Работа выполняется на фактическом материале, собранном студентами на объектах исследования.
Контрольная работа имеет своей целью: систематизацию, закрепление практических навыков по дисциплине «Менеджмент» на примере конкретной организации.
Задачи:
- обследовать внутреннюю среду организации и выделить «сильные» и «слабые» стороны;
- проанализировать внешнюю среду организации, выявить возможности и угрозы, которые могут возникнуть по отношению к организации.
Контрольная работа оформляется на листах формата А4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми кафедрой к оформлению контрольных работ. Общий объем работы должен составлять 10-15 страниц. При этом необходимо выделить следующие разделы:
Введение
1 Общая характеристика организации
2 Анализ внешней среды организации
2.1 Анализ факторов внешней среды косвенного воздействия
2.2 Анализ факторов внешней среды прямого воздействия
3 Управленческое обследование внутренней среды организации
Заключение
Список источников
Общая характеристика организации. Общая характеристика организации должна включать:
• наименование предприятия, его местоположение;
• характеристика организационно-правовой формы, ее особенности с точки зрения законодательства;
• история создания;
• отраслевая принадлежность предприятия;
• основные виды деятельности миссия и цели предприятия.
В подразделе «Анализ факторов внешней среды косвенного воздействия» описываются экономические, политические, социальные, технологические и правовые компоненты макроокружения организации. Важно отметить тенденции изменения основополагающих факторов и их влияние на будущее организации.
|
Источником информации для данного раздела служат:
- официальные материалы (законы, указы, постановления);
- аналитические статьи в специализированных журналах;
- изучение мнения специалистов организации.
Выводом по данному подразделу служит выявление критических факторов в каждой составляющей для отрасли и организации и их возможные изменения и тенденции.
В подразделе «Анализ факторов внешней среды прямого воздействия» основное внимание уделяется тем составляющим внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии:
- покупатели (потребители, клиенты);
- поставщики;
- конкуренты.
Выводом по данному подразделу «Анализ внешней среды организации » служит выявление угроз и возможностей факторов внешней среды.
При управленческом обследовании внутренней среды организации изучается:
· кадровый срез,
· производственный,
· маркетинговый,
· финансовый,
· организационная культура и имидж.
Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем предприятий сосредоточены в их персонале.Основные проблемы в этой области можно выявить, ответив на следующие вопросы:
- каков уровень компетентности и подготовки высшего руководства?
- достаточно ли персонала?
- эффективна ли подготовка и повышение квалификации персонала?
- имеются ли потери ведущих специалистов?
-насколько эффективно организован труд?
- имеется ли эффективная система вознаграждения? и т.д.
Производство. В процессе обследования анализируем:
- можно ли производить товары с более низкими издержками по сравнению с конкурентами? Если нет, то почему?
|
- доступны ли новее материалы, технологии и комплектующие?
- каково состояние оборудования и хорошо ли оно обслуживается?
- существует ли на предприятии эффективная система регулирования и контроля качества? и т.д.
Маркетинг. Необходимо выделить следующие области для анализа:
- доля рынка и конкурентоспособность. Каковы тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами?
- разнообразие и качество номенклатуры товаров и услуг.
- есть ли предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов?
- насколько эффективен, сбыт, реклама и продвижение товара? и т.д.
Финансы. Для предприятия обследование финансов и бухгалтерского учета абсолютно необходимо, это поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости.
Организационная культура и имидж организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания на предприятии. Руководство использует её для привлечения работников определенных типов и стимулирования определенных типов поведения.
Имидж это образ предприятия, существующий во внешней среде, он может привлекать или отталкивать как покупателей, так и претендентов на вакантные места.
Выводом по данному разделу служат выявленные сильные и слабые стороны по каждому элементу внутренней среды.