близким и друзьям покойного, всем тем, кто знал и любил этого неординарного человека… Светлая память о Юрии Александровиче Базуеве, настоящем Коммунисте и Патриоте, навсегда сохранится в наших сердцах! Враг будет разбит! Победа будет за нами! |
В нравственности Кропоткин выделял три основных элемента, три составные части:
1) инстинкт общительности, солидарности, из которого развиваются привычки и нравы; общительность — основная форма борьбы за существование, поэтому и конечная цель этики состоит в том, чтобы не советовать каждому жить порознь, а обосновать идеал такой атмосферы в обществе, которая вела бы к благосостоянию всех и наибольшему счастью каждого в отдельности; 2) понятие справедливости, означающее равноценность всех людей, их равноправие, равенство; 3) одобряемое разумом нравственное чувство, которое, как считал Кропоткин, не совсем правильно называется самоотвержением, самопожертвованием, альтруизмом, великодушием.
Хотя идеал общительности и соответственно антииндивидуализм ставится Кропоткиным на первое место, он не хочет, чтобы пострадал идеал личности. Недостаточное развитие личности, ведущее к стадности, недостаток личной творческой инициативы, составляют, по его мнению, один из главных тормозящих факторов. Поэтому и ради идеала общительности теория нравственности не должна сковывать самодеятельность личности и превращать человека в идейный автомат. Личностное начало в этике Кропоткина проявляется и в том, что он признавал в определенных пределах принцип эгоизма, толкуемый как стремление к наслаждению и избежанию страдания. Так понимаемый эгоизм он рассматривал как универсальный фактор органической жизни, закон природы, единственный мотив человеческих поступков. Согласование двух противоположных стремлений человеческой природы — узколичного, эгоистического начала и начала общительности, солидарности входит в число важнейших принципов этики Кропоткина.
Занятия в сфере теории нравственности Кропоткин естественно подчинял практическим задачам анархо-коммунистического направления. В работе «Нравственные начала анархизма» (М., 1906) он излагает «абрис моральных идей» анархиста: «Полная и абсолютная свобода личности; наибольшее количество возможного счастья. Придерживайся простого принципа справедливого равенства. Живи и наслаждайся полной жизнью, которая бьет через край, познай высшее наслаждение, будь силен, будь энергичен в своих действиях. Насаждай вокруг себя жизнь. Лгать, надувать, хитрить, интриговать — значит заранее признавать свою слабость, не пеняй на человечество, если сам парализуешь свою активную силу: будь силен; протестуй против несправедливости, обмана, неправосудия. Борись! Борьба — это жизнь и тем более интенсивная, чем горячее самая борьба; тогда ты сможешь сказать, что жил, и не отдашь и нескольких часов этой жизни в обмен за целые годы прозябания в гнилом болоте. Борись! Чтобы дать возможность и другим жить тою полною, бьющею ключом жизнью, и верь, ты обретешь в этой борьбе такие великие радости, каких не существует ни на каком другом поприще».
Этические принципы Кропоткина составляют одну из разновидностей морального кодекса анархо-коммунизма. Многие из них и до сих пор звучат актуально и во всяком случае рисуют яркий портрет одного из выдающихся деятелей русской истории.
Опыт России XX столетия показал, что мировоззрение русского народничества предшествующего века не во всех своих частях стало достоянием только истории. В 60—70-е гг. среди советских историков можно было наблюдать возрождение интереса к отдельным народническим идеям. Особенно привлекательной стала идея некапиталистического пути развития. В наши дни среди молодежи есть сторонники анархизма бакунинского типа и т. д. Изучение истории философии народничества поэтому не только является одним из способов пополнения знаний об интеллектуальной отечественной истории, но дает дополнительные возможности ориентации в сложной палитре идейных течений современной России.
----------------------------------------------
От Сталина до Путина. От сверхдержавы до деградирующей сырьевой колонии
Провал интеграционных процессов в странах СНГ. Ни одна из них (включаю Белоруссию и Казахстан) не является нашими стратегическими союзниками ни в военном плане, ни в политическом. Лишь ситуационное партнерство. Кризис 2014-2018 это доказал в полной мере. Где поддержка всех этих стран в Сирии, Крыму и украинском вопросе?
- Провал внешней политики по Украине. Из нейтрального государства Украина превратилась в яростно-враждебное с откровенно русофобским вектором поведения. Разорвались финансово-экономические, торговые, культурные связи, усилилось присутствие США и ЕС, а российские анклавы в виде ДНР и ЛНР находятся в полулегальном, удручающем положении. Русский мир завернулся, не успев начаться. О защите русских на Украине де-факто даже речи нет.
- Последовательное приближение сил НАТО к российским границам. Размещение систем ПРО США в Румынии и Польше, размещение ограниченного воинского контингента в странах Прибалтики, присутствие США на Украине. Усиление геополитического влияния США в Азербайджане, Грузии, Узбекистане и Киргизии. Безусловно, это провал российской внешней политики.
- Денежно-кредитная политика, не способная противостоять кризисам, что отчетливо показали события 2008-2009 и 2014-2015 гг. Неспособность борьбы с системными утечками капитала. Завышенная ключевая ставка, убивающая экономический рост. Денежно-кредитная политика, привязанная к внешним валютным потокам. Неспособность формирования замкнутого контура национальной финансовой системы.
- Темпы роста и дегенеративная структура экономики с гипертрофированным сырьевым сектором. С 2000 года рост в России является слабейшим не только среди ведущих развивающихся стран, но и среди стран бывшего СССР. С 2007 года темпы роста в России являются слабейшими в мире (третье место с конца после Украины и Греции).
- Наука и технологии. В России в количественном и качественном измерении не развиваются наукоемкие отрасли. Технологический экспорт на душу населения находится на 64 месте в мире на уровне с Венесуэлой, Уругваем, Ливаном и Саудовской Аравией, при этом доля техно-экспорта даже ниже, чем в 90-е!
- Медицина и продолжительность жизни. Россия находится на 109 месте в мире по продолжительности жизни ниже Украины, Киргизии, Молдавии и даже таких стран, как Ливия и КНДР! Количество больниц и поликлиник в России снизилось в разы с конца 90-х, как и количество коек. Причем в 80% случаев при закрытии больницы речь не идет о консолидации ее с другой больницей. Просто закрытие из-за недостатка финансирования. Качество медицины также хромает из-за недостатка финансирования и дефицита квалифицированных кадров (на смену профи из СССР приходит поколение ЕГЭ). В России по факту условно бесплатная медицина. Все, что сложнее перевязки и измерения температуры у терапевта так или иначе будет платно, либо с бесконечной очередью. Ситуация в Москве и Питере традиционно лучше, но в большинстве малых городов и тем более сел – близко к катастрофе.
- Образование. Существует критический дефицит квалифицированных кадров, и это проблема имеет долгосрочный характер. Кому мы передадим Россию? Общая эрудиция важна, но даже в узко-специализированной тематике огромные пробелы.
- Утечка кадров. Отсутствие перспективной и высокооплачиваемой работы для квалифицированных кадров ввиду отсутствия спроса со стороны государства и отсутствия частного сектора, занятого высокими технологиями. Все, кто что-то может и умеет, вынуждены уезжать из России, т.к. стране они не нужны. От культа инженеров, ученых, перешли к культу олигархов, воров и подонков.
- Отсутствие социальных лифтов. Все доходные места заняты детьми тузов. Подняться с нуля талантливому человеку практически невозможно. Трудолюбие, целеуст ремленность и талант не помогут.
- Низкая производительность труда. Данная проблема обусловлена неэффективным менеджментом, нацеленным на быстрое личное обогащение, и дегенеративной структурой экономики.
- Коррупция. Ущерб от нее еще и в том, что ее издержки ложатся на экономику, ограничивая покупательскую способность населения. Бизнес перекладывает издержки в цену, повышая ее, а население недополучает доходы. Чиновники порой прямо говорят бизнесу, что не подключат объект к энергосетям или не дадут место под застройку, пока не получат мзду. Есть еще более опасная форма коррупции, когда транснациональные корпорации платят федеральным и региональным чиновникам, чтобы те расчистили рынок сбыта под иностранную продукцию в ущерб отечественному производителю.
- Судебная система и отсутствие гарантий прав частной собственности. Российская специфика такова, что если вдруг ты кому-то не понравишься, то бизнес у тебя легко заберут и сделать ты ничего не сможешь, будь хоть трижды прав. Скажем, не заплатил вовремя откат – и до свидания.
- Дорожное строительство и транспортная связанность. Дорог строят сейчас в три раза меньше, чем в 2000 году, и в шесть раз меньше, чем во времена СССР. Хотя это самое лакомое место для откатов и воровства. В крупных городах ситуация еще более-менее, но вся остальная Россия в унынии и развалинах. Прогресса не видно.
- Воровство при госзакупках. Медведев еще в2010 г. говорил, что воруют здесь до 1 трлн. руб. в год. Отсюда крайне неэффективное расходование бюджетных денег и ограничение развитие добросовестного бизнеса.
- Компрадорская элита. «Устойчивость страны базируется еще и на том, что основная масса людей, владеющих капиталом, живет в этой стране, связывает с нею будущее своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с ее развитием», – говорил Путин в своих программных статьях в 2012 году. Но реалии таковы, что подавляющая часть системообразующей политической и олигархической элиты России никак не связывает свое будущее с Россией, вывозя капиталы и семьи за границу.
- Чрезвычайно большая дифференциация доходов, бедное население.
- Критическое устаревание и износ системообразующих основных фондов, хроническая недоинвестированность экономики, чрезвычайно низкая доля инвестиции в ВВП.
- Отсутствие предсказуемости экономического и политического ландшафта. Работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей, чтобы избежать возможного рейдерского захвата или невменяемых судебных решений.
- Отсутствие политической конкуренции. Напрочь зачищенное и стерилизованное политическое пространство. Это оборотная сторона узурпации власти. В итоге вместо оппозиции Россия получила каких-то деградантов и шоуменов на подсосе у западных спецслужб. Впрочем это еще больше укрепляет власть Путина в логике «лучше уж Путин, чем эти идиоты».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если свести все балансы, будет видно, что большая часть положительных моментов относится к периоду 2000-2007 – когда росла цена на нефть. Но с 2007 года по настоящий момент экономическая и финансовая динамика в России стали самыми худшими среди всех крупных развивающихся стран.
Но сейчас уже не 19 век и не начало 20-го. Даже слаборазвитые африканские, латиноамери канские и азиатские страны могут похвастаться тем, что население накормлено, имеет крышу над головой и на улице не стреляют в кого попало.
Минусы путинской России, увы, носят более глобальный и структурный характер, и потому подняться на новый рубеж она, кажется, принципиально не способна.
Низкие темпы развития и технологическая недоразвитость – это в долгосрочной перспективе станет для нас угрожающим фактором.
Прежде всего это будет выражаться в утрате рычагов влияния на глобальные процессы – попросту говоря, с Россией никто не будет считаться. Рычагов влияния на мир и сейчас нет, а дальше будет только хуже. Для России, имеющей огромную территорию и гигантские природные ресурсы, это может быть смерти подобно. Второй негативный момент в том, что низкие темпы развития будут все меньше привлекать инвестиций в Россию, а внутренние инвесторы все больше станут выводить активы из России. Все это еще больше усилит утечку мозгов.