Выполнила: Харлова Ольга Николаевна, студент группыB41-z, «Управление воспитательной работой и Правоведение», 4 курс
Термин «менеджмент» сравнительно недавно вошел в русский язык и имеет несколько значений:
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления – непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [2, с. 38].
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций, таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ.
3) Менеджмент – это орган управления. Иными словами, менеджмент - это организационная структура, предназначенная для управления той или иной организацией, регионом, страной.
4) Под менеджментом также понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют другими людьми. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Поэтому, под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.
6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Хорошему менеджеру необходимы не только знания основной дисциплины, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
|
7) И, наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей и специальностей, связанных с управлением. О нем рассказывают также будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников [5, с. 32].
Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» не противоречат друг другу. Они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.
Обратимся к другому понятию – «менеджер». Кто он такой?
Мы знаем, что менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них есть бригадиры, заведующие и другие линейные руководители. Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами. Их особая роль состоит в принятии окончательных решений, определении целей деятельности, а также основных направлений в развитии предприятий и организаций.
Таким образом, менеджер – это управляющий, который организует работу в компании или на предприятиях, координирует деятельность сотрудников, руководит производством. По сути, это начальник, который в компании является представителем среднего или высшего руководящего звена [5, с. 48]
Мы рассмотрели понятия «менеджмент», «менеджер» и хотелось бы остановиться еще на одном понятии – «самоменеджмент», поскольку на сегодняшний день этот термин занимает одно из ведущих мест в системе социального управления и означает организацию личной работы руководителя (и не только), управление собой.
|
Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время [9].
Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
В специальной литературе по основам менеджмента [3, 5] можно встретить и понятие «тайм менеджмента». Эти два термина не имеют различий, означают одно и то же: «Самоменеджмент (или таймменеджмент) – техника правильного использования времени».
Искусство управлять собой, своимвременем, своей жизнедеятельностью, руководить течением своей жизни, развиваться и совершенствоваться – вот основной перечень задач, рассматриваемых самоменеджментом.
В ритме современной жизни проблема «нехватки времени» становится актуальной абсолютно для всех слоев активного населения (сюда относятся не только руководители, заместители директоров, начальники, но и студенты очных и заочных форм обучения, аспиранты, учащиеся и т.д.)[1]
Любой человек, за исключением младенцев и лежачих больных, вынужден управлять самим собой, своими делами, планировать и распределять свое время. Даже тогда, когда на нас со всех сторон сваливаются разные задания и работа захлестывает, можно, благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга), одновременно достигая успеха в том или ином времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (а значит получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Аллен Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным» [4].
|
О том, что такое самоменеджмент, слышали и знают немногие. Но с тем, что управление собой, своим временем и ресурсами полезно и правильно, знают и соглашаются многие. Но … проблема самоорганизации и самоуправления по-прежнему остается у многих. Объяснений этому несколько:
Во-первых, многие не видят смысла в том, чтобы научиться распределять свое время, либо попросту не умеют этого делать, потому что, в свою очередь, опять-же-таки не видят смысла этому учению. А зря! Ведь основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, т.е. добиваться результатов и улучшать качество своей жизни. И это нужно понимать. А также нужно понимать тот факт, что управление собой позволяет достичь поставленных в жизни целей и чувствовать, что жизнь не проходит мимо. Самоменеджмент учит быть организованным. Быть организованным – значит быть подготовленным. Это позволяет чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями.
Во-вторых, многие считают, что само менеджменту невозможно научиться. Это тоже неправда. Специалисты уверяют, что научиться самоменеджменту можно с помощью специальных курсов или самостоятельно. При этом курсы больше подойдут для обучения сотрудников компании. Что касается самостоятельного обучения, то здесь больше всего подойдут чтение соответствующих книг (теоретических, где описываются стандарты и техники), а также биографии и автобиографии великих людей, в которых описываются их истории достижения успеха. Ниже мы еще раз вернемся к вопросу о том, как нужно учиться распределять свое время.
Больше всех нехваткой времени страдают студенты заочных отделений университетов или колледжей. Кажется практически невозможным совмещать свою работу с получением образования, когда и семейных дел невпроворот. Студенты подвержены постоянным стрессам, у них возникают проблемы с успеваемостью… Единственное, что можно здесь порекомендовать – это научиться правильно распределять свое время. Но возникает вопрос «Как это сделать?»
Комаров Е. И. призывает следовать следующим правилам [2]:
Правила начала дня:
- начинайте день с позитивным настроением;
- начинайте работу по возможности в одно и то же время;
- выполняйте сначала ключевые задания, а потом – второстепенные;
- приступайте к своим обязанностям без раскачивания;
- оставляйте сложные и более важные, срочные дела на утро, потому что позже время может уйти на решение текущих дел.
Правила основной части дня:
- логичная подготовка работы;
- избегайте всегда незапланированных импульсивных действий;
- вовремя делайте паузу и соблюдайте размеренный темп;
- небольшие однородные задания лучше выполняйте серией (благодаря непрерывности и концентрированности на процессе достигается экономия времени);
- всегда рационально завершайте начатое (отвлечение и следующее возвращение к работе требуют некоторого времени, потому начатое дело нужно доводить до конца, либо прерывать в нужный момент);
- работайте антициклично (т.е. в начале дня целесообразнее заниматься важнейшими заданиями, а в более беспокойный период – делами менее важными);
- стремитесь всегда выкроить спокойное время для восстановления сил;
- контролируйте всегда свое время и планы.
Правила завершения рабочего дня:
- вечером всегда завершайте начатые небольшие дела;
- всегда контролируйте свои результаты;
- составляйте план на следующий день;
- помните, что каждый день должен иметь свою кульминацию.
И помните: всегда нужно осознавать цели своей деятельности, всегда нужно понимать, что вы ждете от своей работы, каких конкретно результатов. Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей в жизни до плана на день. Каждой задаче ставьте фиксированные сроки. Сложную задачу всегда делите на мелкие подзадачи [1, 2].
«Самое главное – определить главное» (П. Г. Перерва). Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности. После определения важного дела следует оценить последствия в случае его выполнения или невыполнения. Ведь важная задача имеет серьезные последствия, если не будет выполнена в срок. Также следует отметить тот факт, что, бросая дело и возвращаясь к нему снова и снова, эффективность работы может снизиться до 5 раз. Сосредоточенность, целенаправленность – еще один секрет управления временем [7]
Используйте закон принудительной эффективности, который говорит о том, что на все времени никогда не хватает, но его всегда достаточно для самого важного. Поэтому еще раз! важно собраться и заставить себя сделать в первую очередь дела, которые могут принести наибольшую выгоду и результат.
Все дела можно разделить на 4 группы (по методу Эйзенхауэра):
1. Срочные и важные;
2. Важные, но не срочные;
3. Срочные, но не важные;
4. Не срочные и не важные.
Срочные и важные дела. Попытка отложить такие дела на потом (в соответствии с характеристикой) создаст ненужные проблемы – за них нужно приниматься самому и немедленно.
Важные, но не срочные. Такие задачи можно отложить, однако они могут оказать сильное влияние в долгосрочной перспективе, т.к. имеют привычку становиться срочными и важными, если их постоянно откладывать.
Срочные, но не важные. Мало сказываются на успехе. Занятие срочными, но не важными делами не дает результата и может сильно отразиться на эффективности работы. Такие дела отнимают большую часть временного резерва. Это как раз те задачи, которые по возможности нужно перепоручать или уменьшать их количество.
Не срочные и не важные дела не имеют никакого значения и не несут никаких последствий при их невыполнении. Такие дела можно смело вычеркивать из своего списка.
В завершении разговора о самоменеджменте и таймменеджменте хотелось бы вспомнить притчу про старую лягушку. Эта притча гласит: если первым делом с утра вы должны съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это самое плохое, что может случиться с вами за весь день.
Здесь сравнивают лягушку с самым неприятным и важным делом, которое следует сделать в срочном порядке. Откладывая его, мы способны создать лишнее эмоциональное напряжение и нежелательные последствия. Нужно действовать без лишних раздумий и промедлений – просто взять и сделать. Это даст заряд бодрости на целый день! [9]
Самый главный вопрос, который нужно задавать себе ежедневно – «Как использовать свое время с наибольшей пользой?». Ищите ответ на этот вопрос сами, а ответив на него, сможете удвоить вашу производительность.
Основной ресурс каждого из нас – время. Можно им распорядиться с пользой, можно потратить без какого-либо результата. Рационально управлять своими делами – своей производственной деятельностью и своей жизнью в целом - основа успеха для любого из нас. Другими словами, каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет самим собой.
«Время – самый ограниченный капитал, и, если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим» (П. Друкер) [6]
Время – это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность – его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономической величины, но и от того, как он распоряжается самым ценным приобретением – временем. Руководитель должен сознательно и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленной цели.
Список литературы:
1. Исаченко, И. И. Основы самоменеджмента / И. И. Исаченко. – М: ООО «Научно-издательский центр «ИНФРА-М», 2012. - 312 с.
2. Комаров, Е. И. Результативный самоменеджмент: учеб.пособие / Е. И. Комаров. – М.: изд. центр РИОР, ООО «ИНФРА-М», 2012. - 133 с.
3. Малоземов, Б. В/ Менеджмент / Б. В. Малоземов, К. Ч. Акберов, Т. В. Плюхина. - Новосибирск: НГТУ, 2015. – 328 с.
4. Мюллер, В. К. Англо-русский словарь 115 тысяч слов / В. К. Мюллер. – М: ООО «Стандарт», 2015. – 720 с.
5. Орлов, А. И. Менеджмент [Электронный ресурс] / А. И. Орлов. – Режим доступа:www.aup.ru
6. П. Друкер: афоризмы, мысли, высказывания, цитаты великих …. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.ippnou.ru
7. Понятие «управление» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.psylist.ru
8. Сачков, Ю. В. Статистические методы [Электронный ресурс] / Ю. В. Сачков. – Режим доступа:www.iph.ras.ru
9. Тайм-менеджмент: простые способы управления временем [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.psyfactor.org