Одна из ритмоформул Болеро.




Занятие №5. Народная музыкальная культура Испании.

 

Испанская музыка прошла длинный путь развития. В 711 году в Испанию вторглись арабы, быстро захватившие почти весь полуостров, кроме северо-западной областей страны (Галисии, Астурии, Басконии). Утвердившиеся в южной части Испании арабы создали Халифат столицей в Кордобе, ставшей мировым центром испано-арабской культуры. Высокого расцвета достигла в Испании арабская музыка, чётко делившаяся на профессиональную музыку, культивировавшуюся при дворах арабских правителей и народную. Особенно славилась Андалусийская школа, созданная знаменитым теоретиком, певцом и инструменталистом Зириабом (9 в.). Он кодифицировал правила сочинения музыки и методы искусства пения, прибавил 5-ю струну к лютне и ввёл в употребление плектр из орлиного пера. Широкое распространение и длительное существование арабской музыки на Пиренейском полуострове не смогло, однако, ослабить национальное своеобразие и самобытность испанской народной музыки.

Испания состоит из ряда замкнутых, обособленных областей. Всего их пятнадцать. В свою очередь, эти области образуются из провинций. Андалусия, например, имеет четыре провинции: Хаэн, Кордова, Севилья, Гранада. Таких провинций насчитывается до сорока семи.

Из этих областей своей музыкальностью выделяются:

v Северная Баскония, с ее сурово-мужественной мелодикой, сложной ритмикой, воинственными танцами.

Музыка басков в наибольшей степени сохраняет архаичные черты как в ладовой сфере (особые виды диатоники), так и в метроритмической структуре (характерные 5-дольные и вообще «неправильные» метры). С древних времён там сохраняются танцы с мечами и щитами, восходящие к военным играм.

Танец с мечами (Баскония)

 

Сюда же можно отнести и танец Пасодобль. Это темпераментный, живой, экспрессивный танец, который в переводе означает «двойной шаг». Пасодобль берет свое начало с корриды Испании и является прообразом действий быка и тореадора только в хореографическом варианте. Популярность этой испанской музыки стала настолько высока, что пасодобль был включен в латиноамериканскую программу соревнований по бальным танцам.

v Музыка Галисии обнаруживает древнюю кельтскую основу, хотя и с очень сильным астильским влиянием. По своему общему колориту и ладовому складу (частое применение гармонического и мелодического мажора) она служит связующим звеном между испанской музыкой и португальской. В галисийской народной музыке преобладают лирические песенные формы.

Галисийская песня.

 

v Древняя Кастилия (находится в центре страны, но ближе к северу) славится старинными плавными напевами, но также сложного ритмического строения.

Музыка Кастилии богата и песенными, и танцевальными формами. Для неё характерна стихотворная метрика романсов и сегидилий. Кастильский мелос, сочетающий внутреннюю энергию с внешней сдержанностью и строгостью, господство диатоники, нередко своеобразно окрашенной, малый диапазон мелодий, преобладающие 3-дольные и смешанные метры, полиритмия и как главный аккомпанирующий и сольный инструмент - гитара.

Кастильская сегидилья.

 

Болеро – испанский народный танец, получивший распространение именно в Кастилии. Характерные музыкально-стилевые черты: размер 3/4, особенные ритмоформулы, умеренный темп. Во время исполнения у зрителей создается ощущение, что танцоры парят в воздухе, поэтому произошло и название болеро от испанского «парить».

Одна из ритмоформул Болеро.

 

v Каталония (на северо-востоке Испании), язык и музыка которой близки французскому Провансу.

В ладовой структуре каталонской музыки господствует чётко выраженный мажоро-минор, песенные формы преобладают над танцевальными. Наиболее частые размеры – двудольные и шестидольные (в отличие от 3-дольных,доминирующих в Арагоне и Кастилии).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: