Профилактика возникновения нарушений письменной речи
(рекомендации учителя – логопеда)
Уважаемые родители!
Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребёнка 5-6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической (возрастной) нормой, они бывают неустойчивы и быстро исчезают. Но бывают случаи, когда зеркальные ошибки носят достаточно стойкий характер.
Постоянно работая над понятиями право – лево, верх – низ, учим правильно писать цифры, привлекая образы и другие яркие примеры, при этом каждый раз настойчиво напоминаем, что глаза и ручка по строчке движутся слева направо, причём начало строки, хорошо пометить ярким значком. Движение глаз по строке надо отрабатывать специально, но лучше в игровой форме, выложив, например, строчку разноцветных кружочков, когда ребёнок последовательно называет их цвета. Постепенно длину строчки увеличивать, а задание немного усложнять. Надо настойчиво обращать внимание ребёнка на неверное изображение буквы или цифры, исправляя и придумывая, на что похожа цифра (буква), с проговариванием этого сравнения вслух.
Часто неверное зеркальное изображение букв или цифр закрепляется у ребёнка именно в дошкольном возрасте, когда он сам начинает их писать. Но если ребёнок левша или ещё не отдал предпочтение какой - либо руке, это чревато неприятными последствиями.
Приемы работа по формированию пространственных представлений:
§ формирование и развитие у ребёнка схемы тела (дифференциация правой и левой руки).Формирование умения безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
§формирование и развитие понятий «дальше - ближе»;
|
§ формирование и развитие пространственных представлений в речи: пространственные предлоги, наречия места и времени, антонимы величин и формы (узкий/широкий, высокий/низкий, плоский/выпуклый и т.д.).
§Развитие графо-моторных навыков включает отработку пространственных представлений и ориентировку на листе бумаги, развитие чувства размерности, выработка правильного направления движения по строкам и странице; отработка тонкой моторики при выполнении графических упражнений, развитие регуляторных процессов.
§написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
§совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия "вверх", "вниз", "право", "влево". Для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов;
После того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т. п.
Приёмы, помогающие детям лучше запоминать
зрительный образ букв и цифр:
- Порисуйте цифру (букву) вместе с ребенком, выясните, на что она похожа, акцентируя внимание на том, «куда она смотрит».
- При знакомстве с буквой (цифрой) выясните из каких элементов она состоит и куда смотрит. Обращайте внимание на направление письма и точку, из которой начинать написание. Для этого необходимо обсудить с ребёнком «главные точки», в которых направление письма меняется.
- Собирать буквы (цифры) из мозаики.
- Письмо букв (цифр) в воздухе, не забывая, откуда начинать и куда вести.
- Письмо букв (цифр) через кальку.
- Отгадывание ребёнком написанной вами в воздухе буквы (цифры). При этом взрослый пишет зеркальное изображение, стоя к ребёнку лицом. Начать можно с лёгкого изображения, например с круга.
- Отгадывание букв (цифр), нежно написанных пальцем мамы на его (её) спине (если с трёх раз ребёнок не отгадает, разрешите ему посмотреть, как вы это делаете на тыльной стороне ладони, пусть привыкнет к ощущениям).
- Выкладывание букв (цифр) из счётных палочек, спичек.., мозаики, верёвочек, проволоки, крупы, природного материала
- Обводка буквы (цифры) по пунктирным линиям.
- Обводка правильных букв (цифр). Игра «Найди правильную букву»
- Лепка буквы (цифры) из пластилина.
- Зачёркивание «неправильных» букв (цифр)
- Составление буквы (цифры) из двух частей.
- Игра «Узнай букву» (определение букв на ощупь – буквы из пластилина).
- Игра «Найди букву на картинке»
- Игра «Узнай и дорисуй букву».
- Закрашивание буквы (цифры).
- Узнавание букв, написанных на руке ребёнка.
- Рисование буквы (цифры) красками.
- Соединение одинаковых букв (цифр) верёвочкой.
- Игра «Узнай букву» (зашумлённые буквы).
- Рисование буквы (цифры) на манной крупе, песке.
- Узнавание буквы (цифры) по отдельным элементам.
- Вырезание из цветной бумаги.
- Вычёркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»).
- Упражнения: «Закончи узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори рисунок».
- Моделирование букв из цепочек, монеток.
|