Музыкальные инструменты.




Занятие №7. Народная музыкальная культура

Скандинавских стран.

 

Регион скандинавских стран традиционно включает три страны: Финляндию, Норвегию и Швецию. Кроме них сюда относят еще Данию и Исландию. Эти страны помимо географической близости и северного местоположения имеют и ряд других общих черт: общность исторического, культурного развития, высокий уровень экономического развития и благосостояния и сравнительно небольшое по численности население.

Финляндия - «страна тысячи озер» (следствие ледникового прошлого), не имеет богатых природных ресурсов, за исключением лесных и водных. Значительная часть страны - Лапландия - расположена за Полярным кругом. Берега Финского и Ботнического заливов изрезаны мелководными бухтами с расположенными там островами - шхерами.

Особое влияние на финскую музыку оказали традиционные карельские мелодии и лирика, которая черпала своё вдохновение из эпоса «Калевала».

Возникновение музыкальной традиции связано с происхождением народной поэзии, руны которой на протяжении веков исполняли под звуки кантеле. По мнению древних финнов, музыка, наделённая чудодейственной силой, позволяет победить всё враждебное.

Норвегия - страна древних викингов. Большую ее часть занимают Скандинавские горы. Культура Норвегии прочно связана с историей и географическим положением страны. Корни норвежской культуры восходят к традициям викингов, средневековой «эпохе величия» и сагам. Хотя обычно норвежские мастера культуры испытывали влияние западноевропейского искусства и впитали многие его стили и сюжеты, тем не менее, в их творчестве отражалась специфика родной страны.

Уникальная крестьянская культура, сохранившаяся и по сей день, возникла благодаря скудности природных ресурсов, обусловленной холодным климатом и гористым ландшафтом, но также на неё во многом повлияли средневековые скандинавские законы. Бедность, борьба за независимость, восхищение природой — все эти мотивы проявляются в норвежской музыке, литературе и живописи (в том числе декоративной). Природа до сих пор играет важную роль в народной культуре, об этом свидетельствуют необычайное пристрастие норвежцев к спорту и жизни на лоне природы.

Наибольшее влияние на культуру Норвегии оказали Дания и Швеция. В Средние века большое значение имела культура Германии с лютеранством, в XVIII веке на смену Германии пришла Франция, затем в XIX веке лидирующие позиции вновь заняла Германия, а после Второй мировой войны Норвегия стала ориентироваться на англоязычные страны. За последние 30 лет страна из этнически гомогенной превратилась в мультикультурную благодаря большому количеству иммигрантов. Особенно в столице Норвегии, Осло, где около четверти населения иностранцы, заметна многокультурность общества.

Именно поэтому, культура Норвегии построена на принципах эгалитаризма[1], и любые проявления элитизма сильно критикуются обществом. Норвегия считается одной из самых развитых и благополучных стран мира с низким уровнем преступности.

Норвежцы не забывают музыкальные традиции страны, которые сложились из традиций северогерманских народов и культуры саамов. По-прежнему популярны народные музыка и танцы. Традиционные сельские танцы до сих пор исполняют во время праздников (свадьба, похороны, религиозные праздники).

 

Швеция - страна, занимающая большую часть Скандинавского полуострова. Сейчас Швеция является известным экспортером музыки. Известность музыкальной Швеции принес ансамбль «АББА».

Швецию называют «страной опаздывающих профессоров». Дело в том, что по старой шведской традиции преподаватель имеет право опаздывать на занятие ровно на четверть часа. А занятия в шведских университетах начинаются в девять утра. Если профессор задерживается на большее время, то занятие отменяется. Не было случая, чтобы кто-либо из преподавателей пренебрег своим традиционным историческим правом на опоздание.

У Швеции богатая музыкальная традиция, в пределах от средневековых народных баллад к музыке хип-хопа. Издавна в Швеции были популярны хороводные танцы с пением и парные, восходящие к обрядовым свадебным. Кроме них существовали различные пастушеские песни, близкие йодлям.

 

Йойки.

Традиционным песнопением, объединяющим все скандинавские страны, является йойк. Йойк – это традиционное народное пение саамов (северного народа, проживающего на территории 4 стран – Норвегии, Швеции, Финляндии и России).

Изначально йойк не был отдельным жанром – эти распевы были частью религиозных шаманских обрядов, за что в своё время христиане приравняли эти песнопения к колдовству и категорически запретили. У саамов йойк придумывается при рождении человека и является не менее важным, чем имя. При этом йойк может изменяться в течение жизни, вместе с изменением человека и его жизни.

Традиционный йойк не имеет ни начала, ни конца, и может исполняться с любого места и в любой момент заканчиваться. Так же он, как правило, не имеет осмысленного текста, потому что согласно саамским поверьям йойк передает сущность того, о чём поётся. Тексты йойков нередко основаны на сценах из саамских сказок, древних легенд. Также, есть свадебные, похоронные, шуточные йойки, и даже йойки с политическими призывами.

Йойк – это полугорловое пение на саамском языке, для которого характерен особый повторяющийся ритм, повтор коротких звуковых ячеек и слов. Сами по себе они могут даже не нести смысловой нагрузки. Классический йойк поётся а-капелла, но поскольку слушать это современному человеку достаточно затруднительно, современные исполнители дополняют голос инструментами.

Музыкальные инструменты.

Ка́нтеле – карельский и финский струнный щипковый инструмент, родственный гуслям. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

От слова «кантеле» образовано слово «Кантелетар» — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840—1841 годах. Суффикс tar обозначает женский род, то есть кантелетар — дочь кантеле или муза-покровительница игры на этом инструменте.

Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из берёзы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Постепенно увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй (число струн могло доходить до тридцати девяти). В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость усовершенствования инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.

В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.

 

Лур

Возникновение лура относится археологами еще к бронзовому веку. Первоначально это был металлический инструмент изогнутой формы, употребляемый для военных и охотничьих сигналов. В настоящее время лур известен среди пастухов в горных районах Норвегии. Он представляет собой прямую деревянную трубу до двух метров длины, обвитую берестой. Мелодии, исполняемые на луре, носят призывно-фанфарный характер. Строй инструмента – по ступеням натурального звукоряда – дает возможность исполнять только простейшие мелодии типа сигнала, клича, но тембр, его мягкостью и сочностью, отчасти напоминает звук валторны.

 

 

Лангелейк

Среди старинных струнных инструментов выделяется щипковый инструмент, известный еще в эпоху викингов,- лангелейк. Лангелейк – инструмент продолговатой формы с резонатором и восемью струнами, из которых одна, основная, служит для исполнения мелодии, а другие, имеющие постоянную настройку, - для аккомпанемента. Звук извлекается пальцами правой руки. Инструмент при этом лежит горизонтально, подобно древнерусским гуслям.

Мелодии, исполняемые на лангелейке, - не отличались ни особой изысканностью ритма, ни той сложной цветистой орнаментикой, которая столь характерна для норвежской скрипичной музыки. В настоящее время этот инструмент вышел из употребления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: