Элементы деятельности | Тип совместной деятельности | Сферы общественной деятельности |
Субъекты (те, кто действуют) | Социальная деятельность | Социальная сфера |
Вещи (орудия, с помощью которых осуществляются действия) | Материальное производство | Материально-производственная сфера |
Символы и знаки (носители информации) | Духовная деятельность | Духовная сфера |
Организационная и управленческая деятельность | Организационная (политическая) сфера |
2. Основные исследовательские программы в обществоведении:
По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества:
· НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ: абсолютизируется значение природных факторов (климатических, космических, биологических) в развитии общества и его представляют естественным продолжением эволюции живой природы.
· КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ (КУЛЬТУРНО-ЦЕНТРИСТСКАЯ)
· ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
· КЛАССИЧЕСКОГО И ПОСТКЛАССИЧЕСКОГО МАРКСИЗМА
· КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
· ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ФЕНОМЕНА СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИИ
· ПРОГРАММА СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА
· ПРОГРАММА ОБЩЕСТВЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ, «СИСТЕМЫ» И «ЖИЗНЕННОГО МИРА» и др.
1. НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА:
--исторически первая исследовательская программа, возникшая в период Нового времени
--рассматривала общество по аналогии с природой, как естественное продолжение закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное её образование.
-- допускала применение методологических особенностей естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образцу естественных наук (механики, географии, биологии, экономики…)
|
--с помощью этих частных естественных наук и объяснялись закономерности развития общества.
--кризис натуралистической программы был связан с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности и природной реальности, развитием таких наук как антропология, история, культурология, этнология, психология…
2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ (КУЛЬТУРНО-ЦЕНТРИСТСКАЯ) ПРОГРАММА:
----Культура, социальные связи в данной программе занимают центральное место в противовес натуралистической программе, где точкой отсчёта были различные проявления природной зависимости человеческого общества.
-- Культура воспринималась не как деятельность, направленная на реализацию природной сущности человека, а как феномен, обеспечивающий формирование человека и его социальных связей, как продукта истории и самой истории, в ходе которой меняется человек.
--закономерности развития общества объяснялись с помощью социально-гуманитарных наук – истории, антропологии, психологии, искусства и др.
-- Общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощён мир моральных, эстетических, духовных ценностей, культурных образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов.
-- ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ: *Общественная жизнь по самому существу духовна, а не материальна (Франк).
*Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем (Дильтей).
* При объяснении закономерностей социальной жизни необходимо учитывать символический характер социальных взаимодействий (Сорокин).
|
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММЫ:
--Объяснение социальной жизни на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов
-- Объяснение общества и общественных отношений с точки зрения определяющей роли психологии индивида, его эмоциональных и волевых характеристик; сферы бессознательного; психологии групп; социальной психологии межиндивидуальных отношений.
4. МАРКСИСТСКАЯ ПРОГРАММА:
--Возникла в 40-х гг. 19 века, существуют различны её версии (Маркс, Ленин, Фромм, Грамши …)
-- Основывалась на выявлении тенденций к усилению общественного характера труда, так как причиной социальных конфликтов называлась частная собственность.
--Кардинальная идея: научно-технический прогресс и превращение науки в производительную силу общества взломает рамки классовых и национальных отношений, создаст условия для раскрепощения человека, превратит историю человечества во всемирный процесс, который обозначается данной программой как СОЦИАЛИЗМ и КОММУНИЗМ.
--Классовая борьба, социальная революция и диктатура пролетариата рассматривались как способ решения социальных проблем.
-- Исторический прогресс рассматривался уже не как «развитие понятия свободы», а как практическое движение и освобождение человечества.
-- Идея освобождения человечества и коммунизм как новый свободный тип исторического развития – ведущие ценности данной программы.
--Историческое развитие общества – это смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определённой ступени развития, определяемой по господствующему способу производства.
|
5. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (М. ВЕБЕРА): стр. 199
--эту концепцию Вебер назвал «понимающей социологией» - социология анализирует социальное действие и тем самым объясняет его причину,
-- понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый и переживаемый смысл, т.е. через осознание этого действия отдельным человеком,
--социальное познание кроме «субъективного смысла» включает всё многообразие человеческой культуры: идеи, идеологию, мировоззрения,…
--Вебер выделяет 4 типа социального действия:
* ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как условия или средства действия, ориентированного на достижение собственных целей.
* ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ – определяется социальной верой в ценность определённого способа поведения независимо от конечного успеха деятельности.
* АФФЕКТИВНОЕ – определяется непосредственно чувствами, эмоциями.
* ТРАДИЦИОННОЕ – побуждается усвоенной привычкой или традицией.
6. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ФЕНОМЕНА СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИИ (Д.Мид):
--Мид отрицал изначальную данность людям разума и сознания и подчёркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играют символы: жесты и язык
--Символическому окружению человека Мид придавал огромное значение, поскольку считал, что оно оказывает решающее значение на формирование сознания личности и человеческого «Я».
--Поведение человека можно представить в виде определённого набора «ролей», которые человек играет в обществе. Анализ этих ролей даёт основание для суждения о поведении человека и его личности, поскольку его внутреннее состояние выражается в любых поведенческих актах.
7. ПРОГРАММА СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА (Т. Парсонс и Р. Мертон):
--Социальная система с точки зрения Парсонса, предполагает наличие 3 подсистем:
* личностная система (действующие акторы)
* система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей),
* физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.
Для того, чтобы выжить каждая система должна соответствовать 4 требованиям:
+ адаптация (К физическому окружению, экономика)
+ достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения, политика)
+ интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути её соотнесения с существующими отличиями)
+ поддержание образцов, латентность (средства достижения относительной стабильности, социализация)
Все подсистемы связаны между собой средствами обмена, которые представляют собой: деньги, власть, влияние, латентность.
8. ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ (Юрген Хабермас)
--Центральным ядром концепции выступает проблема преодоления неадекватного (отчуждённого) статуса общественности (как проявления общего кризиса европейской установки на вертикальную структу ру субъектно-объектного отношения)
--Целевой вектор социальной философии Хабермана - установление принципиально ненасильственных способов социального бытия как «универсального примирения».
----Фундаментальным условием осуществления этой программы считают радикальную трансформацию европейской рациональности, моделирующей насилие в жестких формах логического дедуктивизма и технологического операционализма.