Причины суицидального поведения.




Рассмотрим основные причины суицида среди подростков. Кроме таких общих факторов, как преобладание урбанистической культуры, нарастание экологического дискомфорта, подмена традиционных религиозных форм поведения человека нетрадиционными, воздействие средств массовой информации, существуют и другие, так называемые частные факторы. При этом причины суицида среди взрослых и подростков, как правило, различаются.

1. Неблагополучная обстановка в семье. Как показывает статистика, 70% случаев суицида были связаны с взаимоотношениями в семье. Семейные проблемы послужили причиной демонстративного и аффективного суицидального поведения в 51-52% и истинного покушения на самоубийство в 13% случаев. Рассматривая эту причину, хотелось бы отметить, что такая обстановка может создаться как в обеспеченных семьях, так и в малообеспеченных (т.е. материальный достаток не является гарантом благополучия взаимоотношений между родителями и детьми). Под неблагополучной обстановкой можно понимать следующие ситуации: во-первых, частое отсутствие родителей дома, в результате чего у подростка возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции (так, покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному взрослому). Как правило, таким подросткам не с кем больше общаться, так как со сверстниками они не поддерживают близких отношений. Во-вторых, непонимание проблем подростков старшим поколением. В-третьих, около половины подростков, совершивших попытки самоубийства. Выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или ушел из семьи.

2. Проблемы в школе. Они, как правило, связаны с получением отличником-подростком неудовлетворительной оценки, с возникшим конфликтом между подростком и учителем. Так, например, перед началом 1988 учебного 16 японских школьников совершили самоубийства из-за страха получить плохие отметки.

3. Проблемы взаимоотношений с друзьями, наиболее часто с противоположным полом (29% - аффективное суицидальное поведение, 26% - демонстративное суицидальное поведение и 12% истинное суицидальное поведение). При наличии таких проблем самоубийство чаще всего становится или актом агрессии, направленном на тот объект, который явился источником возникновения отрицательных эмоций. Так, например, получив неудовлетворительную оценку, подросток, который учился на отлично и считает, что она поставлена незаслуженно, может совершить самоубийство, чтобы заставить учителя почувствовать вину или убить учителя (в одном из литературных источников описывался и такой случай). В приведенном нами списке в основном лидирует «несчастная» любовь. По этому поводу психиатры говорят, что первая любовь прекрасна, даже если «не повезло» и это конечно не повод лишать себя жизни.

4. Особенности развития личности в совокупности с высокой внушаемостью и подражаемостью. В эту категорию мы отнесем подростков, которые совершили самоубийства в результате гибели их кумира или под влиянием «неразделенной любви» к своему кумиру. Статистических данных по этому поводу достаточно: четыре подростка, узнав о смерти Игоря Сорине, солиста группы «Иванушки», шагнули из своего окна вслед за ним; после смерти Жени Белоусова повесилась девушка из Тамбова; после смерти Курта Кобейна, лидера группы «Нирвана», фан-клуб этой группы совершил попытку массового суицида; в результате неразделенной любви к Майклу Джексону свели счеты с жизнью 6 девушек и 2 молодых человека; после триумфа фильма «Титаник» из-за любви к Леонардо ди Каприо повесились, отравились и выбросились из окна 14 человек. И этот «черный список» можно было еще продолжать и продолжать. Как же объяснить причину этих суицидов, ведь не только же любовью к своим кумирам? Психологи утверждают, что многие подростки в период формирования личности испытывают трудности в общении с противоположным полом, комплексуют из-за своей внешности, а любовь к кумиру как бы страхует их от неудач. Иными словами, все происходит только в воображении, и ничего не мешает уверить себя в собственной неотразимости, значительности – получается, что подросток чувствует себя причастным к жизни известного человека. Чаще всего со временем это проходит, но бывает и так, что подросток привыкает к чувству избранности, которое не нуждается в реальном подтверждении и уже не может начать нормально общаться со сверстниками. К таким детям родители должны быть особенно внимательны, и попытаться перевести это увлечение в чисто музыкальное русло, заинтересовать подростка чем-то еще и ни в коем случае не оставлять его одного.

Случаи самоубийств в результате подражания достаточно часто встречаются и на Западе. Так, техасском городе Пиано произошло восемь самоубийств молодых людей, после того как себя задушил один учащийся средней школы. В информационных источниках отмечался даже факт объединения подростков с целью создания своеобразной субкультуры самоубийств.

Подталкивающим фактором совершения суицидной попытки является употребление алкоголя и наркотиков. По данным А.Е. Личко при истинном и аффективном суицидальном поведении алкогольное опьянение имело место в 26-27%, а при демонстративном – в 16%.

Самоубийства чаще всего происходят в весеннее время и, как правило, днем. Объясняется это тем, что день является временем наибольшего оживления человеческой деятельности, «когда скрещиваются и перекрещиваются человеческие отношения, а социальная жизнь наиболее интенсивна». Так, еще Ф.Ницше, Н.В. Гоголь, М.М.Пришвин отмечали особое влияние на психику человека «слепящего полдня». Именно полдень составляет наиболее опасное в плане суицидальных попыток время суток.

Количество самоубийств значительно выше среди городских жителей, чем в сельской местности. Состоящие в браке совершают самоубийства реже. Однако, как отмечают некоторые авторы, это не относится к молодежи, так как их брак не спасает от проблем и не является сдерживающим фактором. Довольно часто с помощью брака молодежь пытается решить проблемы во взаимоотношениях в семье и др., а это не всегда получается, и круг замыкается. Представитель американской гуманитарной науки Ф.Райс утверждает, что потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

 

Заключение.

…Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится прекрасней.

Таким образом, по результатам нашего теоретического исследования суицидального поведения, можно сделать следующие выводы:

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui – себя, caedere - убивать) – намеренное лишение себя жизни. Термин «суицидальное поведение» особенно применим к подростковому возрасту, так как он объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Кроме таких общих факторов, как преобладание урбанистической культуры, нарастание экологического дискомфорта, подмена традиционных религиозных форм поведения человека нетрадиционными, воздействие средств массовой информации, существуют и другие, так называемые частные факторы, влияющие на возникновение желания покончить жизнь самоубийством.

Попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать заранее и предотвратить их.

В нашей работе мы попытались рассмотреть самые острые проблемы суицидального поведения, такие как виды суицидального поведения, теоретические концепции причин, причины суицида, профилактика суицидального поведения.

Список использованной литературы.

1. Ведрин Ж., Вебер Д. можно ли оценить риск суицида? //Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 3. С. 69-72.;

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадарин Ф.Д., Савченко И.П., Шаровалов В.А. Социология молодежи. – Ростов-на-Дону, 2001;

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.,1983;

4. Личко А.Е. Основные типы нарушения поведения у подростков. – Патологические нарушения поведения у подростков. – Л., 1973. С. 5-16;

5. Личко А.Е., Александров А.А., Вдовиченко А.А. и др. Подростки с повышенным риском алкоголизации (к проблеме психопрофилактики алкоголизма). – Лечение и реабилитация больных алкоголизмом. – Л.,1977. С. 50-54.;

6. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное// Социологические исследования. 1998. № 8. С.69-72.;

7. Пормо К. и др. Суицидальное поведение в юношеском возрасте // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. №1. С. 128-130.;

8. Э.Дюркгейм. Самоубийство. Социологический этюд. - М., Мысль, 1994., С. 49.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: